Кому на руси жить хорошо пьяная ночь сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села.

► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Крестьянка

Надоело путникам искать счастливого среди мужиков, кому на Руси жить хорошо. Направились они к Матрёне Тимофеевне Корчагиной – женщине красивой и статной, в должности губернаторши, от роду 38 лет, но себя она считает уже старухой.

Из её рассказа, счастлива она была тогда, когда жила ещё в родительском доме. Но детство, а потом и девичество прошло быстро, девицу Матрёну сосватали за Филиппа – молодца румяного, да сильного. Любил он Матрёну здорово, побил всего один раз. Но вздумалось ему уехать на заработки. Матрёна же осталась в его большой и чужой для неё семье.

Приходится Матрёне вкалывать на старшую сестру мужа, да на суровую свекровь и свёкра. Радость обрела лишь с рождением сына Дёмушки.

Только старый дед Савелий проявляет к Матрёне сожаление, да сочувствие, остальные не больно доброжелательны к невестке. Старик – бывший каторжник с 20-летним стажем, наказан был за убийство немца, который служил управляющим и замаял мужиков работой. Много рассказывал Матрёне про свою богатырскую жизнь.

Свекровь же Матрёну заставляет работать много, даже не велит брать Дёмушку в поле, чтобы она не отвлекалась там на сына. За Дёмушкой следит дед. Но в один день старик уснул, и Дёмушку съели свиньи.

Однажды Матрёна на Дёмушкиной могилке встречает деда Савелия, который к этому времени ушёл в монастырь. Невестка прощает деда и забирает домой, где он вскоре засыпает вечным сном.

Хотя у Матрёны нарожались и другие детки, но Дёмушку – первенца она забыть не смогла, и горе её по нему не притупилось со временем.

Один их детей Матрёны – пастушок Федот был приказан к розге за то, что не уследил за овцами – одну утащил волк. Но Матрёна взяла вину на себя.

Будучи беременной Лиодорушкой, Матрёна отправилась в город, чтобы попросить о муже, которого забрали в солдаты. Там прямо в приёмной Матрёна и родила. В родах ей помогала сама губернаторша Елена Александровна. За неё теперь вся семья молится.

После своего рассказа Матрёнушка сказала, что среди женщин счастливую путники никогда не сыщут, потому как не существует ключей от женского счастья, и даже Богу не известно, в чём женское счастье.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пролог

В один день семь крестьянских мужиков сходятся на дорожке столбовой. Это: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старих Пахом и Пров. Родом они все из Терпигорево. По соседству также есть деревни Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Каждое название деревни говорит само за себя и о том, как там живется крестьянам.

Если в то время посмотреть бы со стороны на толпу мужиков, кричащих и размахивающих рукавами, то могло показаться, что они там клад нашли и не могут меж собою его поделить.

Они настолько увлеклись обсуждением данной проблемы, что забыли куда и шли с утра из своих деревень, а дела были очень важные – один на крестины ребенка, другой на базар… За спором, да выяснением, кому на Руси жить хорошо, мужики не заметили, как и ночь наступила, и идут они уже в неизвестном направлении.

Устав от спора, они присаживаются отдохнуть, но спор на заканчивают. А вскоре и вовсе дело до драки дошло.

Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку.

От их драки весь лес переполошился, всех зверей да птиц на ноги поставили: кто замычал, кто за пищал, хищные звери и те подальше в лес убежать поспешили.

А тут еще у пеночки С испугу птенчик крохотный Из гнездышка упал.

Даже птенец из гнезда выпал со страху от мужицких криков, да драки. После, когда они подрались, они обратили внимание на птенца, начали его ловить. Пахом высказался, что пташке легче, чем мужику. Он даже позавидовал, что будь у него крылья, он бы всю Русь облетел, чтобы найти того, кому лучше всех живется.

Остальные говорят, что и крыльев не надо иметь, лишь бы хлеб, да водочка с огурчиками, квасок, да чаёк, тогда бы они пешком по Руси прошли в поисках счастливчика.

За спором мужики не заметили, как подлетела пеночка за своим птенчиком. Она даже предложила им все богатства мира за своего птенчика, что ни попросят, всё им даст.

Мужики согласились с превеликим удовольствием. Птичка показала им место, где закопано сокровище – скатерть-самобранка в коробочке. Потом пеночка заколдовывает их одежду, чтобы она не снашивалась, да обувку, чтобы не стаптывалась, портянки заколдовывает, чтобы не изопрели, а на самих наговаривает, чтобы не обовшивели. Свершив сие чудо, улетает с птенчиком.

А перед тем как улететь, предупреждает, что со скатерти есть могут, сколько хотят, но водки больше ведра в день чтобы не заказывали.

И раз и два – исполнится По вашему желанию, А в третий быть беде!

Мужики побежали в лес и там нашли чудо-скатерть-самобранку. Они тут же устроили пир, а потом договорились, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси жить хорошо, да вольготно.

По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа - его горестной судьбы. Посвящая свои произведения народу, Н. А.

Некрасов, рисует страшные картины народного страдания, наполняя каждую строчку печалью, стонами и слезами угнетенных крестьян.

Будучи еще маленьким мальчиком, он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый, непосильный труд и редкие праздники.

Также Некрасов был невольным свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов, что впоследствии породило в юноше ненависть как к крепостному праву, так и к жестоким и своенравным крепостникам, причиняющим неимоверные страдания русскому народу.

«Кого хочу — помилую,

«Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Так, с сочувствием изображая народ, Некрасов гневным словами обличает виновников народного горя, а именно помещиков.

Главной отличительной чертой русских крестьян того времени был труд . Некрасов утверждает, что труд – естественное состояние и насущная потребность всего народа. Однако напротив воспевания созидательного, благородного труда человека, поэт создает пронзительные и ужасающие картины труда мучительного, тяжелого, который несет людям настоящее горе и даже гибель. Тут авторское отношение двояко к русскому мужику. С одной стороны Некрасов сопереживает ему, но с другой выдвигает свое личное обвинение в покорности и в долготерпении крестьян произвола со стороны барина.

Да тот был прост; накинется

Со всей воинской силою,

«И тут настала каторга

До нитки разорил!

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

«У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Пошла по жилам чарочка —

И рассмеялась добрая

Не горевать тут надобно,

Гляди кругом – возрадуйся!

Ай парни, ай молодушки,

Именно так тема пьянства связывается с темой народного долготерпения: русский народ, благодаря внутренней силе, способен сдержать и обуздать самого себя от страшного и разрушительного зла - народного бунта.

Таким образом, печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Но, несмотря на все это, русский народ в поэме представлен как богатырь, еще не поднявшийся с колен, автор, в свою очередь, страстно желает его пробуждения пусть и не столь скорого. Истинно сильная и преданная любовь Николая Алексеевича Некрасова как к русскому народу, так и к самой Родине заключена в следующих строках:

«Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор!
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина – не житье!
Попова каша – с маслицом,
Попов пирог – с начинкою,
Поповы щи – с снетком!
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда – продашь его
За сущую безделицу,
А там – неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое – настоящее. При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами – социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение – и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:

Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах!
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, –
Трещит крестьянский пуп!

Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства – пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная.
А волосы – песок.

Эта третья глава поэмы открывается картиной пьяного народа, который поздним вечером возвращается в родные деревни:

Но, как всегда, очень трогает сердце некрасовский пейзаж . Он и здесь написан народным языком. В этом лирическом отступлении опять появляется мотив тайны, которая вплетается сейчас в обычную, приземленную жизнь:

Ночь тихая спускается,
Уж вышла в небо темное
Луна, уж пишет грамоту
Господь червонным золотом
По синему по бархату,
Ту грамоту мудреную,
Которой ни разумникам,
Ни глупым не прочесть.

А дальше появляется интересный прием - многоголосие .

Гудит как море "народная молва", поэт передает отрывочные реплики каждого в толпе, что движется по широкой дороге.

И здесь есть все, без тени приукрашивания реальности. Идущая еще от Гоголя критика чиновников и многогранное изображение самих крестьян: то юмористическое, то грустное.

Ярка и красочна переданная здесь народная речь - она полна пословиц, поговорок, выразительных антитез и метафор.

Кто-то спьяну хоронит рубашку, кто-то борется, кто-то жалуется на адскую жизнь в семье (это уже предвосхищение проблемы семейных отношений, которая будет затронута в главе про Матрену Тимофеевну).

А какие-то "парочки" направляются в соловьиную рощицу - и это замечает с юмором Некрасов.

И все больше людей на дороге уже просто лежат пластом, и все слышнее матерщина:

Однако ж мир не без трезвых людей: мы вновь встречаем собирателя фольклора Павлушу Веретенникова . Он хвалит большой ум, который выражается в песнях и пословицах крестьян, но сокрушается об их пьянстве.

Услышав его упрек, один лежавший пьяный мужик, до этого слушавший его с симпатией, вдруг вскочил и набросился на барина:

Это - как позже выяснится, Яким Нагой . Он произносит гневную речь в защиту пьяного мужика. Мы увидим, что в этом нищем страдальце - талант настоящего адвоката.

Он убеждает, что выпивка - спасение, а не зло. Ибо у мужика три дольщика (Бог, царь и господин), а еще - ежегодные пожары. Спиртное необходимо мужику, чтобы защититься от непосильного труда и неподъемного горя.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа - его горестной судьбы. Посвящая свои произведения народу, Н. А.

Некрасов, рисует страшные картины народного страдания, наполняя каждую строчку печалью, стонами и слезами угнетенных крестьян.

Будучи еще маленьким мальчиком, он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый, непосильный труд и редкие праздники.

Также Некрасов был невольным свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов, что впоследствии породило в юноше ненависть как к крепостному праву, так и к жестоким и своенравным крепостникам, причиняющим неимоверные страдания русскому народу.

«Кого хочу — помилую,

«Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Так, с сочувствием изображая народ, Некрасов гневным словами обличает виновников народного горя, а именно помещиков.

Главной отличительной чертой русских крестьян того времени был труд . Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Некрасов утверждает, что труд – естественное состояние и насущная потребность всего народа. Однако напротив воспевания созидательного, благородного труда человека, поэт создает пронзительные и ужасающие картины труда мучительного, тяжелого, который несет людям настоящее горе и даже гибель. Тут авторское отношение двояко к русскому мужику. С одной стороны Некрасов сопереживает ему, но с другой выдвигает свое личное обвинение в покорности и в долготерпении крестьян произвола со стороны барина.

Да тот был прост; накинется

Со всей воинской силою,

«И тут настала каторга

До нитки разорил!

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

«У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Пошла по жилам чарочка —

И рассмеялась добрая

Не горевать тут надобно,

Гляди кругом – возрадуйся!

Ай парни, ай молодушки,

Именно так тема пьянства связывается с темой народного долготерпения: русский народ, благодаря внутренней силе, способен сдержать и обуздать самого себя от страшного и разрушительного зла - народного бунта.

Таким образом, печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Но, несмотря на все это, русский народ в поэме представлен как богатырь, еще не поднявшийся с колен, автор, в свою очередь, страстно желает его пробуждения пусть и не столь скорого. Истинно сильная и преданная любовь Николая Алексеевича Некрасова как к русскому народу, так и к самой Родине заключена в следующих строках:

«Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Читайте также: