Сочинение рассуждение на основе литературного произведения 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Писать про Гринева И Швабрина. Вступление, Тезис и Вывод уже есть, Нужны аргументы (доказательства) и оценка поступков героев, а и еще нужно привести примеры из повести не меньше 2 (точнее краткий перессказ этих примеров)

irina belen'kova Ученик (199) В “Капитанской дочке” одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — это история любви Маши и Гринева, другая — события, происходившие в то время в Оренбургской губернии. Действие происходит в 1772 — 1775 годах, незадолго до и во время восстания Пугачева. А. С. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Завязка произведения состоит в том, что молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорскую крепость. По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей Зурину, ругает своего дядьку Савельича, хотя тот и прав, не давая барину денег. Следуя в крепость, Гринев с дядькой заблудились во время бурана, но случайно встретили мужика, выведшего их к постоялому двору. Юноша, поблагодарив вожатого за

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионног.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионног.

Рассуждение
на основе литературного произведения
(в том числе дискуссионного характера)
Цели:
подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения дискуссионного характера на литературную тему;
закрепить знания об основных признаках рассуждения как функционально-смыслового типа речи;
формировать умение создавать текст данного типа на основе литературного произведения, используя изученные языковые средства (однородные члены предложения);
воспитывать интерес к чтению классических художественных произведений.

Композиция рассуждения как типа речи

Композиция
рассуждения как типа речи


Текст-рассуждение Слово – дело великое. Великое потому, чт.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)

Тезисы Речь красна слушанием. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего по.

Тезисы
Речь красна слушанием.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения.
(Д.С. Лихачёв)

Сочинение-рассуждение по теме: «Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «.

определяем, о ком из героев романа будем писать;
вспоминаем, каким может быть отношение к героям художественного произведения (положительное, отрицательное, любим, не любим, они нам симпатичны, они нам неприятны и т.д.);
выбираем метод, способ раскрытия темы сочинения (сравнение двух героев, характеристика одного героя, групповой портрет);
решаем, совпадает ли наше отношение к героям романа с точкой зрения автора и почему;
формулируем тезис, приводим доводы, аргументы, доказательства, делаем вывод.

Примерное вступление (тезис)

Примерный вывод «Таким образом, морально опустошённый Швабрин вызыва.

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал, что… Мне было интересно получить знания о.

Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал, что…
Мне было интересно получить знания о…
Сначала я затруднялся….
В результате я понял, что…
Сочинение-рассуждение – это…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 397 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.12.2020 268
  • PPTX 2.4 мбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ильичева Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: