Кто такой тьютор сочинение

Обновлено: 17.07.2024

Курсы по тьюторству стали для меня открытием в жизни. Мало того, что когда я шла на них, то про эту тему знала достаточно мало, где-то что-то слышала, понимала из обрывков знаний суть тьюторства, так для меня произошло открытие некоторых моих особенностей, поменялся взгляд на ситуацию, происходящую вокруг меня.

Я узнала, что понятие тьюторства изначально заложено в образовательные стандарты, начиная с дошкольного возраста. Законодательно предполагается, что из школы личность должна выйти не только с багажом знаний по общеобразовательным предметам, но и с точным пониманием своей будущей профессии. К сожалению, это не реализуется на практике и выпускник, чаще всего, находится в замешательстве, не представляет особенности профессий, мало что может сказать о своем будущем пути.

Сироткин С.Ф. рассказал нам историю тьторства. Из его лекции я поняла, что то, чем я занимаюсь со студентами (я – куратор первого курса) по сути является классическим тьюторством. Я, являясь выпускником своей кафедры и в дальнейшем, продолжая работу на ней, также передаю атмосферу и традиции, выработанные у нас на кафедре многими поколениями выпускников, доношу до студентов необходимость получения и передачи знаний, традиций, различных студенческих развлечений.

Сергей Федорович достаточно интересно преподносит материал, не дает расслабиться, заставляет думать и не просто говорить ответы, которые первые пришли в голову, а достаточно дотошно относится к терминологии, не допускает неточностей. Настоящий ученый.

Васильева С.Г. и Сарычева Т.С. не только рассказали, что такое событие, но и сами по себе стали событием на курсе. Две прекрасные девушки, которые в огромными горящими глазами рассказывают материал, в котором живут. Очень здорово их слушать, воспринимать. Заставляют подумать и развиваться дальше.

Запомнилась конференция, которые была в период наших курсов. Очень запомнился Максимов Александр. Молодой, активный мужчина, который открыто рассказал ценную информацию. Дал замечательные советы. Для себя также посмотрели как организовано было мероприятия, сделали акценты на полезных вещах и на тех ошибках, которые раздражают посетителей.

В целом, курс был запоминающий, замечательный. Стал событием, заставил задуматься над своей деятельностью. Для меня стало несомненным открытием, что есть люди, готовые не только выслушивать твои идеи, но и помогающие их развить, подсказывающие идеи, дающие толчки. При этом, в своей массе, окружающие люди могут быть полезными ресурсами (даже не всегда зная об этом).

Спасибо, Татьяна Михайловна, за организацию и проведение курса. Было много ценной информации, которая просто переворачивает сознание, делает нас более свободными от работы, помогает найти внутренние силы для дальнейшего развития.

О тьюторстве (Ольга П .)

Трудно писать, потому что в голове так активизировались все внутренние тараканы, что трудно оформить мысли в стройную систему… Но это ненадолго..через неделю у меня будет все разложено по полочкам…поэтому пока я просто напишу отдельные тезисы, обозначив основные векторы размышлений..

Это были и индивидуальные консультации родителей, просящих проконсультировать при выборе специальности для поступления…где у меня выскакивал следующий парадокс..

Спасибо за эту потрясающую неделю – СОБЫТИЕ в жизни.

Спасибо не только Татьяне Михайловне, которая все это организовала и привела интересных людей рассказать нам теорию тьюторства.

Спасибо моим коллегам, которые пришли со мной учиться (Женя и Лена) и тем, кто постучал по моей голове, взбудоражив последних спящих тараканов (Юля, Лена, Аня и Маша).

Я поняла, что я тьютор в душе, что мне надо выключить менторскую училку и пойти в новом направлении…

СПАСИБО!!

Что для меня ТЬЮТОРСТВО? (Елена Н.)

Осознанное потребление стало трендом в последние годы. О нем не пишет только ленивый.

Нас учат осознанно жить, осознанно питаться, осознанно общаться.

Теперь самое важное. Для меня – самое дорогое.

Осознанное образование для наших детей.

Мы научились брать в учет их пищевые особенности. Считаться с ними, брать во внимание, относиться бережно. Дабы избежать аллергических реакций.

Так быть не должно!

В Советском Союзе всех детей кормили кашей. Меня сильно рвало от нее. Я ее ненавижу. Мне прилетало от воспитателей за отторгнутую пищу. И меня кормили еще больше. Чтобы не голодала. Все той же кашей. Современные дети научились выдавать аллергическую реакцию. А родители научились ее уважать и искать причину. А также чутко бдить, чтобы эта пищевая индивидуальность не подвергалась попыткам быть проигнорированной кем-либо.

Аллергическая реакция на безликое и невкусное образование – это затянувшиеся болезни, неврозы и все те же аллергии.

И я знаю, что родители это чувствуют. И понимают, что надо что-то менять. И мы ставим бесконечные опыты над своими детками: попробуй это, попробуй то, а вот это – очень полезно! Как невкусно?? Не нравится?! Не съешь – не вырастешь, не станешь человеком и будешь подъезды мыть….

Я анализировала происходящее последние два года. Я чувствовала, что мне пора что-то менять. Интуиция, сложившиеся личные обстоятельства, личная боль свели дорожки к одной – к тьюторству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По окончании учебного года все дети должны были пройти профильные пробы (обязательный компонент учебного плана учащихся 10 класса). Мы их прошли! Это были экскурсии на предприятия, беседы, сопровождение на различные предприятия нашего поселка, работали в администрации и т.д. По окончании этих практик была проведена зачетная работа - защита своих проектов, посвященным своим будущим профессиям. Не все к этому подошли ответственно – но это тоже результат. Мы учились. Некоторые после этих практик определились со своим точным выбором, кто- то пришел к выводу, что не понравилась профессия. Итоги были. Несколько ребят параллельно учились в финансово-экономическом колледже (15человек), им было проще определиться в выборе профессии и в прохождении профильных проб. По окончании учебного года я выступала на районном семинаре с итогами этих практик.

В июне в школу пришло электронное письмо о курсах тьюторов, которое открыли при мне, в результате сама попросилась на курсовую подготовку. Причина, следующий учебный год - это 10 класс, в котором надо будет определяться с выбором профиля. Как не ошибиться в выборе учебной нагрузки и профиля, как помочь детям, куда пойти учиться, правильно поставить цель?

В различных источниках про тьюторство:

Почему возникает тьюторство?

Тьюторство возникает тогда, когда появляется потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, колледж, вуз, система повышения квалификации и т.д.

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Отличие деятельности тьютора от деятельности учителя, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога.

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что определяет используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний. Основное понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (профессионального выбора) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

Учитель на уроке имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор продвигает интересы учащихся, помогает ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.

Педагог - психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.

Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

О технологиях тьюторского сопровождения?

Технологии тьюторского сопровождения те, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи решаются с помощью технологий открытого образования: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП )(хочу научиться, так как не знаю ,что это такое)), социокультурные игры, робинзонада и т.д.

У тьютора имеется и целый пакет технологий, которые используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора является вопрос и умение тьютора с ним работать.

Чем вызвана необходимость тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

Руководители школ не спешат вводить эту специальность.

2. Не до конца еще разработан и принят пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность тьютора.

3. Тьюторство - это иная идея, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования.

4.Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения педагогов специалистами, понимающими и принимающими философию открытого образования, профессионально владеющими технологиями тьюторского сопровождения.

Главная задача системы повышения квалификации заключается в оказании помощи нам педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений республики.

Развить необходимые тьюторские компетенции.

В нашей стране созданы и официально действуют несколько сертифицированных центров развития тьюторских практик. При Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). На базе этого центра работает Технологическая школа тьюторства.

Какова логика формирования тьюторской компетенции у педагогов, слушателей школы тьюторв?

На начальном этапе происходит знакомство с философскими, педагогическими и психологическими основаниями тьюторства. Далее – изучение конкретных технологий открытого образования с целью использования их в тьюторской деятельности, изучение технологий тьюторского сопровождения, затем – осуществление тьюторской пробы, и при успешном прохождении первых трех этапов – прохождение тьюторской стажировки на базе тьюторских стажировочных площадок.

Что такое тьюторская проба и тьюторская стажировка?

Где и что можно прочитать о тьюторстве?

К современным ученикам выдвигаются следующие требования: самостоятельное развитие в собственном непрерывном обучении, стремление к инициативе. Возникшие требования и послужили причинами изменения учебного процесса. Появилась новая профессия – тьютор. Данный вид инновации официально пришёл в российское образование 5 мая 2008г.

Тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на всём пути индивидуального развития. Он принимает участие в составлении индивидуальной программы, как обучения, так и развития ребенка, подростка, юноши.

На сегодняшний день выделены три формы деятельности тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность. Она направлена на преодоление трудностей с успеваемостью и дисциплиной. Главная задача заключается в устранении возникающих несоответствий между учебной программой и реальными возможностями ученика.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Такое сопровождение должно длиться в течение всего образовательного процесса.

Что такое тьюторство в дошкольном образовании? На мой взгляд, этот вид педагогической деятельности не являются исключением и в детских садах. Именно здесь задается личностный старт маленького человечка. Наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживает и помогает освоить ресурсы социума для самостоятельного развития личности. Чтобы добиться результатов в работе, тьютор должен изучить жизненную среду малыша, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала.

Не обойтись без тьютора и в инклюзивном образовании. Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме, развивает чувство толерантности и ответственности . В школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку, для поддержания в нём стремления к самостоятельности. Идея сопровождения детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии. Специалист должен представлять и понимать что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования. По моему мнению, он должен знать психологические особенности возрастного развития ребенка, а так же навыки анализа особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ и социального окружения. Обязательно уметь реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательной среды.

Почему тьюторская работа важна в профессиональном образовании? В очень многих российских ссузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Зачастую студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но сам не понимает это отношение. Я думаю, в профессиональном обучении тьюторская работа весьма востребована. Современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника. Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультации и организации эффективного учебного процесса. Кто может быть тьютором? Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник .

Я считаю, что роль тьюторства в российском образовании очень значима. Тьютор наблюдает за деятельностью ученика, направляет и поддерживает. Благодаря работе тьютора образовательный хаос конкретного человека постепенно превращается в порядок. Ученик понимает, что ему нужно от образования, он становится самостоятельным и активным участником своей жизни и жизни общества. Понимание личностью своих слабых и сильных сторон, умение эффективно их использовать для достижения жизненных целей – главный результат работы тьютора. Каждый ребенок может реализовать свои возможности, если ему помочь. В будущем он станет самостоятельным специалистом, который будет востребован на рынке труда. Будет не только владеть знаниями, умениями и навыками, но и реализует свой творческий потенциал. Станет профессионалом с креативным мышлением, а креативность - один из самых востребованных навыков будущего.

На сегодняшний день одним из наиболее важным условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Профессия тьютор именно здесь и берет свое начало.

Тьютор-это специалист, который организует комфортные условия для успешного вхождения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Далеко не каждый педагог может выполнять функцию человека постоянно сопровождающего ребенка с ОВЗ, данная деятельность предполагает высокий уровень толерантности, т.е безусловное принятие ребенка, достаточный запас знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Под определение тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании сегодня попадают разные варианты сопровождения ребенка с ОВЗ:

- помощник-сопровождающий, ассистент (осуществляет физическое сопровождение, физическую поддержку, помогает перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в зданиях);

- педагог сопровождения, воспитатель (оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПК, ведет педагогическую и воспитательную работу; обеспечивает координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к ребенку с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать);

- специалист сопровождения, обладающий знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии; владеющий технологиями тьюторского сопровождения.

Чем же занимается тьютор в образовательной организации?

Содержание деятельности тьютора:

-составляет план работы с обучающимися (воспитанниками) на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы (заведующей ДОУ);

-организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися (воспитанниками);

-ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;

-отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании;

-заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;

-подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;

-представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.

Таким образом, тьюторство-это важный ресурс для создания образовательного и социального вхождения ребенка с ОВЗ в течение жизни, тьютор-это связывающеее звено между ребеноком-учителем-психологом-дефектологом-логопедом-родителем на каждом этапе образовательного процесса, роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования велика и просто необходима, но существует проблема финансирования при введении данной ставки в общеобразовательное учреждение.

Читайте также: