Почему в театральные вузы всегда высокий конкурс среди поступающих сочинение рассуждение

Обновлено: 07.07.2024

А заходя на сайты актёрских агентств, я понимаю что число активных артистов в стране исчисляется миллионами. Вы часто задаёте в комментариях этот вопросы - зачем нам столько артистов? Зачем вузы набирают их столько? Да и зачем люди так ломятся в эту нищенскую профессию? Ну, с желающими всё, как раз, понятно: многие уверены, что быть артистом легко. Вышел на сцену или в кадр, покривлялся и заработал кучу денег. К тому же, людьми часто движет желание славы и известности. (Кстати, из-за того что сейчас славу и деньги можно получить в интернете, в соц.сетях и в блогах, конкурсы в театральных вузах стали меньше. В моё время, в 2006, я поступал и у нас в Щепке было 300 человек на место. Сейчас - 150). Только вот, для многих становится открытием что профессия трудная, зависимая и безденежная. Огромные гонорары у одного процента, а остальные артисты получают копейки в театре или перебиваются случайными заработками.

Сколько артистов выпускается? Это интересно: в одной лишь Москве пять основных вузов (Щепка, Щука, Вгик, Гитис, Мхат) и целая куча актёрских факультетов в других институтах. Есть филиал ярославского театрального училища и множество актёрских школ с лицензией на профессиональные корочки. По очень грубым подсчетам, в столице каждый год выпускается от 3 до 5 тысяч артистов, считая тех, кто закончил различные курсы и пту. А если добавить сюда Питер, Новосибирск, Нижний Новгород, Тулу и другие города, где есть театральные вузы или училища, то получаем космические цифры. Многие едут испытывать удачу в Москву, а на крупные и масштабные проекты, на кастинги съезжаются со всей России и даже из других стран. В общем, артистов очень и очень много. И, разумеется, работы для всех нет и быть не может. Но меня искренне удивляет что некоторые вузы набирают огромные курсы - по 50 человек!

Читаю биографии и интервью великих советских артистов, так в их времена курсы были по 15 человек. На моём курсе было 27, а сейчас - это очень странно. Чем больше артистов на курсе, тем меньше внимания мастера уделят каждому из них. А значит, страдает качество образования и шансы у таких выпускников попасть в театры. Я не представляю чтобы худрук какого-то театра потратил столько времени, чтобы просмотреть курс в 50 человек. Если только ему совсем делать нечего. Да и показ в театр у такого курса будет невнятный, ведь всем артистам невозможно будет раскрыться полностью. А время сейчас не простое - в театрах сокращения актёров, бюджеты на постановки урезаются. Труппы в большинстве театров переполнены и старичков не подвинуть. Ну возьмут, чудом, во всей столице все театры человек 10-50, а куда остальным? Вот и множатся безработные артисты, у которых медленно уничтожается самооценка и амбиции.

А вот как эту проблему решить - большой вопрос! Возможно, нужно, как в советское время, набирать курсы поменьше или не набирать каждый год, делать перерыв в наборе. Тогда и случайных поступлений станет меньше. Но кто захочет терять деньги? А вот с рабочими местами в театрах проблему решить ещё сложнее.

А вы что думаете? Нужно ли столько актёров и как, по вашему мнению, можно решить проблемы с их переизбытком? Напишите, пожалуйста ваше мнение в комментариях.

Если вы или ваши знакомые, ваши дети собираются поступать в театральный, предлагаю почитать мою статью об этом:


Задание 9 № 3266

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино — для детей.

* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) — современная писательница, телеведущая, филолог.


Задания Д A4 № 3282

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖИ­ВО­ТОМ все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове МИГ буква Г обо­зна­ча­ет звук [к].
3) В слове ВИ­ДИ­ТЕ все со­глас­ные звуки мягкие.
4) В слове ПРО­ЕК­ТО­РА три слога.

В слове ПРОЕКТОРА четыре слога: про-ек-то-ра.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задания Д6 № 3372

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 6033A9, ГИА по русскому языку 04.06.2013. Основная волна. Вариант 1317.


Задания Д C2 № 3380

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Ответ:

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

Обратим внимание на предложения 13−14 (Это — счастье. Это — кино), в которых тире выполняет выделительную функцию, используется для привлечения внимания читателя к мысли автора о его предпочтении кино театру. Для этих же целей используется тире и в предложении 27 (Театр — для взрослых, кино — для детей).

Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире — это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. Оно не только помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного, но и несет определенную смысловую, эмоциональную нагрузку, являясь тем самым грамматическим средством выразительности.

Обратим внимание на то, сколько раз встречается этот знак в рассказе Т. Толстой. Много, непривычно много для текста, в котором нет диалога. Для чего же автору нужен этот знак?

15.2 Не одну сотню лет радует зрителей, и воспитывает, и бередит душу театр. Театр принято считать храмом искусства. Сравнительно недавно появился такой вид искусства, как кино, которое погружает нас в мир желаемый, заманчивый и привлекательный. Об этих различиях театра и кино говорит Татьяна Толстая.

Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.

15.3 Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.

Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства — заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.

Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский. Архивное фото

Кого берут в театральные вузы? Как проходит конкурс актерского мастерства? Почему в ГИТИС во время сессии регулярно приезжает скорая помощь? Об этом и многом другом в преддверии начала приемной кампании рассказал ректор ГИТИСа, известный театральный критик Григорий Заславский.

‒ К началу приемной кампании есть неопределившиеся абитуриенты, которые еще не решили, куда им поступать и на кого учиться. Григорий, что вы можете им сказать? Кому надо, а кому не надо становиться актером?

‒ Наша главная задача в этой ситуации – как можно больше людей отговорить. Показательным был прошлый год, когда ГИТИС столкнулся с безумным конкурсом на актерский факультет ‒ 450 человек на место на курс к Миндаугасу Карбаускису. Мастера и педагоги "отсматривали" по 300 человек в день в двух аудиториях по 150 человек в каждой.

Вузы России: навигатор абитуриента - 2018

Попутно мы впервые набирали курс режиссеров и художников кукольного театра. На этот курс пришло всего десять человек, девятерых из которых мы взяли. Поверьте, на актерском факультете нам вполне хватило бы и сорока абитуриентов. Ровно половина была бы зачислена. Это существенно облегчило бы работу приемной комиссии, ведь все три тура отбора ‒ шефская работа мастеров и педагогов, она никак не оплачивается и нигде не фиксируется.

То есть мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступало как можно меньше людей, но среди них были "наши". В этом и заключается серьезный вопрос: как увеличить количество "наших" абитуриентов и успокоить тех, кому актерская профессия не подходит, не нужна или даже противопоказана.

‒ Как к вам поступают? Известно, что в творческих вузах не работает традиционная схема поступления по результатам ЕГЭ. При этом на восьми факультетах в общей сложности 130 бюджетных мест. Что нужно сделать абитуриенту, чтобы попасть в заветную сотню?

‒ Надо быть талантливым. Хотя ЕГЭ мы тоже учитываем (минимальный проходной балл – 45 по русскому языку и 45 по литературе). Очевидно, что в нашей приемной кампании много субъективного, но это субъективное касается приема к определенному мастеру. Тот или иной мастер может в конкретном абитуриенте разглядеть талант. Это вовсе не означает, что человек, который к нам не поступил, не талантлив. Просто, например, у выдающихся театральных педагогов Дмитрия Брусникина и Марины Брусникиной свой взгляд: они могут понять, что именно из этого абитуриента именно они смогут вытащить все самое интересное. А набирающий в этом году Олег Львович Кудряшов, увидев тот же талант, его не возьмет, и на то у него будут свои причины. Кстати, зачастую мастер не берет тех, кто занимался в разных театральных студиях и уже "испорчен" актерской техникой.

У нас три тура отбора, актерский конкурс и собеседование. В итоге тот, кто поступает, уже хорошо знаком с мастером. Это обоснованно, поскольку отношение между мастером и студентом в ГИТИСе, как и в любом другом театральном вузе, намного ближе, чем в классических университетах. Хотя, на мой взгляд, классическим вузам такой подход при отборе студентов не помешал бы. Везде нужен талант. Для одного электрика работа будет мукой, он всю жизнь мечтал стать актером, а для другого – источником вдохновения.

‒ Как проходит конкурсный отбор? Вы сами присутствуете на таких собеседованиях?

‒ Присутствие ректора не способствует повышению качества экзамена. Это достаточно интимный и доверительный разговор – чем меньше людей, тем лучше. Но еще до того, как стать ректором, я бывал на подобных коллоквиумах.

Мастеру важен общий образовательный уровень, который, к сожалению, далеко не всегда высок. Абитуриента могут спросить: "что вы читали? кто из героев русской литературы вам близок?". Его могут попросить расплакаться или рассмеяться. Или предложить такое задание: "прочитай басню так, как будто у тебя гвоздь в ботинке, но ты не должен этого показать". Тот же текст, но с другим внутренним состоянием – довольно частое конкурсное задание. А Дмитрий Крымов, например, показывает картинки разных художников и просит назвать имя.

‒ Почему вы не учитываете индивидуальные достижения абитуриента? В ГИТИСе даже волонтерство не дает дополнительных баллов при поступлении.

‒ Пусть он придет, поступит, а мы сами ему предложим волонтерство. Наши актеры постоянно выступают в домах престарелых, в больницах, мы сотрудничаем со многими благотворительными фондами. Студенты продюсерского факультета и театроведческого факультета часто сопровождают городские выставки, участвуют в праздничных концертах.

‒ Предположим, абитуриент успешно прошел все отборочные туры и наконец, стал студентом театрального вуза. Учиться на актера легко и приятно?

‒ Учеба по актерской или режиссерской специальности ‒ это очень тяжелый труд. Да, он приносит немало радости студентам, но и требует огромной физической выносливости. В период сессии скорая помощь приезжает к нам до двух раз в неделю. Студенты теряют сознание, у кого-то идет кровь из носа.

Студенты вообще стали физически более слабыми. Это подтверждают все преподаватели. У нас впервые в этом году один мальчик, поступив на актерскую специальность, 7 сентября написал заявление с просьбой отчислить его, поскольку не ожидал, что будет тяжелая учеба. Он сдал ЕГЭ, прошел все конкурсы, собеседования… и устал.

За плохую учебу человека с бюджета могут перевести на внебюджет, и тогда внебюджетник займет его место. Более того, мы отчисляем за разные провинности до самого последнего дня перед получением диплома. Есть серьезные вещи, которые нарушать нельзя. Если девушка уезжает в Таиланд подрабатывать аниматором во время дипломного спектакля, это значит, что театр для нее стоит не на первом месте. Актерская специальность такого предательства не прощает.

‒ Сама система обучения претерпела какие-то изменения? Она трансформируется под современный театр? Или система Станиславского нетленна и постоянна?

‒ Есть вещи, которые непременно должны сохраняться, но что-то должно добавляться. Например, как вести себя на кастинге. Этот предмет сегодня просто необходим. Никаких кастингов в 19 веке, да и в 20 веке не было.

Сегодня театр движется в сторону проектных историй. Умение правильно себя продать должно быть в наборе компетенций любого актера. В американских театральных студиях каждый день проводятся занятия по тому, как вести себя на кастингах. Это равный по значимости предмет.

Константин Станиславский

У нас его вообще нет. А потом продюсеры сериалов мне говорят, что ГИТИСовцы очень слабы на кастингах, не умеют работать с камерой. Значит, мы будем усиливать этот предмет. Конечно, образование, так или иначе, трансформируется.

Что касается системы Станиславского, то сам Константин Сергеевич никогда не ставил в ней точку. Это живое учение, в нем нет никаких догм, оно позволяет постоянно что-то менять, меняться самому. Именно поэтому систему Станиславского ценят во всем мире ‒ театральном и кинематографическом, а также в мире пиара, нейролингвистического программирования. Ее преподают даже в разведках, потому что она помогает без запинки пройти полиграф.

Скажем так: учение Станиславского всесильно, потому что оно верно. Но оно не исключает индивидуального опыта мастера. У каждого он свой. Неслучайно люди, узнав, что в этом году у нас набирает Олег Львович Кудряшов и Олег Евгеньевич Меньшиков, бросают учебу в других уважаемых театральных школах, чтобы поступить именно к этим мастерам.

‒ Русская театральная школа остается одной из самых сильных в мире или уступает свои позиции?

‒ Она по-прежнему остается очень авторитетной и признанной. Но при этом есть вещи, которые однозначно нужно менять. У нас актер, закончив 4 курса театрального вуза, выходит не бакалавром, а специалистом. Актеров не отдали на поругание Болонсокому процессу. Я считаю, что актера надо не только переводить на систему бакалавриата, но и сокращать его обучение до трех лет. Так мы сможем повысить международную конкурентоспособность российского театрального образования.

Во всем мире актерское образование давно уже дается за два года, а в некоторых случаях и за год, и лишь в исключительных – за три. Разумеется, нам не надо отказываться от трех лет обучения. Все-таки мы стараемся, чтобы актерское образование было не только преподаванием технологии, но и неким подобием университетского образования, причем желательно не бледным. Но и растягивать это удовольствие на 4 года мы сегодня уже не можем себе позволить.

‒ Три года бакалавриата, а что дальше?

‒ А дальше работать, постоянно повышать свою квалификацию. Однажды Михаил Горевой рассказал мне одну запоминающуюся вещь: чем отличается русский актер от американского? Русский актер, когда выходит из стен театрального вуза, обычно находится на вершине своих профессиональных знаний, а затем он только деградирует. В отличие же от него американский актер, выходя из стен театральных школ, находится на низшей ступени своего мастерства, а дальше каждый год проходит разные курсы повышения квалификации, становится все более опытным.

Нам невозможно представить себе, чтобы выдающийся актер Владимир Машков пошел на какие-то курсы ‒ он все умеет, он ученик Табакова. Но то, что Мерил Стрип ходит на наши мастер-классы, вполне укладывается в нашем сознании.

‒ Российские театральные вузы входят в топы международных рейтингов наравне с Австралийским национальным институтом драмы, Королевской драматической академией и другими известными театральными школами мира?

Российские вузы в рейтинге QS по направлениям подготовки – 2018

Вместе с тем, очень важно, чтобы российское театральное образование ‒ авторитетное и замечательное, одно из лучших в мире ‒ вошло в эти рейтинги и не выходило из них.

Когда ГИТИС попадет в топ, я буду, как лягушка взбивать эти сливки до консистенции хорошей деревенской сметаны, а потом и масла. В ближайшее время я поеду в Лондон, чтобы предложить представителям международных рейтингов QS и THE такие индексы, по которым, как мне кажется, более правильно рейтинговать театральные школы.

Конечно, нам не подходит такой критерий оценки, как академическая репутация, хотя наши статьи по актерскому мастерству и развитию театрального образования очень интересны. Но их нужно предлагать международным изданиям, регулярно заниматься продвижением. Пока у нас этим никто не занимается. Мы сидим и радуемся, какие мы хорошие.

‒ А мы хорошие?

‒ Конечно! Мы очень хорошие! Кто сегодня самый известный в мире русский режиссер? Римас Туминас. Его знает Лондон, Нью-Йорк, а это наш выпускник, наш мастер. Нам есть, чем гордиться. Но об этом нужно, не уставая, рассказывать всему миру.

В ГИТИСе 10 процентов иностранных студентов. Но сегодня в большинстве своем это замечательные безумцы, влюбленные в театральную профессию.

‒ Какие направления подготовки сейчас наиболее востребованы? Какие из них вам кажутся наиболее перспективными?

‒ Несколько лет назад никто не думал о том, что театр и видео в какой-то момент на каком-то перекрестке дорог неожиданно столкнутся и окажутся друг другу необходимы. Сегодня есть режиссеры, которые говорят, что если на сцене нет видеомониторов, то это уже не современный спектакль. Видео действительно становится во многих случаях необходимой частью театрального действа. Значит, видеомэппинг, видеоинженер и видеооператор – это те люди, которые сегодня нужны театру. Или возьмем звукорежиссера. Сегодня это такой же художник и автор спектакля, как и режиссер.

Недавно мы лицензировали завпостов (заведующие художественно-постановочной частью театра). Мы впервые в этом году набираем курс завпостов.

Очень важно, чтобы в ГИТИСе был курс драматургов, поэтому следующая наша цель – это лицензирование специальности по драматургии. Не менее важно, чтобы у нас учились не просто звукорежиссеры, но и звукорежиссеры мюзиклов. В этой области сейчас очень мало специалистов. У нас и актеров мюзиклов очень ограниченный "боекомплект". Стейдж Энтертейнмент, Театр оперетты ‒ одни и те же звезды переходят из одного проекта в другой. Но сегодня подобных проектов в три раза больше, чем 10 лет назад. Это существенный рост рынка. Мы обязаны на него реагировать.

Фото с сайта www.stavsu.ru

Совсем недавно закончились первые в этом году вступительные экзамены: в Новосибирском госуниверситете испытания для абитуриентов проходят раньше, чем в других вузах. На факультете журналистики НГУ конкурс по традиции оказался одним из самых высоких в городе: на одно учебное место претендовали 14 человек. Почему абитуриенты стремятся стать журналистами и учиться именно в Новосибирске?

Этим летом в связи с пресловутым ЕГЭ во вступительных экзаменах многое пришлось изменить: в НГУ практически полностью отменили вступительное сочинение, его не пишут даже филологи. Факультет журналистики – единственный, где сочинение еще осталось. Но изменения коснулись и его: в этом году факультет впервые полноценно принимал в качестве оценок результаты ЕГЭ. Изменился и состав экзаменов. Теперь вместо литературы абитуриенты-журналисты сдают русский язык. Впрочем, поступить на журналистику стало ничуть не легче. Высокий конкурс говорит сам за себя.

- Конкурс год от года очень высокий, он постоянно растет, – объясняет ответственный секретарь приемной комиссии Ольга Яковлева, – но это не связано с тем, что абитуриентов становится больше. Количество заявлений всегда примерно одинаковое. Просто гуманитарные специальности постоянно испытывают на себе уменьшение количества бюджетных мест. В этом году у нас их было 10, из них 2 были заняты победителями весенней открытой олимпиады, еще одно – выпускницей физико-математической школы при НГУ. На 7 оставшихся мест и получился такой жуткий конкурс.

Почему же абитуриенты едут поступать именно в Новосибирск, ведь факультеты журналистики есть и в других вузах Сибири? В университете считают, что ситуация с малым количеством бюджетных мест везде одинакова, шансы поступить равно невелики, однако срабатывает именно репутация НГУ . Из бесед с выпускниками и их родителями это тоже заметно.

Кстати, говоря о мотивации поступающих, можно отметить особенности положения СМИ. Как бы то ни было, сейчас они в России стремительно развиваются, хороших специалистов не хватает, университеты не успевают за стремительно растущим количеством изданий. При этом большинство выпускников, как отмечают в НГУ, просто не хотят быть журналистами: многие после выпуска уходят работать в рекламу или PR. Там больше платят, да и многие студенты-журналисты в процессе обучения в самой журналистике разочаровываются.

Читайте также: