Образ лирической героини в поэме реквием сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Имя Анны Аматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. И действительно, большинство ее стихотворений, особенно раннего периода, связаны с этим прекрасным чувством. Лирическая героиня ахматовских произведений – любящая, страдающая, живая женщина:
Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
– Оттого, что я тер…. Печалью
Напоила его до пьяна…
Но, говоря о творчестве этой поэтессы, нельзя ограничиваться только любовной лирикой. В ее стихах звучит выражение гражданской

позиции:
Нет и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Судьба А. Ахматовой была нелегкой. Много испытаний выпало на ее долю, но они не смогли сломить ее. Итогом пережитого ужаса стала поэма “Реквием”. Ахматова показала через восприятие одного лирического героя трагедию всей страны, целого поколения:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных “Марусь”…
Стихотворения, вошедшие в поэму, написаны в разные годы – с 1935 по 1940. Как любое

произведение искусства, “Реквием” имеет свою, весьма трагическую, историю. С началом сталинских репрессий были арестованы второй муж Ахматовой и сын. Поэтому “Реквием” может считаться отчасти описанием страданий Анны Андреевны – матери и жены.

Отчасти – потому, что Ахматова – слишком талантливый поэт, чтобы ограничиться собственной судьбой. Она оплакивает всех невинных жертв, она вместе со многими тысячами матерей, прошедшими через ужас тоталитаризма.
Напечатана поэма была в 1957 года, но и тогда она читалась только в определенных кругах и не была доступна массовому читателю. В этом же году Ахматова написала небольшое прозаическое вступление “Вместо предисловия”. В нем поэтесса рассказала об одной встрече в тюремной очереди.

Женщина с “синими губами” попросила ее описать все происходящее. Таким образом, “реквием” можно считать и данью памяти, и выполнением клятвы, и отражением собственных переживаний.
“Реквием” – поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии. Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых – новая героиня, новая судьба. И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих.

Но всегда, в любом случае, героиня “Реквиема” – женщина, мать и жена.
Уже в первом стихотворении “Уводили тебя на рассвете..” картине придано широкое обобщение. Здесь нет личных мотивов, лирическая героиня сравнивает себя со “стрелецкими женами”, воющими “под кремлевскими башнями”. Смысл понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем.
Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали (“17 месяцев кричу”), и ласковое обращение (“на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели”), это и характеристика самой лирической героини – “царскосельской веселой грешницы”. Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, “трехсотая с передачею”, в тюремной очереди.
Образ матери становится сквозным и главным в поэме. Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Более того, название поэмы (реквием – заупокойная служба в католической церкви), христианская символика позволяют сопоставить этот образ с образом Богородицы. Именно эта мысль прямо высказывается в десятом стихотворении поэмы:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Слишком велико страдание матери, теряющей всего ребенка. Ничто не может сравниться с этим горем.
Таким образом, Ахматова выходит за рамки выражения личных переживаний. Поэма многоголосна, в ней сливаются голоса тех женщин, которые стояли в бесконечных тюремных очередях в ожидании “каменного слова”, с робкой надеждой на чудо. И поэтесса не может, не вправе забыть это.

Она обязана донести весь ужас тех дней до потомков. “Реквием” стал криком измученной души, сотни душ. Никогда не забудется подобное:
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: “Сюда прихожу, как домой!”
“Ревкием” – гениальный сплав судьбы страны и судьбы самой Ахматовой. И мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.

"Реквием" как одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам террора 30-х гг. ХХ века, история написания и выхода в печать. Мотив смерти и страдания в стихах А. Ахматовой. Отображение личной драмы поэтессы в образе лирической героини поэмы.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 17.05.2009
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Образ лирической героини в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Анна Ахматова - целая эпоха в поэзии нашей страны.

Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложному обвинению он был арестован. "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде",- вспоминает Ахматова в предисловии к "Реквиему". Жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына.

У нее была очень тяжелая жизнь, но не смотря на все преграды поэтесса смогла выдержать удары судьбы, прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные произведения.

Меня поражает глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену, которая сама не верит в возможность пережить такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы, так не могла.

А ведь когда-то была "насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей. " Был любимый муж, сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений.

А теперь? Разве те огорчения могут сравниться с происходящим сейчас?!

Картины, одна страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот "уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла. " А вот "трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот "кидалась в ноги палачу" и ждала казни. А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.

Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы.

Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы".

Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью,

Образ которой, близок всем матерям, образ Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:

Приговор. И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут.

Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.

Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы.

Между матерью и сыном существует тесная связь, разрыв которой причиняет страшную боль и ребенку, и матери. Ахматова показывает, как по вине чудовищных обстоятельств нарушается естественный ход жизни: сын оказывается под угрозой смерти раньше матери, а мать становится почти свидетелем страданий и гибели сына, её кровиночки. После этого мать не может жить в мире, в котором нет сына, поэтому героиня поэмы обречена на смерть физическую, которая последует вскоре вслед за моральной гибелью. Автор не рисует картину смерти матери, но, привлекая наше внимание к художественным деталям, дают нам возможность понять глубину потрясения, переживаемого героиней. "Перед этим горем гнутся горы. "

Анна Ахматова посвятила эту поэму женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Подобные документы

Биография и творческий путь Анны Ахматовой - поэтессы "серебряного века". Возвышенная, неземная и недоступная поэзия "Реквиема". Рассмотрение истории создания поэмы "Реквием", анализ художественного своеобразия данного произведения, мнения критиков.

курсовая работа [55,1 K], добавлен 25.02.2010

Выявление связей между текстом поэмы "Реквием" А. Ахматовой и христианской культурой. Мотив молитвы в основе произведения, мотив Деисуса. Иконографический тип Богоматери-Оранты. Евангельские мотивы и образы поэмы: Креста, причети, эсхатологические.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 05.08.2010

Теоретическое обоснование терминов "лирический герой", "лирическое я" в литературоведении. Лирика Анны Ахматовой. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма. Новый тип лирической героини в творчестве Анны Ахматовой и его эволюция.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 10.04.2009

Образ матери - один из главных в литературе. Сравнительный анализ образов матери. Образ лирического героя в поэме А.А.Ахматовой "Реквием". Сходство и различие женских образов в повести Л. Чуковской "Софья Петровна" и в поэме А. Ахматовой "Реквием".

реферат [20,6 K], добавлен 22.02.2007

История создания лирического цикла "Реквием", посвященного теме памяти. Написание поэтессой Анной Ахматовой первой части поэмы о вечной памяти по усопшим, второй части произведения в жанре колыбельной. Роль эпиграфа поэмы "Так не зря мы вместе бедовали".

презентация [2,7 M], добавлен 17.12.2014

Анализ стихотворения А. Ахматовой о безответной любви "Не любишь, не хочешь смотреть?". Применение поэтессой таких художественных приемов как оксюморон и метафора. Творчество Ахматовой как представителя акмеизма. Причина растерянности лирической героини.

презентация [176,0 K], добавлен 21.01.2011

Анна Андреевна Ахматова - величайший поэт "серебряного века", тема любви в творчестве поэтессы. Анализ любовной лирики 1920-1930 гг.: тонкая грация и скрытый трагизм внутренних переживаний. Художественные особенности поэмы "Реквием", ее биографичность.

Поэма "Реквием" занимает одно из центральных мест в творчестве А.А. Ахматовой. Образ лирической героини в этом произведении сложен и многогранен.

Во-первых, он автобиографичен. В поэме рассказывается об аресте сына поэтессы Л. Гумилева. Переживания лирической героини на фоне этих событий отражают переживания самого автора: "Уводили тебя на рассвете, // За тобой, как на выносе, шла". Через образ лирической героини поэтесса изображает саму себя - страдающая, убитая горем, в то же время сильная, способная все преодолеть: "Надо снова научиться жить".

Из этого образа вытекает другой- образ матери-страдалицы. Это вечный образ, который берет свое начало еще от Богородицы: "А туда, где молча Мать стояла, // Так никто взглянуть и не посмел", - сохранившийся до сих пор: "Опять поминальный близится час.

// Я вижу, я слышу, я чувствую вас". Устами лирической героини говорит "столичный народ", потому что эта трагедия общая для всех матерей. Она, как мать, готова кричать "семнадцать месяцев" и стоять "триста часов". Она убита горем, но будет терпеть и всегда помнить: "Затем, что и в смерти блаженной боюсь // Забыть громыхание черных марусь, // Забыть, как постылая хлопает дверь // И выла старуха, как раненный зверь". Именно благодаря этой вечной любви и незабвенности ее слезы способны "новогодний лед прожигать". Настолько велико ее горе и сильна ее любовь.

Таким образом, мы видим, что образ лирической героини двойственнен: с одной стороны, он автобиографичен. Изображает А.А. Ахматову в период ареста и заключения ее сына; с другой, он показывает судьбу одной из множества матерей, которые вынуждены страдать.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


- А это вы описать можете?

Через эти строки читатель понимает, что великий автор берет тему для своих произведений не из воздуха, что Ахматова может по-настоящему живо описывать только те переживания, ту действительность, которые она пережила на собственном горьком опыте.

«Уводили тебя на рассвете,

А эпическая, историческая линия выражается в описании тяжелых годов репрессии, гражданской войны для всей страны. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Через это читатель понимает, что лирический герой един с народом, что проблема, показанная для одного человека, является всеобщим вопросом для большей части русского народа: репрессии, очереди, ссылания в тюрьмы.

Таким образом, можно подвести итоги. Мы доказали, что лирический герой в произведении Анны Андреевны обладает чертами, подходящими для крупных масс народа в то время, и как человек, повидавший многое на своем жизненном пути.

Читайте также: