Б домашников каризел сочинение

Обновлено: 17.06.2024

Творчество этого художника, одного из крупнейших мастеров российского пейзажа, раздвинуло поэтические границы живописи и расширило наше понимание современности. Его талант уловил моменты того, что подчас неприметно входит в повседневность, для большинства оставаясь незамеченными.

Содержание:

  • Путь к мечте
  • Самообразование и самоутверждение
  • Циклы
  • Последние годы

Путь к мечте

Борис Фёдорович родился в небольшой деревне с неказистым названием Кригоузово , что в Лухском районе Ивановской области , недалеко от прославленного Палеха , в простой крестьянской семье 5 апреля 1924 года, став одним из пятерых детей. Семья жила впроголодь, и Домашниковы решили перебраться в Башкирию , в пригород Уфы , где отец Бориса устроился работать на строительстве моторостроительного завода. Но память о деревне в мальчике прижилась накрепко.

С самого детства его душу грела мечта выучиться на художника, для чего после окончания школы Борис пошёл работать в художественную мастерскую горкомхоза - писать плакаты и другую наглядную агитацию. Здесь открылась возможность познакомиться и с художниками профессионалами.

— Никогда не забуду, как к нам на Цыганскую поляну пришел художник и написал весеннюю лужу. Этот этюд и сейчас хранится в моем сознании. Покупал краски — масляные, акварельные. Мне нравились разливы алой и голубой на белой тарелке. Это не давало мне покоя.

Из-за слабого здоровья с началом Великой Отечественной Войны на фронт не попал. В военные годы много писал, самостоятельно осваивая изобразительную грамоту, а сразу после войны поступил в только что открытое Уфимское театрально-художественное училище (теперь это Уфимское училище искусств) на декорационное отделение, окончив его в 1950.

Самообразование и самоутверждение

После училища в течение пяти лет работал учителем в школе, декоратором в Уфимском кукольном театре . В свободное время занимался любимым делом — живописью. Находясь в поисках своего пути в искусстве очень много писал с натуры, особенно интересные пейзажи уфимских окраин — в любую свободную минуту Борис Фёдорович шёл с этюдником на природу, это привычка еще со студенческих лет.

С помощью цвета и других художественных возможностей он старался добиваться выражения своего настроения, подчёркивать красоту изображаемого уголка природы, наполнять полотно чувствами, которые хотел передать и зрителю.

Именно в эти годы были написаны его первые значимые работы, которые затем побывали на республиканской выставке в 1949 году.

Москва открыла художнику мир большого искусства: Третьяковская галерея , иконопись, захватывающая мудрой простотой и величием, чистотой и силой цвета, шедевры Левитана , Серова , Врубеля в подленниках. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открыл ему живопись барбизонцев , импрессионистов .

Переполняемый впечатлениями, Борис Фёдорович возвратился домой и много работал. В его произведениях 1953-1954 годов чувствуется окрепшая рука, более глубокое осознание природы. Одновременно в них сохраняется любовь к скромным мотивам с деревенскими домиками, тихими уголками природы.

Циклы

Несколько лет вынашивал художник и заветное желание — прикоснуться к русской истории, ощутить её дух. Древнерусские города стали для Бориса Фёдоровича прекрасной мастерской. Здесь он совершенствовал свой талант, нашел новые сюжеты для воплощения главной темы своего творчества — темы Родины. В результате предпринятых в шестидесятые годы поездок в Новгород, Псков, Ростов Великий была создана обширная серия произведений, поэтика которых раскрывает грани эстетического, философского мировосприятия художника, обнажая новые интонации.

В 1961 году он отправился в Самарканд . Работы этого цикла отличаются органичным слиянием яркости южных красок, света, нарядности архитектуры и декоративной, звонкой живописью.

Дважды Борис Федорович посетил и Италию , где был целиком захвачен изучением подлинников античности, Возрождения (Филиппо Липпи, Рафаэля, Веронезе, Тициана. ) , а также написал многочисленные итальянские виды (памятники, площади Рима, Венеции) со свойственным ему умением поэтического переложения.

Художник Борис Домашников (1924–2003 гг.)

Борис Фёдорович Домашников – советский и российский живописец, народный художник СССР (1982 г.), член-корреспондент РАХ (1997 г.), почётный гражданин г. Уфы (1994 г.). Родился 5 апреля 1924 г. в д. Кригоузово Лухского района Ивановской области в крестьянской семье.

В 1935 г. семья переехала в Уфу. В 1950 г. Б.Ф. Домашников окончил Уфимское театрально-художественное училище, преподавал рисование и черчение в школе, работал декоратором в Уфимском кукольном театре. С 1953 г. художник участвует в выставках в России (Уфа, Москва, Ленинград и др.) и за рубежом (Франция, Англия, Голландия, Япония, ГДР, Польша, Венгрия). В 60-е годы – путешествует по Италии, изучая культуру страны, подлинники античности.

Произведения Б.Ф. Домашникова находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее РБ в Уфе, БГХМ им. М.В. Нестерова и других.

Картины Домашникова хранятся, помимо частных коллекций, более чем в 40 музеях по всему миру. В 60-е годы Борис Федорович впервые посетил Италию, прибавив к своему художественному опыту изучение подлинников античного искусства, шедевров Возрождения и современной живописи и графики. Он познакомился с Ренато Гуттузо и другими выдающимися мастерами. Следующим этапом творчества стал период поездок по историческим местам России и Востока (Псков, Новгород, Самарканд), где его вдохновляли храмы и монастыри. Написаны они в природном антураже, создающем определенную атмосферу, просветленное настроение.

И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

О смысле жизни он рассуждал так:

Мастерская Б.Ф. Домашникова по улице Салавата, где он работал много лет, отмечена мемориальной доской и стоит на горе над Белой, в исторической части Уфы, недалеко от дома-музея С.Т. Аксакова и дома-музея А.Э. Тюлькина. Это хорошее соседство. Сейчас там творит его сын, художник Виктор Домашников.

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Галерея работ советского и российского художника, Народного художника СССР, члена-корреспондента РАХ, почётного гражданина Уфы Бориса Домашникова.

Художник Борис Фёдорович Домашников родился в апреле 1924 года в деревне Кригоузово Лухского района Ивановской области, в большой крестьянской семье (Борис Фёдорович был пятым ребёнком).

В 1935 году семья перебралась в Уфу. Долгое время ютились в землянке. Родители будущего художника трудились на Уфимском моторостроительном заводе.

Во время Великой Отечественной войны Борис Домашников трудился в художественной мастерской горкомхоза – на фронт его не взяли по причине очень слабого здоровья. Сразу после окончания войны Борис Фёдорович поступил в Уфимское театрально-художественное училище.

После окончания училища художник много лет преподавал рисование и черчение в средней школе, трудился художником-декоратором в Уфимском кукольном театре.

Первая выставка Б.Ф. Домашникова прошла в Уфе в 1953 году. Потом были выставки в Москве и Ленинграде, а через двадцать лет – во Франции, Нидерландах, Великобритании и Японии.

Картины художника Бориса Фёдоровича Домашникова

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Под Уфой. Шиханы

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Весна и художники

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Май. Красная площадь

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Пейзаж с поездом

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Псков. Синий день

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Уфимский романс с минаретом

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Зима на окраине

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Весна на Псковщине

О весенних берёзах

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Художник Борис Домашников (1924 – 2003).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и ИЗО посвящен творчеству башкирского художника Б.Ф.Домашникова. На уроке были использованы репродукции картин художника, стихи о Родине, музыкальное сопровождение. Учащиеся подготовили собственную выставку рисунков, рассказали, что на них изображено. В конце урока учащиеся написали небольшое сочинение по картине художника "Весна идет".

русского языка и ИЗО в 8 классе

Цели: 1) Познакомить учащихся с творчеством Б.Ф.Домашникова. Расширить понятие о средствах выразительности в произведениях живописи и графики (характер линии, ее направленность, явление воздушной перспективы). Продолжать работу по формированию умения учащихся описывать картины.

2) Развивать последовательную, связную монологическую речь учащихся, устную и письменную; учить понимать и ценить красоту.

3) Воспитывать любовь к родине, интерес к ее истории, традициям.

Оборудование: портрет Б.Ф.Домашникова, репродукции картин художника, рисунки учащихся, магнитофонная запись курая

Организационный момент.

Объявление темы, целей урока.

Тема сегодняшнего урока очень интересная. Чтобы ее лучше раскрыть, соединим в одном уроке два - ИЗО и русский язык. Мы будем говорить о земле, на которой живем, познакомимся с творчеством Б.Ф.Домашникова.

Вступительное слово учителя.

(Музыкальное сопровождение – курай). Тебе, мой друг, поведать я хочу о доме, о родном Башкортостане. Республик много, но моя … Она нежна, как капелька росы на лепестке. Могуча, зелена, просторна. По горным склонам, словно шелк, струятся воды рек зеркальных.

А в рощах, где- то в глубине, соловушка поет. И льется, льется голос звонкий, и эта песня окрыляет душу. То здесь, то там, с бутона на бутон перелетают пчелы дружно. Открыты взору вольные просторы, где табуны коней ретивых щиплют травы. И, словно стая журавлей, разбросаны нефтекачалки. Тихий шелест величавых сосен. Мягкий шепот рек хрустальных. Природа жизни, радости полна. И с древних лет и по сей час льется чистая музыка Башкортостана.

Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся. Рассказ учащихся о своих работах.

Работа по теме урока.

1) Слово учителя.

а) Начиналась Родина художника с маленькой деревушки Кривогузово в Ивановской области, где он родился в 1924 г. в крестьянской семье. В 30-е годы семья переезжает в Уфу. Когда началась война, Б.Домашников стал работать в художественной мастерской, писал плакаты, лозунги и мечтал… мечтал стать художником. В 1945 г. – студент Уфимского театрально-художественного училища. Окончив училище, работает в школе. В любую свободную минуту идет он с этюдником на природу, пишет натурные этюды. Изображает то, что ближе и дороже - родная природа, река Белая.

Композиция продумана, все предметы связаны, ничего лишнего. Фигуры людей не выписывает детально, а намечает несколькими штрихами, автора утверждает гармонию природы и человека. Природа наполнена чувством, живет, дышит, грустит.

6. Выступление учителя ИЗО.

Проведенные на листе линии могут иметь разное направление. Особое средство выразительности - направленность линии

Горизонтальные - ощущение широкого пространства, раздолья.

Вертикальные линии – придают праздничность, торжественность. Ритм стволов, несущих листву к небу - возвышенные чувства.

Диагональные - когда хотят передать движение: слева направо - быстрое, справа налево - медленное. Цвета предмета изменяются в зависимости от их удаленности. Цвета гор светлеют, приближаясь к цвету неба. Это явление – воздушная перспектива.

- Какое время года изображено на картине?

Что изобразил художник на переднем плане, на заднем плане?

Какое настроение создает картина?

Какой словесный ряд можно составить?

Составление словесного ряда. Работа в тетрадях. Весна, жизнь, пробуждение, дыхание природы, солнце, дождь, вода, земля, зелень, березки, ивы, первые листочки, первые цветы, ковер…

Весна - прекрасная, юная, свежая, веселая…

Берег – пологий, узкий, песчаный…

Деревья – величественные, светлые, молодые…

Зелень – яркая, нежная, слабая, настойчивая.

Цветы – скромные, золотистые, незаметные.

Земля, обласканная солнцем, омытая дождями, талой водой, пробуждается от зимней спячки. И все пробуждается: появляется зелень, тянутся тоненькие березки, ивы. Первой цветет калужница, расстилает ковер у воды.

Устные сочинения учащихся.

Заключительный этап урока.

1). Закрепление материала.

Какие картины художника Домашникова вам особенно понравились?

О каких средствах художественной выразительности узнали?

2) Комментирование оценок.

Внеклассное мероприятие по русской литературе для учащихся 9 –11 классов.

Литературный вечер

При подготовке к мероприятию учащиеся готовят костюмы, бальные платья, цилиндры, плащи, сюртуки. Не забыть про детали декораций: подсвечник, свеча, чернильница, перо, пистолеты для дуэлянтов. Разучить вальс, польку, мазурку (основные движения). Подобрать соответствующую музыку.

Ход мероприятия.

Вечер открывают ведущие.

Добрый вечер, друзья! Мы приветствуем любителей русской поэзии, тех, кто стремится постичь тайны пушкинского слова.

2)Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-Сколько лет Пушкин работал над этим произведением? (Ответ учащихся)

-Правильно. Пушкин работал над своим романом больше 8 лет- с весны 1823до осени 1831года.

1)А хорошо ли знаете вы героев этого романа?

Сейчас начнут съезжаться гости. Они сами расскажут о себе. Вам нужно будет назвать их имена.

-Итак, наши гости.

1)Ольга Ларина

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные…

2)Владимир Ленский

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

3)Татьяна Ларина

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

4)Евгений Онегин

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали фронт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере.

5)Мать Татьяны и Ольги Лариных.

Всегда по моде и к лицу…

Бывало, писывала кровью

Она в альбомы нежных дев,

Звала Полиною Прасковью

И говорила нараспев,

Корсет носила очень узкий,

И русский Н как N французский

Произносить умела в нос.

6)Дмитрий Ларин (отец)

Он был простой и добрый барин

Любил (жену) сердечно,

В ее затеи не входил,

Во всем ей веровал беспечно,

А сам в халате ел и пил;

Покойно жизнь его катилась.

Гости и другие участники занимают места в зале.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Под музыку вальса пары кружатся по залу.

Танец заканчивается. Участники

рассаживаются по местам.

Наши гости пришли не только танцевать.

Строки из романа?

Мой дядя самых честных правил…

Чем меньше женщину мы любим…

Я к вам пишу - чего же боле?

Уж небо осенью дышало…

Но я другому отдана…

Москва … как много в этом звуке…

Ее портрет! Он очень мил…

Они сошлись. Волна и камень.

Мы все учились понемногу.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслись, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам,

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

Учащиеся танцуют мазурку.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень строгой схеме.

Любовное письмо Татьяны и жесткая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны.

Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

Выразительное чтение учащимися младших классов описаний природы из романа.

А вот как описывает поэт сон Татьяны, в котором в фантастической, сказочной форме отразилось предчувствие грядущих бед.

В первой и последней главах романа мы читаем чудесные, хотя и очень сжатие описания Петербурга, в 7 главе читатель вместе с Татьяной подъезжает к Москве, проезжает мимо. Петровского замка, богатого воспоминаниями о войне 1812 года, мчится по Тверской.

Читайте также: