Сочинение тема поэта и поэзии в поэзии некрасова

Обновлено: 04.07.2024

Говоря о судьбе поэта в лирике Некрасова, следует иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути поэт стоял перед мучительным выбором: отказаться от божьего дара (и во многом от самого себя) или от революционной деятельности. Он не мог, как Пушкин, четко осознать для себя свое призвание. В 1876 году он написал так:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…

А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою.

Когда же… Но молчу. Хоть мало,

И среди нас судьба являла Достойных граждан. Знаешь ты Их участь. Преклони колени.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

О Муза, гостьею случайной Являлась ты душе моей?

Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей?

Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте.

Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте.

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме .

Даже размер — шестистопный ямб и парная рифмовка — вполне традиционны для элегии. Во второй половине XIX века элегия воспринималась уже как архаическая форма, но в традиционную форму Некрасов вкладывает современное содержание, поднимает тему предназначения поэта и поэзии:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира.

Таким образом, тему поэта и поэзии можно назвать одной из главных в творчестве Некрасова. Поэт неоднократно обращался к размышлениям о миссии художника и даже выработал собственную четкую позицию — служение идеалам гражданственности. Некрасов всячески подчеркивал пользу дидактического искусства для России, так как считал его единственно возможным в данный исторический период.

Тема поэта и поэзии в Лирике Николая Алексеевича Некрасова

Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта - писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть прототипы: В. Белинский ("Рыцарь на час", "Памяти Белинского"), Н. Чернышевский ("Пророк"), Н. Добролюбов ("Памяти Добролюбова").

Стихотворение "Блажен незлобивый поэт. " (1852), посвященное смерти Н. Гоголя, направлено против "чистого искусства". Использован прием контраста: в стихотворении противопоставлен образ "незлобивого поэта" поэту-гражданину. Автор отдает предпочтение "обличителю толпы", вооруженному "карающею лирой", который должен проповедовать.

Стихотворение "Поэт и гражданин" (1835-1856) - спор о гражданской доблести и чести между достойным гражданином и уставшим бороться поэтом, вывод из которого стал афоризмом: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Идея стихотворения перекликается с "Гражданином" К. Рылеева и "Памятником" А. Пушкина. Поэт у Некрасова - "избранник неба, глашатай истин вековых", он служит искусству, должен жить для блага ближнего, "свой гений, подчиняя чувству Всеобнимающей любви".

Образ музы Некрасова раздвоен, она сочетает в себе христианское всепрощение и мщение. Стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом. " (найден после 1870 года и по памяти датировался автором 1848 годом) некоторые рассматривают как отрывок из несохранившейся элегии. Здесь показана связь поэзии с крестьянской темой: избитая, в крови, истязаемая молодая крестьянка приходится родной сестрой Музы. Немного в позднем стихотворении "Замолкни, Муза мести и печали. " (1855) лирический герой пытается перекричать, задушить в себе голос Музы, с которой он бичевал всеобщие недочеты. Сердце поэта "устало ненавидеть".

"Элегия" (А. Н. Е у) (1874) – программное стихотворение, в котором поэт указывает на итог всего своего творчества и в последний раз показывает свое художественное кредо. "Элегия" подчеркнуто, старомодна: она создана александрийским стихом, имеет выдержку в высочайшем стиле, наполнена мотивами и аллюзиями поэзии прошлого времени. В стихотворении собственно элегия соединяется с одой: первые две строфы насыщены призывами, риторическими вопросами, а третья и четвертая рисуют идеализированный пейзаж, который также напоминает лирическому герою о положении русского крестьянства. В первой строфе Некрасов, почти дословно процитировав "Деревню" Пушкина, ставит важнейший вопрос современности: ". Народ освобожден, но счастлив ли народ. " Поэт указывает, что главная тема "страдание народа" вечная. Вторая строфа - аналог "Памятника" А. Пушкина и Г. Державина. Строка "Я лиру посвятил народу своему. " обычно рассматривается как эпиграф ко всему наследию Некрасова. Заключительная строфа "Элегии" вызывает в памяти "Вечер" В. Жуковского и концовку первого тома "Мертвых душ" Н. Гоголя. Лирический герой стихотворения бродит "в прохладной полутьме", благословляет "сельские труды", молится за "друга", проклинает "народного врага". Его сильную песню чувствует природа, но люди не слышат его.

В последнем стихотворении "О Муза! я у двери гроба!" (1877) вновь появляется образ Музы, бледной, кровавой, вся иссеченная кнутом. Но именно она не даст разорваться "живому, кровному союзу" между поэтом и его читателем еще многие годы.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Тема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора. В своем программном стихотворении “Поэт и гражданин” (1856) Н. А. Некрасов звание гражданина ста­вит выше звания поэта, определяя тем самым цель своего служения:

Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Умрешь не даром… дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…

Образ Музы в поэзии Н. А. Некрасова. Муза предшест­венников Н. А. Некрасова представала богиней, прекрасной девушкой, вдохновлявшей поэтов. В ином образе предстает

автора стихотворения “Вчерашний день, часу в шес­том…” (1848) – это сестра мученицы-крестьянки. В послед­нем стихотворении Н. А. Некрасова (“О Муза! я у двери гро­ба. ”, 1877) она получает определения “бледная”, “в крови”, “кнутом иссеченная”. Такая муза не может служить воспева­нию красоты мира, гармонии и безмятежности, нет, удел ее иной, это “муза мести и печали”:

В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать упорный бой.

Предавшись дикому и мрачному веселью,

Играла бешено моею колыбелью,

Кричала: “Мшение!” – и буйным языком В сообщники свои звала господень гром!

Цель искусства. Главную задачу искусства поэт видит в служении народу, в изображении его страданий, а смысл жизни поэта-“воина” – бой с несправедливостью, бой за лучшую жизнь для униженных. Заслугу своего поэтического дара в конце жизни Н. А. Некрасов определил в стихотворе­нии с названием “Элегия” (1874):

Читайте также: