Юрий коваль чайник сочинение
Обновлено: 05.07.2024
Тусклыми латунными глазами целый день следит он за мною из своего угла.
По утрам, когда я ставлю его на плитку, он начинает привывать, закипает и разьяряется, плюется от счастья паром и кипятком. Он приплясывает и грохочет, но тут я выключаю плитку, завариваю чай, и веселье кончается.
Приходит Петрович. Прислоняется к шкафу плечом.
— Неплатеж, — говорит Петрович.
Это неприятное слово повисает в воздухе между чайником, мною и Петровичем.
Мне непонятна реакция чайника. Нравится ему это слово или нет7 На чьей он стороне? Со мною он или с Петровичем?
— Длительный неплатеж,— говорит Петрович.
Холодным взглядом чайник окидывает меня и отстраняется. Еслм он не с Петровичем, то и не со мной. Висящее слово его не беспокоит. Ему наплевать на мои затруднения. Он и без меня проживет.
— Когда заплатишь? — спрашивает Петрович.
— Понимаешь,— объясняю я,— меня не любит чайник.
— Кто? Это который вчера приходил? Чего это вы орали?
— Чайник, Петрович. Который вот он здесь стоит. Вот этот, латуиный.
— А я думаю, чего они орут? Наверно, деньги завелись. Дай, думаю, зайду. Пора за квартиру платить.
— У меня с ним странные, очень напряженные отношения,— жалуюсь я.— Он постоянно следит за мной, требует, чтобы я его беспрерывно кипятил. А я не могу, пойми! Есть же и другие дела.
— И колбаса осталась, — удивляется Петрович, глядя на стол, не убранный с вечера.— До двух часов орали! Я уж думаю, как бы друг друга не зарезали.
Я включаю плитку, и чайник сразу начинает гнусавить.
— Вот слышишь? Слышишь? Погоди, еще не то будет,— говорю я.
Чайник отчего-то замолкает, бросает гнусавить и, тупо набычившись, прислушивается к нашему разговору.
У Петровича я снимаю угол, в котором несколько углов: угол, где я, где краски, угол, где чайник, угол, где шкаф, а сейчас и Петрович со своим внутренним голосом, который легко становится внешним:
— На колбасу деньги есть! Колбаска, хлеб, культурное обслуживание, орут до четырех утра! А нам преподносится неукоснительный неплатеж!
Почему молчит чайник? Делает вид, что даже и не слыхивал о кипении.
— Молчит,— поясняю я Нетровичу.— Нарочно молчит, затаился. И долго еще будет молчать, такой уж характер.
— А то сделаем, как прошлый раз,— намекает Петрович. Ну и выдержка у моего чайника! Плитка электрическая раскалилась, а он нарочно не кипит, сжимает зубы, терпит и слушает. Ни струечки пара не вырывается из его носа, ни шепота, ни бульканья не доносится из-под крышки.
А в прошлый-то раз было сделано очень плохо. За длительный трехмесячный неплатеж Петрович вынес мои холсты и рисунки во двор, построил из них шалашик и поджег. Холсты, говорят, разгорались плохо, и особенно не разгорался натюрморт с чайником. Такую уж залепил я на нем фактуру с песком и толченым кирпичом. И Петрович отбросил его, чтоб не мешал гореть бумаге. Опаленный и осыпанный пеплом, метался я по городу и не знал, что делать. Выход был один — Петровича убить.
— Слушай, что с твоим чайником? Чего он не кипит? — говорит Петрович.
Нервы у чайника натянуты до предела, он цедит сквозь носик тонкий, как укус осы, звук.
Я отодвигаюсь подальше. Знаю, что с моим чайником лучше не связываться, он беспредельник. Может выкинуть любую штуку.
— Или плитка перегорела? — говорит Петрович и подходит к чайнику.
— Осторожно, — говорю я. — Берегись!
Петрович отдергивает руку, но поздно. Крышка срывается с чайника. Раскаленные ошметки пара, осколки кипятку летят в Петровича. Он ослепленно воет и вываливается на кухню, сует голову под кран.
Чайник веселится, плюется паром во все стороны, приплясывает, подпрыгивает и победно грохочет.
Надо бы, конечно, выключить плитку, посидеть и подумать, как же мне жить дальше. Как жить дальше — неизвестно, а чайник, ладно, пускай пока покипит.
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Юрий Осипович Коваль (1938–1995) – Вячеслав Иванов (1946 – 201.)
ЧАЙНИК
(мемуары)
Меня не любит чайник.
Тусклыми латунными глазами целый день следит он за мною из своего угла.
По утрам, когда я ставлю его на плитку, он начинает привывать, закипает и разъяряется,
плюется от счастья паром и кипятком. Он приплясывает и грохочет, но тут я выключаю плитку, завариваю чай, и веселье кончается.
А я люблю чайник. А он меня не любит. Мой старший брат Артёмка говорит, что у меня с чайником неразделёнка-нетрадиционка. Эти слова я не очень понимаю, но чувствую, что они насмешливые. Ещё брат говорит, что в принципе он мой выбор одобряет, так как у нашего чайника очень эротические формы.
На днях родители уехали на целый месяц куда-то в Клёново. В тот же вечер брат ушёл жить на несколько дней к Серёжке.
- А ты поживёшь пока с чайником, - засмеялся брат.
Никуда он не к Серёжке, - подумал я, - а к Нинке! – Но говорить ему ничего не стал. Пусть думает, что я не знаю.
С чайником я прожил целых три дня. А потом закончились чистые кастрюли. И я сварил пельмени в чайнике. Сварил много. Съел только половину. Остальные остались в чайнике и подгорели, так как под чайником я забыл выключить плитку. Наступал вечер. Было тоскливо – ни картошку сварить, ни чай скипятить. Выручила меня любимая тётя Аня. Она забежала ненадолго, вымыла посуду и сварила щи.
- А где Артёмка? – Несколько раз спросила меня.
Потом она ушла, и я снова остался один с чайником. Тусклыми латунными глазами целый день следит он за мною из своего угла.
По утрам, когда я ставлю его на плитку, он начинает привывать, закипает и разъяряется,
плюется от счастья паром и кипятком. Он приплясывает и грохочет, но тут я выключаю плитку, завариваю чай, и веселье кончается. Чайник меня не любит.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хочу начать раскрывать тему чайника, а в этом посте поясню, почему именно чайник. Вы знаете, чайник слишком плотно вписан в нашу обстановку, чтобы уделять ему пристальное внимание. Мне вспоминается лишь эпичный рассказ Ю. Коваля "Чайник", который вы, конечно, не читали. Я не говорю "вы, быдло, не читали Коваля ", я даже это не думаю! Может, вы любите читать, но у вас просто нет Коваля. Или у вас есть Коваль, но вы не любите читать, оставаясь человеком культурным и образованным. В самом деле, вдруг это все именно так и есть?
В любом случае, мы говорим о чайнике, а не обо мне, вас или там "расея гибнед". Чайник. Металлический, со свистком или без свистка. Не пластмассовая хуита, а простой и самый одухотворенный чайник. Он даже закипает так, что успевает получить максимум удовольствия из локальных колебаний эфира. Хотя электрические чайники помнят своего совкового деда. Дед был сделан из алюминия, и горячим алюминевым боком наказывал кри в олапых любителей попить горяченького.
Хвост Бобра говорит про Чайник:
«В чистом чайнике отражается Хвост Бобра.
Чайник живет более острой и экстремальной жизнью, нежели сраная кастрюля или глупо шкрябанная ножом сковорода. Чайник любит отдувается, чайник сипит, чайник кипит жизнью и захлебывается свистом от полноты эмоций. Чайник пьет ваши чувства, он ловит эти ваши душевные подергивания прямо из воздуха, сипя от удовольствия. Если нервы не нужны - просто уходите из кухни и займитесь каким-нибудь делом , и тогда чайник закипит и засвистит с тем расчетом, чтобы вы обламались идти и выключать его.
Но чайник - это не носатый изверг, чайник более чем человечен, и он даст вам упокоиться и попить чаю и отдышаться. Вы забываете о перенесенных муках, когда настает момент всосать хорошо заваренный чай или даже, допустим, матэ. Но упаси вас бог пить несладкий растворимый нескафе, да еще без молока. Тогда жизнь ваша - говно, а моральное состояние - пиздец, даже если вы интеллигентный, образованный и любите читать. Употребляйте наркотики.
Миниатюра Юрия Ковыля “Ворона” была написана в 1984 году и имела другое название – “Воронья любовь”.
Рассказ “Ворона”, безусловно, является юмористическим произведением. Писатель Фазиль Искандер отмечал, что “юмористическая парадоксальность свойственна дарованию Юрия Коваля. Автор не только не скрывает эту свою склонность, но прямо-таки с первых же строк книги выставляет ее напоказ”.
Рассказ начинается так: “Вороны вообще-то умные птицы”. Кто же с этим спорит? И вдруг ворона из умной птицы переходит в разряд глупой. Метаморфоза. В чем же причина?
“Объявилась в деревне глупая ворона. Не боится ни ружья, ни палки, пристает ко всем людям. А в жену Кольки-механизатора так вообще влюбилась!” – смеется писатель.
Я думаю, что тайна юмора этого рассказа – любовь автора к своим персонажам, которая легко распространяется даже на местность, где живет и действует герой. Любовь эта все время заставляет автора подсмеиваться над своим героем, искать в нем проявление смешных черт, действий, “что придает его зрению особую зоркость”.
“Любовь” вороны объясняется ее природой. Эти птицы, как известно, любят блестящие вещицы. Однако не все люди знали это, и многих пугало поведение вороны. Большинство людей в деревне считало ее привязанность к Колькиной жене просто “любовью”. Но в данном рассказе показана причина такого поведения птицы: “У Кольки-то, механизатора, у жены по две серьги в каждом ухе. Да и на шее побрякушки висят. Вороне нравится, как они блистают, летает за ней, побрякушку хочет. Вот и отдала бы вороне серьгу, небось не обедняла бы“, – констатирует Орехьевна.
О главной героине можно сказать лишь то, что ее незнание законов природы не дает ей права безжалостно обращаться с живым существом. Да, можно согласиться с тем, что это весьма странно, когда за тобой повсюду летает птица, но при этом не стоит быть таким жестоким, обливая в мороз колодезной водой бедную птицу.
Автор помещает читателя в атмосферу жизни обычной деревни, с повседневными заботами жителей и их отношением к окружающему миру. Простая речь персонажей говорит о добром отношении и самого писателя к незадачливой птице: “Чего она к ней привязалась? Ну, привязалась бы ко мне”.
Рассказчик “заставляет” и читателя сочувствовать вороне и задуматься о поступке главной героини: “Но только если б за мной ворона летала, если б меня любила, я бы ей крошки хлебные сыпал и побрякушки дарил, а водой бы никогда не обливал”.
Коваль использует в рассказе эпитеты: “глупая ворона”, “воронья невеста”; бессоюзные предложения, которые передают динамику происходящих событий.
В конце рассказа читаем: “Но не меня полюбила ворона. … Вот все-таки какая глупая бывает на свете любовь!“ А не это ли и есть основная мысль всего повествования?
Думаю, что данное высказывание относится и к людям, которые влюбляются во внешность своего избранника и забывают простую народную мудрость: “не с лица воду пьют”. За внешней красотой можно не разглядеть жестокого сердца.
Мне кажется, что данное произведение не может остаться незамеченным, потому что написано со знанием жизни и любовью к миру, оно очень трогательное при всей своей легкости и простоте. Беззлобный юмор смешит и невольно заставляет задуматься о многих важных вещах, по-новому взглянуть на повседневные события и человеческие отношения.
Хочется свою работу закончить словами писателя Фазиля Искандера, любившего творчество Юрия Коваля: “… юмор в спрессованном виде может заключать в себе множество самых разнообразных оттенков человеческих чувств, впрочем, юмор, может быть, именно тогда и вспыхивает живым огнем, когда разные чувства уживаются в пределах одного жеста, одной фразы и, наконец, одного характера. Книги Юрия Коваля – еще одно доказательство этому”.
Читайте также: