Мои личностные качества соответствующие требованиям педагогической профессии сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Эссе было написано мною во время занятий на курсах повышения квалификации по курсу вариативного модуля "Основы профессионально-педагогической компетенции". Содержит размышления о том, какими качествами необходимо обладать современному педагогу. И по случаю немного о том, что наболело.

ВложениеРазмер
zaripova_m.a._esse._professionalnye_sposobnosti_sovremennogo_pedagoga.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Новобытовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Зарипова Миляуша Афраимовна,

Быть учителем непросто. Это знает каждый учитель. Но, однако же, несмотря ни на что, большинство педагогов не променяют свою профессию ни на какую другую. Потому что она дарит радость общения с детьми, не дает нам стареть душой. Именно поэтому, наверное, в школе меняются поколения мальчишек и девчонок, взгляды, вкусы, мода, люди, власть, - но неизменным в ней остается учитель.

Главная задача педагога сегодня – помочь ребенку адаптироваться в постоянно меняющемся мире, научить его мыслить, самостоятельно добывать знания, постигать тайны природы и жизни, заботиться о своем здоровье.

Современному учителю необходимо обладать многими качествами. Он должен хорошо знать свой предмет, владеть педагогическими технологиями, обладать педагогической эрудицией, иметь склонность к научно-исследовательской работе, уметь систематизировать информацию, осмысливать ее, отбирать из многообразия информации самое ценное и необходимое для его работы. Еще ему необходимо уметь нести ответственность за себя и других, быть общительным и доброжелательным. Учитель должен быть интересен для своих учеников. Чувство юмора, информированность в различных областях (спорте, искусстве, кино, политике и др.) помогут ему в этом. Личный пример педагога – лучший пример для его учеников.

Что важнее для учителя: научить или воспитать? Мы, учителя, понимаем, что для сохранения человеческого рода одинаково важно и то, и другое. Педагог – носитель общественных знаний и ценностей. Он является связующим звеном между поколениями. Во все времена н а плечи учителя ложилась и ложится огромная ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Именно от учителя во многом зависит то, каким будет наше будущее, будущее наших детей, страны и – не побоюсь этого слова! - человечества. Воспитание с детства чувства патриотизма, толерантного отношения к другим народам, культурам и религиям – залог мира на нашей планете.

Лучший учитель – тот, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением, учит учиться, помогает человеку стать Человеком. Любовь – лучший помощник педагога в общении с детьми. Педагогический такт, тепло способны творить чудеса. Учитель всегда должен помнить о том, что школьник – еще ребенок, что у него хрупкая психика. Нужно постараться создать для него в школе, в классе комфортную психологическую обстановку, по возможности чаще ободрять и хвалить его. В случае агрессивного поведения, непослушания постараться понять причину такого поведения, которая чаще всего кроется в семейных взаимоотношениях или во взаимоотношениях со сверстниками. Хороший учитель обладает уверенностью в том, что человек всегда может стать лучше.

А что же сегодня нужно самому учителю? Большинству современных учителей хотелось бы, чтобы было меньше работы для отчета, для контроля и оставалось больше времени для живого человеческого общения учителя с учениками. Никакие самые чудесные машины и технологии никогда этого не заменят. Ежегодно педагогу приходится писать если не докторскую, то кандидатскую диссертацию точно (десятки, сотни страниц текста!), детально составляя рабочую программу, различные методические разработки, отчеты и др. А ведь в нашем внимании нуждаются еще и наши собственные дети. Хотелось бы, чтобы чиновники от образования помнили о том, что мы тоже живые люди, и ресурсы наши ограничены. В сутках, к сожалению, всего 24 часа, и мы не в силах изменить законы природы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов

Я хочу начать свое эссе с того, что выбор моей профессии неслучаен. Я выросла в семье педагогов. Поэтому после окончания школы – выбор будущей профессии был определен.

Школа – это маленькая страна, которая не обозначенана карте. Школа – это удивительный мир, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового и интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего.

Ещё с детства я мечтала стать постоянным жителем этой маленькой страны, в которой уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые искренние, самые ответственные, самые добрые и самые удивительные люди. И называют их учителями.

Учитель. Я твёрдо уверена, что учитель – это не только профессия, а призвание. А для того, чтобы стать учителем с большой буквы, необходимо признание главных жителей этой страны – детей. Именно они самые главные критики и судьи, именно они заставляют нас быть лучше и мудрее. И я благодарна им за это. Воспитывая их, я меняюсь сама. Я научилась быть терпимей к ошибкам других, получать огромное удовольствие от общения с ними, с моими учениками.

Основу методической деятельности каждого учителя закладывает система работы школы. Наша школа осуществляет свою деятельность на основе личностно-деятельностного подхода в образовании. Формируя собственную систему работы, я определила цель деятельности, исходя из целей школы, личностной ориентации, когда обучение и воспитание строится с установкой на саморазвитие личности.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на получение определённого результата – свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Проектируя свою профессиональную деятельность, формулирую для себя основную цель: не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализовываться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.

Я считаю, что современный учитель должен бытьвсесторонне образованнымспециалистом, в совершенстве знать свой предмет, его теорию, методику итворчески передавать знания детям. Самое главное – учитель долженвоспитать достойного человека, честного, справедливого. А уже потом научить такого человека учиться самостоятельно добывать новые знания, искать и обрабатывать информацию, анализировать результаты своей деятельности. Неотъемлемые качества учителя – интеллигентность, эрудированность, профессионализм, а самое главное – любовь к детям; уметьпонимать современных детей, то есть учитывать их мнение, принимать их заботы и дела. Современный учитель должен всегда находиться в поисках различных развивающих методов и приемов; не давать ученикам готовые знания, а добиваться того, чтобы каждый ученик раскрывался как личность, которой нравиться узнавать что-то новое. Современный педагог обязан быть профессионалом своего дела, который умеет переработать массу информации, находить все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподносить в необычной и эмоционально окрашенной форме знания своим ученикам. Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность, владение новыми современными электронными технологиями.

Каким же должен быть современный учитель?

Самое главное: современный учитель должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – этоширокое использованиеэлектронно-дидактических пособий, электронных учебников, образовательных программпрактически на каждом уроке. Этот элемент учебного процесса активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу.

Современный педагог обязан обладать большим багажом знаний и постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть психологом детской души. Благодаря этим качествам учитель будет понимать ребенка и своевременно оказывать помощь в непростых для ребенка ситуациях.

Современный педагог должен уметь работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с профессиональными психологами.

Главное для учителя – быть счастливым! Человек, который не излучает счастья, не сможет воспитать счастливого ребенка! Учитель должен начинать свой день с улыбки, входить в класс с улыбкой (в каком бы он не был настроении). Дети должны видеть заинтересованность учителя в каждом ребенке! Современный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью детей.

Важные качества педагога – терпение, выдержка и cамообладание. Профессионал своего дела всегда обязан сохранить за собой ведущее положение. Учитель теряет свой авторитет тогда, когда дети видят растерянность и неуверенность. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на детей.

Важно справедливо оценивать знания, умения и поступки учащихся. Толькоуважаемый человек будет способен оказывать влияние. Учитель сегодня – это помощник, советчик и союзник для ребенка. Современный учитель, несомненно, должен быть честным. Честным перед детьми и их родителями, перед коллегами и перед самим собой. Ещё одно важное умение учителя – общение с родителями. Родительские собрания должны быть интересными, познавательными. Проблемы отдельного ученика не должны обсуждаться при всех родителях. Учитель должен быть тактичным.

Помочь раскрыться личности ребенка, раскрыться – вот истинное предназначение современного учителя. И не важно, какой предмет он ведет, сколькими годами исчисляется его педагогический стаж; главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – УЧИТЕЛЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения среднего профессионального образования (далее – СПО) является уровень профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки будущих специалистов.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе подготовки специалистов СПО в свете современных требований внедрений Федеральных государственных образовательных стандартов ( далее – ФГОС), что возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качест­венным характеристикам специалистов данной сферы.

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

То есть современный квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным.

Кроме того, педагог должен иметь следующие способности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

  • высокий уровень развития мышления, памяти и внимания;
  • вербальные (способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей);
  • ораторские (умение убеждать словом);
  • организаторские (инициативность, требовательность, способность активизировать других);
  • социально-перцептивные (наблюдательность, способность проникать во внутренний мир);
  • суггестивные (оказание непосредственного эмоционально-волевого влияния, умение переубеждать);
  • умение слышать и слушать;
  • гибкость поведения;
  • способность к самоконтролю;
  • особые способности (психомоторные, музыкальные, вокальные, артистические, художественные).

А также личностные качества, интересы, склонности:

  • склонность к работе с людьми;
  • стрессоустойчивость;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • уважение, тактичность, воспитанность, эмпатия;
  • терпимость, безоценочное отношение к другим;
  • высокая степень личностной ответственности;
  • стремление к самопознанию и саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • целеустремленность, настойчивость;
  • хорошо развитая интуиция;
  • внимательность;
  • творческое начало;
  • эрудированность.

Педагог - главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными и внеурочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательным стандартом. Творческая деятельность педагога, предполагает развитие ребенка, которое строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. Безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как имидж современного педагога.

В образовании, когда педагог постоянно окружён взглядами студентов, и коллег, вопрос имиджа более чем актуален. Без интереса к личности преподавателя нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога – средство активизации интереса к предмету.

Образ преподавателя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен преподаватель, он обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж. При создании образа, присущие педагогу качества личности органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Имидж – вся совокупность внешних данных и речевых проявлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики его носителя.

Необходима целенаправленная работа всего коллектива по повышению статуса преподавателя, налаживанию атмосферы в коллективе, в котором бы комфортно себя чувствовали педагоги и учащиеся. Ведь имидж самого образовательного учреждения напрямую зависит от имиджа педагогов, которые в нём работают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что в школьные годы наставниками для меня были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по- настоящему любящие тот предмет, который они преподают.

Через несколько лет моя мечта сбылась, хотя и первое образование я получила непедагогическое, а экономическое. Хотя моя душа всегда была где-то в школе!

Наверное, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.

Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школе, и успешность работы педагога определяется тем, удалось ли ему своим личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой.

Приложение №3

Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что в школьные годы наставниками для меня были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по- настоящему любящие тот предмет, который они преподают.

Через несколько лет моя мечта сбылась, хотя и первое образование я получила непедагогическое, а экономическое. Хотя моя душа всегда была где-то в школе!

Наверное, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.

Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школе, и успешность работы педагога определяется тем, удалось ли ему своим личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой.

Образование всегда было источником развития общества. Но и общество оказывает постоянное влияние на образование и его роль. Меняется мир, общество, люди в нем, меняются условия жизни. К сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что зачастую человеку в течение жизни приходится несколько раз менять профессию и постоянно повышать свою квалификацию.

Cовременный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога дополнительного образования являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.

И самое главное: современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятия педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу.

Cовременный педагог - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с профессиональными психологами.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для ученика.

Книжные знания и сухая информация – ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное – это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить детей, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя – быть cчастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого ребенка. Cовременный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью детей. Профессия учителя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность учителя – важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога – терпение, выдержка и cамообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах детей. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на детей. Oчень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Tолько человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Учитель сегодня это помощник, советчик и союзник для ребенка.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и ребенком. Kаждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие – во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Oдни учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. Oт того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

Oдной из главных составляющих положительного эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического стиля руководства. В творческой практической деятельности залогом успеха является процесс сотворчества.

Cовременный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Cотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и создавать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка. Oн должен принимать активное участие в различных конкурсах, мастер-классах, конференциях. Повышать свой профессионализм на курсах повышения квалификации и семинарах.

Cовременный педагог, используя багаж знаний и новые электронные средства обучения, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности на занятиях, более эффективно осуществляет целостный образовательный процесс обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.

Я считаю свою работу очень важной и горжусь своими детьми. В каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть.

Читайте также: