Отчество в русской культуре сочинение

Обновлено: 04.07.2024


Как фальшивая нота в знакомой мелодии, режет слух обращение друг к другу взрослых людей ( в том числе и высокопоставленных чиновников) по имени - на европейский манер.


Решила высказаться на эту тему, хотя и предвижу некоторые возражения. Ну, хотя бы такое: это общепринятая международная норма, и нечего при наших проблемах задаваться подобными психологическими изысками.
То есть отречение от отчества, потом от отца, потом от Отечества - в угоду чему? А потом удивляемся, да где же воспитывались эти разного рода перевёртыши с громкими фамилиями их отцов, предавшие свою страну и народ?

Давайте вспомним эту нашу культурную традицию и подумаем – хотим ли мы превратиться в Иванов, не помнящих родства.

В это время началась педагогическая практика в базовой (прикреплённой к педучилищу) школе, и этот момент обойти было невозможно. Учитель-методист представил меня четвероклассникам моим полным именем. По озорным глазам ребят я видела, что они хотя и принимают это правило (чай, не впервой), но в их глазах я просто девчонка.

Смущение, которое я при этом испытала, было не единственным чувством. С этим внутренним дискомфортом необходимо было разобраться самой. Об этом - ниже.

В народном быту величанием называлась почесть, воздаваемая кому-нибудь либо тем, что его хвалят, перечисляя все его хорошие качества, либо тем, что его называют по имени отчеству.

Обычай называть людей по отчеству не существовал у западных славян.
Он закрепился только на славянском востоке и юге.

Когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви - отчество использовалось даже вместо имени:

В широком смысле нас взрастила страна. В ней наши корни, наша душа. Нормы и правила жизни, моральные устои заложены здесь, в отчизне. В узком же смысле каждый из нас вышел из конкретной семьи, мы — дети определённого отца и носим его отчество.

И отчество, и отечество — это наше происхождение, родовая связь, правила поведения, моральные устои и традиции. И отечество, и отчество мы не выбираем, они даны нам от рождения. Как и наши предшественники, мы, с одной стороны, гордимся своей страной (отечеством) и своим родом (отцами и дедами), а с другой стороны, стараемся прославлять свой род, свое отечество благими делами.

В целом же отчество указывает не только на принадлежность к роду своего отца, но и на принадлежность именно к русскому Отечеству, к русской культуре и русской традиции.

А поскольку основное правило учителя – правда, то я и озвучила этот свой тезис на ближайшей же паре с просьбой разрешить эти мои сомнения. Любимая наша преподавательница русского языка, литературы и методик согласилась с моим тезисом, но успокоила, сказав, что уважение на учебной практике должно проявляться и проявляется не столько ко мне, сколько к профессии, которую я выбрала. Мне лично это уважение дано авансом, которое я должна буду оправдывать своим служением детям ежедневно. Но кроме смущения я испытала странное чувство, когда из других уст прозвучало рядом с моим именем имя моего папы. Как будто он вдруг протянул мне свою руку и сказал – не робей…

Невозможно отречься от того, что по-настоящему любишь: ни от имени, полученного от отца, ни от Отечества.

Практически во всех европейских государствах принято именовать людей с помощью пары имен: личного имени и семейного имени (фамилии). Эта традиция восходит ко временам Древнего Рима.

Исключение составляет Исландия, где вместо фамильного имени используется отчество, то есть имя родителей, отца (патроним) или матери (матроним). Известную исландскую певицу Бьорк, например, на самом деле зовут Бьорк Гвюдмюндсдоттир (дочь Гвюдмюнда). Таким образом, фамилий у исландцев нет.

А вот в восточнославянских государствах иная традиция. В России, в Украине и в Беларуси полное имя человека состоит из личного имени, патронима и фамилии: Филипп Бедросович Киркоров, Алла Борисовна Пугачева. Этот обычай немного удивляет прочих европейцев, но кажется вполне разумным жителям Ближнего Востока, где имя отца часто добавляют к личному имени. Могучий джин Гасан-Абдурахман ибн Хоттаб (то есть сын Хоттаба) стал в советской Москве попросту Гасаном Хоттабовичем, стариком Хоттабычем.

Во времена Киевской Руси величание по отчеству было привилегией только знатных людей: князей и их дружины. В русских былинах — масса примеров: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Настасья Микулична. Даже врага Тугарина величают по отчеству: Тугарин Змеевич. Да и Соловей-Разбойник, хотя и гад проклятый, однако тоже Одихмантьев сын. То есть Одихмантьевич. Пожалуй, единственное исключение, когда по отчеству в былинах величают пахаря — Микула Силянинович. Ну, да Микула этот по многим параметрам исключение.

Исключением из общего порядка был и Великий Новгород. Богатый и по тогдашним меркам вполне европейский вольный город любил жить на особицу, по своим собственным законам. Вот и завели новгородцы особый порядок: друг к дружке обращаться по отчеству, то есть по-княжески. Даже когда царь Иван III порушил новгородскую республику и расселил гордых новгородцев по разным городам, они обычай этот, выражающий взаимное уважение, сохранили. Мало того, другим передали.

Попыталась сделать это Екатерина II. Согласно ее указу, для чиновников или офицеров различных классов предлагалось ввести различное написание отчеств. Офицеры и чиновники невысоких классов, с 14 по 9 включительно, в официальных документах записывались без отчества — Никита Михалков. (9 класс соответствовал военному званию капитана или статскому чину титулярного советника). Офицеры и чиновники с 8 по 5 класс включительно должны были именоваться так: Никита Сергеев Михалков. (Чинами 5 класса были статский советник и бригадир — чины хотя и высокие, но еще не генеральские.) Наконец, чиновники и офицеры, имевшие генеральские чины (4 класс и выше) именовались в официальных документах по отчеству: Никита Сергеевич Михалков.

Думается, что именно в те годы возникло явление, приведшее к распространенности отчества в русских антропонимах. В официальной переписке все писалось, как приказала Екатерина II. Но в неофициальной переписке всякий дворянин именовал себя по-генеральски, с отчеством: штабс-капитан Константин Александрович Багратион-Мухранский.

Дурной пример заразителен. Именование по отчеству подхватили другие сословия, мещане, купцы и даже богатые крестьяне. К моменту падения Российской империи, в феврале 1917 года, практически у всех ее обитателей в паспортах были отчества.

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения - все это вы найдете в моем блоге - блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

среда, 1 января 2014 г.

Нужны ли русским отчества?

Нужны ли русским отчества?

Почему в русском языке есть отчества? Нужны ли они человеку? Многие же прекрасно обходятся без отчеств! Такой вопрос я задала своим ученикам. Этот вопрос актуален для русских людей, живущих в Эстонии. Да и не только в ней. Отчества постепенно исчезают. Да фамилии укорачиваются (обрезание?): Гусева Елена превращается в Елену Гусев, например.

Мы сравнили, как можно в разных ситуациях называть уважаемого и любимого нами учителя Сутырина Александра Васильевича. Можно, естественно, использовать любое имя.

Заметили, как проявляется отношение к человеку? Как в зависимости от ситуации возникает множество вариантов?

Макси́м Ани́симович Кронга́уз — советский и российский лингвист. Окончил филологический факультет Московского государственного университета .

"Русским очень нужны отчества! Хотя меньше, чем исландцам, у которых нет фамилий. Конечно, запомнить имя и отчество сложнее, чем запомнить просто имя. Но то, что у нас есть отчества, не значит, что мы должны их всегда употреблять. Наоборот, у нас есть возможность в какой-то ситуации от них отказаться. Это дает нам больше возможностей. Есть культуры, стремящиеся к универсальности и простоте (как американская) — к одному имени, к одному обращению. А есть культуры, стремящиеся к богатству и вариативности. И наша как раз относится или, по крайней мере, относилась ко второму виду. И исчезновение отчества будет большой культурной потерей. Я уже не говорю о том, что отчество — это сохранение имени отца, что тоже важная культурная и семейная ценность.

А что вы думаете об этом? Нужны ли отчества? Раньше-то, как известно, обходились прозвищами.

Кстати, можно и сочинение-рассуждение на этом материале написать. Поискать материал в интернете, обсудить и дерзать.


Однако в данном вопросе речь идет не только об удобстве обращения к тому или иному человеку, ведь имя (в широком смысле этого слова) – это самое личное, что есть у человека, то что с ним всю жизнь. Именно от имени зависит самоидентификация и определение своей роли в обществе.

При этом, определяя какие-то нормативы относительно имени, государство вкладывает определенные традиции, догмы и ценности. Немудрено, что в разных странах составляют индивидуальное имя, основываясь на разных принципах. И роль государства в этом, бесспорно, высока.

Откуда в России появились отчества и для чего?

Увы, не все мужи заслуживают того, чтобы их имена были отражены в отчествах.

Большинство историков и других специалистов склоняются к мнению о том, что в России, имеющей исключительно патриархальные корни, отчество появилась как еще одна дань уважения к отцу, главе семейства. Отчество выражало связь детей с отцом, их принадлежность к его родовой линии. Являлось некой основой, их фундаментом, опираясь на который они могли расти дальше. Фактически именно с таким ощущением и жило большинство.

Так было начиная с 15 века, причем даже среди знати такое именование было признаком особого привилегированного положения, и лично определялось царем. Так, например, братья купцы Строгановы, несмотря на то, что не являлись представителям знати, носили отчество Иоанникиевича. Столь широкий жест в их сторону был сделан за то, что они помогли присоединить Урал и Сибирь (весьма равнозначный ответ, стоит заметить).

Фамилии и имени в ту пору было достаточно.

Тем не менее, в 19 веке все обращались к друг другу используя ту форму отчества, к которой мы привыкли сейчас, ограничения же касались только упоминаний в документах и других канцеляризмах. Тогда же вошло в обиход обращение только по отчеству, как подчеркнуто уважительное, но при этом и свойское. Много примеров этому в русской классической литературе.

Как обозначают имена в Европе?

Каждая европейская страна имеет свои особенности в составлении полного имени.

В Исландии используются отчества. Имя и отчество, а вот с фамилиями дело обстоит сложнее. Они есть в среднем у каждого десятого гражданина и то, чаще всего они получили фамилию заграницей. Все списки, к примеру, в алфавитном порядке, составляются исходя из первой буквы имени. Это порождает ряд трудностей, поскольку идентифицировать членов одной семьи исходя лишь из имени не получится.

Британцы и вовсе проще относятся к имени своих граждан. Родитель может зарегистрировать своего ребенка под каким угодно именем и фамилией. Никто не будет выяснять имеете ли вы право их носить. Разве что уточнят как их правильно написать.

Но это у британцев, в ряде стран существуют запреты даже на то, каким именем можно называть детей, а какими – нет. Так, в Германии нельзя называть детей словами, которые обозначают предметы или того хуже продукты питания. Еще в Германии нельзя менять имя или фамилию. В Дании, Швеции и Исландии и вовсе существует свой комитет, определяющий списки имен, доступных для использования – наречения детей.

Для большинства стран мира использование имени и фамилии вполне достаточно для того чтобы обозначить человека как индивидуальную личность и его принадлежность к определенному роду, династии, фамилии. И никаких особых выделений матери или отца в имени ребенка, как это происходит в России из века в век.

Исчезнет ли отчество в России и чем это может грозить?

Остаться в Царской России без отчества было незавидной долей.

Филологи уверены, что российская трехименная система имен людей в масштабном смысле этого слова совершенно особенная. Это не просто дань уважения к своему роду, но и уважение к другим, обращаясь по имени-отчеству, то есть определяя в обращении имя того, кто дал жизнь, собеседник как бы подчеркивает значимость человека.

Подобная шутливая фольклоризация зарубежных имен, живущая и по сей день, лишь подчеркивает, национальную особенность трехименной системы. Нередко отчество оставляют, когда обращаются к человеку в уменьшительно-ласкательно форме. Любонька Николаевна, Андрюша Петрович – звучит неоднозначно и очень колоритно.

Куда важнее, чтобы у ребенка был отец и семья, нежели просто отчество.

Отчество, особенно если знать историю его возникновения, было призвано дистанцировать его обладателя со всеми остальными, именно поэтому в деловой речи принята такая форма обращения. Однако на работе, где большинство взрослых так и остаются Иван Петровичам и Екатеринами Евгеньевнами, часто завязываются теплые дружеские отношения, дистанция стремительно сокращается, а привычка обозначать друг друга именем-отчеством, остается.

Однако именно патриархально настроенная система губительно действует на институт отчества в России. Несмотря на то, что оно есть у всех с рождения, добавлять его к имени начинают лишь с возрастом, после того как человек завоюет некий авторитет. Если исключить определенные профессии, то чаще всего молодой специалист вливается в коллектив, имея только имя, сам же обращается ко всем по имени-отчеству.

Что такое матчество и кому оно нужно?

Огромное количество отцов стали номинальными, а в лучшем случае, воскресными.

Предположим некий Виталий, клялся в любви некой Ольге, просил родить совместного ребенка. Ольга же, вроде бы и воспылав чувствами в ответ, мечтающая о семье, быстро произвела на свет наследника. Тогда-то молодой папаша и решил, что друзья и выпивка ему важнее, а ребенок сам как-нибудь вырастет. И вообще, на что ему мать?

Церковь не одобряет матчеств.

Компромисс, впрочем, найден. Используются имена, похожие по произношению на имя матери. Раиса – Раис, Мария – Марий, Ольга - Олег и тд.

Стоит ли говорить, что такая инициатива была подхвачена не только ярыми феминистками, но и многими женщинами, которые считают справедливым присутствие собственного имени в отчестве ребенка?

Скоро Еленовны и Светлановичи массово войдут во взрослую жизнь.

Иначе матчества именуют матронимами и общество реагирует на такое новшество весьма неоднозначно. И если женщины подходят к такому пусть и с осторожностью, но зачастую с пониманием, то вот мужчины чувствуют себя глубоко оскорбленными, особенно те, кто и дальше надеялся гордо носить звание отца, не прикладывая в связи с этим никаких усилий.

К тому же это явление совсем молодое и о каких-то результатах можно будет говорить как минимум через добрый десяток лет, когда Светлановичи и Еленовичи несколько подрастут. Кстати, та же 58 статья говорит о том, что любой, достигший совершеннолетия может поменять свое отчество на любое другое.

И именно этим законом пользуются другие женщины, которые выросли без отцов и не планируют дальше носить их имена в качестве отчеств. Так, уже есть прецеденты, когда взрослая женщина поменяла отчество с Александровны на Анновну. Создана петиция, которая требует закрепить матронимы на законодательном уровне, кстати, у нее пока больше противников, нежели сторонников.

Если отец не принимал в жизни ребенка никакого участия, то вычеркнуть его нужно полностью, уверены многие женщины.

Если отец не принимал в жизни ребенка никакого участия, то вычеркнуть его нужно полностью, уверены многие женщины.

Впрочем, некоторые дети получали имена матерей, даже если были рождены в результате законного брака, так происходило, если род женщины был гораздо более именитым, либо было нужно передать наследные права. Иногда детей переводили на матронимы, если оказывалось, что их отчество обесславлено дурными поступками отца. Так пытались защитить новое поколение.

В прежние патриархальные времена отчество было чем-то гораздо более ценным, но создавать искусственно уважение к отцу глупость. Равно как и пытаться сопротивляться неизбежным социальным процессам. И уж если когда-то отчество и пропадет, то значит, так тому и быть. Ведь если вспомнить глубоко патриархальную Русь, то иные подробности кажутся вовсе не гуманными, например, то, как относились в Царской России к незаконнорожденным детям .

Сочинение рассуждение на тему "личное имя и традиция", тут надо написать про проблему в россии что мы теряем наши традиции, отчества и т.

П. и как надо это предотвратить.


Ответ : Традициями называют все то, что передается от поколения к поколению, это обычаи, обряды, нормы поведения, привычки, образ действий.

В настоящее время многие национальные традиции уходят, им на смену приходят ценности, относящиеся к потребительской культуре.

Такая культура потребления доминирует сейчас в США и Западной Европе.

Демонстрируется система ценностей, к которой относится свобода отдельного человека, демократия, рыночная экономика, гражданские свободы.

Коллективизм, плановая экономика, бесплатное образование и медицина вытесняются рыночными отношениями.

Мы должны понимать, что нельзя забывать о своих культурных, религиозных и этнических особенностях.

Для человека нет ничего более значительного, чем когда кто - то произносит его имя.

Нашими предками создавались следующие особенности русского личного имени : одно лицо имеет много форм имени, наличие многих суффиксов у сокращенной формы имени, употребление имени и отчества.

Употребление именно отчества говорит об уважении человека, человека считают достойным, заслуженным или старшим по возрасту.

Отказ от собственных традиций, уступка журналистов западным традициям привела к уменьшению употребления отчества.

Уже и в газетах, и на телевидении, и на радио не называют отчества.

Имя и отчество есть только у русских.

Отвергая свое языковое богатство, журналисты наносят вред национальному самосознанию русских, самобытности нашего отчества.

Сохраняя имя и отчество, мы сохраняем свою культуру.

Употребляя отчество, мы сохраняем свои национальные корни.

Не употребляя отчества, мы лишаемся индивидуальности.

Необходимо балансировать между всеобщими экономическими процессами и национальными особенностями, так смогут сохраниться традиции.

Должна сохраниться связь между поколениями.

Традиции, чтобы сохраниться, должны быть динамичными.

Они должны взаимодействовать с изменениями в обществе.

Традиции должны дополняться современными формами социальных отношений.

Чтобы сохранить наши традиции, не следует слепо копировать западную экономику и культуру, надо использовать все то ценное, что передали нам предки, что отличает нас от других народов.

Для сохранения отчества надо развивать культуру общения между людьми, стараться быть более вежливыми.

Чтобы средства массовой информации больше употребляли отчества, необходимо принимать законодательные акты, в которых было бы закреплено для определенных ситуаций использование имени вместе с отчеством.

Министерство культуры должно создать специальную комиссию, которая бы занималась проблемой сохранения наших традиций, чтобы больше употреблялись отчества.

Читайте также: