Программное сочинение зарубежных композиторов

Обновлено: 02.07.2024

Поскольку прелюдия – это жанр родом из эпохи барокко, начнём с Баха.

1. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия до мажор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”

“Хорошо темперированный клавир” Баха (сокращённо ХТК) для музыканта – это как таблица Менделеева для химика. Или псалтырь для верующего.

96 прелюдий и фуг (в двух томах) – это и школа игры на клавесине, и наука полифонии, и красота, и вся мудрость мира.

До мажорная прелюдия – маленькое волшебство: в ней нет мелодии, одни фигурации, но мы ясно слышим чудесную песню, полную нежной красоты и покоя.

В 19 веке француз Шарль Гуно сделал это ощущение явным: он добавил к прелюдии очень выразительную мелодию. Позже кому-то пришла в голову мысль петь её на слова католической молитвы Ave Maria. В таком виде до мажорная прелюдия Баха приобрела огромную популярность.

Но её настоящая чистая красота лучше слышна в оригинале (правда, здесь не клавесинный, а фортепианный вариант).

2. Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия фа минор “Из глубины взываю к тебе, Господи”

Хоральная прелюдия не означает, что это прелюдия, которую поют хором, как многие думают. Это прелюдия для органа, написанная на тему канонического протестантского хорала “ Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ” (“Я взываю к Тебе, Господи”).

Хоральная прелюдия фа минор входит в саундтрек “Соляриса” Тарковского. Именно “Солярис” сделал эту прекрасную прелюдию широко популярной и у нас, и на Западе.

В фильме она звучит в обработке Эдуарда Артемьева.

3. Фредерик Шопен. Прелюдия ми минор, №4.

В цикле из 24-х прелюдий Шопена почти все – шедевры красоты, лаконичности и глубины мысли.

Но все же самая популярная (судя по количеству исполнений и обработок) – ми минорная. Это маленькая славянская lacrimosa (“слёзная”) с бесконечной певучей мелодией.

По завещанию Шопена она звучала на его похоронах.

На ролике – переложение для виолончели и фортепиано.

4. Сергей Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

Юный и бедный Рахманинов получил за эту свою прелюдию от издателя целых 40 рублей, но авторские права не зарегистрировал. Тогда он ещё не знал, что впоследствии она станет для него настоящим проклятьем и источником хронического раздражения: ВСЕ его концерты заканчивались исполнением этой пьесы, иначе публика его просто не отпускала.

В её мрачной патетике есть какая-то магическая сила.

5. Клод Дебюсси. Прелюдия “Девушка с волосами цвета льна”

Альберт Анкер. Девочка, заплетающая косу

Альберт Анкер. Девочка, заплетающая косу

Рафинированная лирика, написанная прозрачными красками – не столько портрет, сколько прекрасное воспоминание о мелькнувшем женском лице, взгляде, аромате духов… Среди фортепианных сочинений Дебюсси эта пьеса самая популярная, если не считать его “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”.

В переложении для скрипки и оркестра “Девушка с волосами цвета льна” тоже выглядит прекрасно)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Эти композиторы выделяются среди своих современников как авторы произведений высочайшего уровня.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750 гг.) — великий немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более тысячи произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Произведение: токката и фуга ре-минор.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756— 1791 гг.) — великий австрийский композитор, инструменталист и дирижер, представитель венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижер. Он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, Моцарт по праву считается одним из величайших сочинителей в истории классической музыки.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770—1827 гг.) — важнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт (1797—1828 гг.) — австрийский композитор, выдающийся представитель венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, повлиял своим творчеством на целое поколение композиторов. Однако наиболее ярким было его участие в развитии немецких романсов, которых он создал более 600.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер (1813—1883 гг.) — немецкий композитор, дирижер, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX—XX вв., особенно на модернизм. Оперы Вагнера, проникнутые вечными человеческими ценностями, потрясают своими грандиозными масштабами.

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди (1813—1901 гг.) — великий итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Он обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. В отличие от Вагнера, он не отрицал оперных традиций, а наоборот, развивал их. Верди преобразовал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей целостность.

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840—1893 гг.) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижер, педагог, музыкальный критик. Его произведения стали бесценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Один из самых популярных композиторов среди любителей классической музыки. В его уникальном стиле успешно сочетаются западное симфоническое наследие Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Иоганн Штраус

Иоганн Штраус

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский (1882— 1971 гг.) — русский и американский композитор, дирижер, пианист. Один из самых значимых композиторов и ведущих новаторов XX в. Творчество Стравинского едино на протяжении всей карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был различным, но оставались стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих композиторов, и не только в классической музыке.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873— 1943 гг.) — русский композитор, пианист и дирижер, один из крупнейших представителей русской и мировой музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX в. Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX в., его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.

Итак, в центре нашего внимания сегодня – самые известные классические музыкальные произведения. Классическая музыка вот уже несколько веков будоражит своих слушателей, вызывая у них бури чувств и эмоций. Она уже давно стала частью истории и тонкими нитями переплетается с настоящим.

Бесспорно, в далёком будущем классическая музыка будет не менее востребована, так как подобное явление в музыкальном мире не может потерять своей актуальности и значимости.

Назовите любое классическое произведение – оно будет достойно первого места в любом музыкальном хит-параде. Но так как самые известные классические музыкальные произведения сравнивать между собой не представляется возможным, в силу их художественной уникальности, то названные здесь опусы представлены только как произведения для ознакомления.

Людвиг Ван Бетховен

Кстати, отличную коллекцию классической музыки представляют собой издания газеты “Комсомольская правда” – компактные книжечки с дисками для прослушивания музыки. Можно прочитать про композитора и послушать его музыку – очень удобно! Рекомендуем заказать диски с классической музыки прямо с нашей странички : нажимаете кнопку “купить” и сразу же переходите в магазин.

Вольфганг Амадей Моцарт

Франц Шуберт

Фредерик Шопен

Николай Римский-Корсаков

Никколо Паганини

Изначально все свои каприсы автор сочинял исключительно для усовершенствования и оттачивания мастерства игры на скрипке. В конечном счёте, они принесли в скрипичную музыку много нового и неведомого до этого. А 24-й каприс – последний из сочиненных каприсов Н. Паганини, несёт в себе стремительную тарантеллу с народными интонациями, а также признан одним из произведений, когда-либо созданных для скрипки, равных по сложности которому нет.

Сергей Васильевич Рахманинов

Данным произведением завершается 34-й опус композитора, в котором объединены четырнадцать песен, написанных для голоса с фортепианным сопровождением. Вокализ, как и положено, не содержит слов, а исполняется на одном гласном звуке. С.В. Рахманинов посвятил её Антонине Неждановой – оперной певице. Очень часто это произведение исполняется на скрипке или виолончели в сопровождении фортепианного аккомпанемента.

Клод Дебюсси

Это произведение было написано композитором под впечатлением строк стихотворения французского поэта Поля Верлена. Название очень четко передаёт мягкость и трогательность мелодии, которая влияет именно на душу слушателя. В 120-ти фильмах разных поколений звучит это популярное произведение гениального композитора К. Дебюсси.

Самые известные классические музыкальные произведения, приведённые выше, это конечно не все достойные творения величайших композиторов разных времён. Вы, наверное, и сами понимаете, что список просто не остановить. Не названы, например, русские оперы или немецкие симфонии. Так, что же делать? Предлагаем вам поделиться в комментариях о том произведении классической музыки, которое некогда вас сильно впечатлило.

Автор – Станислав Колесник

И в конце статьи предлагаю послушать замечательное произведение Клода Дебюсси – “Лунный Свет” в исполнении Черкасского камерного оркестра:

Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор

ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ:

1. К. Сен-Санс, "Африка", фантазия для фортепиано с оркестром

2. Ф. Шопен - Fantasy on Polish Airs (Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром A-dur) Op.13

3. А. С. Аренский - Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, соч. 48

4. Фалья Мануэль де (1876–1946)
`Ночи в садах Испании` - симфонические впечатления для фортепиано с оркестром

5. Бабаджанян Арно (1921–1983)
`Грезы` (Пьеса для фортепиано с оркестром)

6. Лист Ференц (1811–1886)
`Пляска смерти`. Парафраза на `Dies Irаe` для фортепиано с оркестром S.126

". Лист находит в них философскую глубину и трагизм, вдохновляясь старинной итальянской фреской в концертной парафразе на тему Dies irae (Страшного Суда) для фортепиано с оркестром"

Для фортепиано ИЛИ для оркестра:

Если отдельно для фортепиано и для оркестра - то это любые пьесы для фортепиано, написанные под впечатлением прочитанного или увиденного и имеющие конкретный сюжет, например:

Симфонические поэмы Ф. Листа : "Прометей", "Орфей", "Данте"

П. Чайковский. "Времена года" - цикл пьес для фортепиано.

Р. Шуман. "Карнавал" для фортепиано.

Или М. Мусоргский - "Картинки с выставки" для фортепиано / пер. для оркестра/

Кстати, название "ЛУнная" к сонате №14 Л. Бетховена прицепилось уже позже и не принадлежит автору. "Маленькая ночная серенада" В. Моцарта несет в себе лишь указание жанра, но в ней отсутствует какая-либо программность. "Скерцо" переводится как "Шутка" - тоже ничего, кроме формы не указывает.

Лунная Соната, Героическая Симфония, Маленькая Ночная Серенада, Патетическая Соната, Скерцо

Читайте также: