Памятник чапаеву в самаре сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Памятник Чапаеву в Самаре находится на одноименной площади напротив драматического театра. Скульптура была установлена в 1932 году в честь 15-летия Октябрьской революции. Авторами памятника являются скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард.

Монумент представляет собой целую скульптурную группу, на которой в общей сложности изображены 8 человек. Это Василий Чапаев на коне и с шашкой, боец-башкир, крестьянин-партизан, женщина с винтовкой, матрос с пулеметом, солдат, комиссар, татарин. На высоком двойном постаменте со ступеньками доска с цитатой Владимира Ленина. Высота памятника 10 метров, размеры основания 17 на 22 метра.

Все фигуры композиции, за исключением коня выполнены размером в полтора роста человека. Фигуры памятника созданы с учётом местного революционного колорита и имеют символическое значение. Лицо главной фигуры - самого Чапаева скульптор ваял с сына комдива, который был похож на отца. Отдельные фигуры красноармейцев и Анки - пулемётчицы имели своих прототипов из реальных жителей Самары и среднего поволжья.

Памятник Чапаеву был сделан в Ленинграде и затем отправлен в Самару. На месте, где находится монумент, были похоронены 12 красногвардейцев. Точная копия памятника находится в Санкт-Петербурге неподалеку от Военной академии связи имени Буденного.

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву - горою Революции и Гражданской Войны, легендарному комдиву( начдиву) 25 Конной Армии был установлен в Самаре ( Куйбышеве) в 6 ноября 1932 году к 15 летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. Авторы этой композиции — архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер, который впервые в своем творчестве, и вообще в советском монументальном искусстве воплотил идею конного многофигурного памятника . На митинге в честь открытия помимо официальных лиц вступили бывшие красные партизаны, чапаевцы, участники гражданской войны.

Памятник создавался на народные деньги. Сбор средств начинали бывшие бойцы Чапаевской дивизии и их почин поддержали и присоединились все трудовые коллективы Самары.

Памятник был изготовлен в Ленинграде. Перед отправкой в Самару его увидел первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М.Киров,
и попросил авторов изготовить копию для Ленинграда. Копия памятника была изготовлена в 1933 году, сейчас она установлена в Санкт-Петербурге на площади перед Военной академией связи им. С.М. Буденного.

До установки памятника Чапаеву на этом месте сразу же после Октябрьской революции был установлен гипсовый памятник III Интернационалу ,и это был небольшой и ничем не весьма неприметный скверик. В этом сквере были захоронены 12 чекистов и красноармейцев , погибших от рук контрреволюционеров и о чем свидетельствует памятная табличка, установленная на памятнике.

Сейчас это площадь Чапаева , рядом расположен Самарский театр драмы имени М. Горького , и бункер Сталина

Сейчас это площадь Чапаева , рядом расположен Самарский театр драмы имени М. Горького , и бункер Сталина

Набор фотографий памятника Василию Ивановичу Чапаеву.

В очередной статье рубрики хочу рассказать ещё об одной достопримечательности Самары, расположенной в старой части города.

Речь пойдет о памятнике герою гражданской войны Василию Ивановичу Чапаеву.

Фотография памятника В.И.Чапаеву.

Вид на памятник В.И.Чапаеву в Самаре

Немного истории

Рассказать о Василии Ивановиче Чапаеве небольшой рассказ бессмысленно и бесполезно. За свою непродолжительную жизнь (32 года с хвостиком) он успел оставить яркий след в истории Российского государства.

Кому будет интересно, сам сможет ознакомиться с его биографией более подробно. Она доступна в интернет и печатных изданиях. В ней много интересных и неоднозначных страниц, которые можно почитать.

Родился Василий Иванович 28 января (9 февраля по новому стилю) 1887 года в деревне Будайке Чебоксарского уезда.

Учился в церковно-приходской школе, которую так и не окончил.

В дальнейшем работал прислугой и подмастерьем у купцов и ремесленников. Успел жениться и обзавестись тремя детьми (два сына и дочка).

С началом первой мировой войны Василий Иванович Чапаев в сентябре 1914 года был призван в Русскую императорскую армию. В январе 1915 года, после прохождения обучения, попал в действующую армию.

В конце лета 1915 года Василий Иванович получил свои первые награды за храбрость и отвагу, проявленные в боях. Это были Георгиевская медаль и Георгиевский крест 4-ой степени.

Благодаря храбрости, таланту и характеру, Василий Иванович Чапаев смог дослужиться в царской армии до звания фельдфебеля – воинский чин старшего унтер-офицера.

В настоящее время это звание примерно соответствует прапорщику. В советское время – старшине роты.

Участвовал в легендарном Брусиловском прорыве 1916 года.

Затем была февральская революция 1917 года, метания и неопределенность. Пока в сентябре того же года он не принял для себя судьбоносное решение и не вступил в партию большевиков.

Далее была гражданская война, в которой полководческий талант Василия Ивановича Чапаева проявился в полной мере. Василий Иванович стремительно продвигался по служебной лестнице. Даже поступил в Академию Генерального штаба Красной Армии, которую, правда, самовольно покинул, не закончив обучение.

Тем не менее, это не помешало В.И.Чапаеву стать легендарным комдивом 25-й дивизии, которую называли чапаевской, а бойцов – чапаевцами.

Сам Василий Иванович непосредственное участие в боях за Самару в период гражданской войны не принимал.

Однако, уже после занятия Самары Красной Армией он неоднократно посещал город и помогать в формировании воинских частей для фронта. Поэтому Самарская земля была ему очень знакома и близка.

Но жизнь героя гражданской войны оказалась недолгой.

Уже в сентябре 1919 года, в возрасте тридцати двух лет, Василий Иванович Чапаев пал в боях в районе Лбищенска.

Сейчас это село Чапаев в Западно-Казахстанской области Казахстана.

Вот таким, если вкратце, был жизненный путь Василия Ивановича Чапаева – героя гражданской войны.

Памятник В.И.Чапаеву в Самаре

После Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны новой стране нужны были новые герои, и Василий Иванович подходил для этой роли как нельзя лучше.

Поэтому, его образ вошёл в новую культуру. Именем Василия Ивановича Чапаева были названы улицы, деревни и города во многих уголках нашей страны. Не исключением стала и Самара.

Мало кто знает, но настоящая фамилия Василия Ивановича – Чепаев. Чапаевым он стал благодаря роману Д.А.Фурманова и киноленте братьев Васильевых.

Уже в 1926 году в Самаре улицу Николаевскую переименовывают в Чапаевскую. На этой улице я живу в настоящее время.

В 1929 году город Троицк Средневолжского края (так именовалась Самарская область в 1929 году) переименовали в Чапаевск.

Кроме того, в последующие годы в честь героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева во многих городах и селах Самарской области называются и переименовываются улицы.

В 1932 году, а если быть более точным то 6 ноября, накануне 15 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на площади перед Самарским драматическим театром был установлен и открыт памятник Василию Ивановичу Чапаеву работы скульптора М.Г.Манизера (уже известного в Самаре по памятнику В.И.Ленину, установленному на площади Революции в 1927 году), о котором я и хотел бы рассказать.

Как я уже писал, при жизни легендарный комдив носил фамилию Чепаев. И именно эта фамилия была изначально указана на открытом в Куйбышеве, ныне Самара, памятнике.

Следует заметить, что над созданием памятника кроме М.Г.Манизера трудился также архитектор Иосиф Лангбард. Памятник задумывался и создавался как композиция и многофигурная скульптура, что было сделано, надо сказать, впервые для советской России.

Среди фигур, кроме Чапаева на коне, есть бегущий вперед человек, увлекающий за собой бойцов. Скорее всего – это комиссар. Есть также боец, крестьянин, рабочий, женщина и матрос.

Согласно информации википедии все образы автор памятника взял с реальных участников гражданской войны.

Должен сказать, что я родился в доме, который был расположен напротив памятника В.И.Чапаеву. Сейчас его уже снесли. Вот его историческое фото из интернета.

Фотография 30-х годов XX-го века (памятник В.И. Чапаеву и дом, в котором я родился).

Вид на памятник В.И.Чапаеву в Куйбышеве в 1930-е годы

Для своего времени памятник был одним из самых больших в Советском Союзе. Его размеры в высоту, вместе с постаментом, достигали 10 метров, а основания – 17 на 22 метра.

Ниже я приведу набор фотографий, на которых памятник изображен в разное время с разных ракурсов.

Подборка фотографий памятника В.И.Чапаеву в разное время с разных ракурсов.

Коллаж из фотографий памятника В.И.Чапаеву

Согласно общедоступной справочной информации на отливку памятника ушло 12 тонн бронзы. И это не мудрено, ведь размер фигур превышает средний рост человека в полтора раза. А их на постаменте семь, плюс Василий Иванович на коне.

Фотография памятника В.И.Чапаеву вблизи.

Памятник В.И.Чапаеву вблизи

В соответствии с эпохой того времени, на памятник была установлена табличка со словами Владимира Ильича Ленина, сказанными в 1919 году:

Она до сих пор стоит на своем месте.

В лихие 90-е годы памятник неоднократно подвергался разграблению. Штыки с винтовок кто-то периодически отпиливал. Наверное, забирали в частные коллекции, либо сдавали на металлолом. Очень обидно…

Теперь памятник полностью восстановлен. На домах стоят многочисленные камеры видеонаблюдения. Поэтому штыки вернулись на свои законные места и на целостность памятника уже давно никто не посягает.

Об уникальности памятника свидетельствует ещё тот момент, что когда он был отлит и готовился для отправки в Самару, его увидел непосредственный свидетель и участник Великой Октябрьской социалистической революции – Сергей Миронович Киров.

Памятник так его впечатлил и настолько понравился, что он обратился к автору с просьбой изготовить такой же для Ленинграда, что и было сделано.

Данный памятник до сих пор стоит в городе на Неве на площади перед Военной академией связи имени С.М.Будённого.

Вот его фотографии

Памятник В.И.Чапаеву, установленный в Санкт-Петербурге.

Копия памятника В.И.Чапаеву в Санкт-Петербурге

Надо сказать, что памятник В.И.Чапаеву, установленный в Самаре, очень гармонично вписался в интерьер площади, которая в дальнейшем и получила название в честь легендарного комдива, героя гражданской войны.

До установки памятника В.И.Чапаеву здесь был небольшой и ничем не примечательный скверик. В этом скверике, до установки памятника, были захоронены красногвардейцы, погибшие от рук контрреволюционеров.

О давних событиях свидетельствует памятная табличка, которая была ранее установлена на памятнике, а теперь находится на стене Самарского государственного института культуры, расположенного напротив памятника.

Фотография памятной таблички о захоронении павших красногвардейцев.

Памятная табличка о захоронении красногвардейцев

Я думаю, что мой небольшой рассказ заинтересует вас и обязательно убедит посмотреть этот уникальный памятник архитектуры при посещении Самары.

Подводя итог

Посмотрев памятник В.И.Чапаеву, вы сможете также посетить бункер И.В.Сталина, который располагается в нескольких десятках метров. Также, рядом располагается сквер имени А.С.Пушкина, о котором я писал ранее, и Самарский драматический театр.

Кроме того, вы сможете полюбоваться волжскими просторами, прекрасные виды на которые открываются с памятника и из скверика.

А если вы подниметесь на один квартал выше, то попадете на самую большую площадь Европы – площадь имени В.В.Куйбышева, где также есть что посмотреть.

Всё располагается практически на одном пяточке.

Подтверждением моих слов являются многочисленные группы туристов, особенно в летний период, которые с интересом посещают описанные мной места.

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву можно найти на множестве сувениров, изготовленных в Самаре, и фотографиях. Он стал одной из наших визитных карточек.

Поэтому, если будете в Самаре, то обязательно посмотрите это грандиозное для своего времени сооружение, которое просто дышит историей. Поднимитесь на него, так как это не запрещено, и сфотографируйтесь.

До свидания, не забывайте оставлять свои отзывы о впечатлениях и комментарии, а также расскажите о памятниках героям в ваших городах.

Понравилась статья? Поделись!

2 комментария

Статья хорошая, но надписи на картинках не смотрятся, лучше без них.

Автор: Константин Лужнов

Спасибо, обязательно учту. Если что-то ещё увидите своим глазом, то пишите. Буду только рад.

Оставить комментарий

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

  • Не рекомендую
  • Советую и рекомендую
  • Вкусно и полезно. Рецепты
  • Здоровье, здоровый образ жизни
  • Интернет и заработок
  • Компьютерная грамотность для новичков
  • Моя Самара и Самарская область
  • Досуг, а также отзывы о фильмах
  • Мои Лайфхаки
  • Мои финстрипы, что дальше

Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить

Хотите больше от работы в интернет?

  • Мечты сбываются! Делюсь своими рецептами!
  • Подпишитесь на информацию бесплатно

Автор

Все самое интересное впереди!

И лучшим оказался утвержденный в августе 1931 года проект известного Матвея Генриховича Манизера и его соавтора скульптора-художника Елены Янсон. (К тому времени Манизер был уже известен в Самаре своим памятником Владимиру Ильичу Ленину, сооруженным к 10-й годовщине Октября в центре площади Революции.) В мае 1932 года одобрение получил и проект высокого постамента-пьедестала, разработанный архитектором И. Ланг-бардом при участии М. Манизера. Постоянно контролируя ход работ, крайком партии и крайисполком оказывали скульптору необходимую помощь. А некоторые из тех, кто хорошо знал В. И. Чапаева, даже участвовали в разработке характера памятника и его сюжета. По признанию Манизера, огромную пользу в понимании личности В. И. Чапаева, состава отряда и многих деталей военного быта принес своими советами его ближайший соратник комбриг И. С. Кутяков, возглавивший 25-ю дивизию после гибели ее командира. Иван Семенович Кутяков вообще был одним из тех, кто первым высказал мысль о памятнике и вел переговоры с Манизером. Он подробно отвечал на все его вопросы и просьбы, часто бывал в мастерской. В январе 1936 года И. С. Кутяков, уже став комкором, был назначен заместителем командующего Приволжским военным округом.

Собирая и изучая обширный документальный материал, Манизер пришел к выводу, что создавать образ Чапаева без чапаевцев невозможно. Тогда же пришла идея показать Чапаева на коне. Манизер впервые не только в своем творчестве, но и вообще в советском монументальном искусстве воплотил идею конного многофигурного памятника. …Чапаев на вздыбленном коне, обнажив саблю, ведет в атаку своих бойцов. Единство движения всей группы, воодушевленной единым порывом, ее динамика, героический пафос и глубокая осмысленность этого пафоса подчеркиваются фигурой комиссара, бегущего чуть впереди. А поворот головы комиссара и Чапаева вправо, их призывные взгляды и решительно указующая шашка начдива создают полное впечатление, что горстка бойцов во главе с Чапаевым и комиссаром — лишь часть наступающей лавины.

памятник чапаеву в самаре

При этом состояние предельного душевного напряжения, экспрессии не огрубляет, не искажает человеческие черты атакующих. Их лица естественны, индивидуальны и выразительны. Комиссар, боец-башкир, крестьянин-партизан, грузчик-красногвардеец, иванововознесенская ткачиха, матрос, красногвардеец в форме и сам Чапаев — люди, взятые из жизни. И ваятель — силой своего таланта и художественного воображения — дал им вечную жизнь в бронзе.

Площадь празднично украшена. У здания крайисполкома ждет начала военный оркестр. Когда часы на Доме Красной Армии показали четверть пятого, на площадь вступили бывшие красные партизаны, чапаевцы, участники гражданской войны, приехавшие из разных городов и сел Поволжья. Над площадью, заполненной жителями города, тишина ожидания. На постамент памятника, ставший трибуной, поднимаются члены крайкома партии и крайисполкома, комитета по сооружению памятника, Общества бывших красногвардейцев и красных партизан, И. С. Кутяков и другие боевые соратники В. И. Чапаева, его родные и скульптор М. Г. Манизер. Гремит салют. Спадает брезент. Вспыхивают лучи прожекторов, освещая бронзовых чапаевцев и начдива. Радость… Восторг… Слезы… Благодарные аплодисменты… Для многих то были незабываемые минуты новой встречи с Чапаевым, встречи со своим, еще совсем недавним боевым прошлым.

Время прогресса и интенсивного строительства совпало с открытием памятника.. Закончено строительство Магнитки, Днепрогэс дал промышленный ток, пущен Первый Государственный подшипниковый завод, состоялась закладка Комсомольска-на-Амуре, завершен Кузнецкстрой.. Уже вскоре после открытия памятник В. И. Чапаеву стал одним из символов города Куйбышева и слился с его обликом. Став идейно-смысловым и композиционным центром небольшого, распахнутого в сторону Волги пространства, монумент удивительным образом объединил скромный, но всегда приподнято-праздничный ансамбль разностильных по архитектуре зданий маленькой площади, в центре которой некогда был театральный скверик.

С тех пор площадь, включившая в себя и небольшой отрезок улицы Фрунзе, вдоль дома крайкома партии и крайисполкома, стала называться площадью имени В. И. Чапаева. Здесь и раньше, начиная с 1917 года, проводились различные митинги, массовые собрания, торжественные шествия войск. Существует так же копия памятника В. И. Чапаеву — на Выборгской стороне в Ленинграде, на Тихорецком проспекте. Когда в Ленинграде, перед отправкой в Самару, собрали для общественного просмотра всю скульптурную композицию, ее увидел Сергей Миронович Киров. Памятник ему понравился, и он предложил отлить точно такой же для Ленинграда, что и было исполнено в октябре 1933 года.

памятник чапаеву в ленинграде

Вначале предполагалось установить памятник в создаваемом в 30-е годы новом районе города, на Московском проспекте, в парке. Но сделать это не удалось — началась война. Разобранный памятник хранился в одном из районов города, оказавшемся вскоре рядом с линией фронта.. Узнав об этом, курсанты стрелково-пулеметных курсов Ленинградского фронта обратились в военный совет с просьбой разрешить им перевезти все фигуры памятника и чапаевского коня в более безопасное место. Курсанты соорудили из бревен огромные сани и вручную погрузили на них отливку. По заснеженным улицам голодного Ленинграда ее буксировал грузовой автомобиль ЗИС-5. Памятник был собран на временном постаменте на площади перед зданием Военной академии связи имени С. М. Буденного, где в то время размещались стрелково-пулеметные курсы фронта. На временном постаменте памятник В. И. Чапаеву оставался до 1965 года. М. Г. Манизер и архитектор Н. Ф. Бровкин разработали проект стационарного постамента и реставрации памятника. Его второе рождение и торжественное открытие состоялось в канун 51-й годовщины Великого Октября — 4 ноября 1968 года.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вроде бы, бояннейший самарский памятник. Но все ли его детально разглядывали? Лично для себя я узнал много нового.

Памятник Чапаеву работы Матвея Манизера на площади, носящей имя комдива, видели чуть ли не все бывавшие в Самаре или в Куйбышеве с момента его открытия 6 ноября 1932 году (тогда площадь носила название Парижских коммунаров).

Сам Чапаев уже давно не ассоциируется с реальным историческим комдивом. По большому счёту, в умах он уже не красный и не белый. Черты его личности и подвиги представляются через призму советского блокбастера братьев Васильевых 1934 года и многочисленных анекдотов, которые появились после триумфа кинокартины. Постомодернистского огонька поддал полководцу ещё и Пелевин, сделавший этот персонаж актуальным и для современного юношества. Теперь Чапаев - усатый мужик, демонстрирующий тактические схемы при помощи картошки; персонаж, воющий с Петькой за сердце пулемётчицы Анки и тачанка с надписью про силу ночи и силу дня.
Вероятно, именно поэтому эта скульптурная композиция, действительно, любима жителями города.

Не менее любим памятник не только у поклонников монументального, но и популярен в среде охотников за цветметом. На протяжении 2000-х у комдива дважды реквизировалась шашка, а однажды даже пулемёт "Максим" у его свиты.

Я же прежде всего уважаю это произведение за две вещи. Во-первых, оно наглядно демонстрирует этно-социальный срез Поволжья. Кроме русских типажей здесь присутствуют татарин и башкир. А сам Чапаев был наполовину мордвином-эрзя, наполовину чувашом. Так что, практически полный набор. Во-вторых, памятник весьма демократичен. При желании можно взобраться к самой скульптурной композиции и рассмотреть всё досканально. Чем я любил промышлять в детстве и не преминул воспользоваться прошлой осенью. Как результат - нижеследующие фото.

Ленинградская копия памятника. Фото отсюда.

Технические характеристики: вес памятника 12 тонн. Материал - бронза. Высота - 10 метров. Основание постамента 17 х 22 метра. Фигуры в полтора раза человеческого роста.

А теперь будем разглядывать памятник:

Общий вид. Здесь можно рассмотреть всех персонажей за исключением плетущегося в арьергарде матроса. Обратите внимание на состояние постамента. А это, между прочим, памятни культуры федерального значения.

То же, но с обратной стороны.

Сам Василий Иванович. Запечатлеть его непросто, потому как он нависает над общей толпой на своём лихом коне. Скульптор создавал образ с сына Чапаева Александра, который, как поговаривают, имел поразительное сходство с отцом.

Комдив со спины.

Вперёд дивизионного батьки в бой рвётся комиссар.

За комиссаром находится фигура, приподнимающегося с земли бойца-башкира.


Прототипом послужил башкирский поэт Гайсы Юсупов, погибший во время Великой Отечественной.

Боец-татарин. Социальное происхождение - волжский грузчик. Чисто самарский татарский типаж. Ведь, как известно, бизнес грузчиков в Самаре крепко держали татары, обитавшие на улице Алексея Толстого. В прошлом - Казанской, что характерно.
Лицо татарина могут разглядеть, разве что, птицы. Зато сосок виден всякому.

Крестьянин-партизан. Символизирует русский roots.

Первая пятёрка. Тяните билеты..

Единственная дама. Кстати, подумалось, что по гендерному составу композиция памятника соответствует главным героям сказки "Белоснежка и семь гномов".
Модель сгенерирована по образу бывшей ткачихи с характерной для этой профессии фамилией Ткачёва. Позже Е.В. Ткачёва стала заместителем председателя Самарского горисполкома, а ещё позже была обвинена в правотроцкистской деятельности.

Последние две фигуры, замыкающие композицию, символизируют, нарождающиеся из орд вооружённых оборванцев регулярные части Красной Армии:

Боец. Этому парню постоянно не везёт. Почему-то при перечислении фигур скульптурной композиции о нём постоянно забывают.

А вот матрос, замыкающий композицию, часто бывает в центре внимания. Особенно после кражи у него пулемёта с лафета. Обратите внимание на то, как он изящно изгибает спину, если смотреть с этого ракурса.

Если посмотреть на матроса с другой стороны, то выглядит он не так кокетливо.

Немного о животном:

Разумеется, близость ВУЗА, пусть это даже Академия искусств и культуры, не может не сказаться на гениталиях коня. Гениталии бронзовых коней нигде не дают покоя студентам нашей страны.

В целом, состояние памятника федерального значения можно оценить на твёрдую "четвёрку". Хуже всего дело обстоит с ремнями от винтовок. Про проблемы с постаментом я уже писал.

Памятник в комплексе площади:

На мой взгляд, памятник очень удачно вписался среди невысоких построек окружающих его. Благо, когда он возводился, у советских властей ещё не так сильно была развита тяга к циклопизму. И, тем более, радостно, что это не Церителиевский формат.

Весьма эффектно он выглядит и на фоне волжских закатов.

Нужно заметить, что долгое время на площади располагался Обком партии. И памятник расположен таким образом, что Чапай будто ведёт свою бригаду на его штурм. Это служило поводом для многочисленных шуток обывателей.

Уже мало, кто об этом помнит, но под памятником находятся могилы. Здесь в декабре 1917 года были захоронены погибшие от "рук контрреволюционеров". Ранее эта табличка висела на постаменте памятника, а теперь перенесена на стену одного из близлежайщих домов.

Bonus-track: здесь можно посмотреть 3D-панораму площади Чапаева заодно с памятником.

Читайте также: