Сочинение рассуждение на тему связанную с анализом текста 9 класс

Обновлено: 28.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

Во-первых,она обозначает, что_____________,потому что ___________ .

Во-вторых, я понимаю, что _____________, так как _______________ .

Таким образом (как видим), финал текста действительно допускает (не допускает, имеет) неоднозначное (парадоксальное, двоякое, однозначное, простое и ясное) толкование, заставляя читателя задуматься о ____________ .

Образец использования шаблона

Исходный текст

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28) И долго ещё слышал скрипку…

Сочинение-рассуждение

Во-вторых, Кинтель не мог положить к ногам девочки деньги, которые лежали у него в кармане и которые можно было потратить только на картошку, так как был ответственным и здравомыслящим человеком. И потому он вынужден был уйти.

Таким образом, финал текста действительно допускает двоякое толкование, заставляя читателя задуматься о том, как искусство может воздействовать на человека.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28) И долго ещё слышал скрипку…

Во-первых,она обозначает, что_____________,потому что ___________ .

Во-вторых, я понимаю, что _____________, так как _______________ .

Таким образом (как видим), финал текста действительно допускает (не допускает, имеет) неоднозначное (парадоксальное, двоякое, однозначное, простое и ясное) толкование, заставляя читателя задуматься о ____________ .


Сочинение-рассуждение

Во-вторых, Кинтель не мог положить к ногам девочки деньги, которые лежали у него в кармане и которые можно было потратить только на картошку, так как был ответственным и здравомыслящим человеком. И потому он вынужден был уйти.

Таким образом, финал текста действительно допускает двоякое толкование, заставляя читателя задуматься о том, как искусство может воздействовать на человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок- практикум по русскому языку в 9 классе

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

Учитель русского языка

МБОУ Кушнурской ОШ

Реутова Наталья Александровна

Пояснительная записка

В настоящей работе представлена разработка урока- практикума по русскому языку в 9 классе . Тема- написание сочинения-рассуждения на основном государственном экзамене по русскому языку, связанная с анализом текста (толкование значения слова).

На уроке использованы разные формы работы: групповая, индивидуальная; системно-деятельностный подход. Большое внимание уделено воспитательному аспекту: рассматриваются понятия внешней и внутренней красоты человека. Задается домашнее задание, проводится рефлексия по итогам урока.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией, а также раздаточным материалом (приложениями 1-6)

Тип урока: урок -практикум.

Цель урока: научить создавать текст-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

Образовательные задачи:

-развивать умение формулировать значение слова;

-научиться правильно понимать исходный текст;

- уметь отбирать материал, необходимый для написания сочинения;

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-Умение создавать внутреннюю мотивацию к учению.

-Умение использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни.

-Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме.

-Умение понимать нравственные идеи текста.

-Умение понимать значимость приобретенных знаний и умений.

- Умение воспитывать в себе целеустремленность, необходимость самовоспитания, самокритичности;

Познавательные УУД:

-Умение строить речевое высказывание.

-Умение выдвигать гипотезу (формулировка тезиса).

-Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.

-Умение формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.

-Умения и навыки отбирать нужный материал из текста для аргументации;

Коммуникативные УУД:

-Умение слушать и понимать других.

-Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

-Умение определять цель учебной деятельности.

- Умение развивать логику мышления, внимание к слову.

Регулятивные УУД:

-Умение самостоятельно и в группе работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

-Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы и приёмы:

Наблюдение, беседа, создание проблемной ситуации, сравнение учебных объектов, , постановка целей и задач, презентация, рефлексия

Планируемые результаты:

1)Научиться создавать текст-рассуждение по модели: тезис, аргументы, вывод.

2) Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.

3)Научиться формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.

4)Научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

1)Научиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

1)Научиться создавать внутреннюю мотивацию к учению

3) Научиться выражать свое отношение к поставленной проблеме

4) Научиться понимать нравственные идеи текста.

5) Научиться осознавать необходимость самовоспитания, самокритичности.

Метапредметные:

1)Понимать прочитанный текст.

2)Выдвигать гипотезу, формулировать тезис.

3)Аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста.

4)Выстраивать логическую цепочку доказательства.

Конспект урока

Приветствие ( слайд 1)

2. Слово учителя.

- Что вы знаете об этом поэте?

- О чем это стихотворение?

- Какую проблему ставит автор?

- Найдите авторскую позицию. Согласны ли вы с ней? Объясните почему

3. Основная часть

- Последнее задание экзаменационной работы- самое сложное задание- подразумевает написание сочинения-рассуждения, темой которого является какое-либо слово- определение его значения. Но для того, чтобы написать сочинение- хорошее сочинение, нужно знать, как его будут оценивать эксперты. Потому что в критериях заложен алгоритм написания вашего сочинения.

- Давайте взглянем на критерии оценивания сочинения 9.3. ,( Приложение 2 )

- Как вы думаете, сколько абзацев должно быть в такой работе? Какие именно? ( 5 абзацев или как минимум 4 (определение и комментарий можно объединить в 1 абзац )

- С чего же начать работу над заданием 9.3? ( Читаем задание, соотносим слово и тему, данную в формулировке задания) СЛАЙД 4

- Обратите внимание, в задании 9.3 можно увидеть несколько разных формулировок. Давайте посмотрим на них 1 . СЛАЙД 5

2. Шаг 2. Читаем внимательно текст второй части. Ищем в нем героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них, для того чтобы полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его.

- Каково ваше мнение о тексте? Заинтересовал? На какие вывел размышления?

- О чем этот текст?

-Актуальна ли тема? В чем ее актуальность?

- Какие вопросы волнуют автора?

- Имеют ли место быть эти вопросы сегодня?

- С какой целью написан автором текст?

3. -Каким будет третий шаг к написанию работы? ( Формируем определение слова и комментируем его)

- Сейчас мы сравним несколько определений слова красота из толкового словаря 3 . СЛАЙД 6

- Какое из представленных определений употреблено в нашем тексте?

-Какие самые распространенные ошибки могут встретиться в этой части работы? 4 СЛАЙД 7

-Итак, если вы даете в сочинении определение без комментария, то теряете 1 балл. Таким образом, комментируйте тезис-определение, используя текст второй части работы.

- В задании 9.3 написано, что вы должны привести два аргумента. Какие?

- В критериях оценивания сказано, что вы получаете такой же балл, если оба аргумента будут из текста. НО! Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте. Какой пример может служить аргументом из жизненного опыта? 5 СЛАЙД 8

- А теперь переходим к вопросу оценивания работ. Что же проверяет эксперт? 6 СЛАЙД 9

-Прямо сейчас вы попробуете себя в необычной роли- в роли эксперта. Перед вами на столах тексты, попробуйте расставить баллы. (Ребята в группах оценивают работу, объясняют свое решение, сравнивают с оцениванием эксперта)

Текст 1 7 (приложение 4)

Текст 2 8 (приложение 5)

Текст 3 9 (приложение 6)

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание .

- Ребята, в конце нашего урока мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках. СЛАЙД 10

- Я думаю, сегодняшний урок дал вам представление о значимости жизненных ориентиров и стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. Спасибо за урок!
СЛАЙД 11

Приложение 1

Хоть мать-природа не сидит без дела,
Но идеалы редко созидает.
И красота души с красивым телом
Довольно редко в людях совпадает.

Две красоты, и обе хороши.
Вручить бы им по равному венцу!
Однако часто красота души
Завидует красивому лицу.

Не слишком то приятное признанье,
А все же что нам истину скрывать?!
Ведь это чувство, надобно сказать,
Не лишено, пожалуй, основанья.

А и заметит, так опять не сразу,
А лишь тогда, смущаясь, разглядит,
Когда все то, что мило было глазу,
Порядочно и крепко насолит.

А, может быть, еще и потому,
Что постепенно, медленно, с годами,
Две красоты, как женщины в дому,
Вдруг словно бы меняются ролями.

Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.

И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!

Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.

Приложение 2

Критерии оценивания задания 9.3

или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Приложение 3

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.

(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.

(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…

(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(38) – Сейчас приедет неотложка.

(40) – Как вы себя чувствуете?

(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая

мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(По П.Васильеву)

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Приложение 4

Я думаю, красота – это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей.

В тексте П. Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а ее внучка даже не заметила, что бабушка больна.

В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это некрасивый поступок.

Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям. (76 слов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения С2.2; отработка умений выражать и аргументировать свою точку зрения, строить логически непротиворечивое высказывание по предлагаемому заданию.

Урок развития речи в 9 классе.

Цели урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения С2.2; отработка умений выражать и аргументировать свою точку зрения, строить логически непротиворечивое высказывание по предлагаемому заданию.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютерное сопровождение урока.

1. Организация класса, объявление темы и целей урока. Запись темы и эпиграфа к уроку:

2. Подготовительная беседа. Ответы на вопросы домашнего задания:

(Евгений Андреевич Пермяк – русский советский прозаик середины 20 века. В 1930 г. окончил педагогический факультет Пермского государственного творческую манеру Пермяка оказали влияние сказы Бажова.

б) в каком жанре написан текст? (сказки – притчи). Что такое притча?

(Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или нравственную проблему на простых жизненных примерах).

На все цвета радуги.

1)На свете жил чудесный певец.2) Он пел не только задушевно, от всего сердца, но и красочно – на все цвета радуги.3)Его разноцветные песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым народным певцом.

4) Между тем певец не был счастлив… 5) Он не был счастлив потому, что ему ни разу не удалось спеть такую песню, которая бы понравилась всем.6) Всем без исключения.7) Когда он пел розовую песню с весенне-зеленым отливом и алмазно-росяными искорками, его, затаив дыхание, слушали все юноши и все девушки.8) А старики проходили мимо. 9)Вздыхая, они считали весеннюю песню то слишком розовой, то чрезмерно зеленой.10) Когда же певец пел алую песню с синей каймой раздумья и серебристыми прожилками мудрости, тогда все люди средних лет распахивали настежь окна своих душ и двери своих сердец. 11) Зато малолетки не обращали на эту песню никакого внимания, потому что они любили песни ярких цветов и четкой раскраски .12)Игривые.13)Узорчатые.14) Даже клетчатые.15) И для них приходилось петь особо, как и для стариков.16) Этим нравились песни строгих расцветок и глубоких колеров.

17)Разные песни оценивались различно людьми не только по их возрасту, но и по характеру.18) Весельчаки любили. лихо-малиновые, канареечно-желтые и пунцовые песни.19) Угрюмым нравились песни темно-коричневых и вишнево-лиловых тонов.20) Ветреные и легкомысленные люди обожали песни любого цвета, лишь бы они были пестры и нарядны…

20) До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем.21) И старым и малым.22) Жизнерадостным и печальным.23) Задумчивым и бездумным.24) Из его светлой души вылетали звонкие жар-птицы изумительной красоты звучания.25) Ими любовались тысячи людей, но каждый раз находились такие ценители, которые выискивали в песне изъяны.26) Более того – они глумились над нею и даже втаптывали ее в грязь.

34) – Что же в этом хорошего? – негодуя воскликнул певец.

35)Милый мой!36) Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в ограниченности стремлений. 37)Тогда бы тебе незачем было бы искать новые песни, а мне – каждый дань по-новому всходить.

38)Так сказало Солнце, окрашивая своей живительной улыбкой в тысячи тысяч цветов и оттенков нашу землю.39) От этого на душе певца стало светло и радостно.40) Ему захотелось походить на Солнце.41) И он снова запел свои песни на все цвета радуги.

г) определить стиль и тип речи;

д) объяснить смысл выражений, употребленных в переносном значении:

пел от всего сердца; слушали затаив дыхание; распахивали настежь окна своих душ; до седых волос; светлая душа; ветреные люди; втаптывали в грязь; жестоко казнил свои песни; названый брат; светлая душа; захотелось походить на солнце;

е) объяснить орфограммы в словах:

ц…нители, невыносимый, неисчислимые, по-новому, канареечно-желтые, темно-коричневый, вишнево-лиловый.

3. Анализ содержания:

а) выделение ключевых слов:

(чудесный певец, задушевно, красочно, несчастлив, возраст, характер, полюбилась всем, добивался до седых волос; невыносимо, казнил свои песни, угодить на всех не могу; каждому нравится свое; остановилась жизнь; новые песни, на все цвета радуги);

б) давайте задумаемся, о чем же этот текст?

(о певце, мечтавшем сочинить такую песню, которая бы понравилась всем без исключения людям, о многообразии вкусов, богатстве жизни);

в) учитывая, что это сказка-притча, подумайте, кого символизирует певец?

(музыканта, художника, поэта, исполнителя, человека, создающего произведения искусства, творца);

г) как можно сформулировать тему текста?

(разнообразие мира, человек и искусство, воздействие искусства на людей, многообразие видов творчества, мнимая и подлинная цель искусства).

Запись темы в тетрадь;

д) какую цель поставил перед собой певец? Прав ли он был, по- вашему? К чему это привело? (зачитать по тексту). Можно ли из этого сделать вывод о цели искусства? В чем она?

(искусство не должно угождать вкусам людей, оно разнообразно и творчество бесконечно);

е) кто заставил певца пересмотреть свои взгляды? Как?

(Солнце, рассказом, что каждый день оно всходит по-новому и радуется этому);

ж) почему солнце называет певца названым братом?

(у них общая цель: делать мир ярче, нести свет людям и людским душам, создавать многообразие цветов, звуков);

з) как бы вы теперь сформулировали основную мысль текста? Совпадает ли она с позицией автора?

(художник не должен стараться угодить всем, он должен творить по зову сердца, радоваться каждой своей песне, как солнце).

Запись в тетрадь основной мысли текста:

(радость и счастье в творческом поиске; любая остановка нарушает главное условие жизни: постоянное развитие; многообразие жизни безгранично, его нельзя сузить до чего-либо единичного).

4.Работа над формулировкой тезиса сочинения рассуждения:

а) перечитайте фразу, предложенную в качестве задания к сочинению, как она соотносится с идеей текста и авторской позицией?

б) давайте выделим в ней ключевые слова и подберем к ним синонимичные выражения и запишем их:

( нравилось одно и то же исчезли бы индивидуальные различия между людьми (слайд с человечками), все люди стали бы одинаковыми в своих пристрастиях, все ограничились бы достигнутым уровнем развития;

остановилась бы жизнь – прекратилось бы движение вперед, не стало бы интереса к жизни, исчезло бы творческое начало, жизнь стала бы замкнутой, ограниченной, не было бы никакого прогресса);

в) а теперь давайте сформулируем и запишем собственный тезис, используя найденные выражения:

(Если бы все люди стали одинаковыми в своих пристрастиях, не стало бы интереса к жизни.

Когда между людьми стираются индивидуальные различия, жизнь становится скучной и неинтересной.

Если бы было возможно уравнять всех людей в их развитии, жизнь стала бы приземленной, ограниченной)

д) напишите вступление вашего сочинения.

5.Работа над аргументацией:

а) перейдем к подтверждению тезиса. Выделите смысловые части, которые по-вашему, отвечают на вопрос: почему это так? и сформулируйте их основное содержание.

( например, предложения 7 – 11 – автор рассказывает о разных цветах песен на любой вкус и о том, как меняются эти вкусы в разные периоды жизни. Это говорит о том, что остановить жизнь невозможно;

Предложение 37 – показывает результат того, что случилось бы, если бы певец перестал петь свои песни);

б) самостоятельная работа. Сформулируйте аргументы по вариантам:

1 вариант – аргумент №1,

2 вариант – аргумент №2

( учащиеся зачитывают свои версии аргументов).

6. Работа над заключительной частью сочинения.

а) а теперь давайте обобщим сказанное и сформулируем вывод: что следует из вышеизложенного? ( Вам поможет ваша версия формулировки идеи текста и эпиграф к уроку.)

7. Опираясь на рабочие материалы, напишите сочинение – рассуждение.

Во- первых, повествуя о том, какие разные песни певец пел людям разных возрастов ( предложения 7-11), автор создает удивительную гамму красок. Это подтверждает его мысль о том, что многообразие жизни безгранично. Эту же мысль подтверждают предложения 17-20, где говорится о том, как сильно отличаются вкусы людей, разных по темпераменту. Именно это побуждало певца к творческому поиску и создавало движение жизни.

Во-вторых, в предложении 37 Солнце высказывает очень глубокую мысль о том, что творчество певца остановилось бы в тот момент, когда ему удалось бы создать универсальную песню. Остановка творчества равносильна остановке жизни.

Читайте также: