Сочинение притча о блудном сыне и повесть а пушкина станционный смотритель сходства и различия

Обновлено: 15.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе. Диляра Мукменова, моя ученица, она исследовала Библейскую легенду и повесть Пушкина, сравнила их и сделала диаграмму, исследовав учащихся МАОУ Новоатьяловской СОШ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050

ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001

Исследовательская работа на тему:

Мукменова Диляра Фаильевна,

ученица 7 класса

Рахимова Гульнара Хучахметовна,

учитель русского языка и литературы

Актуальность темы

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям.

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех Евангельских притч. К её сюжету обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Цель и задачи

определить основные мотивы повести "Станционный смотритель" и притчи о блудном сыне

проанализировать полученные результаты и сделать выводы; оценить поступки героев, собственное поведение

воспитать уважение и благодарность к родителям

Методы исследования:

- теоретические: анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

- эмпирические: беседа, анкетирование;

Основная часть

Легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома Вырина, не оживает в реальности.

Потеряв свою Дуню и отчаявшись, пушкинский герой пребывает в смирении, которое можно приобрести только тогда, когда лишишься всего. Отвергнутый Дуней, Самсон Вырин полагается на Божью волю. Станционный смотритель так и не испытал радости возвращения "блудной дочери", и неизвестно, как умер он - прощая или проклиная её. Страдания Самсона Вырина не вознаграждаются при жизни Высшей силой. Самсон Вырин - это, прежде всего трагическая личность. Вырин отчаялся, мысли о возможном несчастье дочери губили в нем желание жить. Он спился, так и не узнав, как сложилась судьба Дуни.

Дуня же, сама став матерью, приезжает к уже умершему отцу, долго лежит на его могиле. Она вернулась, но простить ее за отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее – некому. Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, как это случилось с сыном в библейской притче.

Трагедия Самсона Вырина в том, что он потерял свою Дуню. Она уехала с Минским не с отцовского благословения, а тайком. Традиция спрашивать родительского благословения на счастливый союз живёт веками на Руси. История о блудном сыне тоже начинается с благословения отца.

Почему же Дуня выросла неблагодарной дочерью? Может, отец не воспитал ее подобающим образом? Но анализ повести позволяет утверждать, что ею держался весь дом. Но отца в Дуне больше всего восхищала ее красота. Даже, увидев Дуню в Петербурге, смотритель по-прежнему восхищается её красотой.

Но обращает ли внимание Самсон Вырин на духовные качества своего ребенка? В тексте повести есть подтверждение тому, что Дуня бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре, человечности:

Она бросила отца.

Не зная человека, она убежала с ним.

Она была легкомысленна.

Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. Она нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”, где говорится, прежде всего, о почтении к родителям.

Родители для любого человека – источник нравственности и морали. Но что же думают об этом учащиеся моей школы?

В анкетировании добровольно приняли участие 100 школьников от

9-16 лет. Для своего исследования я опросила учащихся именно этого промежутка возраста, так как я хотела увидеть в каком возрасте дети хотят почувствовать себя наиболее самостоятельными, взрослыми.

А пушкинская Дуня почитала своего отца? То, что Дуня убежала из дома и нарушила данную Богом заповедь, говорит об обратном. Отец же не находил себе места и от отчаяния умер. Дуня со временем поняла свою ошибку, раскаялась, но поздно.

В финале повести есть намек на нравственное возрождение Дуни (плач над могилой отца).

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им хоть немного счастья.

Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя не только современникам, но и нам, людям XXI века, для которых религия, мораль перестали быть живым нравственным уроком, а превратились лишь в часть быта.

Одна из самых известных притч в Евангелиях, это притча о блудном сыне.

Евангелие oт Луки (15:11-24)

“Еще сказал [Иисус Христос]: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться”.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Тот, кто придет к Нему никогда не будет изгнан, гласит Слово. Не имеет значение, что он сделал или не сделал. Не имеет значения его/ее прошлое. Сын Божий желает не осудить, а спасти. Сострадание отца в этой притче это отражение сострадания Отца Бога (Иисус рассказал эту притчу в связи с радостью на небесах, когда грешник возвращается). Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.”.

Диаграмма к анкетированию


1

От 9-11 лет (48) – 48 учащихся ответили, что родители играют главную роль в их жизни

От 12-13 лет (18) – 16 ответили, родители – это главное, а 2 – не главную роль играют родители в их жизни

От 14-16 лет (34) – 16 человек ответили, что родители – это главное в их жизни, а 18 ответили, что родители играют не главную роль в их жизни.

“Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Список литературы:

Притча о блудном сыне. (Евангелие от Луки).// Уроки литературы. – [2005. - №12].

Пушкин А.С.Повести. – [М.: Детская литература, 1986].

Соловей Т. Г. Притча о блудном сыне и её изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства.// Уроки литературы. – [Москва, 2005. - №12].


Дорожная тема из лирики перейдет в прозу и сделает из путника, обращенного в себя, рассказчика, чей наблюдательный неравнодушный взор увидит в истории Самсона Вырина и его дочери не только вечную тему отцов и детей, но и драму жизни простого человека. Это станет открытием в русской литературе. А вплетение в канву повествования евангельской притчи о блудном сыне придаст истории из частной жизни глубокий смысл.

  1. Роль и значение притчи о блудном сыне в сюжете повести

Притча – нравственно-поучительный жанр, в котором типизируются жизненные ситуации (то есть выявляется сходство между ними) и используется прием аллегории.

На восприятие словесного описания библейских картинок из повести накладываются наши представления об этих событиях, которые мы получаем из культурного контекста.


Картина изображает момент встречи отца и сына. Сын только что переступил порог отчего дома и, увидев отца, опустился на колени. Так становятся перед иконой. Зритель видит натруженные ступни коленопреклоненного сына, его спину, бедное одеяние.


Молчание отца красноречивее слов. Его просветленный лик, обрамленный, словно ризой, богатым одеянием насыщенного цвета, воспринимается как символический образ всепонимания и всепрощения. Это один из самых незабываемых образов Рембрандта.


Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца.


Лицо сына, прижатое к груди отца, скрыто от зрителей, но для нас это очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние.


Мы, зрители, вместе с героями картины переживаем торжество истины.

Это подчеркнуто композицией картины, в которой отец и сын представлены в нерасторжимом единстве.

Хочется отметить, что Иисус, рассказывая эту притчу, придавал этой истории иной смысл. Он заключается в нашем возможном отступлении от веры. И, что бы ни произошло, Бог всегда примет раскаявшегося грешника.

Как же появляется тема блудного сына в повести Пушкина?

Рассмотрим вместе с рассказчиком скромную обитель Самсона Вырина, пока он заполняет подорожную. Уют и чистота скромного жилища с цветочными горшками на подоконнике подчеркивают теплоту отношений между дочерью и отцом, который гордится и ее красотой, и хозяйственностью, и умением расположить к себе любого, кто бы ни остановился в доме смотрителя для перемены лошадей. Что еще, кроме цветов и яркой занавески, украшает комнату? Может показаться странным выбор в пользу нравоучительных картинок, иллюстрирующих библейскую историю блудного сына. Почему они здесь? Чем является эта притча для хозяина дома и его дочери? Не случайно рассказчик дважды скажет о них – в начале повествования и во время второго посещения домика смотрителя. Возможно, в семейной традиции Выриных было заложено сверять по ним свою жизнь?

Важно отметить, что картинок, иллюстрирующих события библейской притчи, на стене было четыре. Каждая посвящена одному эпизоду евангельской истории. Запомним это, так как они соотносятся с четырьмя сюжетными поворотами пушкинской повести, которые будут связаны с дочерью смотрителя.

Кто же из небольшой системы персонажей повести станет воплощением блудного сына в обстоятельствах жизни провинциальной России первой половины 19 столетия?


Через несколько лет рассказчик вновь в этих местах. Но что случилось? Ни цветов, ни уюта. Запустелое жилище спивающегося старика.


И только картинки, иллюстрирующие притчу, на своих местах как подсказка о том, что история Дуни идет на фоне притчи. Но не сливается с ней.

За стаканом рома поведал смотритель историю о том, как зимним вечером появился у них молодой гусар-красавец, влюбился в Дуню и разыграл болезнь.


Добившись ответного чувства, увез плачущую, но несопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.


Но опасения отца, думающего, что соблазнитель скоро бросит Дуню и выгонит на улицу, не оправдались. Эта часть истории, как и ее финал, контрастирует с притчей о блудном сыне. Все оказалось сложнее.

История неравной, трудной любви Дуни и Минского дана только в самом начале. Предугадать счастливый конец этой неравной связи не взялся бы никто. Отец же теряет главную жизненную опору и защиту от жизненных невзгод. Отец спивался от тоски и одиночества, но дочь, вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне, не приехала его навестить. Не была и на похоронах отца. Почему?

Может быть, ей не разрешал это сделать Минский. Но, возможно, что Дуня, выросшая на притче о блудном сыне и знавшая своего отца, боялась приехать, не получив законного положения в обществе.

Четвертый эпизод рисует нам ее возвращение на роскошной карете шестерней – блистательной барыни с тремя маленькими барчатами и черной моськой. Но ведь это не совсем возвращение. Даже сейчас, спустя годы, она не специально приехала к отцу, а проезжала мимо.


И ей оставалось только лежать на могиле и горько плакать. Отчего она плакала? Оттого, что не застала отца живым? Оттого, что она поняла, как несчастен был ее отец и она тому виной? Никто не знает. Пушкин ответа не дает, оставляя читателю право выбора.

Так счастлива ли Дуня?

Мы не знаем, какой ценой на самом деле Авдотье Самсоновне далось ее новое положение в свете. Понятно, что знатная и богатая семья ротмистра Минского (чин ротмистра в гвардии равен армейскому подполковнику) была против неравного союза. Да и разрешение на брак гвардейского офицера мог дать только государь, который вряд ли одобрил женитьбу на дочери простого солдата. Так что законно ли положение Дуни и ее детей в светском обществе, остается только догадываться.


Образ Дуни предстает в повести не совсем отчетливо. Нам приходится только догадываться о ее мыслях и чувствах, потому что героиня всегда дана в восприятии то рассказчика, то ее отца, то ямщика, то рыжего мальчишки, поведавшего о внезапном появлении красивой барыни с барчатами. Большая дорога с ее соблазнами вторглась в мир маленьких людей. И отец не смог защитить дочь от искушения. Что с ней будет дальше? Мы не знаем. Хочется верить в доброту и порядочность Минского, который дал старику честное слово и будет его держать.

Жизненная история дочери станционного смотрителя похожа на библейскую притчу и одновременно не похожа. Дуня, как и библейский блудный сын, убежала от отца на поиски счастья, но нашла его, в отличие от блудного сына. Но прочно ли ее благополучие? Счастлива ли она?

Читайте также: