Сочинение на лингвистическую тему презентация 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Презентация содержит подробную пошаговую инструкцию по написанию сочинения на лингвистическую тему. В качестве примера взята тема "Средства связи", поскольку урок разработан для учащихся 7 классов, которые изучают в это же время служебные части речи.

ВложениеРазмер
sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.pptx 761.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

План сочинения 1. Тезис А)Вопросный ряд. Б)Введение цитаты. В)Комментарий цитаты. 2. Первый аргумент-пример. 3. Второй аргумент-пример. 4. Вывод.

Как начать? Вопросный ряд (2-3 вопроса, ответ на которые будет содержаться предложенной цитате) Для чего нужна грамматика? Может быть, совсем не обязательно изучать морфологию и синтаксис? Может быть, ни к чему знать все части речи и виды предложений, ведь когда говорим, мы совершенно об этом не задумываемся?

Как прокомментировать? Пример Я согласен с автором. Если бы слова и предложения не были связаны друг с другом, понять смысл текста было бы гораздо труднее . Беспроигрышный вариант: Я согласен с автором…

Введение аргументов-примеров Средства связи Окончания слов самостоятельных частей речи. Слова служебных частей речи. Интонация.

Окончания глаголов Указывают на лицо и число, род (в прошедшем времени). 1. Во поле береза стояла. 2. Во поле кудрявая стояла. Аргумент-пример В предложении (1) подлежащее выражено существительным женского рода в форме единственного числа, поэтому глагол-сказуемое употреблен в форме женского рода единственного числа, на что указывает окончание – а.

Функция союза Союз связывает простые предложения в составе сложного . Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я. 2) Хоть сердце тяжело как камень, Но все под ним змея. М. Ю. Лермонтов Аргумент-пример В предложении (2) сочинительный противительный союз и связывает простые предложения в составе сложного, сложносочиненного.

Функция союза Союз соединяет предложения в тексте. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. 2) И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могла Ей скучные песни земли. М. Ю. Лермонтов Аргумент-пример В предложении (2) сочинительный соединительный союз и связывает простые предложения тексте, отражая отношения последовательности.

Функция интонации Интонация является средством связи слов и предложений наряду с предлогами и союзами. Интонация может быть единственным средством связи слов ( если зависимым словом в словосочетании является неизменяемая часть речи или форма ). Интонация может связывать простые предложения в составе сложного и предложения в тексте при бессоюзии.

примыкание Части речи Глагол и наречие Наречие и слово категории состояния Существительное и инфинитив Глагол и деепричастие Наречие и деепричастие Примеры Выглядеть смешно Очень душно Просьба объяснить Шел, разговаривая. Долго раздумывая

вывод Итак,… Таким образом,… (Подтверждение тезиса) Слова служебные частей речи нужны для связи слов и предложений. Таким образом, без служебных частей речи в тексте не обойтись, так как они связывают слова и предложения. Тезис Вывод

О чём нужно помнить Объем сочинения должен быть не менее 70 слов . Абзацев должно быть столько, сколько пунктов плана. Аргументов-примеров должно быть 2 (за меньшее количество снижаются баллы, большее – не учитывается). Примеры должны быть взяты из предложенного текста . Указывать номер предложения обязательно!

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ.

ВложениеРазмер
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" 114.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ОГЭ

Что такое лингвистика? Словарь Даля: Лингвистика – наука о языке, языкознании. Так и тему можно назвать лингвистической, если она посвящена языкознанию, изучению какого-либо раздела науки о языке.

Рассуждение Каковы особенности строения текста типа рассуждения? Композиция рассуждения: 1.Тезис. 2. Доказательство. 3. В ывод .

ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста. Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.

Какие вводные слова могут помочь сформулировать предположение, тезис? Бесспорно , очевидно и др.

Какие вводные слова помогут построить доказательство? во-первых, во-вторых , наконец, с одной стороны, с другой стороны, и др.

Какие вводные слова помогут составить вывод, заключение? итак, одним словом, следовательно , таким образом, и др.

Задание части С Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …

Объем сочинения не менее 70 слов План сочинения 1 . Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2 . Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки . То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца . А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

С чего начать? Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Задание. Осмыслите его. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Выделяем ключевые слова.

Шаг 3. Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор -считает, -утверждает, - доказывает и др.

выражения своего отношения к авторской позиции выражения своего отношения к авторской позиции - действительно; - не могу не согласиться с автором высказывания; - я полностью согласен с . ; - я разделяю точку зрения автора высказывания; - я поддерживаю мнение автора; - бесспорно мнение автора о том, что .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ Шаг 4. Обратимся к тексту . (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста . -примеры из указанного текста; -назвать языковое явление, и объяснить его значение и указать роль в тексте . Аргументация Лексическое (явление) Грамматическое (явление)

Языковые явления Лексические Грамматические

Лексические омонимы синонимы антонимы паронимы Лексика активного и пассивного запаса общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы арго эмоционально окрашенные слова архаизмы историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы традиционно-поэтические слова народно-поэтические слова разговорная лексика просторечные слова книжная лексика термины фразеологизмы крылатые слова эмоционально-экспрессивная лексика Тропы метафора метонимия ирония гипербола олицетворение сравнение синекдоха литота эпитет аллегория перифраза Стилистические фигуры градация антитеза оксюморон лексический повтор анафора эпифора

Грамматические Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс, окончание Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи : самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие деепричастие наречие служебные предлог, союз, частица междометия Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения простые предложения двусоставные и односоставные предложения типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) неполные предложения распространённые и нераспространённые предложения обращения однородные члены обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) уточняющие и поясняющие члены предложения вставные конструкции вводные слова и предложения прямая речь косвенная речь диалог сложносочинённые предложения сложноподчинённые предложения бессоюзные сложные предложения Синтаксические средства художественной изобразительности риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия эллипсис умолчание смещение синтаксических конструкций присоединительные конструкции парцелляция многосоюзие бессоюзие градация

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, к.

Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький

Что хочу написать? Как написать? Для чего хочу написать?

Что хочу написать? Как написать? Для чего хочу написать?

Я никому не подчиняюсь никогда, И в предложении я слово главное всегда. Я то.

Я никому не подчиняюсь никогда, И в предложении я слово главное всегда. Я то явление природы называю, То состояние души обозначаю. В. Чесноков

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение на лингв.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение на лингвистическую тему- сочинение, в основе которого лингвистический материал. Лингвистика - наука о языке.

I. Тезис (мысль, которую надо доказать) II. Аргументы (доказательства) II.

I. Тезис (мысль, которую надо доказать) II. Аргументы (доказательства) III. Вывод. Структура сочинения-рассуждения Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

АЛГОРИТМ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ сформулировать ТЕЗИС п.

АЛГОРИТМ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ сформулировать ТЕЗИС привести РАССУЖДЕНИЕ на теоретическом уровне сделать ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ привести ПРИМЕР- АРГУМЕНТ привести ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегос.

Требования к сочинению: -Смысловая цельность -Речевая связность -Последовател.

Требования к сочинению: -Смысловая цельность -Речевая связность -Последовательность изложения -Композиционная стройность -Грамотность -Фактическая точность.

В этот тихий вечер море грустно. (И.А. Бунин) В печке грустно насвистывал сво.

В этот тихий вечер море грустно. (И.А. Бунин) В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А.П. Чехов) Мне грустно и легко. (А.С. Пушкин)

Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм.

Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм …. и выполняет функцию . члена односоставного … предложения. (Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает сос.

Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние, не имеет форм словоизменения и выполняет функцию главного члена односоставного (безличного) предложения. (Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

 Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совес.

Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совестно, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно. Состояние природы Состояние среды Физическое состояние живых существ Эмоциональное состояние человека Интеллектуальное состояние человека Слова, выражающие временные и пространственныеотношения. Оценка состояния, положения солнечно грязно зябко стыдно интересно далеко снежно сыро больно грустно понятно можно

(Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В. ) Ах, как тихо и темно.

(Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В. ) Ах, как тихо и темно! Ах, как чУдно и чуднО! Ах, как страшно и смешно, Зато в конце все будет хорошо!

Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и.

Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу.

Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ______, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе _____. _____в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. _____ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой ______представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ______увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. _______стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не _______. День пролетел незаметно. Уже _____возвращаться домой. После этой прогулки на душе _____ и ____. Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, нужно, можно, слышно.

Я встал рано. На улице уже светло. Кругом белым-бело от выпавшего ночью снег.

Я встал рано. На улице уже светло. Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе легко. Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не скучно. День пролетел незаметно. Уже нужно возвращаться домой. После этой прогулки на душе радостно и торжественно.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части.

Когда идут дожди - растут травы. Когда уносятся ветры - оседает пыль. Когда у.

Когда идут дожди - растут травы. Когда уносятся ветры - оседает пыль. Когда улетают птицы - остаются гнезда. Когда уходят люди - живёт память. Реки вскрываются ночью. Грустно… Птицы улетают ночью. Тихо… Зима ложится ночью. Холодно… Человек уходит из жизни ночью. Пусто… Ф.Нестеров

Краткое описание документа:

Презентация по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" содержит теоретический материал, который поможет повторить сведения о категории состояния как части речи, узнать особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, составить план сочинения. Материал подобран таким образом, чтобы подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель русского языка и литературы

г. Корсакова, Сахалинской области.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Что хочу написать?

Для чего хочу написать?

Я никому не подчиняюсь никогда,

И в предложении я слово главное всегда.

Я то явление природы называю,

То состояние души обозначаю.

Подготовка к сочинению-рассуждению

на лингвистическую тему

Сочинение на лингвистическую тему-

сочинение, в основе которого

лингвистический материал.

Лингвистика - наука о языке.

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

II. Аргументы (доказательства)

Рассуждение –

это тип речи, в котором

автор размышляет, обдумывает что-то,

стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и

приходит к какому-либо выводу, суждению.

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

на теоретическом уровне

Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школах.

Требования к сочинению:

В этот тихий вечер море грустно. (И.А. Бунин)

В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А.П. Чехов)

Мне грустно и легко. (А.С. Пушкин)

Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм …. и выполняет функцию . члена односоставного … предложения.

(Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние, не имеет форм словоизменения и выполняет функцию главного члена односоставного (безличного) предложения.

(Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Физическое состояние живых существ

Эмоциональное состояние человека

Интеллектуальное состояние человека

Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения

Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совестно, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно.

(Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В. )

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чУдно и чуднО!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.

1. Роль СКС в речи.

III. СКС обладают своими достоинствами.

Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ______, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе _____. _____в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. _____ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой ______представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ______увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. _______стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не _______. День пролетел незаметно. Уже _____возвращаться домой. После этой прогулки на душе _____ и ____.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело,

тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, нужно, можно, слышно.

Я встал рано. На улице уже светло. Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе легко. Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не скучно. День пролетел незаметно. Уже нужно возвращаться домой. После этой прогулки на душе радостно и торжественно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

?подготовить к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему.

?развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля;

?развивать логическое мышление учащихся;

?развивать устную и письменную речь учащихся.

?воспитание интереса к лингвистике как науке, а также к научной исследовательской деятельности;

?воспитание стремления к совершенствованию речевой деятельности.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Урок русского языка, 7 класс

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Урок русского языка, 7 класс

Цели урока Образовательные: закрепить и углубить знания о категории состояния как части речи; формировать умение различать наречия и слова категории состояния; повторить особенности научного стиля и структуру сочинения-рассуждения; формировать умение аргументировать тезис в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему; подготовить к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему. Развивающие: развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: воспитание интереса к лингвистике как науке, а также к научной исследовательской деятельности; воспитание стремления к совершенствованию речевой деятельности.

Образовательные:

  • закрепить и углубить знания о категории состояния как части речи;
  • формировать умение различать наречия и слова категории состояния;
  • повторить особенности научного стиля и структуру сочинения-рассуждения;
  • формировать умение аргументировать тезис в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему;
  • подготовить к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему.

Развивающие:

  • развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

Интеллект - разминка

  • Четвёртое – лишнее.
  • Дети весело прыгали вокруг ёлки.
  • Мы ехали весело, с песнями.
  • В лагере так весело было!
  • Работали мы весело, дружно.

Ответ: во всех предложениях употреблено слово весело. Но только в 3-ем примере это категория состояния, т. к. обозначает состояние человека, не изменяется, является сказуемым в односоставном предложении. В остальных предложениях весело – наречие.

 Я рада, что вы научились отличать новую для вас часть речи – категорию состояния – от наречия. Конечно, не случайно я начала урок с такой интеллект-разминки: сегодня мы завершаем изучение категории состояния. Но, прежде чем мы начнём работу, послушайте меня внимательно.

Я рада, что вы научились отличать новую для вас часть речи – категорию состояния – от наречия. Конечно, не случайно я начала урок с такой интеллект-разминки: сегодня мы завершаем изучение категории состояния. Но, прежде чем мы начнём работу, послушайте меня внимательно.

С 2004 учебного года государственная итоговая аттестация проводится в новой форме. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей. Часть 1 включает одно задание (С 1) – сжатое изложение. Часть 2 включает задания на основе прочитанного текста. А 1 – А 7 – на понимание текста, В 1 – В 14 – задания по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису. Наконец, часть 3 (С 2) – сочинение по прочитанному тексту. Предлагается на выбор два варианта: С 2.1 – сочинение на лингвистическую тему. (Вспомним, что такое лингвистика?) – Наука о языке. Значит, лингвистическая тема – тема, связанная с наукой о языке. С 2.2 – на морально-этическую тему. И хотя до экзамена ещё далеко, к нему уже пора готовиться. Вернее, мы готовимся к нему в течение всех пяти лет - с 5-го класса.

С 2004 учебного года государственная итоговая аттестация проводится в новой форме. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает одно задание (С 1) – сжатое изложение.

Часть 2 включает задания на основе прочитанного текста.

А 1 – А 7 – на понимание текста, В 1 – В 14 – задания по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису.

Наконец, часть 3 (С 2) – сочинение по прочитанному тексту. Предлагается на выбор два варианта:

С 2.1 – сочинение на лингвистическую тему.

(Вспомним, что такое лингвистика?)

Значит, лингвистическая тема – тема, связанная с наукой о языке.

С 2.2 – на морально-этическую тему.

И хотя до экзамена ещё далеко, к нему уже пора готовиться. Вернее, мы готовимся к нему в течение всех пяти лет - с 5-го класса.

Сегодня мы попробуем свои силы в самой трудной части экзаменационной работы – в части С 2.1: мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему.

Какие ещё могут быть предложены лингвистические темы?

Может быть тема о жаргонизмах, которые засоряют язык. Или о засилии иностранных слов в русском языке.

Цель написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний и речевых умений в реальной жизни.

Цель написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний и речевых умений в реальной жизни.

В 7 -ом классе мы познакомились с несколькими совершенно новыми для вас частями речи. Какими? - Причастием, деепричастием и категорией состояния. И впервые столкнулись с тем, что, занося морфологические признаки в привычную схему, обнаружили, что часть речи может объединять признаки двух, уже знакомых частей речи. Какие части речи я имею в виду? - Причастие (прилагательное + глагол) и деепричастие (глагол + наречие). А ещё вы впервые узнали, что учёные могут разойтись во мнении: одни, например, считают причастие особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Таким образом, оказывается, в лингвистике ещё не всё изучено и открыто! Ещё есть, о чём спорить.

В 7 -ом классе мы познакомились с несколькими совершенно новыми для вас частями речи. Какими? - Причастием, деепричастием и категорией состояния. И впервые столкнулись с тем, что, занося морфологические признаки в привычную схему, обнаружили, что часть речи может объединять признаки двух, уже знакомых частей речи. Какие части речи я имею в виду?

- Причастие (прилагательное + глагол) и деепричастие (глагол + наречие).

А ещё вы впервые узнали, что учёные могут разойтись во мнении: одни, например, считают причастие особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Таким образом, оказывается, в лингвистике ещё не всё изучено и открыто! Ещё есть, о чём спорить.

Запишите число, классная работа.

Итак, наша цель – доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.

Почему мы вправе доказывать это?

- В науке существуют разные мнения, поэтому мы можем присоединиться к той или иной точке зрения. Главное – быть убедительными в доказательствах.

  • Какой тип речи мы должны использовать и почему?

- Рассуждение, т.к. мы должны доказать, что категория состояния является (или не является) самостоятельной частью речи.

Повторим ещё раз структуру сочинения-рассуждения. I. Тезис (мысль, которую надо доказать) II. Аргументы (доказательства) III. Вывод.

Повторим ещё раз структуру сочинения-рассуждения.

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

II. Аргументы (доказательства)

(План анализа части речи) Вспомним основные морфологические признаки, по которым мы определяем часть речи. I. Общее лексическое значение. Вопрос. II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные. III. Синтаксическая роль.

(План анализа части речи)

В качестве подсказки

Расходятся во мнении учёные не только по поводу категории состояния. Например, порядковое числительное обозначает порядок при счёте (т.е. лексическое значение – особое), но все остальные признаки – как у имени прилагательного. Одни учёные считают, что важнее – лексическое значение , и поэтому относят эти слова к порядковым числительным. Другие более важными считают грамматические признаки (род, число, падеж, синтаксическая роль) и, соответственно, относят эти слова к прилагательным.

Или: причастия многие учёные называют особой формой глагола (в некоторых учебниках именно такая точка зрения рассматривается), т.к. постоянные признаки от глагола. Но, на мой взгляд, правильнее считать причастие именно самостоятельной частью речи, т.к. оно обладает уникальным набором грамматических значений: и глагола, и прилагательного.

Итак, определимся с тезисом сочинения-рассуждения. Какие варианты вы предлагаете? 1. Категория состояния – самостоятельная часть речи. 2.Категорию состояния нельзя считать самостоятельной частью речи. Следующий этап нашей работы – подобрать аргументы в пользу той или иной версии.

Итак, определимся с тезисом сочинения-рассуждения.

Аргументы в пользу того, что категория состояния – самостоятельная часть речи .

  • Используем план анализа части речи
  • I.Лексическое значение.

К.с. обозначает состояние природы, окружающей среды или состояние человека.

Отвечает на вопрос каково? (но вопрос задаётся не от существительного, а сам по себе).

Не изменяется. Может иметь степень сравнения (которая образуется так же, как и степень сравнения наречий).

Только сказуемое в односоставных предложениях (не случайно другое название к.с. – предикатив, предикативные слова, предикативные наречия. Ведь предикатив и есть сказуемое.)

Как видим, к.с. имеет много общего с наречием. Что именно? - 1. Не изменяется. -2. Словообразовательная модель: образованы от качественных прилагательных с суффиксом – о ( -е) - 3. Могут иметь сравнительную степень. Почему же нельзя отнести к.с. к наречиям? - Во-первых, наречия обозначают признаки действия, предмета или другого признака. - Во-вторых, отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени? - В-третьих, самое главное – синтаксическая роль. Наречия – обстоятельства или (реже) определения.

Как видим, к.с. имеет много общего с наречием. Что именно?

- 1. Не изменяется.

-2. Словообразовательная модель: образованы от качественных прилагательных с суффиксом – о ( -е)

- 3. Могут иметь сравнительную степень.

- Во-первых, наречия обозначают признаки действия, предмета или другого признака.

- Во-вторых, отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

- В-третьих, самое главное – синтаксическая роль. Наречия – обстоятельства или (реже) определения.

Попробуем на примере доказать, что к.с. – особая часть речи. Записываем в тетрадях. На улице холодно, туманно. И на душе тоскливо. Смотрит на меня холодно, выражается туманно, тоскливо, повторяя одно и то же . - Надо определить лексическое значение, задать вопросы, определить синтаксическую роль выделенных слов. Вывод: Одно и то же слово, но значения разные, поэтому и части речи – разные.

Попробуем на примере доказать, что к.с. – особая часть речи.

На улице холодно, туманно. И на душе тоскливо.

Смотрит на меня холодно, выражается туманно, тоскливо, повторяя одно и то же .

  • - Надо определить лексическое значение, задать вопросы, определить синтаксическую роль выделенных слов.
  • Вывод:

Одно и то же слово, но значения разные, поэтому и части речи – разные.

Аргументы против того, что категория состояния – самостоятельная часть речи.

А теперь попробуйте доказать, что нет необходимости выделять категорию состояния в особую часть речи.

Наличие форм сравнительной степени также сближает эти части речи.

Итак, подводим итоги сегодняшней работы на уроке.

Что вы можете использовать в качестве плана сочинения?

  • Вспомните, как мы работали на уроке, что повторяли?

- План сочинения-рассуждения и план анализа части речи.

  • А теперь скажите, можно ли обойтись только сухими научными рассуждениями? Что может украсить ваше сочинение, сделать его по-настоящему интересным?

План сочинения-рассуждения:

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

II. Аргументы ( доказательства)

План анализа части речи:

I. Общее лексическое значение. Вопрос.

II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

III. Синтаксическая роль.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (№ 282). доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.

Домашнее задание:

Экспресс - контроль

  • А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете отличать слова категории состояния от омонимичных (напомните, что обозначает этот термин?) частей речи.
  • Сколько наречий в данном тексте? А слов категории состояния?

Я часто вспоминаю, каким вратарём был когда-то Андрей - сначала в юношеской, а потом и во взрослой команде – и почему-то мне становится очень грустно.

Сейчас он неплохо устроен, сумел достичь несомненных успехов в жизни, но стоит мне неожиданно вспомнить его потрясающую игру, как сразу делается тяжело на душе, портится настроение. Жаль, что он ушёл из спорта. А был по-настоящему талантлив! Однажды он взял такой невероятный мяч, что об этом помнят и сейчас. А играл он тогда за юношескую команду.

Выпишите номера предложений, в которых встречается категория состояния.

1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала. (А. Пушкин).

2. Как невыразимо тихо всё кругом! (И. Тургенев).

3. Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. (М. Горький).

4. Лицо ребёнка грустно и печально, что меня так огорчало. (М. Алексеев).

Читайте также: