Он победил и время и пространство сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергеевич Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала поэтесса к Пушкину.
Каковы же были названные выше обстоятельства? Дело в том, что Анна Ахматова — царскоселка. Ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий пушкинский дух. Те же Лицей и небо, и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды. Анна Ахматова с самого детства впитала воздух русской поэзии и культуры. В Царском Селе написаны многие стихи ее первого сборника “Вечер”. Вот одно из них, посвященное Пушкину:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни.
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

В этом стихотворении отразились особенности восприятия Анной Ахматовой Пушкина — это и живой человек (“Здесь лежала его треуголка”), и великий русский гений, память о котором дорога каждому (“И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов”).
Муза возникает перед Ахматовой в “садах Лицея” в отроческом облике Пушкина — лицеиста-подростка, не однажды мелькавшего в “священном сумраке” Екатерининского парка. Мы ощущаем, что ее стихи, посвященные Царскому Селу и Пушкину, проникнуты неким особенным чувством, которое можно даже назвать влюбленностью. Не случайно лирическая героиня ахматовской “Царскосельской статуи” относится к воспетой великим поэтом красавице с кувшином как к сопернице.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.

Сам Пушкин подарил бессмертие этой красавице:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Ахматова с женской пристрастностью вглядывается в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и пытается доказать, что вечная грусть красавицы с обнаженными плечами давно прошла. Вот уже около столетия она втайне радуется своей завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем. Можно сказать, что Анна Ахматова пытается оспорить и сам пушкинский стих. Ведь ее собственное стихотворение озаглавлено так же, как и у Пушкина, — “Царскосельская статуя”.
Это небольшое ахматовское стихотворение критики относят к одному из лучших в поэтической пушкиниане. Потому что Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, — как влюбленная женщина. Надо сказать, что эту любовь она пронесла через всю свою жизнь. Известно, что она была оригинальным исследователем творчества Пушкина.
Ахматова так писала об этом: “Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься. изучением жизни и творчества Пушкина. “Мне надо привести в порядок мой дом”, — сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его родины. Вся эпоха стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками. Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое”. А. Ахматовой принадлежат многие литературоведческие статьи о Пушкине: “Последняя сказка Пушкина (о "Золотом петушке")”, “Адольф” Бенжамена Констана в творчестве Пушкина”, “О "Каменном госте" Пушкина”, а также работы. “Гибель Пушкина”, “Пушкин и Невское взморье”, “Пушкин в 1828 году” и другие.
Любовь к Пушкину не в малой степени определила для Ахматовой реалистический путь развития. Когда кругом бурно развивались различные модернистские направления, поэзия Ахматовой порой выглядела даже архаичной. Краткость, простота и подлинность поэтического слова — этому Ахматова училась у Пушкина. Именно такой, подлинной, была ее любовная лирика, в которой отразились многие и многие судьбы женщин, “великая земная любовь”:

Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, —
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.

27611 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Думаю, я буду совершенно прав, если скажу, что первым литературным именем, с которым человек знакомится в детстве, является имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Творчество этого художника настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы воспринимаем его нечто само собой разумеющееся, часто не задумываемся об этом. Хотя произведения Пушкина, вольно или невольно, обогащают нашу жизнь, становятся ее неотъемлемой частью.

Первые литературные сказки, которые я услышал в своей жизни, были именно сказки Пушкина. В ту пору я еще не умел читать и слушал их в исполнении мамы или бабушки. Помню, у нас была большая, прекрасно иллюстрированная книга, в которой размещались все шесть сказок Пушкина. Какое же это было удовольствие – слушать увлекательный волшебный сюжет, изложенный певучим, истинно русским языком!

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Так начиналась моя любимая сказка – о глупом и старом царе Дадоне, о коварной Шамаханской царице, о мудреце и его зловещем подарке – золотом петушке. Эту сказку я мог слушать неисчислимое количество раз: она повергала меня в состояние восторженного ужаса. Я ждал и боялся финала, когда петушок

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

А могущественный царь в тот же миг упал замертво. Все это было описано спокойным, ровным тоном, с обыденной интонацией. Но от этого становилось еще более жутко – я чувствовал, что судьба неизбежна, а расплата за поступки неминуема.

Такому эмоциональному и яркому восприятию сказок Пушкина помогали и чудесные иллюстрации, которые сопровождали каждую страницу книги. Она хранится у меня на полке до сих пор, и я не устаю любоваться талантом и Пушкина, и художника-иллюстратора.

Известно, что А.С. Пушкина очень интересовала история России. Ее переломным моментам, повлиявшим на развитие нашей страны и ее народа, писатель посвятил большое количество своих произведений. Одним из таких важных событий, интереснейшим периодом в истории страны Пушкин считал восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачева.

Совпадает ли его взгляд на самозванца со взглядом самого Пушкина? Думаю, во многом, да. Пушкин стремился показать нам Пугачева как противоречивую личность, и Гринев увидел его именно таким.

Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую Читать далее

Читая Пушкина стихи, Расслышим голоса живого Мы общерусские штрихи И нынешнего, и былого… Е. Мамаева О Пушкине написаны и еще будут написаны сотни статей и Читать далее

Прими собранье пестрых глав, Полу смешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессониц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет. Ума холодных наблюдений И сердца Читать далее

Философ и поэт… Мы часто считаем эти понятия противоположными, обозначаем между ними границу. Однако, я считаю, что каждый поэт внутри себя является философом. Творческие личности Читать далее

Поэзия А.С. Пушкина - явление поистине уникальное. По глубине философской мысли, виртуозности языка, количеству поднятых тем она по праву занимает место в ряду гениальнейших творений Читать далее

По стихотворениям: “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824; “Пророк”, 1826; “Поэт”, 1827; “Чернь”, 1828; “Поэту”, 1830; “Эхо”, 1831; “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”, 1836. Поэзию не Читать далее

Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте Читать далее

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается Читать далее

Мое познание художественного и гармоничного мира А.С.

Чуть позже я взяла в руки прекрасные пушкинские стихотворения. Они всегда приносили мне наслаждение благодаря своему необыкновенному языку, с какой плавностью и красотой написана каждая строчка. Особо прекрасны стихотворения о природе, ведь Пушкин очень любил русскую природу и ценил ее. Она вдохновляла его на создание новых необыкновенных произведений. Любимым временем года писателя была осень. Для обычных людей она была связана с настроением грусти, но Александр Сергеевич же само увядание природы расценивал как могучее движение жизни.

Мне симпатизирует то, что дружба в жизни Александра Сергеевича играла немало важную роль. С друзьями, которые вошли в жизнь Пушкина в лицейскую пору, он оставался духовно связанным до конца своей жизни. Особое место в дружеской лирике Пушкина занимают послания друзьям на празднование ежегодной (19 октября) годовщины образования лицея, постоянно отмечавшейся лицеистами первого выпуска.

А.С. Пушкин великий поэт и особенность его произведений, по-моему мнению, кроется в том что они многогранны, неординарны и если захотеть можно найти ту книгу, которая понравится именно вам. Все его работы целостны и есть книги, затрагивающие ни одну, а несколько тем. Например, тягость крепостной жизни крестьян, тема неволи, проблему становления человека как личности. Пушкин создал образы "лишнего человека", "маленького человека", самоотверженный образ русской женщины. И только сейчас я начинаю постигать удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе, романах и поэмах.

В конце своего рассказа я задала себе вопрос. За что же я, познакомившись с творчеством великого поэта, влюбилась в его произведения? Я думаю, за веселье и мудрость, грусть и благородство, за умение чувствовать себя счастливым, даже когда нелегко, за верность мечте о духовной свободе. За то, что возвращаясь к его произведениям, я всегда буду открывать для себя нового Пушкина, который от произведения до произведения остается читателю лучшим другом, за то, что любил людей и умел дружить с ними. За то, что делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. За то, что в его лирике и в наше время я могу найти ответы на многие жизненные вопросы и самое главное за то, что умел всегда озарять жизнь вокруг себя светом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мой предшественник П. Е. Щеголев кончает свой труд о дуэли и смерти Пушкина рядом соображений, почему высший свет, его представители ненавидели поэта и извергли его, как инородное тело, из своей среды. Теперь настало время вывернуть эту проблему наизнанку и громко сказать не о том, что они сделали с ним, а о том, что он сделал с ними.
После этого океана грязи, измен, лжи, равнодушия друзей и просто глупости полетик и не-полетик, родственничков Строгановых, идиотов-кавалергардов, сделавших из дантесовской истории une affaire de regiment (вопрос чести полка), ханжеских салонов Нессельроде и пр., высочайшего двора, заглядывавшего во все замочные скважины, величавых тайных советников - членов Государственного совета, не постеснявшихся установить тайный полицейский надзор над гениальным поэтом,- после всего этого как торжественно и прекрасно увидеть, как этот чопорный, бессердечный ("свинский", как говаривал сам Александр Сергеевич) и уж, конечно, безграмотный Петербург стал свидетелем того, что, услышав роковую весть, тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.
"II faut que j'arrange ma maison (Мне надо привести в порядок мой дом)", - сказал умирающий Пушкин.
Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.
Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.
Он победил и время и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово "Пушкин", и, что самое для них страшное,- они могли бы услышать от поэта:
За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила - право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.
И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот один нерукотворный aere perennius*.
26 мая 1961 Комарово

*aere perennius - крепче меди (лат.) - цитата из оды Горация "Exegi monumentum aere perennius" ("Я воздвиг памятник крепче меди")

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2010. Владимир Федосеевич Раевский 1795 - 1879 Стихи
  • 29.06.2010. Ксения Александровна Некрасова Стихи
  • 28.06.2010. Марина Цветаева Стихи
  • 26.06.2010. Анна Ахматова Слово о Пушкине
  • 12.06.2010. Михаил Юрьевич Лермонтов Стихотворение
  • 11.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин Стихи
  • 10.06.2010. Андрей Вознесенский Стихи
  • 09.06.2010. Драматические произведения А. С. Пушкина.
  • 08.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин И. И. Пущину
  • 07.06.2010. Вильгельм Карлович Кюхельбекер 1797-1846
  • 06.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин Родился 6 июня 1799года
  • 05.06.2010. Александр Сергеевич Пушкин
  • 01.06.2010. Андрей Вознесенский Юнона и Авось

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергеевич Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала поэтесса к Пушкину.

Каковы же были названные выше обстоятельства? Дело в том, что Анна Ахматова

– царскоселка. Ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий пушкинский дух. Те же Лицей и небо, и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды…

Анна Ахматова с самого детства впитала воздух русской поэзии и культуры. В Царском Селе написаны многие стихи ее первого сборника “Вечер”. Вот одно из них, посвященное Пушкину:

Смуглый о трок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни. В этом стихотворении отразились особенности восприятия Анной Ахматовой Пушкина – это и живой человек (“Здесь лежала его треуголка”), и великий русский гений, память о котором дорога каждому (“И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов”).

Муза возникает перед Ахматовой в “садах Лицея” в отроческом облике Пушкина – лицеиста-подростка, не однажды мелькавшего в “священном сумраке” Екатерининского парка. Мы ощущаем, что ее стихи, посвященные Царскому Селу и Пушкину, проникнуты неким особенным чувством, которое можно даже назвать влюбленностью. Не случайно лирическая героиня ахматовской “Царскосельской статуи” относится к воспетой великим поэтом красавице с кувшином как к сопернице:

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной…

Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно обнаженной. Сам Пушкин подарил бессмертие этой красавице:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Ахматова с женской пристрастностью вглядывается в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и пытается доказать, что вечная грусть красавицы с обнаженными плечами давно прошла. Вот уже около столетия она втайне радуется своей завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем… Можно сказать, что Анна Ахматова пытается оспорить и сам пушкинский стих.

Ведь ее собственное стихотворение озаглавлено так же, как и у Пушкина, – “Царскосельская статуя”.

Это небольшое ахматовское стихотворение критики относят к одному из лучших в поэтической пушкиниане. Потому что Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, – как влюбленная женщина. Надо сказать, что эту любовь она пронесла через всю свою жизнь.

Известно, что она была оригинальным исследователем творчества Пушкина.

Ахматова так писала об этом: “Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься… изучением жизни и творчества Пушкина… “Мне надо привести в порядок мой дом”, – сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его родины… Вся эпоха стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками…

Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое”.

А. Ахматовой принадлежат многие литературоведческие статьи о Пушкине: “Последняя сказка Пушкина (о “Золотом петушке”)”, “Адольф” Бенжамена Констана в творчестве Пушкина”, “О “Каменном госте” Пушкина”, а также работы “Гибель Пушкина”, “Пушкин и Невское взморье”, “Пушкин в 1828 году” и другие.

Любовь к Пушкину не в малой степени определила для Ахматовой реалистический путь развития. Когда кругом бурно развивались различные модернистские направления, поэзия Ахматовой порой выглядела даже архаичной. Краткость, простота и подлинность поэтического слова – этому Ахматова училась у Пушкина. Именно такой, подлинной, была ее любовная лирика, в которой отразились многие и многие судьбы женщин, “великая земная любовь”:

Читайте также: