Образ метели в русской литературе сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Сюжет повести таков, что метель сильно влияет на судьбу главных героев. Символично, что метель заметает дорогу, но Маша без труда добирается до церкви. Девушка видит свой путь. Бурмин, попав в непогоду, велит ямщику ехать на огонек. Он не сбился с дороги и после ошибочного венчания, когда, прыгнув в сани, уехал. Иначе бы, скорее всего, рассказал об этом Маше в момент признания. Трагедия разворачивается лишь для Владимира. Именно он не поспевает к венчанию, поскольку хуже всех подготовлен к поездке. Он теряет дорогу, изо всех сил пытается ее найти, но тщетно. Так и не найдя свой путь в эту ночь, он в скором времени погибает на войне.

Образ метели автор показал глазами трех главных героев. И мы видим, что у каждого из них свое личное восприятие этой бурной и непокорной стихии.

2. Слушая завывание метели, Маша ощущает тревогу, видя в ней дурное предзнаменование. Она чувствует, что их венчание с Владимиром обречено. Ей чудится, что метель хочет ее остановить. Себя она чувствует преступницей, перешагнувшей через родительский запрет. Собираясь на венчание, она с тяжелым сердцем покидает дом.

3. Владимир борется с метелью, как со страшным зверем, будто бы от этого поединка зависит его жизнь. Он не видит своего пути, метель полностью занесла его. Владимир не знает направления, едет наугад. Самые противоречивые чувства посещают его, кидая его из стороны в сторону. То он сильно расстроен, то успокаивается, и так до тех пор, пока не узнает, что безнадежно опоздал на собственное венчание. Он замирает, как мертвый, потом ощущает сильнейшее отчаяние. Читая эти строки, ясно представляешь, как мечется несчастный человек, теряя с каждой минутой надежду на собственное счастье.

4. Попав в метель, Бурмин чувствует беспокойство. Ему кажется, что кто-то толкает его навстречу чему-то важному. Увидев огонек, он велел кучеру ехать именно в том направлении. Так путники и приехали к церкви, где Бурмина ждала его судьба.

5. Чувства человека находят отклик в природной стихии. Метель глазами Маши, Владимира и Бурмина – три совершенно разных явления. Метель воспринимается только через призму человеческих чувств. Бурмин устойчив и спокоен, метель особо не волнует его. Для Владимира, который не подготовился основательно к поездке - это крушение всей его жизни. Маша, глядя на метель, чувствует, что совершает ошибку. По реакции героев мы видим, что Человек, Любовь и Природа тесно связаны между собой.

Светлана Крапивина

ОБРАЗ МЕТЕЛИ в произведениях отечественной литературы

Образ вьюги, метели встречается в русской литературе достаточно часто и столь же часто бывает наполнен символическим смыслом.
У Пушкина есть повесть с таким названием ("Метель" из "Повестей Белкина"). Разгул стихии играет в ней судьбоносную роль. Разыгравшаяся метель мешает героине соединить судьбу с избранником и навсегда связывает её с другим, неизвестным человеком, который в финале чудесным образом оказывается единственным, кто ей нужен.
А в стихотворении 1830-го года "Бесы" "вьюга злится, вьюга плачет", в вихре снега кружатся бесы, враждебные лирическому герою. Можно предположить, что вьюга здесь - олицетворение всех тех сил, которые отравляли жизнь поэта.
В "Капитанской дочке" именно во время снежного бурана, как будто из него появляется Пугачёв, чувствующий себя вполне уверенно. Буран, в котором заблудился Гринёв, символизирует стихию народного бунта, которая неминуемо погубила бы героя, если бы не вмешательство Пугачёва, проникшегося к нему симпатией.

Особое место метель и вьюга занимают в образной системе А.А.Блока. Цикл "Снежная маска", посвящённый актрисе Наталии Волоховой, весь в "снежных вьюгах", "снежной мгле", и "снежных брызгах". Здесь метель - стихия страсти:
Смотри: я спутал все страницы,
Пока глаза твои цвели.
Большие крылья снежной птицы
Мой ум метелью замели.

В стихотворении "Поэты" лирический герой восклицает:
И пусть я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я знаю: то Бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала.

А в поэме "Двенадцать" метель символизирует стихию революции. В I главе ветер и вьюга расправляются с представителями "старого мира", во II благосклонно сопровождают красногвардейский патруль, вышедший на улицы Петрограда, в IV из завихрений метели появляется лихач, везущий Катьку с Ванькой. А в X главе разгулявшаяся вьюга мешает красногвардейцам видеть друг друга и окружающий мир. Это продолжается до конца поэмы:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи напролёт. (гл.XI)

Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах. (гл.XII)
И уже в самом финале поэмы вьюга не даёт героям разглядеть идущего впереди Христа, в которого они в итоге стреляют.

"Ведьма сухая метель" встречает читаталя на первых страницах булгаковского "Собачьего сердца", когда бездомный пёс Шарик с обваренным боком лежит в подворотне и размышляет о своей несчастной жизни. От метели достаётся и Шарику, и машинисточке, которая жалеет бедного пса. Зато профессор Ф.Ф.Преображенский движется величественно и как будто не замечает разгула стихии, как может себе позволить до поры до времени не замечать многих изменений, происходящих в жизни. От непогоды его защищает добротная одежда, от Швондера и ему подобных - собственных здравый смысл и высокопоставленные знакомые. Понятно, что вечно избегать пагубного влияния метели не удастся, не случайно Ф.Ф. подумывает о том, чтобы закрыть квартиру и уехать. на юг.)

Метель в русской литературе - всегда не только погодное явление, но и некий символ - судьбы, страстей или социальных потрясений, от которых человеку не укрыться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЬЯКОВСКАЯ ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Краснодарский край, г. Сочи

МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова, 8 класс

МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, БУРАН КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Научный руководитель: Гогилова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова

Русские писатели, отводя особую роль пейзажу в художественном произведении, стремились подчеркнуть еще и таинственное единство природы и человека, что наиболее полно проявилось, на мой взгляд, в изображении метели.

Манит образ метели, который в классической литературе, несомненно, является символическим. Это магический образ. Человек и стихия живут по разным законам, но эти законы взаимообусловлены.

Исследованию художественных особенностей картины метели;

изучению таинственного единства природы и человека;

исследованию приемов воспроизведения картин метели в русской литературе.

Новизна моей работы в том, что я, анализируя произведения русских писателей, сравнила картины бурана в изображении Пушкина и Соллогуба, Пушкина и Гоголя.

Цель работы – выявить взаимообусловленность законов, по которым живут человек и стихия.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:

осмыслить роль пейзажа (бурана), приемы его воспроизведения и художественные особенности в русской литературе XIX века;

рассмотреть проблему родственности и враждебности явлений природы человеческой душе.

Объектом исследования в работе выступают лирика и прозаические произведения русских писателей XIX века.

Предметом исследования стали пейзажные зарисовки, изображающие картины метели, в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Соллогуба.

Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявлены художественные особенности картин бурана в произведениях русских писателей XIX века, общие и отличительные черты в изображении стихии, выявлены приметы реального времени в изображенной стихии.

МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, БУРАН КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Исследованию художественных особенностей картины метели;

изучению таинственного единства природы и человека;

исследованию приемов воспроизведения картин метели в русской литературе.

Новизна моей работы в том, что я, анализируя произведения русских писателей, сравнила картины бурана в изображении Пушкина и Соллогуба, Пушкина и Гоголя.

Цель работы – выявить взаимообусловленность законов, по которым живут человек и стихия.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:

осмыслить роль пейзажа (бурана), приемы его воспроизведения и художественные особенности в русской литературе XIX века;

рассмотреть проблему родственности и враждебности явлений природы человеческой душе.

Объектом исследования в работе выступают лирика и прозаические произведения русских писателей XIX века.

Предметом исследования стали пейзажные зарисовки, изображающие картины метели, в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Соллогуба.

Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявлены художественные особенности картин бурана в произведениях русских писателей XIX века, общие и отличительные черты в изображении стихии, выявлены приметы реального времени в изображенной стихии.

Функции пейзажа в художественном произведении очень многообразны. Во-первых, с помощью пейзажных зарисовок воссоздается внутренний мир самого автора. Во-вторых, это важный композиционный элемент, помогающий воссоздать реальное время и пространство. В-третьих, пейзаж – это композиционная вставка, которая задерживает развитие действия, замедляет ход сюжета. Поскольку пейзаж часто появляется в самый интригующий момент, это помогает держать читателя в постоянном напряжении. Наконец, пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира героя.

Писатели и поэты, отводя особую роль пейзажу в художественном произведении, стремились подчеркнуть еще и таинственное единство природы и человека, что наиболее полно проявилось, на мой взгляд, в изображении метели.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Именно так Пушкин чувствует себя под домашним арестом в Михайловском, которое может покинуть лишь после согласования с надзорным управлением, да и то ненадолго. Однако, доведенный до отчаянья вынужденным заточением и одиночеством, поэт воспринимает бурю как нежданного гостья, который то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем, шуршит соломой на крыше и стучится в окно, словно запоздалый путник.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Пушкин понимает, что няня относится к нему, как к собственному сыну, поэтому переживает за его судьбу и пытается помочь поэту мудрыми советами. Ему нравится слушать ее песни и наблюдать за веретеном, ловко скользящим в руках этой уже немолодой женщины. Но унылый зимний пейзаж за окном и снежная буря, так схожая с бурей в душе поэта, не позволяют ему в полной мере наслаждаться этой идиллией, за которую приходится расплачиваться собственной свободой .

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесы проявляют враждебность по отношению к человеку:

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вот - теперь в овраг толкает
Одичалого коня…

но сами оказываются существами страдательными: они гонимы, подобно осенним листьям - игрушке ветра, вой их похож на плач:

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Бесконечны, безобразны,
Будто листья в ноябре.
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Домовой смертен, поэтому у Пушкина домового. хоронят.

В последних двух строчках тема женитьбы А.С.Пушкина в переосмысленном виде прорвалась в текст. В образе бесовского праздника можно увидеть причудливо переплетённые отголоски мыслей поэта о предстоящей свадьбе, о холерных смертях, о холере.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.

Гоголевская метель, устроенная чертом, дает начало взаимодействия комических и чудесных случайностей. Из-за разгулявшейся метели Чуб не узнал свою хату и отправился к Солохе, у которой в мешках уже сидели черт и дьяк, а потом и сам занял место в мешке. Результатом проделок находчивой Солохи стало удачное путешествие Вакулы в Москву к царице за черевичками, окончившееся свадьбой кузнеца и капризной Оксаны.

Таким образом, то, что у Пушкина отдает жутью, у Гоголя пока еще овеяно духом фольклорной забавы.

Метель, становясь одним из элементов святочного рассказа, определяет судьбу его персонажей. Однако свои философские потенции, как известно, этот природный символ раскроет именно в творчестве Пушкина.

Выводы по 1 главе

Метель, снежная буря, заметающая перед путником дороги, сбивающая его с пути - такова жизнь всякого человека. Он - безвольное орудие игры метели-стихии - думает действовать по личным целям, а в действительности движется ее прихотью: так углубился в сознании Пушкина этот образ. То, что у Пушкина вызывает страх, у Гоголя овеяно духом фольклорной забавы.

Сцена блуждания Владимира среди снежной бури выстроена в соответствии с известным мифологическим сюжетом “леший водит”: “Дорога была ему знакома, и езды всего двадцать минут” — и тем не менее герой заблудился в самом знакомом месте; это явно дьявольское наваждение, козни беса, лешего, вплоть до пения петуха. “Пели петухи, как достигли они Жадрина”. Блуждание связано со стихией бури, бурана, метели — силы мифической. Бурмин - это суженый, обретённый в бурю.

Итак, перед нами сказочно – мифологический сюжет с фольклорным мотивом мести стихии.

Обобщая всё вышесказанное, подведём первые итоги – что же скрывается за образом метели? Провидение, судьба, рок, месть.

Выводы по 2 главе

Итак, ещё один штрих к образу метели: метель – это русская рулетка, круговорот страстей, пугающая неизвестность.

Глава 3

Заглавия произведений А.С.Пушкина и В.А.Соллогуба замыкают намеченный в них ряд реминисценций – повторение, воспроизведение чужого текста: описание метели, постоялого двора, мотив случайной встречи.

Сравним описание метели у двух писателей. У Пушкина дана яркая картина непогоды немногословным описанием, но от этого она и кажется ужасом, страшной реальностью.

Несколько по-другому изображена метель В.А.Соллогубом:

Не кажутся яростными ни снег, который падал густыми хлопьями, ни ветер, что порывисто сыплет им во все стороны. Да и земля резко отделяется от чёрного неба. Страдает лишь одинокая буря, голос которой «плачет, и воет, и ревёт. Летит метель на крыльях вихря. Начинается что-то непонятное, чудное, невообразимое… Метель со всех сторон. Тут её царство, тут её разгул, тут её дикое веселье. И хотя автор предупреждает: беда тому, кто попался ей в руки: она замучит, завертит его, засыплет снегом да насмеётся вдоволь, а иной раз и живого не отпустит – возникает ощущение, что в рассказе В.А.Соллогуба разгулявшаяся метель несет не столько ужас, сколько какое-то дикое веселье, возбуждение, неожиданную развязку, но ни в коей мере не трагедию.

Очень похожи «милые героини, которых закружила метель-непогода, метель-жизнь, даря одной супружество, другой – любовь. Сходными являются и мотивы случайной встречи в жизни девушек. Но офицер и дама, проговорив всю ночь, разъезжаются, хотя изба казалась им раем, потому что В.А.Соллогуб следует пушкинской идее святости брака.

Выводы по 3 главе

Весь образ нового героя, начиная с его появления, овеян таинственностью. В нём есть что–то загадочно - необъяснимое, как и в самой стихии метели. Спасение он несёт Гринёву или смерть? Как мы увидим из последующих событий, и то и другое. Именно по вине Пугачёва Пётр окажется на виселице, но и именно благодаря Пугачёву герой останется жить и обретёт семейное счастье.

Выводы по 4 главе

Итак, можно выделить две ипостаси образа метели: созидающую и разрушающую. С одной стороны, метель даёт человеку внутреннее просветление, ощущение собственного величия, победы над стихией. С другой стороны, она, как русская рулетка, терзающая человека неизвестность, определяет его удачу – счастье или проигрыш – смерть, может награждать или мстить. И в этом значении метель выступает как рок, властительница судеб.

Самое обобщённое и глубокое толкование метели - мятеж, бунт, который, несмотря на высокие цели, ужасен.

Заключение

Раскрывая гипотезу, можно сказать, что действительно существует таинственное единство природы и человека: внутреннее движение в природе влияет на настроение человека, стихия влияет на судьбу литературных героев.

В рассматриваемых произведениях русской литературы XIX века общим в описании метели являются зрительно осязаемые детали движения, кружения, переменчивости, но роль пейзажа различна.

Чрезвычайно важно, что в русской литературе мотив метели связан не только с темой потусторонних сил, но и с темой бунта.

В судьбу молодых влюбленных вмешалась метель. Как только Владимир, возлюбленный Маши, отправился в церковь на венчание, снег занес всю дорогу, и он заблудился. Возможно, если бы не метель, влюбленные смогли бы исполнить свое решение. В их планы вмешалась сама судьба. Марья Гавриловна вышла замуж за другого, который стал впоследствии ее судьбой и ее счастьем.

Таким образом, метель – это еще и ощущение внутреннего просветления, величие, торжество. В произведениях русских писателей много общего: картины бесовского наваждения, сюжетные линии, картины мира, где все перемешалось, разительно похожи. Метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни. Во время метели человек ощущает свое единство с миром и в то же время осознает независимость, неподвластность, таинственность, мощь и красоту природной стихии.

Список литературы

Великий русский поэт XIX века Александр Сергеевич Пушкин, написавший это стихотворение, по сути, открыл в литературе новый образ – образ метели. После этого многие писатели использовали образ метели в своих произведениях. Но почему же мы совсем не обращаем внимания на эту стихию? Какова её роль в произведении, какой смысл в себе несёт? Где-то метель – это бурное природное явление; в других произведениях – символ смуты в сознании молодых людей под влиянием западной культуры, везде смысл метели различен. Данная тема заинтересовала нас тем, что мы обращаемся к разным источникам, проводим сопоставление образа метели, и тем самым постигаем мир художественного произведения. В целом эта тема не исследована, потому что литературоведы и критики в основном анализировали произведения в контексте творчества писателей. Мы решили углубить исследование.

В своей работе мы опираемся на исследования И. И. Аркина, М. Павлова, Г. Ребель, А. Зорина, В. Влащенко, М. Гершензона и других.

Работа является теоретическим исследованием. Избранный метод – сравнительный анализ текстов.

Считаем, что данная работа может быть использована школьниками и учителями в качестве пособия по поэтике художественных произведений.

Мчатся тучи, вьются тучи

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна.

Вьюга мне слипает очи

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит сторонам.

Сил нам нет кружится доле

Закружились бесы разны

С появлением своим бес проходит как бы несколько ступеней, становится всё более и более объективно осязаемым. Сначала он только предположение ямщика:

В поле бес нас водит, видно,

Затем ямщик придаёт воображаемому бесу, выступающему пока в единственном лице, всё более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня,

Вот – теперь в овраг толкает

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной.

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят,

Вот уж он далече скачет,

Лишь глаза во мгле горят

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне

Последняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи напрямую связаны с бесами. Мчащиеся тучи оказываются мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате и буря, и бесы знаменуют переживания поэта в переломный момент его судьбы. Среди этой круговерти поэт обмолвился ещё одним фольклорным образом, каламбурно обыгрывающим его предсвадебные заботы:

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

В этих двух строчках тема женитьбы в переосмысленном виде прорвалась в текст. В образе бесовского праздника можно увидеть отголоски мыслей о предстоящей свадьбе, о холерных заболеваниях, о холере, угрожающей невесте Пушкина. Для бесов что похороны, что свадьба – в равной мере служат поводом к веселью, шабашу, вакханалии.

Рождество – православный праздник. Ночь перед Рождеством – последняя ночь для нечистой силы, чтобы пошататься по белому свету и повыучивать грехам добрых людей. На следующий же день, с первыми колоколами к заутрене, побегут бесы без оглядки, поджавши хвосты, в свои берлоги. Но пока у них ещё есть впереди целая ночь, полная разных приключений.

Метель – символ судьбы

Метель-судьба сводит двух влюблённых и разводит их навеки. Она как будто играет ими, показывая, что некоторые истории любви заканчиваются печально.

Так стихия может предстать нам, читателям, в образе предсказания.

И дальше герою снится, что уже не там, а здесь, в степи, мужик, который незадолго до того, как герой заснул, вызвался было вывести путников на дорогу, что мужик этот и есть сам Фёдор Филиппыч. И сон, перестав быть воспоминанием, становится в чём-то предвидением, а в чём-то и прозрением. Прозрением недоосознанным, не воплощённым во что-то самое важное. Мужик – он же Фёдор Филиппыч – во сне спасает героя. Метель – беда, в которую попали герои.

Таким образом, мы видим, что судьбы героев разные, но некоторые приключения, происходившие с ними во многом похожи: метель и сон в их жизни являются пророческими.

Метель – символ одиночества

Мера человечности в мире, где стали редкими сердечные отношения между людьми, оказывается мерою духовного одиночества. Таким образом, мы убедились, что метель может предстать нам в образе одиночества. Белый кружащийся снег, как бы окутывает наших героев и, тем самым, изолирует от внешнего мира.

Мы увидели, что этот образ передаёт мироощущения писателей, помогает им показать характеры героев, а также является фантастическим образом, подчёркивающим загадочность русской души. А разгадать её пытаются писатели до сих пор.

Зимним днем или вечером в ожидании праздника так хочется немного волшебства. Но ведь никто не отменяет ежедневной подготовки к экзамену, особенно настолько трудному, как ЕГЭ по литературе. Так, может, стоит подобрать для подготовки темы, которые помогут создать определенное настроение. Например, образ зимы, метели в литературе.

Общий вопрос. Кто из русских поэтов обращался к образу метели (снега) и в чем эти произведения могут быть сопоставлены?

1. Образ метели (снега) в русской поэзии

2. Назвать поэта, его стихотворение, найти точки соприкосновения для анализа, описать

3. Найти общее и различное в двух стихотворениях, проанализировать, как представлен образ, какие художественные средства использованы для создания образа; выяснить, какую роль играет в стихотворении образ метели или как ее воспринимает лирический герой.

4. Назвать второго поэта, его стихотворение, найти точки соприкосновения для анализа, описать

5. Найти общее и различное в двух стихотворениях, проанализировать, как представлен образ, какие художественные средства использованы для создания образа; выяснить, какую роль играет в стихотворении образ метели или как ее воспринимает лирический герой.

6. Сделать вывод

Прочитаем его, обратив внимание на выделенные курсивом слова.

Снег сверху бьет, снег веет снизу, Нет воздуха, небес, земли; На землю облака сошли, На день, насунув ночи ризу.

Лирический герой прямо не показан, опосредованно, через восприятие бури

3) Сравнения подчеркивают олицетворение бури. 4) Большое количество глаголов передает разнообразные движения бури.

4) Риторические вопросы и восклицания

Лирический герой напуган разгулом стихии, что неоднократно подчеркивается лексическими повторами, его путь к дому осложнен.

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Композиция кольцевая, однако последняя строфа немного изменена: обращение к февралю словно знаменует собой конечность зимней бури. При этом важно то, что свеча по-прежнему горит, словно утверждает победу любви, весны над зимой, жизни над смертью.

Читайте также: