Одной любви музыка уступает но и любовь мелодия сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Со стихами поэта работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов.

Нет ни одного русского композитора, который бы не написал хотя бы один романс на стихи гениального поэта. Поэзия Александра Сергеевича вдохновляет композиторов на сочинение романсов уже почти три столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики — все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта. При его жизни было создано около восьмидесяти романсов. Какие же стихи А.С. Пушкина положены на музыку? Кто авторы замечательных романсов? Об этом наш рассказ…

Перефразируя строки советского поэта Николая Рыленкова, хочется воскликнуть:

«Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув над нами круг дневных забот,

Пока звучат нам пушкинские строки

музыковед Наталья Родина

ВИДЕ картинка на сайт.jpg








ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова

Оперы Моцарта - это настоящая энциклопедия любви. Любовь куртуазная, любовь чувственная, любовь платоническая, любовь возвышенная и низменная - чего только у него нет! Как там у Пушкина:

Моцарт жил в 18 веке, в эпоху высокого вкуса, до эры мрачной романтической мелодрамы, когда где любовь - там и смерть. У Моцарта наоборот: любовь - это сама жизнь во всем невообразимом богатстве оттенков.

1. Ария Дон Жуана "с шампанским" из оперы "Дон Жуан"

Любовь для моцартовского Дон Жуана - легендарного распутника - это драйв, наслаждение, приключение, восторг и риск, игра и фейерверк эмоций! Какой унылый святоша придумал эту мораль? А если за этим последует расплата, то Дон Жуан готов платить по счетам.

По всему видно, что Моцарт восхищался отвагой этого негодяя)

В этой арии Дон Жуан обращается к своему слуге Лепорелло с приказом устроить вечером пирушку и позвать на это мероприятие побольше хорошеньких девушек. Он уверен: десять из них к утру окажутся в списке его любовных трофеев!

Греческий баритон Димитрис Тилиакос и оркестр Пермской оперы MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса несутся со скоростью Шумахера на Формуле-1

2. Серенада Дон Жуана

Эту Серенаду Дон Жуан поёт не благородной даме, а всего лишь хорошенькой служанке. Но ритуал любовной охоты - это для него высокое искусство. Вся музыка просто сочится мёдом обольщения. На фоне кружевного аккомпанемента мандолины и барочной гитары мелодия голоса звучит неотразимо.

Петер Маттеи.

3. Ария Керубино из оперы "Свадьба Фигаро"

Юный Керубино (паж Графа) - жертва стихийной подростковой влюблённости. Он любит любую женщину, которую видит перед собой в данный момент. Как выжить бедняге в такой ситуации, когда любовь напрочь отключает разум и смешивает все эмоции в адскую смесь.

В этой Арии он описывает свою любовь как сладкий дурман и тяжкую мУку в надежде, что прекрасная Графиня его пожалеет) Ну, не Графиня, так Сюзанна.

Ринат Шахам - израильское меццо-сопрано (это партия травести )

4. Ария Сюзанны из оперы "Свадьба Фигаро"

В последнем действии оперы два женских ума (Сюзанна и Графиня) так заплетают свою интригу, направленную на разоблачение аморального поведения Графа, что в их сети нечаянно попадает и Фигаро.

Его сомнения в верности Сюзанны, конечно, развеиваются в итоге. И награда ему за все нечаянные страдания - эта чудесная ария Сюзанны. Она поёт её в ночном саду, как бы никому конкретно, но на самом деле ему - своему любимому Фигаро.

Эта музыка - воплощение идеальной женской любви, о которой мечтает любой мужчина: это глубокое, нежное чувство, полное тепла, нежности и очарования вечной женственности. И конечно, всё это заключено в рамку великолепной мелодической красоты. Для Моцарта вообще ничто не имело смысла без красоты.

Греческое сопрано Фани Антонеллу и оркестр Пермской оперы MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса


"Из наслаждений жизни
одной любви музыка уступает,
Но и любовь-мелодия."
А.С.Пушкин.
Музыка - это порыв, вдохновенье,
Звуков летящих как искры горение,
Это поэзии отображение,
Это мечта, это жизни забвение,
Что будоражит бурлящую кровь,
Музыка - это, конечно, любовь.

* * *
Поэзия и музыка не разделимы,
Как две подруги, верностью хранимы,
Они друг другу служат бескорыстно,
Ведь этот дар им подарил Всевышний;
Мелодией чарующей согреты,
Ведь композиторы в душе всегда поэты.

Любовь к прекрасному их дух объединила,
Им Муза принесла в подарок Лиру,
Чтобы стихи лились, как песня льется,
А музыка звучала, как поэма,
Чтоб был талант, что Богом нам дается,
Оценен по достоинству Богемой.

Чтоб музыка давала радость жизни,
Поэзия Вам щекотала нервы,
И Муза - Зевса дочь и Мимозины -
Прекрасная красавица Эвтерпа,
Одна из девяти их дочерей,
Вас вдохнавляла до последних дней.

Нет ничего прекраснее в науке,
Чем музыки чарующие звуки,
Непревзойденные творения поэта -
Стихи и Музыка - два вечных чуда Света.

Спасибо за добрые стихи. Богема должна по достоинству оценить эти строки.
Да, Вы правы - композиторы в душе всегда поэты.
Отличного Вам настроения!

Когда есть Ангел - это добрый знак!
Когда их два - оно, конечно, лучше.
А если три? Четыре? Иль пятак?
Ну, что ж, тогда Вы в райской куще!

Спасибо,Чеслав,даже,если есть два ангела,уже веселее жить.Хорошо написали.Удачи Вам.Л.Н.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

У разных народов, у разных языков сходятся впечатления о музыке - как о великой тайне. Во все века музыка возвышала, одухотворяла и вдохновляла людей - и сильных мира сего, и простых смертных. Мифологические герои, ветхозаветные цари, и многие святые излагали свои мысли посредством ритма, рифмы и музыки. Музыку любили и властелины мира, и гении, и даже тираны.


Высоко и поэтично пытался приблизиться в попытке пояснения Пушкин, вложивший в уста своего Моцарта, героя "Маленьких трагедий", такую фразу: "Одной любви музыка уступает". "Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль", - произносит Ромео, герой знаменитой трагедии Шекспира.

Герой же рассказа Л. Толстого (кстати, не любившего Шекспира) называл музыку "страшной вещью", уверял, что она "страшно действует". Действительно, только ли одно безоговорочное добро несет музыка, щекочущая нашу чувственность? Вспомним самого знаменитого любителя опер Рихарда Вагнера - бесноватого тирана, воплотителя страшных нацистских теорий, немецкого фюрера, породившего Вторую Мировую войну, самую кровопролитную на земле, - Адольфа Гитлера. Многие палачи нацистских лагерей смерти были любителями прекрасной музыки - Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. И это, как видим, не помешало им уничтожить миллионы жизней.

Тем не менее, известный церковный реформатор Лютер утверждал: "Она прогоняет дьявола и приносит людям радость, заставляет позабыть гнев, распущенность, гордость и прочие пороки. Я ставлю музыку сразу за теологией и воздаю ей высочайшую хвалу. "

Можно попытаться дать много определений - что такое музыка. И все они, даже сколь угодно близкие и точные, не окажутся исчерпывающими. Обязательно останется область непонятого.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства, порой неописываемые словами.

Музыка позволяет воспринять сложные проблемы не только разумом, но и эмоциями, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать. Особая музыкальная сфера - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Чтобы воспринимать такую музыку, желательно обладать определенными религиозными знаниями, культурой и деликатностью.

Классическую музыку - слушать нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовленности. Чтобы войти в мир классической музыки, необходимы лишь большое желание и немного терпения - и тогда слушатель с удивлением обнаружит, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел.

Приблизиться к этому таинственному миру, несомненно, поможет книга "Всеобщая история музыки", рассказывающая о развитии музыки от древнейших времен до наших дней, включая джаз и рок, о ее жанрах и видах, о музыкальных инструментах, о композиторах и исполнителях, о музыкальной грамоте и многом другом.

Книгу эту придумали и создали писатели-харьковчане Анна и Станислав Минаковы, два постоянных автора РЛ. Анна занимается музыкой профессионально - заканчивает магистратуру музыкального отделения Харьковского государственного университета искусств имени Котляревского, как пианист является лауреатом разных конкурсов (в частности, Всеукраинского имени Г.Г. Нейгауза), в 2004 участвовала в программе Фонда Владимира Спивакова, публикует в прессе статьи и эссе о современной музыке разных направлений - от классики до рока. Неизменный резонанс вызывали ее публикации (многократно перепечатывались в Интернете и обсуждались на форумах) о конкурсе Владимира Крайнева, о московском виолончелисте Александре Князеве, о последних альбомах группы "Океан Эльзы", о выступлении Пола Маккартни в Киеве в июне 2008.

544-страничный, прекрасно иллюстрированный (в нем немало цветных страниц) и увесистый (1,4 кг) том выпущен в Москве издательством ЭКСМО, тиражом 4100 экземпляров. Трудно комментировать - много это или мало для русскоязычного книжного рынка стран СНГ, но, например, 5000-тысячного тиража книги "Храмы России" (М., ЭКСМО, 2008), составленной С. Минаковым, оказалось недостаточно, и в феврале с.г. вышел повторный тираж.

По мнению самих авторов-составителей "Всеобщей истории музыки", большой массив собранных и подготовленных материалов оказался невостребованным в процессе верстки книги - много места "отобрали" чудесные иллюстрации. Потому Минаковы готовы составить отдельный том по истории русской музыки - включая большие разделы о духовной музыке и музыке ХХ века.

В своей "Всеобщей истории музыки" авторы особо отмечают главы "Музыка средних веков", о певцах-рыцарях - менестрелях, вагантах, скальдах, трубадурах, труверах, мейстерзингерах, миннезингерах и прочих, "Музыка Возрождения", с такими именами как Палестрина, Джезуальдо и др., с лютнистами и только появившимся тогда органом. Разумеется, книга подробно рассказывает о титанах барокко - Бахе (и его семье), Генделе, Вивальди, Альбинони, Марчелло, Тартини, о композиторах-классицистах - Гайдне, Моцарте, Бетховене. Особые изыскания авторы провели об Антонио Сальери, в попытках добраться до истины в известной истории отравления Моцарта. Мало кто помнит, что Сальери был не только известным композитором, но и выдающимся музыкальным педагогом. Достаточно назвать некоторых его учеников. Это Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX в.

Немало места в книге уделено романтикам, импрессионистам, русской музыке, современным музыкальным течениям ХХ-го века и многому другому.

Любители музыкального театра подробно прочтут о становлении европейской оперы и ее славных именах, перейдут к оперетте и затронут мюзиклы и даже, частично, музыку кино.

Ознакомившись с этой книгой, читатель получит дополнительный шанс стать ближе к разгадке великой тайны человечества - музыке; которая обращается непосредственно к сердцу, душе человека, минуя языки (отчего ее происхождение некоторые ведут от строительства Вавилонской башни). Если, ознакомившись с книгой, вы более пристально заинтересуетесь музыкой, попытаетесь послушать неизвестные вам прежде музыкальные сочинения или постараетесь по-новому осмыслить произведения вам знакомые, то можно считать, что общие с вами усилия авторов-составителей оказались не тщетны.

Читайте также: