Отличие искусства от ремесла итоговое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ремесло не является противоположным термином для искусства. Но оно уничижительно по отношению к нему.

Искусство не стоит понимать только как изобразительную деятельность, музыкальный талант или умение писать стихи и прозу. Творческий подход может быть в любой деятельности, сфере, работе. Ремесло же – это то, что приносит деньги. Даже сапожник может быть творцом, а может ремесленником. Выбор за ним. Я думаю, что каждый человек в чем-то гениален. Нужно заниматься лишь тем, к чему лежит душа. А не тем, что приносит больше средств.

Проблема

Ремесленный подход к искусству уничтожает его.

Тезис №1

Аргументация

Дома герой узнает, что приходил хозяин квартиры с квартальным, чтобы получить оплату за месяц. Юноша начинает жалеть, что потратил последние деньги на живопись. Бедность угнетает, в его доме даже нет свечей, которые так необходимы по вечерам. Голодная жизнь становится невыносимой.

Герою снится сон, как ростовщик, изображенный на полотне, пересчитывает выручку. Несколько крупных купюр падают. Утром художник находит их дома. Денег хватает на то, что бы безбедно жить какое-то время. Но аппетиты растут. Чем больше средств, тем выше потребности.

Чартков начинает искать клиентов среди богатых людей: купцов, ростовщиков. Но мещан не интересует искусство. Им важно, чтобы их портрет был идеальным. Им хочется выглядеть лучше, чем они есть. И каждый просил, чтобы портретист пририсовал какие-то пошлые детали, которые они считали показателями статуса, ума и красоты. Ради денег Чартков выполнял все эти прихоти. Но совсем забыл об искусстве.

Художник растратил себя по мелочам, выгорел морально. Талант покинул мастера. И всю оставшуюся жизнь на вырученные деньги он скупал чужие работы, казавшиеся гениальными. И уничтожал их. Это свело его с ума.

Вывод

Тезис №2

Аргументация

Молодоженам приходится ютиться в тесной съемной квартирке, но это не уменьшает их счастья. Дилия посещает уроки музыки у именитого маэстро. А Джо курсы живописи, у не менее именитых педагогов. Но деньги имеют свойство заканчиваться. Автор пишет об этом с горькой иронией, заставляя своих героев решать возникшую проблему.

Молодым людям необходимо найти работу. Не ради себя, а ради супруга и любви к Искусству. Оба хотят, чтобы талантливый избранник не прерывал обучение.

Дилия говорит мужу, что учит генеральскую дочь музыке. А Джо, в свою очередь, что продает этюды богатому коллекционеру из заграницы. Истина открывается в конце рассказа. Она на самом деле работает в прачечной. А он трудится в котельной кочегаром.

Вывод

Тезис №3

Аргументация

Вывод

Ремесленный промысел может быть искусством. Если мастер горит своим делом, подходит творчески, с энтузиазмом. Но, скажем, труд композитора или писателя может стать лишь ремеслом. Если автор создает массовый продукт, на заказ, лишая его индивидуальности. А сам не испытывает счастья от того, чем занимается.

Заключение

Другие полезные ссылки:

  • Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  • Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  • Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  • Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  • Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.

Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.

Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтии Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить, писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом, видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе с евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем сильно раздражает Яков. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.







Что такое искусство и ремесло

Например, на библейский сюжет распятия Иисуса Христа было написано невероятное количество картин, но среди них редко можно назвать две похожие:

Вот так непохоже могут интерпретировать творцы одну и ту же тему.

И возможно, что именно в этом и есть вся суть искусства: оно не подчиняется никаким рамкам, каждый видит его по-своему — и Левша Лескова (талантливый выходец из народа), и человек, с детства изучающий всё, что с ним связано, оно разнообразно и потому прекрасно.

К сожалению, явление ремесленничества со временем проникло и в область искусства. Из этого последовал вывод: творцы-ремесленники создавали свои шедевры ради заработка, а не для того, чтобы дать миру нечто новое и прекрасное, поделиться с людьми своей точкой зрения.

Разница двух понятий

При подробном анализе всплывают все имеющиеся отличия между искусством и ремеслом:

  • Ремеслом человек занимается ежедневно, для этого нет необходимости обладать редкими какими-либо индивидуальными особенностями.
  • Искусство – это всегда новаторство. Желание автора донести до слушателя, читателя, зрителя свои мысли и идеи. Вот здесь-то и необходимы индивидуальные особенности, помогающие безошибочно отличить одну работу от другой.
  • Ремесло таких отличий совсем не требует, его вполне устраивает шаблонность неопределенного количества всяких однотипных предметов.
  • Искусство завораживает своей неповторимостью, несхожестью и особенностью.
  • Ремеслу не дано проникнуть в душу человека, в то время как искусство без усилий пронзает насквозь, воздействуя на состояние внимающего.

Изобразительное искусство

Отличие творца от ремесленника

По сюжету юноша был очень беден, но однажды ему повезло, и он нашёл в купленном портрете мешок с золотом. Тут же снял богатую квартиру на Невском проспекте, дал объявление в одной из газет об услугах художника. Первая клиентка не заставила себя долго ждать, и Чартков взялся за работу, выполняя её со свойственным ему талантом схватить самую суть человека.

Однако модель осталась недовольна, якобы живописец изобразил её не такой красивой, как ей бы хотелось. Со злости Чартков отдал ей свою старую работу — чуть исправленную Психею, и тогда-то женщина стала хвалить художника на все лады.

Но увы! Талант умер. Чартков из творца превратился в ремесленника и от осознания этого, от зависти и сожаления вскоре умер в лихорадке.

Ещё одна замечательная иллюстрация дана М. А. Булгаковым в его величайшем романе. Как известно, Мастер был писателем. Он полностью отдавался творчеству, жил в маленьком подвальчике на Арбате, а деньги, которые он выиграл в лотерее, спустил на необходимую для его книги о Понтии Пилате литературу.

Мастер являлся по-настоящему увлечённым своей работой человеком. Ему Булгаков противопоставляет иных московских литераторов, которые ничем, кроме того, что поесть и где провести отпуск, не обеспокоены. Они создают шаблонные, не противоречащие запросам власти произведения, и потому богаты и сыты. А истинный человек искусства — Мастер — вынужден жить в не лучших условиях.

Но при этом он с головой окунается в мир творчества, и потому жестоко страдает, когда его книгу, в которую он вложил часть себя, не пускают в печать и критикуют. На этой почве он сходит с ума и сжигает рукописи. Так Михаил Булгаков показал, что делает слепая система, построенная на чинопочитании и ремесленном отношении к тому, что нельзя подчинить шаблону, с истинными талантами.

Отражение проблемы у А. С. Пушкина

Кому, как не истинным гениям, наиболее близка эта тема!

У великого поэта можно найти целых два творения на тему ремесла и искусства:

Чем отличается искусство от ремесла?

Чем отличается искусство от ремесла? Можно ли научиться быть художником? Почему иная картина, вроде и красивая, безупречно написанная, не привлекает внимания искусствоведов, а небрежный этюд становится шедевром на века? Споры об этом будут продолжаться, наверное, столько, сколько будет существовать искусство.

— Правда ли, что можно научить рисовать всякого?

— Можно. Как говорит один мой учитель, просто к каждому ученику нужно найти ухват. А вот быть художником — это уже другое. Никто не может понять до конца, как живописец события этого мира преображает в образы.

— Как это происходит у тебя?

— Так должно быть. Но не всегда есть. К тому же красота заменяется красивостью. Сегодня время высокопрофессиональной халтуры. Посмотрите на вернисажи… Почти все там вторично, ориентировано на вкус покупателя, которому надо еще расти до понимания высокого искусства. Основную массу на рынке составляют произведения ремесленные. В этом, кстати, ничего стыдного нет. Иконы — это ведь тоже работа ремесленников–иконописцев. Но бывают авторы, которые сознательно изгоняют из своих творений красоту и чувство, воспринимают их как слабость, сентиментальность. Шокируют зрителя, чтобы продать то, что раньше и не могло называться искусством.

— Ты против искусства шока?

— Французский примитивист Анри Руссо еще в XIX веке переводил на холсты с помощью проектора, например, рисунки тигра из журнала — потому что не владел рисунком и не мог изобразить зверя достоверно сам. И тем не менее он остается великим художником.

— Но у нас и нет такой традиции — украшать интерьеры хорошими картинами. Кому это по карману? В лучшем случае средний потребитель купит репродукцию, гобелен в рамочке.

— Ты утверждаешь, что классическое искусство — искусство честных людей, а причины авангарда в том, что художник хочет заигрывать со зрителем и как–то понравиться. Но ведь и то, что ты пишешь, — никак не реализм…

— Но у тебя есть и портреты реальных персонажей.

— А случалось создавать картины со сложной энергетикой?

— А кто твои учителя в профессии?

— Легендарный Сергей Петрович Катков. Мама привела меня к нему в студию в пятилетнем возрасте, потом он учил меня в художественной школе. Катков воспитывал в нас понимание, что настоящая живопись — это катарсис, свобода. Допустим, чудесный осенний день… Он говорит: все занятия отменяются. Мы садимся в школьный автобусик и едем в Раубичи — рисовать, наслаждаться красками осени. Могу назвать среди учителей и историка Кастуся Тарасова. Он давал мне, студенту, ключ от своей квартиры, где была замечательная библиотека: иди и читай что хочешь. И своих студентов я хочу видеть прежде всего думающими людьми.

Алесь Кветковский — известный живописец, монументалист, график. Окончив в 1975 году государственный театрально–художественный институт, кафедру монументальной живописи, художник работал реставратором, иконописцем. Более 35 лет занимается педагогической деятельностью, а в свободное время творит. Произведения мастера находятся в музеях и частных коллекциях Беларуси, Франции, Швейцарии, Германии, Ирландии, США и др. стран.

Искусство во все времена играло важную роль в жизни людей. С помощью произведений искусства человек познает окружающий его мир, осваивает моральные нормы общества, ценности и убеждения. Так, искусство участвует в формировании личности человека. Но что же такое подлинное искусство? Как отличить настоящее искусство от ремесла? Именно над этими вопросами размышляет Е. В. Гришковец в предложенном для анализа тексте.

Искусству противопоставлены ремесленные изделия. По мнению автора, такое фальшивое искусство не призвано вызвать у людей какие-либо эмоций. Ремесленники создают свои изделия не для того, чтобы как-то воздействовать на людей эмоционально, вызывать у них различные чувства, а ради финансовой выгоды. Ремесленные изделия находят своё применение на практике, в то время как произведение подлинного искусства не имеет такого назначения. Так, фальшивое искусство не способно повлиять на человека эмоционально, заставить его переживать различные эмоции, и в этом заключается главное его отличие от подлинного искусства.

Примеры противопоставлены друг другу. Подлинное и фальшивое искусство довольно просто различить. Настоящее искусство создается по зову сердца художников, фальшивое – по желанию потребителей. Настоящее искусство, в отличие от фальшивого, вызывает у нас сильнейшее эмоции.

Авторская позиция довольно ясна. Искусство – вымысел, вызывающий у человека настоящие эмоции и переживания. Именно в этом заключается отличие настоящего искусства от фальшивого. Но настоящее искусство не приносит как таковой пользы и не обладает практическим значением, поэтому люди больше склоняются к использованию изделий ремесла.

Таким образом, искусство можно считать настоящим лишь в том случае, когда оно создается не ради денежной выгоды и удовлетворения чьих-либо потребностей и интересов, а по собственному желанию, по зову своего сердца и души. Если бы весь смысл искусства сводился лишь к простому развлечению, не стоило бы оно внимания, восхищения и любви людей.

Читайте также: