Сочинение по стихотворению бунина

Обновлено: 02.07.2024

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова "в том плодородном Подстепье", где, как писал он сам, "образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым". Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными "богами" в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, "бунинское", звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, "чувственного, вещественного, из чего создан мир", достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении "Листопад" создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в "серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь", — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе "Золотое дно", восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: "А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. "

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат.

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:

Я одинок и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень

Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:

Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был марте в полночной тишине,
И, как ребенок брошенный, кричала
Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой.
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать –
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

Мир вам, давно забытые! – Кто знает
Их имена простые? Жили – в страхе,
В безвестности – почили. Иногда
В селе ковали цепи, засекали,
На поселенье гнали. Но стихал
Однообразный бабий плач – и снова
Шли дни труда, покорности и страха.

Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:

Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Читаемое в разделе:

  • О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ф.Тютчев Любовь… Как много разных оттенков в.

Иван Алексеевич Бунин на протяжении всей своей писательской деятельности был певцом женской красоты. Образы женщин в его рассказах необыкновенно.

Ранее опубликованные в разделе:

Иван Алексеевич Бунин на протяжении всей своей писательской деятельности был певцом женской красоты. Образы женщин в его рассказах необыкновенно.

Анализ стихотворения Бунина Родина

История создания

Тема стиха

Бунин тема стихотворения Родина

Стихотворение воспроизведено в жанре пейзажной лирики. Основной ведущий сюжет — хмурый зимний вечер на фоне бездушной российской природы. Поэт, не скрывая чувств, чётко выражает своё отношение к родине. В строчках отражается критика и суровая правда жизни без фантазий и фальшивых фраз.

В сочинении отсутствует идеализация природы. Для прорисовки пейзажа автор выбирает сумерки зимнего дня. Воспоминание о мрачных сосновых лесах только усиливает тоску. Скорее всего, Бунин описал край, где прожил детские и юношеские годы. Родовое имение Озерки находилось в окружении сосновых лесов. Это было его любимое место.

Лирический герой наблюдает за наступлением зимнего вечера. Но это не восхищение белоснежными сугробами, сияющими под луной, а печальная угнетающая картина.

В описании пейзажа читатель легко может угадать российские просторы. Именно образ природы — главный в произведении.

Заслуга Ивана Алексеевича — в гармоничном восприятии окружающего мира. Выразительность негативных красок пейзажа вызывает двоякое ощущение: с одной стороны — это мрачность и тоска, а с другой — теплота на душе. Родной край лучше чужого. Его природа гармонична с внутренним состоянием человека. Завершение стиха это подтверждает.

Композиция стихотворения

Родина история создания стихотворения

Хоть произведение имеет только две строфы, поэт сумел полностью выразить в нём своё настроение и передать читателю важную мысль.

Условно композицию сочинения можно разделить на две части. В первой перед читателем раскрывается мрачная картина русской природы на закате холодного дня. Свое состояние души Бунин передаёт с помощью цветовой гаммы. Бескрайние леса в зимнюю пору оставляют ощущение уныния. Темнота сосновых лесов нагоняет тоску. Жильё, отдалённое от посёлков и окружённое деревьями, навевает грустные мысли и печаль.

Вторая часть более оптимистична. Здесь автор сглаживает накопившуюся в первых строках тяжесть. Печаль также присутствует, но здесь она более мягкая и ненавязчивая.

Стихотворение Родина Бунин

Произведение представляет собой четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Стих читается с уравновешенной интонацией. Ритм медленный, нет резкости, вопросительных и восклицательных предложений.

Эпитеты и другие выразительные средства

Анализ стихотворения Ролина

Отзывы о произведении

Отзывы о стихотворении Родина Бунина

Идеальные рифмы в произведении отсутствуют. Несмотря на проницательность, оно кажется немного сырым.

Ощущения от стихотворения практически у всех одинаковы. Тоскливые строчки о родных просторах России оставили след в человеческих сердцах.

В маленьком стихотворении Иван Алексеевич описывает меркнущий зимний день. Краткий стишок напоминает живописную картину, смотря на которую можно натолкнутся на разные мысли о жизни и её трудностях. Произведение Бунина позволяет заглянуть в свой внутренний мир.

Цветовые эпитеты чётко рисуют сюжет сочинения, создавая необъятные ландшафты родной страны. Серый пейзаж навевает печаль и грусть. Только молочно-синий туман не даёт полностью окунуться в тяжесть произведения.

Каждого любящего свой край человека волнует состояние близкой сердцу родной природы. Всё начинается с любви к окружению, обыкновенному деревцу, к цветам, выросшим на поле. Родное место для Бунина очень дорого. Кратко выразив своё чувство в стихе, он навсегда оставил жизненный указатель для человечества: любить свою родину, какой бы она ни была.

Как в стихе, так и в жизни для Ивана Алексеевича его чувства к родине были противоречивы. В эмиграции он вспоминал о родной стране, о её просторах с разбитыми грязными дорогами и о завораживающей взгляд невероятной природе. Несмотря на сомнения и противоречивость, в сердце Бунина всегда хранилась любовь к родине.

Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждают лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы.

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль…

Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени.

Россия огромна, она не ограничивается большими и малыми городами. Прежде всего, это русские деревни и необъятные просторы лесов, полей и дорог. Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.

Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.

Читайте также: