Рахманинов концерт 2 сочинение 18

Обновлено: 05.07.2024

С.В. Рахманинов /Sergei Rachmaninoff
Концерт No.2 in C minor, op.18 I. Moderato

Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным

В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.

Годы жизни С. В. Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути, одновременно блистательном и трагическом. Он был свидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Его миссию в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России.

Первое полное исполнение произведения состоялось в 1901 году в симфоническом собрании Московского филармонического общества под управлением А. Зилоти. Второй концерт еще при жизни автора стал самым известным его произведением, и в наше время остается одним из самых любимых.

Первая часть концерта Moderato наполнена большим богатством образного содержания. Она является основополагающей в цикле, это исток всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части классическую форму сонатного allegro , Рахманинов очень индивидуально трактует соотношение ее элементов. В основе части лежат две темы, обе широко распевные, свободные, но различные по выразительной окраске. Первая - суровая и мужественная, динамичная, ведущая мелодическая роль в ней принадлежит оркестру. Вторая – светлая, лирическая и мечтательная, излагается у солирующего фортепиано.


Финал – Allegro scherzando – тематически перекликается с Первой частью. В теме главной партии соединяются черты марша и скерцо (шутки). Побочная тема – по аналогии с Первой частью – лирическая, но более сжатая, излагается сначала у оркестра, позже у фортепиано. Главный идейный вывод приходится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога ко всему произведению. Рахманинов здесь использовал прием превращения лирического образа в гимн: мощное, торжествующее проведение темы побочной партии воспринимается как воспевание красоты и величия человека.










Фильм "Ветка сирени" здесь









С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.

Сергей Рахманинов

Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.


За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.

Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.

Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.

Андроников монастырь

24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.

Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.

Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.

Рахманинов
Александр Зилоти

ноты Концерта для фортепиано с оркестром №2 Рахманинова
Николай Даль

Интересные факты

Сергей Танеев

  • По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
  • Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
  • Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.

Содержание

Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.


Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.


Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.

Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

С.В. Рахманинов /Sergei Rachmaninoff
Концерт No.2 in C minor, op.18 I. Moderato

Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным

В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.

Годы жизни С. В. Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути, одновременно блистательном и трагическом. Он был свидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Его миссию в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России.

Первое полное исполнение произведения состоялось в 1901 году в симфоническом собрании Московского филармонического общества под управлением А. Зилоти. Второй концерт еще при жизни автора стал самым известным его произведением, и в наше время остается одним из самых любимых.

Первая часть концерта Moderato наполнена большим богатством образного содержания. Она является основополагающей в цикле, это исток всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части классическую форму сонатного allegro , Рахманинов очень индивидуально трактует соотношение ее элементов. В основе части лежат две темы, обе широко распевные, свободные, но различные по выразительной окраске. Первая - суровая и мужественная, динамичная, ведущая мелодическая роль в ней принадлежит оркестру. Вторая – светлая, лирическая и мечтательная, излагается у солирующего фортепиано.


Финал – Allegro scherzando – тематически перекликается с Первой частью. В теме главной партии соединяются черты марша и скерцо (шутки). Побочная тема – по аналогии с Первой частью – лирическая, но более сжатая, излагается сначала у оркестра, позже у фортепиано. Главный идейный вывод приходится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога ко всему произведению. Рахманинов здесь использовал прием превращения лирического образа в гимн: мощное, торжествующее проведение темы побочной партии воспринимается как воспевание красоты и величия человека.










Фильм "Ветка сирени" здесь









Продолжаем разговор о практике цитирования шедевров классической музыки в поп-культуре.

Елена Образцова однажды написала, что если бы Рахманинов не сочинил бы ничего кроме Второго фортепианного концерта и Вокализа, он всё равно был бы великим человеком.

История создания Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова уже стала легендарной и обросла мифами. Всё началось с провала.

Тринадцатое по счёту сочинение композитора стало для него по-настоящему несчастливым. Речь идёт о Первой симфонии ре минор. Неудачная премьера 15 марта 1897 года в Петербурге стала отправной точкой якобы затяжного творческого бессилия. На самом деле, Первая симфония не так уж и плоха, про неё стоит написать отдельную статью. Дело в том, что язык симфонии был настолько необычен для того времени, что вызвал недоумение у публики. Цезарь Кюи писал:

Если бы в аду существовала консерватория, Рахманинов, безусловно, получил бы первую премию за свою симфонию, настолько дьявольскими диссонансами он угостил нас.

Конфуз с симфонией ударил по рахманиновскому самолюбию. Он не прекратил сочинять, нет. Он не решался на крупную форму в течение трёх лет. Помог случай. На гастролях в Лондоне Рахманинов вдруг пообещал, что к следующему приезду привезёт новое произведение для фортепиано, и не просто для фортепиано, а для фортепиано с оркестром!

Этим сочинением, ознаменовавшим возвращение Рахманинова в мир Большой Музыки, стал Второй фортепианный концерт до минор (соч. 18). Концерт посвящён доктору Николаю Владимировичу Далю , известному в то время психотерапевту, владевшему навыками гипноза. Именно его ежедневные сеансы с января по апрель 1900 года помогли Сергею Васильевичу преодолеть тяготившую его неуверенность. Второй фортепианный концерт создавался в обратном порядке, сначала был написан финал, затем вторая - медленная часть, а лишь в конце изумительная по широте и напевности первая часть.

Рахманинов умер в 1943 году, а уже через два года в США появилась песня Full Moon and Empty Arms основанная на мелодии финала его концерта. Её исполняли многие артисты, из известных - Фрэнк Синатра и Боб Дилан .

Вторая часть концерта приглянулась в 1975 году американскому певцу Эрику Кармену . Он использовал её для "сочинения" своей лирической баллады All by Myself. Кармен почему-то посчитал, что концерт уже стал общественным достоянием, но получил немного проблем с авторскими правами после выхода песни от наследников композитора. Имя Рахманинова теперь обязательно указывается в числе авторов песни. Баллада занимала высокие места в хит-парадах, а в качестве саундтрека звучала в ряде фильмов. Её пели такие звёзды, как Фрэнк Синатра , Том Джонс и Селин Дион .

Ну и на закуску. Композиция Space Dementia британской рок-группы "Muse". Музыковед Анатолий Цукер отмечает:

Группа соединяет в своей стилистике эмоциональную взвинченность, жёсткие, агрессивные звучания тяжелого металла с островками лирики, представляющими коллажирование (цитатное или в виде стилевых аллюзий) классико-романтической музыки. Лидер группы Мэтт Беллами – вокалист, клавишник, гитарист, автор большинства альбомов данного коллектива – питает особое пристрастие к творчеству Рахманинова, не без влияния которого он включает в свои композиции рядом с типично роковыми гитарными рифами не свойственное року солирующее фортепиано. Рахманиновские темы Беллами цитирует с долей импровизации, словно по памяти, вплетая в свои композиции как знак стабильности и отдохновения на фоне гипертрофированной экзальтации, всеобщего тотального разрушения ("Мы уничтожим этот мир"). Именно в этом качестве в Space Dementia на гребне динамического нагнетания возникает тема из первой части Второго концерта.

Другие композиции группы "Muse" с использованием классики:

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео .

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти. Продолжительность произведения — 35 минут.

Содержание

История создания

Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.

Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали сам Рахманинов, Владимир Горовиц (записей нет), Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Роза Тамаркина, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Николай Петров, Ван Клиберн.

Строение

Фильмы

Ссылки

  • Произведения Сергея Рахманинова
  • Произведения для фортепиано с оркестром
  • Музыкальные произведения 1900 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)" в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром №2 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Cписок знач … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Начало Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Концерт для фортепиано с орк … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа диез минор, ор. 1, был написан Сергеем Рахманиновым в 1890―1891 годах. Произведение посвящено… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов) — Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, op.40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся… … Википедия

Рахманинов, Сергей Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов … Википедия

Рахманинов, Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Рахманинов С. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия

Читайте также: