Остров доктора моро сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Научная фантастика как жанр у многих ассоциируется с прогнозом научно-технических достижений. Образы будущего, утопического или нет, полёты в космос, сквозь толщу времён и проч. Однако стоит помнить, что ожидать ото всей научной фантастики точных прогнозов не совсем верно.

Это связано с тем, что представления о технологиях будущего, знания об окружающем нас мире постоянно меняются, расширяясь и уточняясь. А потому огромное количество “прогнозов” просто устаревало бы, едва художественная книга попадала в руки читателю. И это не учитывая многообразие жанров внутри самой фантастики.

К слову, в своей нехудожественной работе “Звёздные корабли воображения” советский и израильский учёный и фантаст Павел (Пейсах) Амнуэль отмечает, что представлять научную фантастику как “ эквивалент дальнесрочного и сверхдальнесрочного прогнозирования ” ошибочно, ведь фантастика — “ полноправный член большой семьи разновидностей художественной литературы ”, но она " многофункциональна ", да и далеко не все фантасты " стремятся делать прогнозы" и "не в каждом фантастическом произведении нужно искать элементы прогнозирования ".

В таком случае, стоит задаться вопросом: а что делает ряд произведений фантастической литературы актуальными спустя десятилетия после появления на свет?

Рассуждать будем на примере классика научной фантастики Герберта Уэллса и его романа “Остров доктора Моро”, которому в 2021 году исполняется 125 лет ( ссылка на книгу внизу ).

Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Возвращаясь на остров Моро

В центре истории Уэллса — затерянный в Тихом океане безымянный остров, куда по воле случая попадает рассказчик. Главный герой узнаёт, что на острове прячется некогда известный врач по фамилии Моро, который был изгнан из цивилизованного общества за негуманные опыты и операции. Отсутствие общественного надзора было на руку талантливому, но жестокому учёному, который вместе со своим помощником много лет занимается вивисекцией, калеча животных, чтобы искусственно выводить из них зверолюдей.

Прибытие незваного гостя смешивает планы Моро, а на острове вспыхивает бунт зверолюдей против создателя.

“Остров доктора Моро” — небольшая история, которая держит в напряжении даже современного читателя, избалованного фантастикой самого разного толка. Но что делает книгу актуальной спустя более чем 100 лет?

Во-первых, это увлекательный сюжет. Будучи прекрасным рассказчиком, Уэллс ведёт главного героя через череду опасных ситуацией, сталкивает с яркими и запоминающимися персонажами, не забывая о тайнах, также двигающих сюжет.

Во-вторых, как мне кажется, классикой “Остров доктора Моро” стал потому, что Уэллс смог в небольшую остросюжетную историю вложить множество сложных и “вечных” тем, которые как раз и обеспечивают вневременность его произведения.

На первый план выходит тема гуманного обращения с живыми существами: несмотря на, казалось бы, высокие цели, Моро подчёркивает, что его никогда не интересовала “ нравственная сторона ” его работы, а свою безжалостность он объяснял безжалостностью “ самой природы ”, которую изучает человек.

Сравните это со словами выдающегося физиолога и нобелевского лауреата Ивана Павлова, который заявлял, согласно Павловской энциклопедии, что опыты над животными вызывают у него “ тяжёлое чувство сожаления ”, называл себя “ палачом живого существа ”. И только мысль об “ интересах истины ” и “ пользе людям ” помогали академику переносить эти душевные муки.

Уэллс в “Острове доктора Моро” (а также в вышедшем почти в то же время “Человеке-невидимке”) представляет образ “злого учёного”, растиражированный позднее во множестве жанровых произведений и глубоко укоренившийся в популярной культуре.

Кроме того, в романе поднимается сложная тема об опасности “игры в Бога”: Моро считает себя верующим человеком, однако самодовольно заявляет главному герою, что “ быть может, я больше вашего знаю о путях Творца, потому что пытался по-своему открыть его законы всю свою жизнь ”.

Становясь Творцом для бедных зверолюдей, Моро бросает их на произвол судьбы, когда начинает “ чувствовать в них зверя ”, из-за чего они основывают квазирелигиозную “ пародию на человеческое общество ”. Это, в числе прочих причин, и приводит историю Моро и его созданий к печальному финалу.

Таким образом, можно заключить, что роман “Остров доктора Моро” — не просто научно-фантастическая “страшилка” о вмешательстве в природу, в которой фантастический компонент достаточно быстро устарел в связи с новыми открытиями в науке и технике. Это глубокая и пронзительная история о Творце и его созданиях, этике науки и гуманности, обёрнутая в “упаковку” остросюжетного действия.

Именно такие качества обеспечили роману статус классики мировой литературы, которая будет оставаться актуальной ещё очень долго.

По жанровой направленности произведение относится к разряду фантастического романа, основная тема которого заключается в необходимости бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям.

Центральным персонажем произведения является Эдвард Прендик, молодой человек, который по воле случая оказывается на некоторое время на тихоокеанском острове, где происходят невероятные события.

Сюжетное повествование в романе разворачивается в момент кораблекрушения судна, на котором плывет главный герой. Оправившись от бессознательного состояния, Прендик обнаруживает себя на другом корабле, подобравшим его в открытом море, где знакомится с человеком по имени Монтгомери, который перевозит на корабле необычный груз. Монтгомери много общается с Прендиком, интересуясь лондонской жизнью, в особенности в сфере медицины, что очень удивляется Эдварда. В один из дней Прендик защищает от наглых матросов странно выглядевшего слугу Монтгомери, чем вызывает симпатию последнего.

Корабль прибывает на один из островов в Тихом океане и Прендика высаживают вместе с Монтгомери, его слугой и грузом.

На острове Прендик знакомится с доктором Моро, услышав имя которого молодой человек сразу же вспоминает давний лондонский скандальный случай в отношении данного ученого из-за его сомнительных исследований в одном из университетов. Находясь несколько дней на острове, Прендик начинает понимать, что доктор Моро продолжает здесь свою исследовательскую деятельность, однако молодой человек не понимает в чем она заключается. Через некоторое время Прендик начинает встречать необычных обитателей острова, которое по внешности напоминают полулюдей-полузверей. При этом эти существа преклоняются перед профессором. В одну из ночей Прендик не может заснуть из-за постоянно раздающихся ужасных криков, впоследствии оказывается, что они являются следствием проведения доктором Моро опытов над пумой.

Доктор в одном из разговоров рассказывает Прендику о том, что стремится к формированию мозга у этих существ с целью уничтожения их животных инстинктов.

Однажды на остров доставляются кролики в целях их дальнейшего размножения, однако через несколько дней Прендик обнаруживает одного из дней убитым. Профессора охватывает гнев, и он объявляет сбор всех существ с целью поиска виновного и его наказания. Им оказывается человек-леопард, которого профессор планирует разместить в доме страданий, однако зверь нападает на доктора, но, к счастью, безуспешно, поскольку на защиту Моро встает слуга Монтгомери, также являющийся подопытным существом. Однако смерть находит доктора Моро неожиданно: прооперированная пума сбегает, а отправившийся на ее поиски профессор подвергается нападению и погибает.

Монтгомери очень в короткий срок спивается и тоже гибнет при нападении одного из существ. Прендику удается впоследствии покинуть остров на лодке, прибившейся к берегу, и вернуться на большую землю, где он проводит остаток своей жизни вдали от людей.

Также читают:

Рассказ Остров доктора Моро (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

В этой удивительной истории Салтыкова-Щедрина, опубликованной в 1880 году, рассказчик знакомит нас с процветающим городом Любезновым и его жителями. Городок некогда носил название Буянов из-за необузданности его жителей

Сказка Спящая царевна Василия Жуковского, написанная в 1831 году, основана на классическом европейском сюжете о спящей красавице.

В Санкт-Петербурге, 24 сентября, родился Толстой Алексей Константинович – русский поэт, и писатель. Сын советника и брат художника. Сразу после появления на свет ребёнка, отношения в семье ухудшились

Произведение повествует о приключениях двух закадычных друзей Коли и Миши, которые, предприняв неудачную попытку создания паровой машины, решают провести эксперимент по выведению в домашних условиях цыплят.

Summa scientia — nihil scire. Nihil scire — omnia posse.

Summa scientia — nihil scire. Nihil scire — omnia posse.

Воздействие на человека в этой цивилизации всегда было тотальным; и продукт этого воздействия — сформированные ей люди и общество — в самом деле могут вызывать раздражение и порой отвращение. Роман Уэллса, разумеется, не является буквальным отображением реальной истории; это метафора, аллегория. Опыты Моро не являются прямой аналогией процессов, характерных для западной цивилизации. Впрочем, и Моро, и эти жрецы занимаются одинаково противоестественными делами, поэтому их контроль над зверо-людьми и людьми никогда не был идеальным. Несмотря на все средства насилия, внушения, обмана (об обмане Уэллс пишет прямо, рассказывая о том, как один из героев романа пытался убедить зверо–людей, что Моро — к тому моменту уже убитый — на самом деле жив и следит за ними с неба) бунт неизбежен, и страшны формы бурного выхода сжимаемой Законами энергии естества.

Для примера приведу две цитаты.

Некоторые из них — я с изумлением заметил, что по большей части это были существа женского пола, — стали пренебрегать приличием, правда, пока еще втайне.

Американский телерадиоканал CBS намерен оградить своих зрителей от лицезрения шокирующего поведения звезд на церемонии вручения премии Grammy, которая состоится 10 февраля 2013 года. Канал обратился к знаменитостям с необычным заявлением, в котором настоятельно рекомендовал им не обнажать части тела на церемонии.

Для этого просто нужно другое состояние жизни и сознания. Но, слава Богу, это состояние овладевает мною теперь все реже. Я удалился от шума городов и людской толпы, провожу дни среди мудрых книг, этих широких окон, открывающихся в жизнь и освещенных светлой душой тех, которые их написали. Я редко вижу незнакомых людей и веду самый скромный образ жизни. Все свое время я посвящаю чтению и химическим опытам, а в ясные ночи изучаю астрономию. В сверкающих мириадах небесных светил — не знаю, как и почему, — я нахожу успокоение. И мне кажется, что все человеческое, что есть в нас, должно найти утешение и надежду в вечных всеобъемлющих законах мироздания, а никак не в обыденных житейских заботах, горестях и страстях. Я надеюсь, иначе я не мог бы жить. Итак, в надежде и одиночестве я кончаю свой рассказ.


Если хотите лучше понимать произведение того или иного автора, обязательно заранее поинтересуйтесь его биографией. Окончательно этому мнению помог сформироваться роман Герберта Уэллса “Остров доктора Моро”.

Мир научной фантастики очень требователен, поэтому заходить в него стороннему человеку, далекому от науки, опасно для будущей карьеры. Даже писатели ученые подвергаются основательной критике, решаясь описать свою теорию посредством художественного произведения. Правда, сам Уэллс вообще никогда не отличался трусостью в плане своих литературных амбиций, ведь перед этим он с лихвой реализовал амбиции ученого. И именно познания в сфере биологии помогли ему так умело и вкрадчиво описать происходившие трансформации живых существ на загадочном острове доктора Моро. А ты как читатель снисходительно относишься к презентуемым идеям, потому что в курсе его академического бэкграунда.

Роман Остров доктора Моро - Каменный лес Stone Forest

Загадочный остров

Ловкий ход со стороны Уэллса – начать повествование романа с имитации документального разбора событий, грядущих на страницах произведения. Автор и позже не торопится отправлять читателя в обитель доктора Моро, начиная с морского путешествия и фактически дневниковых записей главного повествователя – Эдварда Прендика.

Импонирует прием автора подгонять вымышленные события с современной хроникой: описание географической локации места действия и добавление выдуманного острова Ноубл, который собственно и выбрал в качестве своей лаборатории под открытым небом доктор Моро; рассказ про судьбы различных несуществующих кораблей и при этом воспоминание о действительном крушении фрегата “Медуза”, когда погибло почти полторы сотни моряков.

Это подходящее вступление, настраивающее на нужный серьезный и вдумчивый лад. Ты заранее ожидаешь не классическое миролюбивое чтиво о приключениях, а что-то серьезное, полудокументальное – произведение для взрослых.

Одновременно с первых строк мы улавливаем налет загадочности, которым окутан сам остров, о существовании которого было известно мало, и единственное судно, побывавшее там после удивительных событий, описанных в книге, не нашло ничего подозрительного, хотя по факту там и искать уже было нечего.

Доктор Моро - Каменный лес Stone Forest

Доктор Моро и зверолюди

Достойный триллер

Сюжет “Острова доктора Моро” столь примечателен, что он почти без изменений сошел бы в качестве сценария для хорошего триллера и даже фильма ужасов. Причем уже существуют две экранизации романа, но последняя из них датирована аж 1996 годом, поэтому хотелось бы верить, что в скором времени кто-то из режиссеров попросит адаптировать роман Уэллса под будущую киноленту.

Любопытно посмотреть, как современные технологии смогут отобразить на экране персонажей-зверолюдей, с которыми пришлось столкнуться главному герою произведения – Прендику. Сам по себе анимализм всегда вызывал интерес у людей, ведь он присутствует во многих мифологиях. Вспомнить хотя бы кентавров, минотавров, оборотней, вампиров, русалок, плюс египетский пантеон богов. Но прежде подобные персонажи упоминались в большей степени как существа, обладающие изрядным интеллектом, т.е. больше люди, чем животные. У Уэллса мы получаем возможность познакомиться с созданиями, чьи звериные повадки доминируют над человеческими.

Да и само происхождение мифических сказочных существ окружено больше сверхъестественными свойствами, а английский фантаст предлагает нам вполне обыденный на его взгляд способ получить симбиота человека и зверя при помощи вивисекции. Для простоты понимания вивисекция – это вскрытие живого создания для научных изысканий. Само по себе упоминание этого вида хирургического вмешательства крайне интересно, и Уэллс пробуждает читательский азарт, жаждущий, что писатель копнет глубже и еще более детально распишет прием, при помощи которого ученый по фамилии Моро получал из животных зверолюдей. Но по присущей автору традиции он снова опускает более конкретный разбор явления, стоявшего во главе угла всего повествования.

Зато Уэллс больше внимания уделил описанию образовавшегося социума зверолюдей, их борьбе со своей животной сущностью и постепенным поражением ей. Доктор Моро в конечном итоге не смог придумать правильную формулу, которая позволила бы обращать зверей в 100%-ых людей. И как только он подступил максимально близко к решению поставленной задачи, его работе суждено было оборваться.

Еще более интересным выглядит взаимодействие зверочеловеческого общества с белыми людьми, представители которых были настоящими богами для новообращенных. И каково было потрясение зверолюдей, когда идеальные образы их богов стали рушиться прямо у них на глазах.

“Остров доктора Моро” из тех романов, развязка которых не столь интересна, нежели сам факт рассказа истории. Побывать в мире зверолюдей, пройти все испытания с главным героем и невольно стать судьей, который должен оценить этичность проведения таких экспериментов. Что важнее – наука или сострадание?

Читайте также: