Марийский край земля онара сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Легендарный герой марийской мифологии, в честь которого Марийский край часто называют Земля ОНАРА. Собирательный образ марийского богатыря-патыра.

В представлении древних мари ОНАРЫ (или НАРЫ) выступают первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. НАРЫ рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Они перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.

В марийских легендах ОНАР предстает перед нами в двух ипостасях. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д.

В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его ОНАР. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами ОНАРА.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан ОНАР поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.

У богатыря ОНАРА и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. . В один день он успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в нашем крае народ прежде говорил, что это следы древнего великана. Например, недалеко от деревни Абдаево (Моркинский район) Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. Похожие легенды существуют и в других местностях: село Кузнецово (Горномарийский район), село Сердеж (Моркинский район), деревня Шукшиер (Сернурский район) …

Был ОНАР охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.

Есть и другой ОНАР. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть ОНАРУ этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Подобные легенды, записанные собирателями народного фольклора в XIX - начале XX веков, созвучны и схожи с преданиями о других марийских богатырях – ЧОТКАРЕ, ЧЕМБУЛАТЕ, КОКШЕ, ВАШПАТЫРЕ …

Фактически, сюжетов связанных с древними НАРАМИ-великанами известно два: в первом ОНАР вытряхивает землю из обуви, отчего образуются горы (холмы), во втором мари выкапывает из земли большой еловый пень. Налетает буря и несет пень по воздуху. Пень попадает в глаз ОНАРУ. Великан трет глаз, пень не выходит. Тогда он идет к своей матери. Та вытаскивает пень из глаза сына и бросает подальше. Пень перелетает через горы и падает возле жилища мари. Человек раскалывает его на дрова и пол зимы топит печку. Мать ОНАРА говорит сыну о том, что если ему попался в глаз выкорчеванный пень, значит, в тех краях живут люди. В поисках человека великан отправляется на берега Волги. Однажды ОНАР видит ползущую букашку о шести ногах, оставляющую за собой полосы взрытой земли. Приглядевшись, он видит мари на сивой лошадке пашущего свое поле. Великан поднимает человека вместе с сохой и лошадью и относит к матери. Та советует ОНАРУ вернуть человека на место, так как именно людям суждено прийти на смену великанам.

В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.

Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Представить внешность ОНАРА сегодня невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал ОНАР. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора ОНАРА.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Внеклассное мероприятие на тему:

Цели: формирование патриотического сознания у младших школьников;

развитие познавательной активности детей.

Образовательные:

расширить и углубить знания детей о Республики Марий Эл.

Развивающие:

развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, находчивость;

развивать творческие способности детей.

Развивать связную речь детей, уметь делать выводы.

Воспитательные:

прививать детям любовь к родному краю;

приобщать детей к поэтической культуре марийского народа;

воспитывать чувство гордости, уважения к традициям нашего народа;

воспитывать интерес к участию в творческой деятельности, создать положительный настрой к совместной деятельности;

Демонстрационный материал: карта Республики Марий Эл

Оборудование: ноутбук, проектор

Методические приёмы: рассказ, слайды о республики Марий Эл, художественное слово, физкультминутка , исполнение тематических песен, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

-Сегодня наш урок посвящён родному краю.

-Скажите, ребята, в каком краю мы живём?

-Что ещё вы о нём знаете?

Марий эл - так в народе ласково называют наш край, который расположен в средней части реки Волги . ( Показ на карте).

Невелик наш край. Расстояние с запада на восток всего 275 км, а севера на юг 150 км. Великая русская река Волга делит его на 2 неравные части: большую- левобережную и меньшую- правобережную( показ на карте.)

- Как вы это объяснили бы?

-Всем, чем славится ныне марийский край, чего достиг марийский народ, многим он обязан другим народам и прежде всего русскому народу. Более 30 тыс.лет назад на земле мари появились люди, которых потом назвали марийцами.

- А с живописной природой марийской земли связано древнее предание.

Когда –то на берегу Волги жил марийский богатырь по имени Онар.

Слайд (Изображение сказочного героя)

Был он так, велик что головой подпирал небеса. Одежда на нём была красочна. Все цвета радуги можно было на ней увидеть. Рубашка вышита орнаментом ( узором). Искал он зверей и мёд диких пчёл. Шагнёт Онар и 7 вёрст позади оставит ( 1 верста=1,06 км).

За один день мог он побывать и на севере , и на юге края.

Однажды шёл Онар по берегу родной Волги и ему в сапоги попал песок. Разулся богатырь , встряхнул его и стой поры высятся на берегу Волги холмы и горы. Попалась на пути ему речка и решил он пошутить .

Набрал великан горсть земли и бросил её в воду. Легла пригоршня поперёк реки и запрудила её.

В истории марийского народа есть и печальные страницы. В Древние времена (10-11 в.в.) марийский народ попал под власть Золотой Орды. Это, когда татаро-монгольские войска захватили русские земли, в том числе и земли мари.

Слайд « Нашествие татаро-монгол на земли Русские)

Позднее, во времена крепостного права крестьяне – марийцы сражались в отрядах Ивана Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

Слайд « Войско Емельяна Пугачёва )

Физкультминутка

Однажды летом во времена взятия города Казани, Емельян Пугачёв – донской казак- остановился со своим войском у Кленовой горы.

На вершине этой горы сохранился могучий дуб, которому более

- Как он называется?

- Что обозначают эти слова?

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть природы храм

С лесами, тянувшими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он всем в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Здесь есть очень редкие растения, например венерин башмачок, растут пыльцеголовник красный, а из грибов- ежевик коралловый.

Нуждается в защите сон- трава, ландыш майский, кувшинка, белоснежная купальница и другие.

В лесу нужно соблюдать правила так же, как и на дороге.

Есть лесные знаки, которые нужно знать и обязательно соблюдать!

( Беседа о запрещающих лесных знаках )

- Среди лесов и болот берут начало сотни родников и ключей, которые и ключей , которые питают реки и озёра нашего края, а также Волгу.

Волга – самая длинная и многоводная река Европы, протекает по нашей республике на протяжении 155 км . Хороша Волга в дни цветения садов, прелестна Волга летом, когда по ней плывут белоснежные пароходы, тяжело груженные баржи и маленькие лодки рыбаков. На берегах реки расположились пристани городов Йошкар – Олы, Волжска, Звенигово, Козьмодемьянска.

Учитель : Кроме рек, мы увидим на карте множество голубых пятен . Это озёра.

Но не только славится край марийский красотой своей природы. Вскормила и вырастила немало талантливых людей.

А.В. Григорьев, З. Ф. Лаврентьев, В.Г.Кудрявцев …

Поэты: Н. Егоров, И.В. Захаов, И.С. Степанов…

Композиторы:. Палантай, А. Эшпай, Кульшетов, Сахаров …

Славится наша земля и своими героями ВОВ.

Герои Советского Союза : Архипов В.С., Суворов С.Р.,

Елисеев М. Г., Леухин Н.А., Бастраков Г.Ф., Лебедев М.В., Владимиров А.И. ….

Вечная Слава героям.

Красив природный мир марийского края и нам её жителям и гостям необходимо сохранить её для потомков, чтобы и они наслаждались и берегли для будущего .

TitleOnar1

«В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара. Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.

Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро. Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана.

o0

Республика Марий Эл – это край с красивой и самобытной природой, культурой и обычаями, край с гостеприимным и добродушным народом.

В 2020 году Марий Эл отпразднует 100-летие образования республики. Отправной точкой ее развития принято считать 4 ноября 1920 года специальным указом была создана Марийская автономная область.

Как красиво звучит — Марий Эл

Словно эльфов волшебных страна

Если там побывать не успел, —

Можно просто представить: она

Пролегла по тенистым лесам,

По лугам первозданных цветов

Нужно срочно поехать, и сам

Всё увидишь, узнаешь, без слов

Куклин Константин

  • Происхождение и этническая история марийцев;
  • Расселение и этнодемографическая характеристика;
  • Традиционное хозяйство и материальная культура(поселение и жилище, пища и утварь, народный костюм, традиционное ткачество и т.д.);
  • Семейные обычаи и обряды (патронимия, марийская свадьба, родильные обряды, похоронные обряды и поминки и т.д.);
  • Марийская сельская община и общественный быт (народные праздники и т.д.);
  • Народные верования и знания; Народное творчество и искусство (устное поэтическое творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, литература, театр, музыка, изобразительное искусство).

Представленные в монографии очерки затрагивают основные аспекты многообразных культурно-бытовых традиций народа. Они написаны с позиции современной этнологии, на основе обобщения сведений, взятых из опубликованных и архивных источников, а также материалов, собранных участниками этнографических экспедиций, проведенных во всех регионах компактного проживания марийцев. Для авторов важно было помочь читателям глубже осмыслить народную культуру как чутко реагирующий на внешние и внутренние изменения живой, постоянно развивающийся организм.

В книге публикуются исследования знаменитых историков и этнографов, как М.Г. Худякова, С. К. Кузнецова, труды которых являются письменными памятниками марийского народа. Наряду с марийской, книга затрагивает историю татарского, чувашского и удмуртского народов, освещает историю Среднего Поволжья XVI века, а также этнографию последующих веков.

o4

Пособие поможет изучить историю марийского народа.

Некоторые разделы книги: Марийцы в русском государстве; Марийцы в российской империи; Марийцы в ХIХ веке; Марийцы в начале ХХ века; Марийский народ в революционные годы; Марийский народ в годы Великой отечественной войны; Марийский народ в горы перестройки и в новой России.

В книге впервые подвергаются историко-лингвистической и палеографической интерпретациям рукописные памятники марийского языка XVIII-XIX веков. В ней рассматриваются основные стороны лексикографической практики в сравнительно– историческом плане. Устанавливаются первичные и вторичные варианты словарей, история создания рукописей; определяются их диалектные основы и дается графофонетический анализ.

o11

В книге представлены марийские загадки, собранные фольклористом А. Е. Китиковым в течении почти 50 лет. Книга содержит более трех тысяч текстов загадок, в которых отразилось миропонимание, социально– исторический опыт, быт марийского народа.

Тексты загадок даны на языке оригинала и в переводе автора.

ЗЕМЛЯ ОНАРА

Марий Эл – так называют марийцы на родном языке свою землю, землю-мать, землю-кормилицу. Марий Эл – по-марийски значит марийский край.

Марийская земля богата лесами и полями, реками и озерами. На красоту ее лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь – не напьешься, а поля, как щедрая скатерть-самобранка, одаривают и хлебом, и овощами.

Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в дорогу, так и манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле, которую марийцы также называют землей Онара.

В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар.

Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.

Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.

В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок.

С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана.

Вот мы, марийцы, и называем свой край землей богатыря Онара.

Марий Эл – так называют марийцы на родном языке свою землю, землю-мать, землю-кормилицу. Марий Эл – по-марийски значит марийский край.

Марийская земля богата лесами и полями, реками и озерами. На красоту ее лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь – не напьешься, а поля, как щедрая скатерть-самобранка, одаривают и хлебом, и овощами.

Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в дорогу, так и манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле, которую марийцы также называют землей Онара.

В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар.

Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.

Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.

В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок.

С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана.

Читайте также: