Сочинение рассуждение на тему связанную с анализом текста толкование значения слова

Обновлено: 04.07.2024

Материал будет полезен девятиклассникам при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (марально-этическая тема).

ВложениеРазмер
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (задание 9.3) 958.52 КБ
Текст к презентации "Сочинение 9.3" 14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание ОГЭ 9.3)

Прочитайте текст. Разберитесь в сюжете, композиции и найдите в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них (если есть), для того, чтобы более полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его и написать план сочинения.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.

(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.

(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…

(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(38) – Сейчас приедет неотложка.

(40) – Как вы себя чувствуете?

(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая

мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"


Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало.

Программа элективного курса по русскому я.



Подготовка к ОГЭ. Задание 9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Материал будет полезен девятиклассникам при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


Подготовка к ОГЭ. Задание 9.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

Материал будет полезен девятиклассникам при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28) И долго ещё слышал скрипку…

Во-первых,она обозначает, что_____________,потому что ___________ .

Во-вторых, я понимаю, что _____________, так как _______________ .

Таким образом (как видим), финал текста действительно допускает (не допускает, имеет) неоднозначное (парадоксальное, двоякое, однозначное, простое и ясное) толкование, заставляя читателя задуматься о ____________ .


Сочинение-рассуждение

Во-вторых, Кинтель не мог положить к ногам девочки деньги, которые лежали у него в кармане и которые можно было потратить только на картошку, так как был ответственным и здравомыслящим человеком. И потому он вынужден был уйти.

Таким образом, финал текста действительно допускает двоякое толкование, заставляя читателя задуматься о том, как искусство может воздействовать на человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата урока: апрель 2017 года

Тема урока: Подготовка к сочинению- рассуждению.

Урок русского языка в 9 классе

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3

Конспект урока развития речи в 9 классе.

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как любовь и уважение к родителям, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ӏ. Организационный момент.

Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Собеседование с классом. Лексическая работа.

III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.

Тема урока: Что такое материнская любовь?

1.Эмоциональный настрой.

- Учитель.
-Я помню ее руки. Они такие нежные и заботливые.
-Я помню ее взгляд. Он такой любящий и понимающий.
-Я помню ее походку, она такая неслышная и уверенная.
-Я помню ее голос. Он такой ласковый и родной
-Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой,
милой, заботливой, любящей?
Конечно, это МАМА. Женщина – мать… Сколько о ней сказано и написано.
Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Она
была мечтой, улыбкой, грустью, вселенной, радостью и безграничной печалью.
Умные и красивые, талантливые и преданные, они горели сами и освещали путь другим. Вот почему один из главных идеалов русской культуры,
русского народа – это образ матери.

Собеседование с классом:

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ, и соберем материал к сочинению.

-Как вы понимаете значение этого словосочетания? Давайте составим кластер на доске.

Кластер №1 Мать
- начало жизни
- продолжение рода, мать, счастье
- нравственность, тепло
- духовность, сердце

А какими качествами должна обладать мама?

Кластер №2. Черты характера матери.

- строгость, сила
- нежность, справедливость
- милосердие, терпимость
- забота, любовь

- мудрость, умение прощать

Крылатые выражения о материнской любви:

Проявление материнской любви в жизни. (Ответы учащихся).

-Любовь родителей к детям, любовь детей к родителям.

1) подбор материалов к сочинению- определение.

Запишем вступление к сочинению- определение:

Материнская любовь – это безграничная любовь матери к ребенку: она отдает ему свою нежность, доброту, ласку.

2) комментарий к тезису 2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

-Итак, ребята, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Вопрос к классу:

- Какова схема построения сочинения- рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста+ комментарий.

4. Второй пример- аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского)+ комментарий.

Второй аргумент может быть от противного : о том, что люди забывают иногда матерей, о ее самопожертвовании, силе любви.

III . Отбор материалов к сочинению. Анализ текста.

Готовясь к сочинению-рассуждению, мы будем говорить сегодня материнской любви и ее проявлениях. (Для анализа мы возьмем текст Е.А.Пермяка)

Текст 8.4 (1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.

(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.

(12)Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории. (13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

(14)Открыв дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и – что было, то было – заплакал.

– (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол, – сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.

– (29)Дурень ты, больше никто! – ответила бабушка. – (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила. (31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!

(35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40)Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.

(43)Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано как можно меньше говорить о себе.

2.Беседа по тексту:

-Какова тема этого текста?

- Назовите стиль данного текста. (Художественный)

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование)

- Какова основная мысль текста? –Запишем ее.

-Кто рассказывает историю о маме? (автор-рассказчик)

-Почему у детей не было другой возможности спастись, кроме как зарыться в снег? (в степи укрыться негде, можно погибнуть)

-Чей голос услышал герой в своем воображении? Как вы думаете, почему именно голос мамы? ( мама, вероятно, разыскивая сына, молилась. Она ангел-хранитель. Материнская молитва самая сильная!)

-Как встретила мать сына? Подтвердите ответ цитатами (холодно, равнодушно)

-О чем переживал мальчик ? О чем спрашивал бабушку?( герой думал, что мать его не любит, не жалеет)

-Что рассказала бабушка внуку о маме? (мать всю ночь не спала, ревела как умалишенная, искала с собакой, обморозила колени)

-Почему мать не подала виду, что провела самую страшную ночь в своей жизни? (так мать растила своих детей, закаляла характер, ведь жизнь прожить – не поле перейти)

-Итак, какой предстает материнская любовь в данном тексте? (сильная, самоотверженная, безграничная, сдержанная. Мать как ангел-хранитель помогала своему ребенку выжить, раз он слышал ее голос)

2. Запишите комментарии к тезису: 2 или 3 предложения. В данном случае это предложения о том, где проявилась любовь матери к сыну, при каких обстоятельствах?

3. Работа в группах.

1-й аргумент - выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й аргумент- вспомнить и записать пример из вашего жизненного опыта (из художественной литературы) Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д.

-Зачитать аргументы по группам.

4. Слово учителя: вывод к сочинению- это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Обратимся к тексту Пермяка, в котором говорится о. (или)

В тексте Пермяк поднимает проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что. (или)

3. Аргумент 2

Проявления материнской любви мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно ….

Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

4. Рефлексия .

Ребята, Вам совсем скоро предстоит сдавать ОГЭ. Какая часть сочинения до сих пор вызывает затруднения? Как вы думаете, почему

Каково ваше отношение к уроку?

5. Домашнее задание:

Заключительное слово учителя.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

Выполнила: учитель русского языка и литературы Юсуф-заде Е.Г.

В презентации использован материал учебных пособий, авторами которых являются Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания 9.3

Формулировка задания 9.3

Алгоритм выполнения

1. дать толкование значения приведённого слова (или словосочетания) и прокомментировать своё определение

2. подтвердить свой тезис (определение) двумя аргументами: один из текста, другой - из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста)

3. логично выстроить всю работу и грамотно написать

4. проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых

Критерии оценивания задания 9.3

Критерии оценивания задания 9.3

Критерии оценивания задания 9.3

Критерии оценивания задания 9.3

Композиция сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова

Вступление. Определение предложенного в задании слова.

Первый пример-аргумент из текста

Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста)

Тезис (определение значения слова, данного для анализа)

2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста)

Схема сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова

Типовые конструкции для сочинения по заданию 9.3

  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
  • Попробуем определить данное слово.
  • На мой взгляд, чёрствость – это…
  • По моему мнению, чёрствость – это…
  • Мне кажется, что чёрствость – это…
  • Я думаю, что чёрствость – это…
  • Что такое чёрствость? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что…
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (на примерах из текста).
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что …
  • Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни.
  • В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ и т. п.).
  • Таким образом, …
  • Итак, можно увидеть, что …
  • Мне удалось проиллюстрировать примерами (назвать источник, откуда приводятся примеры-аргументы) верность данного мной определения.
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что …
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения.

Способы толкования значения слова

Определение (толкование) предложенного в задании слова является в сочинении тезисом.

    • Чёрствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
      • Чёрствый человек – тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия.

      Способ отрицательного определения

      КРАСОТА́, -ы, мн. -оты, -от, -отам, жен.

      1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.).

      2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.

      3. красота!, в знач. сказ. О чём-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. К.!

      Толковый словарь Ожегова

      Не красна изба углами, а красна пирогами.

      Красна птица пером, а человек умом.

      Не платье красит человека, а человек платье.

      Не тот красен, кто с лица ясен; а тот красен, кто душой прекрасен.

      Что такое красота? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, что красота человека — это не только привлекательная внешность, но и добрая душа.

      В тексте П. Васильева показано, что внешняя привлекательность далеко не всегда признак истинной красоты. И действительно, человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.

      Таким образом, можно сделать вывод, что истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.

      Читайте также: