Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями сочинение егэ
Обновлено: 06.05.2024
Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая используется в словесно-художественном творчестве и воздействует на чувства читателя с помощью созданных образов.
Узнаем, что такое художественный стиль речи в русском языке, если определим его цель, особенности и характерные признаки, жанры и речевые средства.
Что такое художественный стиль речи?
В процессе использования языка в различных сферах общественной жизни сформировались его функциональные разновидности, отличающиеся своими задачами, характерными признаками, жанрами и выбором языковых средств.
Среди книжных стилей речи, востребованных в науке, политике, деловых отношениях и в бытовом общении, особое место занимает художественный стиль речи, который используется в словесном творчестве.
Его своеобразие проявляется в непосредственном воздействии на чувства, мысли и мировоззрение читателя с помощью созданных художественных образов.
Художественный стиль речи используется с целью изобразить предмет так, чтобы наиболее полно передать чувства, впечатления и вызвать сопереживание героям произведения.
Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая воздействует на чувства читателя с помощью художественных образов.
Вот какое определение, что такое художественный стиль речи в литературе, приводит Википедия:
Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Функции художественного стиля
Кроме непосредственного воздействия на читателя, этот стиль речи обладает эстетической функцией, направленной на формирование у читателя или слушателя чувства прекрасного. Особенно ярко эстетическая функция проявляется в поэтическом творчестве.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
А. С. Пушкин. 19 октября.
Буквально в нескольких строках художник слова мастерски рисует зримую картину поздней осени и передает читателю чувство грусти, вызванное увяданием природы.
Эстетическое чувство вызывают строки, описывающие наступление весны и возрождение природы. Понаблюдаем, как образно и эмоционально автор изобразил рождение весеннего ручейка:
Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. Тонкий черный налет появился на нем. Сугроб стал оседать, меняя форму, покрылся хрупкой ледяной коркой, корка трескалась и ломалась. Оседал-оседал сугроб и стал маленький, некрасивый, весь черный, и потек из-под него тоненький прозрачный ручеек. Ручеек потек через двор, проложил себе русло во льду и выбежал за ворота. А там уже струился, завиваясь на ледяных порогах, широкий ручей. Маленький ручеек влился в большой ручей и с ним устремился к реке. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли об лёд, по всем улицам пели капели песню весны (В. Панова).
Итак, художественный стиль обладает тремя функциями:
- эстетическая функция
- функция воздействия
- коммуникативная функция.
Эстетическая функция проявляется в формировании у читателя яркого впечатления, чувства прекрасного с помощью созданного автором художественного образа.
Функция воздействия реализуется через чувства, эмоции, которые вызывают художественные образы произведения. Её цель — реакция читателя, живой отклик.
Коммуникативная функция — это взаимодействие автора с читателем. С помощью художественных средств и образов автор стремится поделиться с читателем своей точкой зрения, мыслями, чувствами, жизненным опытом.
Функции художественного стиля прочно связаны между собой.
Художественный стиль имеет характерные особенности, отличающие его от других стилей речи.
Особенности художественного стиля
1) Единство коммуникативной и эстетической функций является характерной особенностью художественного стиля речи.
В художественном произведении слова играют двойную роль. С одной стороны, они выполняют свою прямую номинативную функцию, называя предмет или явление, о котором повествуется в художественном произведении. С другой стороны, слова служат средством создания художественного образа, вызывающего определенный эмоциональный и эстетический отклик у читателя.
2) В зависимости от предмета изображения и задачи писателя в художественном произведении переплетаются языковые средства различных стилей речи. Если художник слова обратился к изображению проблем трудящихся в сфере науки, действие разворачивается в стенах научно-исследовательского института или лаборатории, то его персонажи говорят на языке науки, используют множество терминов и оборотов, характерных для научного стиля речи.
Нередко автор прибегает к разговорному стилю речи, чтобы отобразить речь героев как средство их характеристики.
3) В художественной литературе широко используются образно-выразительные средства речи: тропы и стилистические фигуры.
4) В произведении ощущается присутствие художественного образа автора.
Автор самовыражается, используя все богатство русского литературного языка, чтобы донести до читателя свои мысли, рассуждения и свою точку зрения о явлении или персонаже произведения. Творческая индивидуальность автора проявляется в выборе слов и словосочетаний, построении синтаксических конструкций и особой интонации рассказчика. Эти средства создают неповторимый авторский стиль художественного произведения. Так читатель отличает художественный стиль произведений А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.
Стилевые черты художественного стиля
В связи с задачами и особенностями художественного стиля укажем его характерные стилевые черты:
- Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
- Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
- Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.
- Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
- Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
- Упорядоченный текст. Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.
Языковые средства художественного стиля речи
Художественный стиль речи предполагает предварительный отбор языковых средств. Автор тщательно просеивает слова и обороты речи, чтобы наиболее образно и ярко изобразить то, о чем он хочет рассказать читателю. Как уже упоминалось, для характеристики героев востребованы языковые средства разных стилей речи, в частности разговорного стиля. Нередко в речь персонажей как представителей разных социальных слоев общества вклиниваются жаргонные, просторечные слова и профессионализмы.
В художественном произведении для создания колорита местности, где живут, трудятся, радуются и горюют герои художественного произведения, используются диалектные слова. В исторических повестях, романах и драмах употребляются архаизмы и историзмы, с помощью которых воссоздается дух эпохи.
Скрипнул тяжелый засов, раздались голоса, двери распахнулись. Окруженный челядью, в сарай вошел сам владелец богоявленской вотчины — невысокого роста, тучный, бородатый, с курчавой седеющей головой. Одет в зеленую рубаху, опоясанную ремнем. С виду скорее прасол, нежели человек знатного рода богатый вотчинник. По всей округе прославился он своей скупостью. Позади холоп с ведром и плетями подкрался к кадушке, врытой в землю, и быстро вылил в неё мурцовку — смесь воды, хлеба, лука и отрубей. Медведь принялся жадно лакать.
В.И. Костылев. Иван Грозный
Со стилистической целью широко употребляются синонимы, антонимы, торжественные и оценочные слова.
Для эмоционального и эстетического воздействия на читателя художник слова применяет обширный арсенал образных средств речи: тропы и стилистические фигуры речи. Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений делает восприятие произведения многоплановым, вызывает интерес, будит воображение читателя и создает у него богатые образные ассоциации.
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ |
---|---|
Эпитет — художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. | белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая ; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь. |
Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов) Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой) |
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности. | фарфоровый кувшин — разолью кувшин; хрусталь — в шкафу хрусталь; купить спальню — войти в спальню. |
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. | Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, борода ! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед , русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин) |
Аллегория — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. | царство Морфея - сон; объятия Аида - смерть; форт Нокс - неприступность. |
Гипербола - образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. | реки крови; вечно опаздываете; горы трупов; сто лет не виделись; напугать до смерти ; сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы. |
Литота - троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. | мальчик с пальчик ; мужичок с ноготок ; силы как у комара ; маковой росинки во рту не было. |
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении. | люблю как собака палку ; всю жизнь об этом мечтал ! только об этом и думаю ! кому нужна такая красота . |
Перифраза — семантически неделимое, иносказательное выражение, которое описывает содержание другого слова или сочетания слов. | голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть); второй хлеб (картофель); король грибов (белый гриб); корабль пустыни (верблюд); стальное полотно (железная дорога); канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим). |
Жанры художественного стиля речи
В произведениях художественной литературы описываются самые разные события и явления старины и современности. В соответствии с этим жанровый диапазон художественного стиля достаточно широк. Художественный стиль речи используется в прозе, поэзии, драматическом искусстве и реализуется в них в виде жанров:
- рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея;
- стихотворение, эпиграмма, ода, басня, романс, поэма;
- драма, трагедия, комедия, фарс.
Подстили и жанры художественного стиля
А. Куприн. Изумруд (рассказ).
А. Фет. Вечер (стихотворение).
- Ода
- Басня
- Стихотворение
- Сонет
- Эпиграмма
М. Горький. На дне (драма).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
Примеры художественного стиля
В приведенных отрывках разных жанров ярко проявляются особенности и черты художественного стиля: выразительность, эмоциональность, широкое использование образных средств.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности воздействия на читателя и формирует у него эстетическое восприятие действительности, благодаря богатству русского языка.
Вариант написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) с использованием клише
Сочинение по тексту Е.А. Сикирич
Ежедневно мы вступаем в различные взаимоотношения с окружающими нас людьми. Что же лежит в основе наших контактов? Что нас сближает? По-моему мнению, именно на эти вопросы ищет ответы
Е. Сикирич,автор прочитанного мною текста, поднимая проблему
взаимоотношений между людьми.
Современный публицист рассказывает
Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что
совместное решение важных жизненных проблем объединяет людей.
Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, я тоже разделяю его позицию и считаю, что
Вторым аргументом может послужить
массовое объединение всех наций СССР против немецких оккупантов во время Великой Отечественной войны. Именно это единство способствовало победе нашего народа над превосходящей по силе фашистской Германией.
Безусловно, мне совсем не хотелось бы,
чтобы именно война явилась причиной сближения людей.
И я надеюсь, что
не только кризисные моменты истории будут являться средством для объединения людей в будущем.
Исходный текст:
*Елена Анатольевна Сикирич
(род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.
Текст Ю. Бондарева о Толстом, его творчестве. Проблемы.
(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.
(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.
Примерный круг проблем:
1. Проблема особенностей стиля Л. Н. Толстого. (В чём гений Л. Н. Толстого?)
Авторская позиция: Отличительными особенностями стиля Л. Н. Толстого являются его точный язык, неожиданные движения мысли, глубина художественной смелости, психологизм и лаконизм его прозы.
2. Проблема актуальности произведений Л. Н. Толстого. (Современны ли произведения Л. Н. Толстого?)
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Литература / Личность / Искусство
Открытый банк заданий
Очень часто мы задумываемся над тем, почему одни люди приходят в нашу жизнь и стремительно из неё уходят, а другие остаются в ней на долгие годы, почему с одним человеком в тягость любая беседа, а с другим доставляет удовольствие простая прогулка. В данном тексте Елена Анатольевна Сикирич поднимает актуальную проблему взаимоотношения людей.
Обращаясь к теме, публицист акцентирует наше внимание на том, что не могут быть фундаментом ни одних отношений материальные, краткосрочные вещи, также как нельзя построить отношения на взаимовыгоде, скованности и принуждении. Автор подводит нас к мысли о том, что в любых отношениях важна взаимосвязь, зиждущаяся на эмоциональной привязанности, взаимопонимании и взаимоподдержке , а также свобода и индивидуальность каждого, и проводит параллель с двумя колоннами, поддерживающими крышу одного храма.
Елена Анатольевна считает, что длительность отношений между людьми прямопропорциональна длительности того, что может их объединять, что составляет их эмоциональную связь. Но ни одни отношения не будут проходить благополучно и сколько-нибудь длительно, если в них будет участвовать принуждение, эгоизм, позерство, собственничество и равнодушие.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что в отношениях обе стороны должны поддерживать взаимосвязь, одновременно сохраняя индивидуальность и свободу каждого. И только это, в купе с глубокой эмоциональной привязанностью, искренностью, дружелюбием и поддержкой, духовной и нравственной, может создать благополучные и крепкие отношения между людьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения между людьми не могут поддаваться холодному анализу, вычислению преимуществ и недостатков: они строятся на чем-то большем, светлом и глубоком, и оттого они способны принести достойным людям счастье.
Сочинение Взаимоотношения между людьми по тексту Е. А. Сикирич
Каждый день мы вступаем в отношения с людьми. Мы поддерживаем связь с ними, но не всегда она прочная и может рухнуть. Как же укрепить взаимоотношения? Что же нас объединяет? Именно эту проблему поднимает Е. А. Сикирич.
По мнению автора, чтобы сохранить отношения, обе стороны должны вместе пытаться преодолеть чувство собственности и эгоизма. Он сравнивает их взаимоотношения с крышей храма, а люди – колонны, поддерживающие ее.
Следовательно, чтобы укрепить отношения, люди должны проявлять заботу друг другу, преодолеть эгоизм и иметь терпение. Только так отношения не рухнут.
Полезный материал по теме:
- Проблема взаимоотношения между людьми
- Проблема взаимопонимания между людьми разных поколений. По тексту Кореневской. В редакцию журнала пришло интересное письмо…
- Проблема непонимания родителей. Проблема взаимоотношения родителей и детей. По тексту Аксеновой
- Аргументы к проблеме взаимоотношения родителей и детей
- Проблемы материнской/самоотверженной родительской/слепой родительской любви и взаимоотношения родителей и детей
(13) Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
(14) Это из Блока. (15) Пылинка дальних стран! (16) Часто с таких вот пылинок и начинается неукротимая работа воображения. (17) Опираясь на действительность, воображение само влияет на нее, формируя наши идеалы, диктуя наши поступки. (18) Об этом хорошо сказал Писарев. (19) Человека без мечты, говорил он, ничто бы не заставило предпринимать рискованные действия, вести упорную борьбу, даже жертвовать жизнью. (20) Сила влияния воображения на жизнь основана еще на одном его свойстве. (21) Это замечательное свойство заключено в том, что человек, который мечтает, верит в свою мечту, (22) Без такой веры воображение было бы пустой игрой ума, бессмысленным детским калейдоскопом. (23) Эта вера в мечту и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемого в жизни, бороться за его осуществление, идти на зов воображения, наконец — воплощать воображаемое.
Текст № 10
Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.
В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.
В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.
Особенности художественного стиля
Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.
Выразительные средства
– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
- Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
- В саду горит костер рябины красной… С.Есенин
создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
- Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица
—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
- Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин
Языковые особенности:
- Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
- Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
- Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
- Предложения с прямой и косвенной речью.
- Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
- Все виды простых и сложных предложений.
- Детализация.
- Элементы других стилей.
- Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
- Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
- Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
- Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
- Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
- Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
- Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
- Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии).
Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).
С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).
М. Горький. На дне (драма).
Комбинированный (сочетание стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
Примеры художественного стиля
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
3. Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
• Cформулируйте в одном-двух предложениях
основное содержание текста. Подумайте,
иллюстрацией к какой общей проблеме является
предложенный эпизод. (События данного текста
служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….)
Публицистический стиль
Художественный
стиль
Проблема формулируется тезисно,
открыто
• в одном предложении текста или
одном фрагменте текста
•в нескольких суждениях автора,
•в разных фрагментах текста
(чаще всего в начале и в финале
текста; иногда ей посвящен целый
абзац)
Проблема
выявляется путем
анализа описаний
поступков героев, их
речи, мыслей,
поведения и т.д.
4. Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
• Какую конкретную ситуацию он
воссоздаёт? На каком материале
исследует волнующую его проблему?
• Как оценивает поступки героев?
(Если поступки или действия героев
вызывают ваше осуждение, сочувствие,
одобрение, то автор так же оценивает их.
Обратите внимание на художественные
приемы, позволяющие увидеть авторское
отношение к изображаемому).
• Что автор хотел сказать читателям данным
текстом? Над чем заставил задуматься?
Какие выводы помог сделать?
5. Обратите внимание!
(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые
морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком.
(14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но
все, кому он жаловался, только смеялись:
— (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая.
(16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он
помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал
вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его
отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного,
выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(19) Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина,
чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке
была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна
деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней
изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди
неба — пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит
маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под
голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот,
прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное
облако, и пухлое личико ангела — освещена невидимым золотистым
светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь
стены. (26)Откуда у Бозина эта картина — купил он ее, нашел где-то
или, может быть, сам нарисовал — никто не знал. (27)Только вдруг
почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как
садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в
мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел
ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти
голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица.
(29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший
вместе с ними директор опустил голову.
(По С. Качалкову)
8. Анализ смысловых частей текста
11. Композиционный анализ текста
— Есть ли в тексте прямые авторские оценки героя?
— Что же тогда помогло вам увидеть идею текста?
(Композиция)
Важную роль в понимании смысла текста играет
анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа,
если он есть, первого и последнего предложений. В
данном случае нам поможет анализ первого и
последнего предложений.
(1)На этого человека
(29) Женщины не
нельзя было смотреть выдержали и в голос
без смеха.
заплакали…
— Какой приём автор использует в данном случае?
(Зеркальная композиция, построенная на повторе —
перекличке между началом и финалом текста и
противопоставлении).
— С помощью какого приема автору
удалось передать и свое отношение к
происходящему, и создать ситуацию,
заставившую жителей деревни так
переоценить свое отношение к
Сашке Бозину?
(С помощью противопоставления.)
— Какие смысловые части исходного
текста противопоставлены?
Низенький, толстенький,
нос — картошкой, на
голове — пучок
коричневых волос,
похожих на слипшуюся
малярную кисточку. У
него был неприятный,
какой-то каркающий
голос, отчего казалось,
что он все время
задорно спорит или чемто горячо возмущается.
Одевался бог весть как:
человеку уже за сорок, а
у него то майка из-под
рубашки торчит, то из
рукава конец шарфа
выглядывает, то он
шапку задом наперед
нахлобучит.
На ней изображено небо, большое
и ясное, как взгляд ребенка. Среди
неба — пушистое, мягкое облако, в
котором…лежит маленький
круглолицый ангел…
И вся картина… освещена
невидимым золотистым светом,
как будто лучи закатного солнца
проникают в комнату сквозь стены.
…Только вдруг почему-то всем
представилось, как приходил
Бозин домой, как садился за стол,
ел суп или пил чай и как на него,
закутавшись в мягкий пух облака,
своими чистыми и добрыми
глазами смотрел ангел, словно
сыночек, дождавшийся своего
отца. А теперь эти голубые очи
смотрят в комнату и не могут найти
родного лица.
15. Два мира
Не только семейные
женщины, строгие
хранительницы морали,
— любой житель
деревни, от мала до
велика, считал себя
обязанным дать Сашке
какой-нибудь очень
полезный совет,
язвительно пошутить над
его нелепой жизнью,
снисходительно поучить
уму-разуму.
На ней изображено небо,
большое и ясное, как взгляд
ребенка. Среди неба —
пушистое, мягкое облако, в
котором, будто в перине, лежит
маленький круглолицый ангел.
Одну ручку он положил себе
под голову, а другой кому-то
машет, словно зовет к себе
или, наоборот, прощается. И вся
картина… — освещена
невидимым золотистым светом,
как будто лучи закатного
солнца проникают в комнату
сквозь стены.
Пучок коричневых волос,
похожих на слипшуюся малярную кисточку
Нос - картошкой
Одевался бог весть как
Низенький,
толстенький
Внешнее и внутреннее
в Сашке Бозине
Неприятный…,
каркающий голос
Простосердечность
Незлобивость
Благодушие
Всепрощение
Доброта
17. Вывод
Противопоставление помогает
увидеть индивидуальные особенности
характера Сашки Бозина — его
незлобивость, всепрощение, внутреннюю
чистоту.
проникнуть во внутренний мир героя:
светлый ангелочек на картине становится
своеобразным ключом, раскрывающим
истинную сущность Бозина,
непритязательную красоту и доброту его
души.
понять бездушное отношение односельчан
к Сашке Бозину.
переоценить свое отношение к герою,
жителям деревни, к окружающим людям.
19. Вывод
Композиционные приемы,
выбранные С. Качалковым,
помогли ему не только
предельно концентрировать
события рассказа, но и найти
решение важных нравственных
и философских проблем.
Людей неинтересных в мире
нет.
Их судьбы — как истории
планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью
дружил,
он интересен был среди
людей
самою незаметностью своей.
У каждого — свой тайный
личный мир.
Есть в мире этом самый
лучший миг.
Есть в мире этом самый
страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его
снег,
и первый поцелуй, и первый
бой.
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной
игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и
земных.
А что мы знали, в сущности, о
них?
Что знаем мы про братьев, про
друзей,
что знаем о единственной
своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не
возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется
опять
от этой невозвратности
кричать.
Е. Евтушенко
22. Начните свои высказывания со слов
• Часто мы оцениваем людей по внешнему облику,
считая, что…
Каждый человек, независимо от его внешнего облика,
это…
Уникальность каждого человека в том, что…
Если уклад жизни какого-то человека отличается от
нашего, то мы даже можем позволить себе…, а это…
Мы не всегда способны понять внутренний мир другого,
и это становится…
Каждый человек — это большой мир, тайну которого
вряд ли…
Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку
часто оборачивается против тех, кто…
Многими из нас, к сожалению, утрачены такие
бесценные качества, как любовь к ближнему,
желание… и т.п.
23. Метод незаконченного предложения
24. Анализ позиции автора
Текст С.Качалкова относится к художественному
стилю, поэтому нет чётко заявленной позиция автора
Но её помогает понять
композиция рассказа, поведение героев, их поступки.
Автор считает
недопустимым бездушное отношение к человеку,
каким бы он ни был.
Думаю, что позиция автора бесспорна, так как
каждый человек — это целый мир, который порой, к
сожалению, так и остаётся непознанным.
25. Аргументируем свою точку зрения
Читайте также: