Образ маленького человека в сатирических рассказах зощенко сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.
А.Ремизов.

Замечательный, поистине замечательный русский писатель – Зощенко.
Ю.Олеша.

Ход урока

Организационный момент. Начало урока.

I. Актуализация знаний.

  • Низкое социальное положение.
  • Бесправие и нужда.
  • Уязвленная гордость.
  • Забитость, попранное человеческое достоинство.

Обратимся к литературной энциклопедии:

На эти и другие вопросы мы должны с вами сегодня найти ответ.

II. Слово учителя о писателе.

Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.

Каков же его герой, если автор заслужил такую негативную оценку?

III. Работа с текстом.

Письменное задание учащимся: выпишите из текста слова, словосочетания, характеризующие Григория Ивановича и Аристократку.

Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.

В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку принять; развратная походка; свинство без денег.

Беседа по вопросам:

Вывод ученика с комментариями учителя.

- Где разворачиваются события?

- Каков герой рассказа?

- Как он о себе заявляет?

- Является ли он таковым? Какова его истинная роль в историческом процессе? (Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.)

Слово учителя: Чуть ли не через все зощенковские рассказы проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого положения попадает в другое.

IV. Подведение итогов урока.

Оформим основные положения в виде опорной схемы:


Общество – это динамичная система, которая остро реагирует на любые изменения в своей структуре. Благодаря этим изменениям появляются социальные группы, то есть категории людей, которые живут жизнью, различной друг от друга. Есть бедные, есть богатые и т.д. Признаков, по которым общество делится на категории, можно насчитать огромное количество, что всегда было предметом исследования не только политиков, социологов, историков, но и писателей. В произведениях советских классиков показан народ, который населял территорию Российской империи и Советского союза. Но писатели рассматривали не один конкретный тип, поскольку герои произведений – это собирательный образ целого общественного слоя, который существовала в ту или иную историческую эпоху [1; 4].

Революция имела резонанс для деятелей культуры – художников, писателей, композиторов, поэтов. Одним из таких писателей был М. Зощенко, который как никто другой точно и иронично изобразил образ нового, «постреволюционного маленького человека. Хамство, ставшее нормой жизни, пропитало всю сущность человека, подчинило себе, оно было слито с бездушием, неуважением к другому человеку. Итогом такой трансформации человека стало безразличие, которое поселилась в душах постреволюционных людей.

Михаил Михайлович Зощенко начал писать рассказы в начале 20-х годов 20 века. Именно тогда русский человек, считавший себя глубоко православным, живущий на земле в полном согласии с природой, превратился в жестокого обывателя, который убивал своих соседей (богаче, чем он). Это не могло заинтересовать исследователей.

1. Валеева Е.В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования 2011. № 1. – С. 82-84.

2. Лицо и маска Михаила Зощенко // Составитель Томашевский Ю.В. – М., 1994. – 245 с.

3. Зощенко М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. – М: Время, - 482 с.

4. Фандо Р.А. Биоэтика и евгеника: аксиологический диалог // Биоэтика. 2014. №1. –С. 23-26.

7. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная синергетика в системе образовательных технологий //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-5 (14). С. 100-102.

Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, гуманитарная энергия, Аполлон, герой, коза, маленький человек, образ, общество, писатель, русский человек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик Урок литературы в 8 классе. През.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик Урок литературы в 8 классе. През.

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик Урок литературы в 8 классе. Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского районаТверской области Смирнова Ольга Алексеевна.

Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей. Сатира.

Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей. Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопрово.

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого… Максим Горький

Цели: Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («.

Эпиграфы к уроку: Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов. За.

Эпиграфы к уроку: Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов. Замечательный, поистине замечательный русский писатель – Зощенко. Ю.Олеша.

Слово о М.М.Зощенко Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году Через.

Подумаем…? Вопросы ответы Что представляет собой герой? Как относится к женщи.

Подумаем…? Вопросы ответы Что представляет собой герой? Ощущает себя человеко.

Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но это «смех.

Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возника.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ответьте на вопрос: «Можно ли в наше время говорить о «новом.

… Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представите.

… Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу Ю.Томашевский послесловие

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Краткое описание документа:

Презентация подготовлена мною для учащихся восьмого класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 9 классе из 24 слайдов: слово о М.Зощенко, анализ рассказов "Аристократка"и "Монтер".

•Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.

Углубление эстетического восприятия прозаического произведения

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик

Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей. Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей.

Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

 Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого… Максим Горький

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого…

Предварительное задание учащимся к уроку:

Эпиграфы к уроку:

Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов.

Замечательный, поистине замечательный русский писатель – Зощенко. Ю.Олеша .

Чиновники низшего класса.

Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение.

Обратимся к литературной энциклопедии

Слово о М.М.Зощенко

Герои рассказа

Григорий Иванович.

Аристократка.

Герои рассказа

Григорий Иванович.

Аристократка.

Встретились на собрании;

кавалер и у власти;

в смысле водопровода;

волочусь как щука;

перед народом совестно; комячейка;

буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость;

велит под руку принять;

вожжа под хвост;

свинство без денег.

Что представляет собой герой?

Каков уровень культуры поведения, такта героя?

Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?

Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Каков уровень культуры поведения, такта героя?

Что представляет собой герой?

Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?

Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Она под стать своему кавалеру.

Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.

Вспомним события рассказа:

Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого положения попадает в другое.

Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- э то стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы его рассказов.

Ответьте на вопрос:

… Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского района Тверской области Смирнова Ольга Алексеевна. 2012г Использовала материалы Барсамовой Нины Юрьевнаы, учителя русского языка и литературы

Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского района Тверской области Смирнова Ольга Алексеевна. 2012г

Использовала материалы Барсамовой Нины Юрьевнаы, учителя русского языка и литературы

Читайте также: