Художественные приемы в романе обломов сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершён, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически автор явился прообразом своего героя.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, роман был переделан и дописан. Годы написания этого романа – 1847–1859.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, но и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова со Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемБорис Ляпичев

Похожие презентации

Композиция

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстаётся с Ольгой.

В заключительной части романа герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит её обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к её обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но жили они недолго, Обломов умер.

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведёт к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Изобразительные средства. Сон Обломова


Описание презентации по отдельным слайдам:

Они [горы] грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя. 1 Благотворный летний дождь. 2 Они [явления] западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним. 3 Река бежит весело, шаля и играя 4 Последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей 5

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич – приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц – ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц – сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь – это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля – все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

– Что это? – спросил он только, поглядев на халат.

– Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар.

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова – бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приступая к исследованию, мы поставили перед собой следующую цель: выяснить, какие приёмы и средства встречаются в сценах свиданий Ольги Ильинской и Ильи Обломова и какова частотность их употребления.

Основная часть

1. Художественное мастерство И.А. Гончарова в изображении психологического подтекста любовных отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги рисуется во второй и третьей частях романа и является не только одной их важнейших сюжетных линий романа, но и во всей полноте раскрывает талант Гончарова как мастера изображения нюансов и оттенков психологического и эмоционального переживания героев.

В этой главе мы проанализируем, с помощью каких приемов и средств автору удается столь тонко подмечать тончайшие нюансы любовных переживаний и передавать постоянно меняющиеся, разнообразные чувства героев, создавать столь удивительные по накалу эмоциональных переживаний сцены.

Любовь к Ольге возникает у Обломова на почве его пробуждения и является выражением этого пробуждения, она окружена атмосферой поэтичности, насыщена духовными интересами. Поэтому при изображении чувства Обломова и Ольги преобладает восторженно-романтическое повествование, которое, однако, сочетается с реалистической основой романа, в некоторых эпизодах даже приобретает комический оттенок.

С этим связаны и особенности психологического анализа Гончарова, своеобразие метода воспроизведения им внутреннего мира Обломова. Писатель воспроизводит не душевные процессы, а сложившийся образ мыслей, образ чувствований, в которых он открывает те же характерные черты, которые он обнаружил во всех предметах и мельчайших деталях быта, окружающих героя.

Романтическая тональность необходима автору прежде всего для раскрытия поэзии любви. Ольге присущи спокойная и сдержанная сила, богатство натуры, скрытая страстность, пытливость и сосредоточенность мысли. Всё это придавало одухотворенность ее натуре и требовало романтических красок. Оборотной стороной обломовской апатии является его склонность к мгновенным вспышкам чувства, к восторженности, к упоению и самозабвению в любви.

Если для Ольги любовь и жизнь сливались, она по книге любви училась мудрости жизни и прозревала, вместе с ростом своего чувства делалась взрослее, пытливее, то Обломова любовь убаюкивала. Он засыпал в своей сладостной дремоте, любовь вселяла в него веру в постоянную безоблачность жизни и он невольно уносился в Обломовку. Он хотел бы совершенно отделить любовь от потребностей и обязанностей жизни, от деятельности и борьбы. От соприкосновения любви с жизнью, думал Обломов, чувство теряет свои краски, свою поэзию.

Третья часть романа завершается решительным объяснением с Ольгой, разрывом с нею. Обломов «бог знает, где. бродил, что делал целый день, но домой вернулся поздно ночью. Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара, сказав, что барин воротился.

Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него — халат!

— Что это? — спросил он только, поглядев на халат.

— Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, — сказал Захар.

В заключительной, четвертой части романа наступил момент разрешения возникшего между героями противоречия. Илья Ильич выработал философию обломовского Платона и ею осветил свой идеал жизни, обретенный им в доме Агафьи Матвеевны. Последняя явилась живым воплощением этого идеала, т. е. покоя. И образ истасканного халата еще раз промелькнул, чтобы подчеркнуть обреченность Обломова, показать, как глубоко и бесповоротно опустился он в своей жизни на Выборгской стороне.

Любовь Обломова к Ольге Ильинской развивается на фоне ликующего лета, цветущего парка, а ее кризис — на фоне осени и зимы. Фазисы поэтической любви как бы сливаются с фазисами в жизни природы.

Оборотной стороной обломовской апатии является его склонность к мгновенным вспышкам чувства, к восторженности, к упоению и самозабвению в любви. В изображении таких порывов Гончаров также воспользовался романтической фразеологией. Но она в концепции всего повествования приобретает здесь иной смысл, оттеняя комизм поведения Обломова, созерцательную пассивность его чувств, т. е. обнаруживает в его характере такие черты, которые были противоположны натуре Ольги и которые властно тянули его в Обломовку.

2. Приемы и средства изображения психологического состояния героев

В данной части работы мы проанализируем ключевые сцены в развитии отношений Обломова и Ольги и выявим ведущие приемы и средства изображения психологического и эмоционального состояния героев в разные моменты их взаимоотношений. Для анализа мы выбрали несколько сцен свиданий Ильи Обломова и Ольги Ильинской, которые, на наш взгляд, являются ключевыми в развитии их отношений и максимально напряженными по и эмоциональному накалу чувств и оттенков психологических переживаний состоянию героев:

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в романе повествование немного растянуто, он привлекает читателя, прежде всего, яркими образами, комическими и трагическими ситуациями, заставляет задуматься о смысле жизни. Говоря о романе, нельзя не сказать и о его художественных особенностях. Ведь именно мастерство писателя заставляет нас принимать близко к сердцу судьбу главного героя.

Велика роль портретной характеристики в произведении, так как именно с ее помощью мы знакомимся с героями, составляем себе представление о них, о чертах их характеров.

Каким автор рисует главного героя? Это человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи. Цвет лица — бледный. У Обломова пухлые руки и изнеженное тело. Уже по этой характеристике можно сказать об образе жизни и душевных качествах героя: черты, детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к “ничегонеделанию”. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич — приятный человек, мягкий, добрый и душевный. И в то же время именно портретная характеристика как бы предваряет, подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

Совершенно по-иному написан портрет антипода Обломова — Андрея Штольца. Штольц — ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он беспрестанно в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с Андреем Ивановичем Штольцем, читатель понимает, что перед ним сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но Штольц чем-то и отталкивает нас. Он скорее напоминает механизм, а не живого человека.

В портретной характеристике Ольги Ильинской проступают другие черты. Ольга Ильинская “не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда”. Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи- со станом… Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые — признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. По портрету мы можем судить, что перед нами женщина гордая, умная, немного тщеславная. Никак не подходит такая героиня барственному и ленивому Обломову.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают мягкость, доброта и безволие. Ей было лет тридцать. Бровей у нее почти не было, глаза — “серовато-послушные”, как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Сам герой дает оценку этой женщины: “Какая она… простая”. И в этой оценке видим мы, что Обломов принимает ее такой, какая она есть. Именно эта женщина смогла скрасить последние годы жизни Ильи Ильича, родить ему сына, быть с ним до последней минуты, последнего вздоха.

Не менее важно для характеристики персонажа описание интерьера. Здесь Гончаров использует традиции Гоголя. Особенно это заметно в первой части романа. Насыщенность предметно-бытовыми деталями в этой части романа дает достаточно верное представление об особенностях героя: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его… На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…” Важно отметить, что, детально описывая предметы, окружающие в повседневной жизни героя, соотнося их с характером Обломова, автор обращает внимание на безразличие последнего к этим вещам. Обломов, думается, не любит быта, небрежен к нему, но на всем протяжении романа все же остается его пленником.

Символичен образ халата, который появляется несколько раз в романе и указывает на определенное состояние его владельца. Вначале столь любимый и удобный халат затем оставляется его владельцем в момент влюбленности и внезапно возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда происходит разрыв с Ольгой. Символична ветка сирени, при помощи которой автор подчеркивает романтику чувств Обломова. Символичен и падающий хлопьями снег, который означает для героя конец его любви и одновременно закат жизни.

Но, наверное, самым важным композиционным приемом в романе является антитеза. Гончаров противопоставляет и образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына), и чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), и образ жизни, и портретные характеристики, и черты характера. Так, Обломов — пухлый, полный; Штольц же весь состоит из костей и мускулов; Ольга изысканна, в то время как Агафья Матвеевна проста и недалека.

Чтобы показать чувства и образ мыслей героев, аЪтор прибегает к таком приему, как внутренний монолог. Особенно хорошо этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. “Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

— Что это? — спросил он только, поглядев на халат.

— Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, — сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле”.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля — все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Мастерство Гончарова-прозаика наиболее полно отразилось в романе “Обломов”. Горький, назвавший Гончарова “одним из великанов русской литературы”, отметил его особенный, пластичный язык. Он из слов, как из глины, богоподобно лепил фигуры и образы людей.

Конфликт как организующее начало драматического произведения. Своеобразие конфликта в пьесах А.Н. Островского разного периода творчества.

Конфликт как основа действия в драматическом произведении. Этапы развертывания конфликта: завязка, кульминация, развязка. Понятия коллизии и интриги в соотношении с понятием конфликта. Катарсис. Характер конфликта в комедии, трагедии, драме. Специфические черты построения конфликта в литературе эпохи романтизма и реализма.

Демократизм театра Островского: широта предполагаемого зрителя, простота и ясность поэтики.

Психологический анализ в русской прозе второй половины XIX в. Приемы изображения внутреннего мира человека. Своеобразие психологического анализа в романах Ф.М. Достоевского.

Понятие и функции психологического анализа. Психологизм в литературе как глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев (их мыслей, переживаний), составляющее существенную черту эстетического мира произведения.

Принципы создания внутреннего монолога в произведениях Достоевского (место образа другого человека в размышлениях героя; проявление в монологе нравственного критерия, голоса совести, помогающего разобраться в веренице мыслей; проявление в потоке сознания голоса автора; функции авторского вмешательства; характеристика монолога с точки зрения лексики, фразеологии, синтаксиса).

Читайте также: