Обучающее сочинение по картине 2 класс перспектива

Обновлено: 04.07.2024

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

  • Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
  • Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
  • Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
  • учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
  • анализировать, делать выводы, сравнивать;
  • воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, видеоролик И.Бунин “Листопад”, презентация картины, карточки для учащихся.

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.

- Послушайте музыку и подумайте, какое настроение хотел передать композитор? Кто узнал это музыкальное произведение?

- Можно сказать, что это за время года? (Осень)

- Скажите, осень- какая? (Холодная, дождливая)

- Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

- Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

- Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

- Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И.Бунин “Листопад”)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

- Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III. Работа по теме урока

- Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая осень”) Приложение 3.

- Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Рассказ учителя о художнике.

- Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно. В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

- Почему художник так назвал картину?

- Какой период осени он изобразил?

- Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

- Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

- Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)

- Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 1.

  • Что изображено на картине?
  • Что изображено на переднем плане?
  • Что изображено на заднем плане?
  • Цветовое решение картины.
  • Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом “Лупа”):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV. Самостоятельная работа

- Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 2.

Цель:обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;

анализировать, делать выводы, сравнивать;

воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Организационный момент

1) Подготовка к восприятию картины:

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)

- Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

- Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

- Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

- Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

- Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

-Скажите, какие образные выражения об осени вы услышали в данном стихотворении Ивана Бунина?

-Какое отношение самого писателя к золотой осени? Как он это показывает? А ваше отношение к золотой осени? Что чувствуете, когда видите разноцветные листья на деревьях?

- С чем автор сравнивает лес? небо? деревья?

2) Рассматривание картины

Слово о художнике Исааке Ильиче Левитане.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины "У омута", "Над вечным покоем", "Владимирка". Картину "Владимирка" Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как "Весна. Последний снег","Март", "Цветущие яблони","Золотая осень", "Большая дорога. Осенний солнечный день". В 1898 году Исаак Левитан удостаиватся звания академика пейзажной живописи.
Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.
Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.

3. Беседа по содержанию картины

какое время года изобразил художник?

как вы догадались, что это осень? А какая осень? Ранняя или поздняя? Как ее еще называют? (золотая)

Какое время суток изображено? Как догадались? (полдень)

(Какое настроение вызывает у вас пейзаж?

Что вы чувствуете, гладя на картину?

Какое состояние передаёт художник?

Почему автор дал картине такое красивое название?

- Ребята, хотелось ли вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?

- Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это? )

Что изображено на первом (переднем) плане? (речку, березы)

Как вы думаете, молодые это или старые берёзки? Почему? (молодые, тонкие)

Почему две берёзки оказали вдали своих подруг? (одинокие, выросли так, ближе к речке)

Кого напоминают вам эти берёзки?

- Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана? (голубое, лазурное)

Когда бывает такое небо? (осенью, в теплый день)

- Можно ли описать, как Левитан изобразил воздух. Попробуйте это сделать.

Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине, тёплая или холодная? (холодная)

Что отражается в реке? (деревья)

Что изображено в глубине картины? (деревня, дома)

Почему автор поместил дома так далеко?

- Действительно, удалённая деревня подчёркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе, передаёт состояние покоя.

- Какое чувство вызывает у вас произведение – грустное или радостное?

- Действительно, левитановская осень – это праздник золота и синевы, радостный праздник красоты.

4) Работа со словарем настроений:

-Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение, которое вызывает у вас картина:

  • развивать умение составлять предложения по вопросам и заданной теме из предложенных слов;
  • закреплять умение оформлять предложения на письме;
  • развивать словарный запас;
  • объяснить, когда в речи употребляются образные выражения (фразеологизмы);
  • развивать зрительное восприятие;
  • воспитывать эстетическое восприятие художественной картины;
  • прививать любовь к родной природе.

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Это отрывок из цикла времена года.

Какое время года нам представляет композитор?

Какая музыка? Грустная или радостная? Тревожная или спокойная?

- Какое настроение у вас создалось?

- Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

- Да, музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром. Снега блестят на солнце разноцветными огнями.

- Какие поэтические строки напоминает вам музыка ?(Чтение стихов о зиме)

- Как вы думаете, чем привлекла зима этих поэтов?

Много стихов о зиме сочинили поэты, любование зимней природой они передали при помощи слов, восхищение этим временем года композитор передал при помощи звука, художники изображают картины жизни, природы при помощи красок.

Подготовка к восприятию картины

- А кто такой художник?

- А какие синонимы можно подобрать к слову художник?

(Живописец, автор картины, мастер лирического пейзажа)

Репродукция – это фотография с картины.

Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться составлять (писать) небольшие рассказы (сочинения). Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вам предстоит написать рассказ по картине.

Вспомните свои чувства, когда вы увидели первый снег.

Художник Сергей Андреевич Тутунов свои воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенёс на полотно. Получилась замечательная картина.

Посмотрите на картину.

- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Какие чувства, мысли она у вас вызывает?

Что изобразил художник? Сюжет картины. (Мальчик проснулся, подошёл к окну, увидел, что выпал первый снег и стало всё бело.)

Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Всё тёмное, голые деревья, сырая, тёмная земля. Всё угрюмое и мрачное.)

Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит?

Есть выражение стоит как завороженный . Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться)

Когда говорят глаз не оторвать ? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то)

Что значит глаз режет ? (Очень яркий свет, больно глазам)

От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице?

Посмотрите на позу мальчика и скажите какие чувства он испытывает? (восторг, восхищение)

Работа над сочинением

Составьте небольшой рассказ по картине. Помните, что в рассказе должны быть три части. Какие? (вступление (начало), основная часть, Концовка (заключение)

Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, безошибочного написания.

Работа по презентации

2-3 уч-ся послушать готовый рассказ.

- Трудно ли вам было писать сочинение?

- В чем испытывали затруднения?

- Какие чувства у вас вызвала картина?

- Хотели бы вы познакомиться с другими картинами художника?

- Чему сегодня учились?

Переписать сочинение с учётом исправлений и оформить.

Дети хлопают в ладоши , если слышат слова, связанные с зимой. Если нет- прячутся, приседают.( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи).

- Бывает осень ещё и золотая. Почем у золотая ? Она сделана из з олота? (Нет. Её так называют

- Нравится ли вам золотая осень? Почему ? (Ответы детей)

- Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, ху дожники.

- Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бу нина и п редставьте картину ,

(Учитель читает сти хотворение на фоне классической музык и или можно использовать

- Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы дете й)

- Сегодня на уроке мы тоже будем вос певать золот у ю осень, только не в стихах , а в прозе.

- Что нам поможет напи сать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова

- Какие краски использовал И. С. Остроу хов для своей картин ы?

- Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Найдите опорные слова. Прочитайте их. Зн аче ние, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко - жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие к раски,

красивый наряд, разноцветный ковёр, причу дл ивые стволы, лесн ая тропинка, белобокие

- Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

- Для того, чтобы оп исать что изображено н а картин е, нужно п ользоваться след ующим планом.

(План распечатан на карточках для каждого учаще гося)

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом

На к артине художник изобразил золотую осень. Он будто вгляды вается в жиз нь осеннего

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и

несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В гл у бине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с

Художник вы брал яр кие цвета жёлто - оранжевых отт енков, ч тобы пок азать крас от у

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скач у щих по

траве. Именно это позволило нам явственно ощ утить жизнь осеннего зву чного леса.

- Попроб у йте сами написать сочинение об осени. Р асскажите об осеннем настроении так, чтобы

читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При н аписании сочинения вы мо жете

использовать репрод укцию И.С. Остро у хова и след ующий материал для описания осени.

Читайте также: