Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями сочинение егэ

Обновлено: 06.05.2024

Художественный стиль речи — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся в словесно-художественном твор­че­стве и воз­дей­ству­ет на чув­ства чита­те­ля с помо­щью создан­ных образов.

Узнаем, что такое худо­же­ствен­ный стиль речи в рус­ском язы­ке, если опре­де­лим его цель, осо­бен­но­сти и харак­тер­ные при­зна­ки, жан­ры и рече­вые средства.

Что такое художественный стиль речи?

В про­цес­се исполь­зо­ва­ния язы­ка в раз­лич­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни сфор­ми­ро­ва­лись его функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти, отли­ча­ю­щи­е­ся сво­и­ми зада­ча­ми, харак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми, жан­ра­ми и выбо­ром язы­ко­вых средств.

Среди книж­ных сти­лей речи, вос­тре­бо­ван­ных в нау­ке, поли­ти­ке, дело­вых отно­ше­ни­ях и в быто­вом обще­нии, осо­бое место зани­ма­ет худо­же­ствен­ный стиль речи, кото­рый исполь­зу­ет­ся в сло­вес­ном творчестве.

Его свое­об­ра­зие про­яв­ля­ет­ся в непо­сред­ствен­ном воз­дей­ствии на чув­ства, мыс­ли и миро­воз­зре­ние чита­те­ля с помо­щью создан­ных худо­же­ствен­ных образов.

Художественный стиль речи

Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся с целью изоб­ра­зить пред­мет так, что­бы наи­бо­лее пол­но пере­дать чув­ства, впе­чат­ле­ния и вызвать сопе­ре­жи­ва­ние геро­ям произведения.

Художественный стиль речи — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая воз­дей­ству­ет на чув­ства чита­те­ля с помо­щью худо­же­ствен­ных образов.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое худо­же­ствен­ный стиль речи в лите­ра­ту­ре, при­во­дит Википедия:

Литературно-худо́жественный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи, кото­рый при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре. Этот стиль воз­дей­ству­ет на вооб­ра­же­ние, пси­хи­ку и чув­ства чита­те­ля, пере­да­ёт мыс­ли и чув­ства авто­ра, исполь­зу­ет всё богат­ство лек­си­ки, воз­мож­но­сти раз­ных сти­лей, харак­те­ри­зу­ет­ся образ­но­стью, эмо­ци­о­наль­но­стью речи.

Функции художественного стиля

Кроме непо­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля, этот стиль речи обла­да­ет эсте­ти­че­ской функ­ци­ей, направ­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние у чита­те­ля или слу­ша­те­ля чув­ства пре­крас­но­го. Особенно ярко эсте­ти­че­ская функ­ция про­яв­ля­ет­ся в поэ­ти­че­ском творчестве.

Роняет лес баг­ря­ный свой убор,
Сребрит мороз увя­нув­шее поле,
Проглянет день, как буд­то поневоле,
И скро­ет­ся за край окруж­ных гор.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в несколь­ких стро­ках худож­ник сло­ва мастер­ски рису­ет зри­мую кар­ти­ну позд­ней осе­ни и пере­да­ет чита­те­лю чув­ство гру­сти, вызван­ное увя­да­ни­ем природы.

Эстетическое чув­ство вызы­ва­ют стро­ки, опи­сы­ва­ю­щие наступ­ле­ние вес­ны и воз­рож­де­ние при­ро­ды. Понаблюдаем, как образ­но и эмо­ци­о­наль­но автор изоб­ра­зил рож­де­ние весен­не­го ручейка:

Красавец сугроб, голу­бы­ми искра­ми свер­кав­ший на солн­це, потем­нел. Тонкий чер­ный налет появил­ся на нем. Сугроб стал осе­дать, меняя фор­му, покрыл­ся хруп­кой ледя­ной кор­кой, кор­ка трес­ка­лась и лома­лась. Оседал-оседал сугроб и стал малень­кий, некра­си­вый, весь чер­ный, и потек из-под него тонень­кий про­зрач­ный руче­ек. Ручеек потек через двор, про­ло­жил себе рус­ло во льду и выбе­жал за воро­та. А там уже стру­ил­ся, зави­ва­ясь на ледя­ных поро­гах, широ­кий ручей. Маленький руче­ек влил­ся в боль­шой ручей и с ним устре­мил­ся к реке. Толстые сосуль­ки, сви­сав­шие с крыш, обта­и­ва­ли на солн­це, кап­ли, падая с них, звон­ко уда­ря­ли об лёд, по всем ули­цам пели капе­ли пес­ню вес­ны (В. Панова).

Итак, худо­же­ствен­ный стиль обла­да­ет тре­мя функциями:

  • эсте­ти­че­ская функция
  • функ­ция воздействия
  • ком­му­ни­ка­тив­ная функция.

Эстетическая функ­ция про­яв­ля­ет­ся в фор­ми­ро­ва­нии у чита­те­ля ярко­го впе­чат­ле­ния, чув­ства пре­крас­но­го с помо­щью создан­но­го авто­ром худо­же­ствен­но­го образа.

Функция воз­дей­ствия реа­ли­зу­ет­ся через чув­ства, эмо­ции, кото­рые вызы­ва­ют худо­же­ствен­ные обра­зы про­из­ве­де­ния. Её цель — реак­ция чита­те­ля, живой отклик.

Коммуникативная функ­ция — это вза­и­мо­дей­ствие авто­ра с чита­те­лем. С помо­щью худо­же­ствен­ных средств и обра­зов автор стре­мит­ся поде­лить­ся с чита­те­лем сво­ей точ­кой зре­ния, мыс­ля­ми, чув­ства­ми, жиз­нен­ным опытом.

Функции худо­же­ствен­но­го сти­ля проч­но свя­за­ны меж­ду собой.

Художественный стиль име­ет харак­тер­ные осо­бен­но­сти, отли­ча­ю­щие его от дру­гих сти­лей речи.

Особенности художественного стиля

1) Единство ком­му­ни­ка­тив­ной и эсте­ти­че­ской функ­ций явля­ет­ся харак­тер­ной осо­бен­но­стью худо­же­ствен­но­го сти­ля речи.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии сло­ва игра­ют двой­ную роль. С одной сто­ро­ны, они выпол­ня­ют свою пря­мую номи­на­тив­ную функ­цию, назы­вая пред­мет или явле­ние, о кото­ром повест­ву­ет­ся в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии. С дру­гой сто­ро­ны, сло­ва слу­жат сред­ством созда­ния худо­же­ствен­но­го обра­за, вызы­ва­ю­ще­го опре­де­лен­ный эмо­ци­о­наль­ный и эсте­ти­че­ский отклик у читателя.

2) В зави­си­мо­сти от пред­ме­та изоб­ра­же­ния и зада­чи писа­те­ля в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии пере­пле­та­ют­ся язы­ко­вые сред­ства раз­лич­ных сти­лей речи. Если худож­ник сло­ва обра­тил­ся к изоб­ра­же­нию про­блем тру­дя­щих­ся в сфе­ре нау­ки, дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в сте­нах научно-исследовательского инсти­ту­та или лабо­ра­то­рии, то его пер­со­на­жи гово­рят на язы­ке нау­ки, исполь­зу­ют мно­же­ство тер­ми­нов и обо­ро­тов, харак­тер­ных для науч­но­го сти­ля речи.

Нередко автор при­бе­га­ет к раз­го­вор­но­му сти­лю речи, что­бы отоб­ра­зить речь геро­ев как сред­ство их характеристики.

3) В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся образно-выразительные сред­ства речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры.

4) В про­из­ве­де­нии ощу­ща­ет­ся при­сут­ствие худо­же­ствен­но­го обра­за автора.

Автор само­вы­ра­жа­ет­ся, исполь­зуя все богат­ство рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, что­бы доне­сти до чита­те­ля свои мыс­ли, рас­суж­де­ния и свою точ­ку зре­ния о явле­нии или пер­со­на­же про­из­ве­де­ния. Творческая инди­ви­ду­аль­ность авто­ра про­яв­ля­ет­ся в выбо­ре слов и сло­во­со­че­та­ний, постро­е­нии син­так­си­че­ских кон­струк­ций и осо­бой инто­на­ции рас­сказ­чи­ка. Эти сред­ства созда­ют непо­вто­ри­мый автор­ский стиль худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния. Так чита­тель отли­ча­ет худо­же­ствен­ный стиль про­из­ве­де­ний А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Художественный стиль речи

Стилевые черты художественного стиля

В свя­зи с зада­ча­ми и осо­бен­но­стя­ми худо­же­ствен­но­го сти­ля ука­жем его харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • Образность. Персонажи опи­са­ны ярко и живо с помо­щью язы­ко­вых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содер­жит эпи­те­ты, срав­не­ния, мета­фо­ры и дру­гие выра­зи­тель­ные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст напол­нен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чув­ства пре­крас­но­го, гар­мо­ния меж­ду фор­мой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выра­жа­ет соб­ствен­ную пози­цию с помо­щью раз­лич­ных средств и инстру­мен­тов лите­ра­тур­но­го языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делит­ся на гла­вы, пье­са – на сце­ны, акты, сти­хо­тво­ре­ния – соблю­да­ет­ся раз­мер стиха.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи пред­по­ла­га­ет пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств. Автор тща­тель­но про­се­и­ва­ет сло­ва и обо­ро­ты речи, что­бы наи­бо­лее образ­но и ярко изоб­ра­зить то, о чем он хочет рас­ска­зать чита­те­лю. Как уже упо­ми­на­лось, для харак­те­ри­сти­ки геро­ев вос­тре­бо­ва­ны язы­ко­вые сред­ства раз­ных сти­лей речи, в част­но­сти раз­го­вор­но­го сти­ля. Нередко в речь пер­со­на­жей как пред­ста­ви­те­лей раз­ных соци­аль­ных сло­ев обще­ства вкли­ни­ва­ют­ся жар­гон­ные, про­сто­реч­ные сло­ва и про­фес­си­о­на­лиз­мы.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии для созда­ния коло­ри­та мест­но­сти, где живут, тру­дят­ся, раду­ют­ся и горю­ют герои худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, исполь­зу­ют­ся диа­лект­ные сло­ва. В исто­ри­че­ских пове­стях, рома­нах и дра­мах упо­треб­ля­ют­ся арха­из­мы и исто­риз­мы, с помо­щью кото­рых вос­со­зда­ет­ся дух эпохи.

Скрипнул тяже­лый засов, раз­да­лись голо­са, две­ри рас­пах­ну­лись. Окруженный челя­дью, в сарай вошел сам вла­де­лец бого­яв­лен­ской вот­чи­ны — невы­со­ко­го роста, туч­ный, боро­да­тый, с кур­ча­вой седе­ю­щей голо­вой. Одет в зеле­ную руба­ху, опо­я­сан­ную рем­нем. С виду ско­рее пра­сол, неже­ли чело­век знат­но­го рода бога­тый вот­чин­ник. По всей окру­ге про­сла­вил­ся он сво­ей ску­по­стью. Позади холоп с вед­ром и пле­тя­ми под­крал­ся к кадуш­ке, вры­той в зем­лю, и быст­ро вылил в неё мур­цов­ку — смесь воды, хле­ба, лука и отру­бей. Медведь при­нял­ся жад­но лакать.

В.И. Костылев. Иван Грозный

Со сти­ли­сти­че­ской целью широ­ко упо­треб­ля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, тор­же­ствен­ные и оце­ноч­ные слова.

Для эмо­ци­о­наль­но­го и эсте­ти­че­ско­го воз­дей­ствия на чита­те­ля худож­ник сло­ва при­ме­ня­ет обшир­ный арсе­нал образ­ных средств речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи. Использование эпи­те­тов, мета­фор, срав­не­ний, оли­це­тво­ре­ний дела­ет вос­при­я­тие про­из­ве­де­ния мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес, будит вооб­ра­же­ние чита­те­ля и созда­ет у него бога­тые образ­ные ассоциации.

ТРОПЫПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, события. белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая ; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)
Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)
Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности.фар­фо­ро­вый кув­шин — разо­лью кувшин;
хру­сталь — в шка­фу хрусталь;
купить спаль­ню — вой­ти в спальню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наоборот.Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
— Эй, боро­да ! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)
Швед , рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. цар­ство Морфея - сон;
объ­я­тия Аида - смерть;
форт Нокс - неприступность.
Гипербола - образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явления. реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти ; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пшеницы.
Литота - троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смягчения.маль­чик с паль­чик ; мужи­чок с ного­ток ; силы как у кома­ра ; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном значении. люб­лю как соба­ка пал­ку ; всю жизнь об этом меч­тал ! толь­ко об этом и думаю ! кому нуж­на такая кра­со­та .
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

Жанры художественного стиля речи

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры опи­сы­ва­ют­ся самые раз­ные собы­тия и явле­ния ста­ри­ны и совре­мен­но­сти. В соот­вет­ствии с этим жан­ро­вый диа­па­зон худо­же­ствен­но­го сти­ля доста­точ­но широк. Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся в про­зе, поэ­зии, дра­ма­ти­че­ском искус­стве и реа­ли­зу­ет­ся в них в виде жанров:

  • рас­сказ, новел­ла, повесть, роман, эпопея;
  • сти­хо­тво­ре­ние, эпи­грам­ма, ода, бас­ня, романс, поэма;
  • дра­ма, тра­ге­дия, коме­дия, фарс.

Подстили и жанры художественного стиля

А. Куприн. Изумруд (рас­сказ).

А. Фет. Вечер (сти­хо­тво­ре­ние).

  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма

М. Горький. На дне (дра­ма).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (худо­же­ствен­ная публицистика).

Примеры художественного стиля

В при­ве­ден­ных отрыв­ках раз­ных жан­ров ярко про­яв­ля­ют­ся осо­бен­но­сти и чер­ты худо­же­ствен­но­го сти­ля: выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность, широ­кое исполь­зо­ва­ние образ­ных средств.

Художественный стиль речи име­ет неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти воз­дей­ствия на чита­те­ля и фор­ми­ру­ет у него эсте­ти­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти, бла­го­да­ря богат­ству рус­ско­го языка.

Вариант написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) с использованием клише

Сочинение по тексту Е.А. Сикирич

Ежедневно мы вступаем в различные взаимоотношения с окружающими нас людьми. Что же лежит в основе наших контактов? Что нас сближает? По-моему мнению, именно на эти вопросы ищет ответы
Е. Сикирич,автор прочитанного мною текста, поднимая проблему
взаимоотношений между людьми.

Современный публицист рассказывает

Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что

совместное решение важных жизненных проблем объединяет людей.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, я тоже разделяю его позицию и считаю, что

Вторым аргументом может послужить

массовое объединение всех наций СССР против немецких оккупантов во время Великой Отечественной войны. Именно это единство способствовало победе нашего народа над превосходящей по силе фашистской Германией.

Безусловно, мне совсем не хотелось бы,

чтобы именно война явилась причиной сближения людей.
И я надеюсь, что
не только кризисные моменты истории будут являться средством для объединения людей в будущем.

Исходный текст:

*Елена Анатольевна Сикирич

(род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Текст Ю. Бондарева о Толстом, его творчестве. Проблемы.

(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.

(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.

(По Ю. В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.

Примерный круг проблем:
1. Проблема особенностей стиля Л. Н. Толстого. (В чём гений Л. Н. Толстого?)
Авторская позиция: Отличительными особенностями стиля Л. Н. Толстого являются его точный язык, неожиданные движения мысли, глубина художественной смелости, психологизм и лаконизм его прозы.

2. Проблема актуальности произведений Л. Н. Толстого. (Современны ли произведения Л. Н. Толстого?)

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Литература / Личность / Искусство

Открытый банк заданий


Очень часто мы задумываемся над тем, почему одни люди приходят в нашу жизнь и стремительно из неё уходят, а другие остаются в ней на долгие годы, почему с одним человеком в тягость любая беседа, а с другим доставляет удовольствие простая прогулка. В данном тексте Елена Анатольевна Сикирич поднимает актуальную проблему взаимоотношения людей.

Обращаясь к теме, публицист акцентирует наше внимание на том, что не могут быть фундаментом ни одних отношений материальные, краткосрочные вещи, также как нельзя построить отношения на взаимовыгоде, скованности и принуждении. Автор подводит нас к мысли о том, что в любых отношениях важна взаимосвязь, зиждущаяся на эмоциональной привязанности, взаимопонимании и взаимоподдержке , а также свобода и индивидуальность каждого, и проводит параллель с двумя колоннами, поддерживающими крышу одного храма.

Елена Анатольевна считает, что длительность отношений между людьми прямопропорциональна длительности того, что может их объединять, что составляет их эмоциональную связь. Но ни одни отношения не будут проходить благополучно и сколько-нибудь длительно, если в них будет участвовать принуждение, эгоизм, позерство, собственничество и равнодушие.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что в отношениях обе стороны должны поддерживать взаимосвязь, одновременно сохраняя индивидуальность и свободу каждого. И только это, в купе с глубокой эмоциональной привязанностью, искренностью, дружелюбием и поддержкой, духовной и нравственной, может создать благополучные и крепкие отношения между людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения между людьми не могут поддаваться холодному анализу, вычислению преимуществ и недостатков: они строятся на чем-то большем, светлом и глубоком, и оттого они способны принести достойным людям счастье.

Сочинение Взаимоотношения между людьми по тексту Е. А. Сикирич

Каждый день мы вступаем в отношения с людьми. Мы поддерживаем связь с ними, но не всегда она прочная и может рухнуть. Как же укрепить взаимоотношения? Что же нас объединяет? Именно эту проблему поднимает Е. А. Сикирич.

По мнению автора, чтобы сохранить отношения, обе стороны должны вместе пытаться преодолеть чувство собственности и эгоизма. Он сравнивает их взаимоотношения с крышей храма, а люди – колонны, поддерживающие ее.

Следовательно, чтобы укрепить отношения, люди должны проявлять заботу друг другу, преодолеть эгоизм и иметь терпение. Только так отношения не рухнут.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема взаимоотношения между людьми
  2. Проблема взаимопонимания между людьми разных поколений. По тексту Кореневской. В редакцию журнала пришло интересное письмо…
  3. Проблема непонимания родителей. Проблема взаимоотношения родителей и детей. По тексту Аксеновой
  4. Аргументы к проблеме взаимоотношения родителей и детей
  5. Проблемы материнской/самоотверженной родительской/слепой родительской любви и взаимоотношения родителей и детей

(13) Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман.

(14) Это из Блока. (15) Пылинка дальних стран! (16) Часто с таких вот пылинок и начинается неукротимая работа воображения. (17) Опираясь на действительность, воображение само влияет на нее, формируя наши идеалы, диктуя наши поступки. (18) Об этом хорошо сказал Писарев. (19) Человека без мечты, говорил он, ничто бы не заставило предпринимать рискованные действия, вести упорную борьбу, даже жертвовать жизнью. (20) Сила влияния воображения на жизнь основана еще на одном его свойстве. (21) Это замечательное свойство заключено в том, что человек, который мечтает, верит в свою мечту, (22) Без такой веры воображение было бы пустой игрой ума, бессмысленным детским калейдоскопом. (23) Эта вера в мечту и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемого в жизни, бороться за его осуществление, идти на зов воображения, наконец — воплощать воображаемое.

Текст № 10

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Художественный стиль

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин

Языковые особенности:

  • Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
  • Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
  • Все виды простых и сложных предложений.
  • Детализация.
  • Элементы других стилей.
  • Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
  • Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Особенности художественного стиля

Основными признаками художественного стиля называют:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

Примеры художественного стиля

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

3. Как увидеть автора в тексте художественного стиля?

• Cформулируйте в одном-двух предложениях
основное содержание текста. Подумайте,
иллюстрацией к какой общей проблеме является
предложенный эпизод. (События данного текста
служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….)
Публицистический стиль
Художественный
стиль
Проблема формулируется тезисно,
открыто
• в одном предложении текста или
одном фрагменте текста
•в нескольких суждениях автора,
•в разных фрагментах текста
(чаще всего в начале и в финале
текста; иногда ей посвящен целый
абзац)
Проблема
выявляется путем
анализа описаний
поступков героев, их
речи, мыслей,
поведения и т.д.

4. Как увидеть автора в тексте художественного стиля?

• Какую конкретную ситуацию он
воссоздаёт? На каком материале
исследует волнующую его проблему?
• Как оценивает поступки героев?
(Если поступки или действия героев
вызывают ваше осуждение, сочувствие,
одобрение, то автор так же оценивает их.
Обратите внимание на художественные
приемы, позволяющие увидеть авторское
отношение к изображаемому).
• Что автор хотел сказать читателям данным
текстом? Над чем заставил задуматься?
Какие выводы помог сделать?

5. Обратите внимание!

(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые
морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком.
(14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но
все, кому он жаловался, только смеялись:
— (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая.
(16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он
помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал
вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его
отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного,
выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(19) Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина,
чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке
была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна
деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней
изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди
неба — пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит
маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под
голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот,
прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное
облако, и пухлое личико ангела — освещена невидимым золотистым
светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь
стены. (26)Откуда у Бозина эта картина — купил он ее, нашел где-то
или, может быть, сам нарисовал — никто не знал. (27)Только вдруг
почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как
садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в
мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел
ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти
голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица.
(29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший
вместе с ними директор опустил голову.
(По С. Качалкову)

8. Анализ смысловых частей текста

11. Композиционный анализ текста

— Есть ли в тексте прямые авторские оценки героя?
— Что же тогда помогло вам увидеть идею текста?
(Композиция)
Важную роль в понимании смысла текста играет
анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа,
если он есть, первого и последнего предложений. В
данном случае нам поможет анализ первого и
последнего предложений.
(1)На этого человека
(29) Женщины не
нельзя было смотреть выдержали и в голос
без смеха.
заплакали…
— Какой приём автор использует в данном случае?
(Зеркальная композиция, построенная на повторе —
перекличке между началом и финалом текста и
противопоставлении).

— С помощью какого приема автору
удалось передать и свое отношение к
происходящему, и создать ситуацию,
заставившую жителей деревни так
переоценить свое отношение к
Сашке Бозину?
(С помощью противопоставления.)
— Какие смысловые части исходного
текста противопоставлены?

Низенький, толстенький,
нос — картошкой, на
голове — пучок
коричневых волос,
похожих на слипшуюся
малярную кисточку. У
него был неприятный,
какой-то каркающий
голос, отчего казалось,
что он все время
задорно спорит или чемто горячо возмущается.
Одевался бог весть как:
человеку уже за сорок, а
у него то майка из-под
рубашки торчит, то из
рукава конец шарфа
выглядывает, то он
шапку задом наперед
нахлобучит.
На ней изображено небо, большое
и ясное, как взгляд ребенка. Среди
неба — пушистое, мягкое облако, в
котором…лежит маленький
круглолицый ангел…
И вся картина… освещена
невидимым золотистым светом,
как будто лучи закатного солнца
проникают в комнату сквозь стены.
…Только вдруг почему-то всем
представилось, как приходил
Бозин домой, как садился за стол,
ел суп или пил чай и как на него,
закутавшись в мягкий пух облака,
своими чистыми и добрыми
глазами смотрел ангел, словно
сыночек, дождавшийся своего
отца. А теперь эти голубые очи
смотрят в комнату и не могут найти
родного лица.

15. Два мира

Не только семейные
женщины, строгие
хранительницы морали,
— любой житель
деревни, от мала до
велика, считал себя
обязанным дать Сашке
какой-нибудь очень
полезный совет,
язвительно пошутить над
его нелепой жизнью,
снисходительно поучить
уму-разуму.
На ней изображено небо,
большое и ясное, как взгляд
ребенка. Среди неба —
пушистое, мягкое облако, в
котором, будто в перине, лежит
маленький круглолицый ангел.
Одну ручку он положил себе
под голову, а другой кому-то
машет, словно зовет к себе
или, наоборот, прощается. И вся
картина… — освещена
невидимым золотистым светом,
как будто лучи закатного
солнца проникают в комнату
сквозь стены.

Пучок коричневых волос,
похожих на слипшуюся малярную кисточку
Нос - картошкой
Одевался бог весть как
Низенький,
толстенький
Внешнее и внутреннее
в Сашке Бозине
Неприятный…,
каркающий голос
Простосердечность
Незлобивость
Благодушие
Всепрощение
Доброта

17. Вывод

Противопоставление помогает
увидеть индивидуальные особенности
характера Сашки Бозина — его
незлобивость, всепрощение, внутреннюю
чистоту.
проникнуть во внутренний мир героя:
светлый ангелочек на картине становится
своеобразным ключом, раскрывающим
истинную сущность Бозина,
непритязательную красоту и доброту его
души.
понять бездушное отношение односельчан
к Сашке Бозину.
переоценить свое отношение к герою,
жителям деревни, к окружающим людям.

19. Вывод

Композиционные приемы,
выбранные С. Качалковым,
помогли ему не только
предельно концентрировать
события рассказа, но и найти
решение важных нравственных
и философских проблем.

Людей неинтересных в мире
нет.
Их судьбы — как истории
планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью
дружил,
он интересен был среди
людей
самою незаметностью своей.
У каждого — свой тайный
личный мир.
Есть в мире этом самый
лучший миг.
Есть в мире этом самый
страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его
снег,
и первый поцелуй, и первый
бой.
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной
игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и
земных.
А что мы знали, в сущности, о
них?
Что знаем мы про братьев, про
друзей,
что знаем о единственной
своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не
возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется
опять
от этой невозвратности
кричать.
Е. Евтушенко

22. Начните свои высказывания со слов

• Часто мы оцениваем людей по внешнему облику,
считая, что…
Каждый человек, независимо от его внешнего облика,
это…
Уникальность каждого человека в том, что…
Если уклад жизни какого-то человека отличается от
нашего, то мы даже можем позволить себе…, а это…
Мы не всегда способны понять внутренний мир другого,
и это становится…
Каждый человек — это большой мир, тайну которого
вряд ли…
Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку
часто оборачивается против тех, кто…
Многими из нас, к сожалению, утрачены такие
бесценные качества, как любовь к ближнему,
желание… и т.п.

23. Метод незаконченного предложения

24. Анализ позиции автора

Текст С.Качалкова относится к художественному
стилю, поэтому нет чётко заявленной позиция автора
Но её помогает понять
композиция рассказа, поведение героев, их поступки.
Автор считает
недопустимым бездушное отношение к человеку,
каким бы он ни был.
Думаю, что позиция автора бесспорна, так как
каждый человек — это целый мир, который порой, к
сожалению, так и остаётся непознанным.

25. Аргументируем свою точку зрения

Читайте также: