Обращение к другу пришвин сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

(1) Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

(2) Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

(4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

(6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

(7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.

(8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала.

(9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.

(10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки-вертунки распускают рябь на тихой воде.

(11) Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.

(12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.

(14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит.

(15) Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья.

(16)А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус рано ли, поздно ли, но всё равно добежит.

(18)Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: но будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь.

(20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью.

(22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками.

(23) Семена елей плывут и осин.

(24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время.

(25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание.

(26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени.

(31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену.

(32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой.

(33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели.

(34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону.

(36) Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет.

(42)Ручей мой пришёл в океан.

(По М. М. Пришвину)

К сожалению, мы зачастую погружены в мир повседневных забот и не замечаем то прекрасное, что есть вокруг нас. Очень важно хотя бы иногда оставаться наедине с природой, потому что она помогает найти гармонию в себе. М.М. Пришвин поднимает в тексте проблему воздействия природы на человека.

Автор обращает внимание, как много сходств можно отыскать между природными явлениями и человеческой жизнью. Так, любимый ручей рассказчика встречает на своём пути немало препятствий и поэтому вынужден бороться за своё существование. Несмотря на трудности, ручеёк находит себе выход, а его журчание наполнено новой энергией, оживляющей всё вокруг. То же самое может произойти и в нашей жизни. Иногда, чтобы достичь цели, нужно преодолеть множество преград. Приложенные усилия и упорство рано или поздно дадут весомые плоды.

Оба аргумента дополняют друг друга, доказывая авторскую мысль о взаимосвязи природы и человека. Довольно часто природный мир становится нашим источником вдохновения и придаёт нам силы в трудных ситуациях.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: наблюдая за природой, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью природы и нашей жизнью много общего.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Поэт проводит параллель между человеческим и природным миром, говоря о том, что мы можем многому у него научиться. Как природа справляется с временными трудностями, так и человек в силах преодолеть любые препятствия.

Таким образом, природа действительно оказывает на человека большое влияние. Благодаря ей мы получаем желанное спокойствие и чувство отдохновения, а также у нас появляются силы, чтобы двигаться вперёд и достигать поставленных целей.

Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я тебя зову из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться.

Сколько за день было на небе тяжелых синих облаков и темных дождевых, сколько раз принимался дождь и опять сияло солнце? Но вот солнце чистое село. Все улеглось, все прошло: и дождь, и солнце, и слезы, и радость бабьего лета.

Мне осталась одна радость, моя тропинка в гору, и там далеко наверху у калитки своим светом горящий куст, свидетельствующий о моем друге.

Может быть, ни одна еще синичка осенью при наступлении холодов не постучала носиком в мое окошко безответно: я или пущу ее погреться, или посыплю ей в форточку семечек.

Друг мой! Я один, но я не могу быть один. Как будто не падающие листья шелестят над головой моей, а бежит река живой воды, и необходимо мне дать ее вам. Я хочу сказать, что весь смысл, и радость, и долг мой, и все только в том, чтобы я нашел вас и дал вам пить. Я не могу радоваться один, я ищу вас, я зову вас, я тороплюсь, я боюсь: река жизни вечной сейчас уйдет к себе в море, и мы останемся опять одни, навсегда разлученные…


Виталий Бакалдин СЧАСТЬЕ ТВОРЧЕСКОГО БЫТИЯ (Обращение к другу)

Другу

Другу

Другу Мы рыли тоннель навстречу друг другу. Я руку его узнавал по звуку. Но кто-то взял влево, а кто-то вправо. Любовь оглушила, а может, слава. Над нами шумят поезда угрюмо. Все глуше удары в кромешном трюме. От едкого пота губы солоны. Мы роем тоннель — но в разные

ДРУГУ

ДРУГУ Ю.А. Сидорову Твой дух парит над вечным Нилом. Ты – сын Египта, Ур-Нетдор. Каким непобедимым пылом Исполнен твой далекий взор! Жрец желтоликий, темноокий, С обритой мудро головой, Ты светоч радости высокой, Не зная сам, зажег собой. Обломок древний обелиска, Хранящий

42. Старому другу

42. Старому другу Я буду рад, коль над тобой От этих грез и песни дальной Повеет юною весной И лет былых зарей хрустальной… 23 апреля

Другу

Другу Ты помнишь, как бежали мы с тобой По снегу рыхлому на шведских лыжах. Проваливался в снег по брюхо Бой — Твой пёс в подпалинах волнисто-рыжих. Стояли старорусские леса, Отягощённые мохнатым снегом. Белесые ложились небеса Над нашей жизнью и над нашим бегом. Потом мы

Из письма другу

Из письма другу …Можешь себе представить, что в связи с перестройкой здесь вошло в моду все русское. Продают изображения Горбачева и Раисы, матрешки, командирские часы, майки, на которых по-русски написано С.С.С.Р. или даже просто начертаны русские буквы вразброс, но без

Из письма другу

Из письма другу Предварительные исследования завершены, и операция назначена на 8 июня. Как ни странно, ожидаю этого события с полным равнодушием. Которое, возможно, достигается медикаментозно – ведь в меня все время что-то вливают. Правда, прошлую ночь меня вдруг обуял

К другу

К другу Свет тобой зажжен — он ярок, И сквозь ночь иду к нему. Мнится: лес густой и старый, Мнится: враг зловеще-ярый Мне в пути наводит тьму. Но пройду я чрез препоны, — Кто ж удержит мысль мою? Нет условностей. Заслоны, Празднословье, шум и звоны Мне чужды — я жизнь

К другу

К другу Милое имя — длительный звук, Неугасимое пламя. Был ты не ложный, а искренний друг, Нес ты призывное знамя. Счастье и радость, дающие свет, Музыка сердца без слов, Дружбы живительной нежный привет, В дни, когда рок так суров, — Все ты был, все… Одиноко страдаю (Жизнь

Другу[106] (17.12.1945)

Другу[106] (17.12.1945) Спасибо за добрую весточку от 29-11-45 из С.Антонио. Очевидно, мое письмо где-то заплутало. В нем я писал о женитьбе Светика на Девике Рани — самой блестящей звезде Индии в фильмах. Мы ее очень полюбили — славный, даровитейший человек. Также я писал, что просил

Другу[107] (20.12.1945)

Другу[107] (20.12.1945) Дорогой мой А.П. Радость! Сейчас долетело Ваше славное письмо от 5-12-45. Первое Ваше письмо не дошло. Сердечно порадовались мы — Вы и Ваша семья сохранены, Вы трудитесь и преуспеваете, Вы сплотили добрых сотрудников во Имя Великого Наставника Земли Русской.

Другу[56]

Другу[56] Дорогой мой, только что я писал нашим друзьям о том, что вряд ли можно ожидать Вашего письма — Вы так заняты — а тут-то и прилетела Ваша весточка. Может быть, кто-то укорит меня в излишней сентиментальности, но нас всех так глубоко тронуло, что Вы бессменно стоите на

Молодому другу

Молодому другу Мой молодой друг, вы спрашиваете о методах работы. Не терзайте себя методами, лишь бы вам вообще хотелось работать. Работайте каждый день. Непременно каждый день что-то должно быть сделано. По счастью, работа художника так многообразна, и в любом настроении

- воспитания чуткого, внимательного читателя, бережно относящегося к родной природе, умеющего открывать тайны природы.

Портрет М.М. Пришвина, иллюстрации учащихся к произведениям М.М.Пришвина, картины русских художников о природе.

так писал Михаил Михайлович Пришвин в своей книге дневниковых

Вместе с нами его замечательные книги. Посмотрите внимательно на

доску. Как звучит тема нашего урока?

- А кого называл своим другом М.М.Пришвин?

- На какого читателя надеется М.М.Пришвин?

- Вдумчивого, внимательного, доброго, способного видеть сердцем.

- Давайте же будем настоящими друзьями Пришвина. Постараемся понять, что скрывается за каждым словом в его миниатюре.

Прочитаем начало миниатюры М. М. Пришвина:

Грибы тоже ходят.

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные, желтые шляпки грибов.

- Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст?

- Какие средства языка использует автор в описании ее?

- В этом описании автор использует сравнение:

Осенние листья березы - с золотыми монетами

Листья осин – с красными медалями.

-Почему автор осенние листья березы сравнивает с золотыми монетками, а шляпки грибов просто называет просто желтыми ?

-Листья березы тонкие, прозрачные. Они лежат на лапках елок и переливаются на солнце. А шляпки грибов находятся внизу, в сумраке леса, значить, они блестеть не могут. Они просто желтые.

- Почему употреблено слово листва вместо листья ?

- Нападала листва и будто укрыла, спрятала лесных деток перед обнажением. Шляпки грибов создают ассоциации с маленьким лесным народцем. Скоро весь лес скинет листву, и ничто не сможет защитить их от холода. Листва, как мать, укрывает грибы и всю землю перед холодной зимой.

- Какие краски употребляет автор? Зачем?

- Зеленый (еловый подрост) , все оттенки желтого ( золотыми монеткам, желтые шляпки, сумерки солнечного дня), белый ( березы), серые, красные, свет осин. Автор, как художник, рисует картину.

-Что хочет показать автор этой картиной?

- Необыкновенную красоту осеннего леса. Бесценное богатство природы. Беззащитность природы.

-К чему призывает автор своего друга-читателя?

-Что значит - любить природу?

-Это не значит просто любоваться. Быть внимательным наблюдателем природы. Беречь ее. Человек не царь природы, а ее создание. И, следовательно, должен заботиться о ней как сын.

-Послушайте советы Михаила Михайловича Пришвина своему другу-читателю

Первый совет писателя: - За неведомым не мчись далеко, оно рядом.

Второй совет писателя: - Удивляйся каждому мгновению как чуду.

Третий совет писателя: - Внимательно слушай звуки природы - это живые голоса!

Четвертый совет писателя: - Открывай в природе для себя каждый день новую тайну.

Пятый совет писателя: - Радуйся каждому мгновению в природе. Оно неповторимо!

- Подходит к концу наше путешествие. Но впереди еще много тайн, загаданных Пришвиным.

Все нравилось М.М.Пришвину в природе, все восхищало, все

интересовало, все приносило главную радость жизни - радость общения с

Друг мой! Я один, но я не могу быть один. Как будто не падающие

листья шелестят над головой моей, а бежит река живой воды, и необходимо

мне дать ее вам. Я хочу сказать, это весь смысл, и радость, и

долг мой, и все только в том, чтобы я нашел вас и дал вам пить. Я не

могу радоваться один, я ищу вас, я зову вас, я тороплюсь, я боюсь:

река жизни вечной сейчас уйдет к себе в море, и мы останемся опять

одни, навсегда разлученные.

- А стали ли мы сегодня друзьями Пришвина?

Hе разлучайтесь с книгами Пришвина, читайте книги Пришвина. Они

ответят вам на многие вопросы, многому научат.

- Что на уроке было новым?

-Что было самым неожиданным?

- Что было самым интересным?

- Какой момент вызвал душевный подъем, вдохновение?

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.; Л., 1934.

Михаил Пришвин - Дорога к другу (дневники)

Михаил Пришвин - Дорога к другу (дневники) краткое содержание

Дневники известного писателя-природоведа, которые знакомят юных читателей с богатством его мироощущения. Взаимосвязь природы, человека и искусства — основная тема дневников.

Рисунки В. Звонцова.

Дорога к другу (дневники) - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Михаил Михайлович Пришвин

Да, многих из вас, друзья, тогда и на свете не было, когда я писателем делался, но мои тетрадки есть мое оправдание, суд моей совести над делом жизни: они ответят, хорошим ли мастером ты был, делал ли больше в своем мастерстве, чем это нужно только себе, — все равно, — писатель ты или сапожник Цыганок из Марьиной рощи.

От холода все остановилось, и в особенности это заметно на липах: листья кучками вышли из почек и не расходятся. Но мне так хорошо теперь идти по лесной тропе! Мне кажется, все существа в природе остановились и обратили на меня внимание, и все, советуясь друг с другом, по-своему говорят:

— Подождем старика, пусть он нас догоняет!

Вот почему я всегда так хорошо себя чувствую в майские холода, весна в ожидании меня задерживается, позволяя мне поближе к ней подойти. ЕСТЬ У МЕНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СВОЯ СОБСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, И Я ЗНАЮ, НЕ БЕЗ ПОЛЬЗЫ ДЛЯ СЕБЯ ОНИ МЕНЯ ПОДЖИДАЮТ.

Мне хочется им сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или в спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно и всем хорошо!

Если поблизости нет человека, чтобы вместе порадоваться, то один пишет другому письмо или поет ему песенку. Так здоровый человек встречает весну, хотя пусть он на костылях или ему много лет и за молодым бежать он не может.

Это нужно понять молодым, что, при утрате чего-нибудь внешнего в человеческом здоровье, образуется внутри его какая-то замена, и часто замена эта ведет его к такому лучшему, что о старом он не горюет и молодым не завидует.

Так и в лесу в майские холода мне кажется, что молодежь мысль мою о человеческом здоровье понимает и все останавливается и поджидает меня, чтобы я об этом сказал.

Так скажу о себе (уже пятьдесят лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки.

— Будем писать! — сказал я в этот раз.

Обращение к другу

Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я тебя зову из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться.

Сколько за день было на небе тяжелых синих облаков и темных дождевых, сколько раз принимался дождь и опять сияло солнце? Но вот солнце чистое село. Все улеглось, все прошло: и дождь, и солнце, и слезы, и радость бабьего лета.

Мне осталась одна радость, моя тропинка в гору, и там далеко наверху у калитки своим светом горящий куст, свидетельствующий о моем друге.

Может быть, ни одна еще синичка осенью при наступлении холодов не постучала носиком в мое окошко безответно: я или пущу ее погреться, или посыплю ей в форточку семечек.

Друг мой! Я один, но я не могу быть один. Как будто не падающие листья шелестят над головой моей, а бежит река живой воды, и необходимо мне дать ее вам. Я хочу сказать, что весь смысл, и радость, и долг мой, и все только в том, чтобы я нашел вас и дал вам пить. Я не могу радоваться один, я ищу вас, я зову вас, я тороплюсь, я боюсь: река жизни вечной сейчас уйдет к себе в море, и мы останемся опять одни, навсегда разлученные…

Фото

Дневник писателя я понимаю как источник, вытекающий из самой души человека.

Человек, который замечает свои поступки и про себя их обсуждает, — это не всякий человек. А человек, который живет и все за собой записывает, — это редкость, это писатель. Так жить, чтобы оставаться нормальным и быть с виду как все и в то же время все за собой замечать и записывать, — до крайности трудно, гораздо труднее, чем высоко над землей ходить по канату…

Говорили о дневниках Толстого и нашли в них общее с моими в том смысле, что эти дневники пишутся с целью самопознания и что процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

Сила и слава таких дневников в том, что они пишутся по необходимости роста сознания и только для этого…

Мыслить — значит, как синичка, бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой и прыгать туда и сюда с веточки на веточку.

Движение во все стороны есть одно из необходимых условий существа мысли…

Дневник — это средство привлечь к себе приток материалов из жизни на помощь всем, кто что-нибудь делает. Дневник — это способ сосредоточиться на чем-нибудь и привлечь его из жизни к себе на помощь. Старушка сосредоточивается, когда вяжет чулок, писатель — когда пишет дневник.

Кто-нибудь со стороны вас спросит:

— Ну, что вы об этом скажете?

— Позвольте мне об этом немного подумать.

И вот этот самый отпуск на время к себе самому, чтобы сосредоточиться, определиться, самому разобраться, найти смысл проходящему времени, — и есть то, что мы называем дневником.

Мое заветное желание — это записать за собой, как я сделал то или это. Желание совершенно недостижимое, потому что достигнуть полного опознания своего таланта — это значит съесть самого себя. Но я могу что-то сделать в этом отношении: могу издали, прячась в кустах, выглядывая, следить… Может быть, для этого нужен только талант? Да, конечно, — талант следопыта.

Читайте также: