Была самая середина глухой осенней ночи 2 в лесу было очень сыро и холодно сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните в тексте все имена существительные. Определите их число, род. Озаглавьте текст. Определите тему текста.Была самая сер_дина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и хол_дно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми лис_т_ями, поднимался густой туман. Луна ст_яла над г_л_вой. Она св_тила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле д_рев_ев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных исп_рений. Лес был смешанный. То в п_л_се лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отд_лении появлялась белая колоннада бере_; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые х_лсты лунного света.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РР План текста. Изложение услышанного текста с элементом сочинения . 5 класс.

Составлен учителем русского языка и литературы Семеновой О.В.

1) совершенствовать умение писать сжатое изложение, анализировать текст;

2) учить планировать свою деятельность, направленную на достижение учебного результата;

3) развивать речь учащихся.

Задачи урока:

совершенствовать умение составлять план текста;

совершенствовать умение анализировать текст, определять его тему, главную мысль, тип речи;

развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

совершенствовать навыки правильного письма, орфографическую и пунктуационную грамотность;

совершенствовать коммуникативные навыки.

развивать связную письменную речь учащихся;

развивать память, внимание детей.

привлечь внимание детей к книгам о войне, к гуманитарной проблеме вовлечения детей в военные действия;

учить самостоятельности, собранности, самоконтролю.

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные:

понимать, интерпретировать и комментировать текст различных типов речи (повествование, описание); характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме;

совершенствовать умение определять вид орфограммы, объяснять правописание слов, подбирать проверочные слова;

совершенствовать умение объяснять постановку знаков препинания.

Регулятивные:

Учиться ставить перед собой учебные задачи и планировать свою работу;

Осознать проблему вовлечения детей в военные действия;

Учиться критически относиться к результатам своей работы;

Учиться быть аккуратным в оформлении записей и ведении тетради.

Коммуникативные:

Совершенствовать навыки связной письменной речи;

овладевать различными видами коммуникативной деятельности (слушание, говорение, письмо).

План проведения урока.

Знакомство с текстом. Его анализ (тема, главная мысль, заголовок).

- Какое, по-вашему, время описано в тексте? Когда происходили описанные события?

( Великая Отечественная война ).

Мальчик в окопчике.

Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. В этот мертвый, глухой час три солдата возвращались с разведки. Почти все время они пробирались ползком.

Вдруг сержант Егоров остановился и поднял руку. Внимание Егорова привлёк звук. Звук казался очень странным и, ни на что не похожий, слышался где-то близко за кустом. Разведчики поползли вперед и скоро увидели окопчик. Из окопчика слышалось бормотанье, сонные стоны и тихое всхлипывание.

Егоров опустил в окоп руку с электрическим фонарём.

В окопчике спал мальчик. Он тяжело стонал и бредил, мальчик спал и видел страшные сны. Свет электрического фонаря разбудил мальчика. Он проснулся, вскочил, сел. Его глаза дико блеснули. В одну секунду он выхватил из-под себя острый гвоздь.

- Тема текста? О чем этот текст? ( Текст рассказывает о том, как солдаты нашли мальчика. Его тема – дети на войне ).

- Какова главная мысль? Что хотел рассказать автор? Какими своими мыслями поделиться? ( Дети не остаются в стороне от военных действий. Им тяжело в военное время. Автор сочувствует детям, пострадавшим от войны ).

- Эту повесть Катаев посвятил своим детям – Жене и Павлику. И это ещё раз убеждает нас, что главная её тема – дети на войне.

- Цель нашего урока – написать изложение этого текста и продолжить его, сочинив продолжение.

- Запишите заголовки в тетради.

- С чего начинаем подготовку к написанию изложения? ( Составление плана ).

- Послушайте текст. Самостоятельно составьте план и запишите его в черновик. Это может быть план из односоставных предложений, может быть и вопросный план.

Проверка составленных планов. Редактирование.

- Читаем план (по пунктам). Редактируем.

Глухой ночью. В какое время солдаты возвращались с разведки?

Странный звук. Почему солдаты поползли к окопчику?

Спящий мальчик. Как повел себя мальчик в окопчике?

Анализ текста. Тип речи. Выразительные средства (эпитеты, образные глаголы).

Третье чтение (по частям).

- Каков тип речи в тексте? (Повествование с элементами описания).

- Что описывает автор? ( Автор описывает глухую ночь, странные звуки, поведение мальчика ).

- Для чего нужно описание? ( С помощью описания автор передает свое отношение к описываемым событиям, к мальчику-сироте, вызывает сочувствие к своему герою ).

- Внимательно послушайте текст по частям и определите, какие слова важны, чтобы передать содержание каждой части. Выпишите ключевые слова каждой части.

1) середина глухой ночи; мертвый час; возвращались ползком

2) вдруг остановился; странный звук; бормотание, стоны и всхлипывание

3) тяжело стонал и бредил; страшные сны; глаза блеснули; выхватил острый гвоздь; радостная улыбка вспыхнула на истощенном лице

Пересказ текста по частям.

- Подготовьтесь пересказать текст сжато, используя план и записанные ключевые слова.

Орфографическая и пунктуационная подготовка.

- Готовы ли мы к написанию изложения? Что необходимо сделать, чтобы записанный текст был понятным, грамотным?

1. А, так ты. и - в Я без души лето целое всё пела. 2. Редела тень восток алел огонь казачий пламенел. З. В департаменте но лучше не называть, в каком департаменте. 4. Да разве можно такими речами поносить родителей да неужто я затем тебя на свет родила, учила и берегла пуще соломинки. 5. При мне не смей сидеть встань ступай отсюда. 6. Кого они любят чего им надо. 7. Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике а уж характер а глаза какие. 8. Была самая середина глухой осенней ночи в лесу было очень сыро и холодно из чёрных лесных болот, заваленных мелкими гнилыми листьями, поднимался туман луна стояла над головой. 9. Но как хорошо какая большая Москва и как шумно на улицах. 10. Партизаны въехали в лес тут было тихо вдруг командир приказал остановиться отряд выполнил приказ командир спешился и пополз через несколько минут отряд услышал его условный призыв.

1. А, так ты. и - в Я без души. Лето целое всё пела. 2. Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. З. В департаменте. Лучше не называть, в каком департаменте. 4. Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила! Учила и берегла пуще соломинки! 5. При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда! 6. Кого они любят? Чего им надо? 7. Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике. А уж характер! А глаза какие! 8. Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими гнилыми листьями, поднимался туман. Луна стояла над головой. 9. Но как хорошо! Какая большая Москва. Как шумно на улицах. 10. Партизаны въехали в лес. Тут было тихо. Вдруг командир приказал остановиться. Отряд выполнил приказ. Командир спешился и пополз. Через несколько минут отряд услышал его условный призыв.

"Сын Полка" – первая военная книга, которую я прочитал. И я совсем не пожалел об этом.
Это роман о грустных событиях и героических подвигах из жизни русских солдат. О подвигах таких, которые я не то что не могу представить, а которые мне и не снились. На мой взгляд, еще интересно описана природа:

Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было сыро и холодно. Из черных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман

- самое начало книги. Много авторов рассказывает о природе очень много, целыми страницами. Это я не очень люблю и поэтому пропускаю некоторые страницы, продолжая читать с того места, где начинаются настоящие приключения. А в этой книге о природе написано немного. Также в книге употребляются старинные слова и фразы, которые могут запросто рассмешить любого современного человека. Вот одна такая фраза:

- Однако еще погоди мыть посуду, мы сейчас чай пить будем – сказал Горбунов самодовольно – Чай пить уважаешь? – Уважаю – сказал Ваня – И правильно делаешь

Конечно, это не самая смешная фраза, но лично я улыбнулся, услышав фразу: Чай пить уважаешь?
Но все же эта книга о войне, а не о смешных фразах и природе. А война – это страшное время в нашей стране. Представьте, сколько людей погибло при обороне одного Ленинграда! А сколько таких Ленинградов было на пути немцев? Сколько таких городов надо было защищать? Гибли люди, гибли сотнями тысяч и миллионами. А эта книга как раз об этом. Так что мне даже стыдно, что я улыбался, читая такую книгу.
Бомбежки, взрывы, выстрелы. Представьте, что вы – маленький мальчик 12 лет, переживший все это. У вас никого не осталось. Некому погладить вас по голове, некому научить вас завязывать портянки. Но обыкновенные русские солдаты случайно вас находят, и у вас появляется надежда выжить. И с той минуты у вас снова появились те, кто может научить вас завязывать портянки, те, кто может погладить вас по голове. Нашлись те люди, которые заменили вам родителей в это страшное время. Представьте, какое это счастье!
Ну вот и все то, что я могу рассказать вам об этой книге на данный момент.

Читайте также: