Урок сочинение сирень кончаловского

Обновлено: 18.05.2024

Оборудование:

Литература:

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015
  2. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб-методич.пособие. – М.: Дрофа, 2004

Задачи урока:

Планируемые результаты:

  • формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
  • совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

3. Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, работа в группе;
  • уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

  • умение оценивать собственную речь с точки зрения общения;
  • овладение умением работать коллективно, в группе, индивидуально;
  • нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы с вами создали уже много собственных текстов, перо ваше стало более уверенным, более крепким, более выразительным.

2. Визитная карточка

Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы.

3. Беседа по картине

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

4. Лексическая работа в группах

1 группа. Подобрать слова-синонимы для обозначения некоторых понятий, чтобы избежать повторов

Художник - П.П. Кончаловский, живописец, творец, он

Сирень – цветы, букет

Рисует – изображает, показывает

2 группа. Составить ряд слов, которые помогут охарактеризовать предмет

Букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный;

Грозди: свежие, тяжелые, пышные; оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;

Корзина: плетеная, из ивовых прутьев;

3 группа. Раскрыть цветовую гамму картины

Сирень: разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная

Листья: светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные

фон: желтовато-коричневый, желтовато – блеклый, светлый, неоднородный, размытый.

Попробуем описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому с помощью эпитетов: изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, пахучая, душистая, благоухающая.

5. Правописная подготовка

Обратимся к правописанию слов (карточка)

Задание №1. Раскройте скобки, вместо пропусков вставьте буквы. Объясните правописание

бледно(розовые) цветы, изумительный …р…мат, с…реневые, ф…олетовые и л..ловые о(тт,т)енки, бел…снежные грозди, чудес…ный букет, плетеная к…рзина, неяркий фон.

Задание №2. Расставить знаки препинания, объяснить графически их постановку. Какие схемы соответствуют предложениям?

1) В этом букете всё живет цветет и радуется.

2) На белоснежных гроздьях играют лучи солнца и сирень выглядит особенно выразительно на неярком фоне.

6. Составление плана

1. Кончаловский – мастер натюрморта.
2. Роскошный букет.
а) Гроздья, листья, ветки, цвет;
б) описание корзины;
в) фон картины, его роль;
3. Чувства, которые вызывает картина.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

ü Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

Задачи урока:

v научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

v повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

v воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

v расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- дать понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать текст-описание.

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.

1 этап. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.

- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?

(Повествование, описание, рассуждение)

2 этап. Актуализация знаний.

Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете чуть позже. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока. Запишите число в тетради.

Объяснительный словарный диктант (работа у доски)

Задание: подчеркнуть орфограммы.

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья, плетёная корзина.

3 этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Сформулируйте тему урока.

Легенда о происхождении сирени

Существует много красивых легенд о происхождении сирени.

Например, скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.

Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.

Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.

Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.

Работа с толковым словарём учебника.

ЛИЛОВЫЙ - цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном стихотворении:

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

4 этап. Знакомство с творчеством художника.

Родиной сирени считается Малая Азия, Персия. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Её выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

Многие русские художники любили изображать сирень на своих полотнах. Одним из таких художников был Петр Петрович Кончаловский - российский живописец, народный художник России (1946), действительный член академии художников СССР (1947).

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Его картины полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. . Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то. Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".

5 этап. Беседа по картине. Составление кластера.

П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняли не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Но давайте всё же обратимся к предмету нашего разговора.

Беседа по картине (используя материал упр.457 стр. 43).

Можно воспользоваться иллюстрацией на вкладыше учебника.

1) Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов. Сумел ли художник показать, что сирень свежая? (На картине изображена очень свежая сирень. Кажется, что её только срезали и принесли из сада).

2) Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная).

3) С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

4) Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая).

5) Опишите грозди сирени. (Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени ).

6) Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображенному? (Изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная).

7) Листочки какие? (Внизу, вверху темно-зелёные, справа светло-зеленые с золотистым оттенком).

8) Опишите корзину, в которой стоит сирень (Плетеная из ивовых прутьев).

9) На каком фоне изображена сирень? (Основной фон картины серо-коричневый).

10) Почему автор выбрал такой фон? ( На этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень).

11) Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? (Ответы детей.)

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

Вывод: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней.

6 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.

- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а затем мы обсудим пункты плана.

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2. Чудесный букет сирени.

а) гроздья, листья, ветки, цвет;

б) описание корзины;

в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось.

Для меня было трудным.

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;

- введение новых слов в активный словарь школьников.

Орг. момент. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине П.П.Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён наш урок и что изображено на картине художника.

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется …

История. У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.

Рассказ о художнике.

3. Словарная работа. Натюрморт.

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)

- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).

- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами.

Вывод. Такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

6. Составление плана сочинения.

Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: формировать навыки сбора материала к сочинению по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, научить описывать картину с натюрмортом, обучать навыкам словесного иллюстрирования, совершенствовать умение употреблять имена прилагательные в речи, познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского.

Развивающие: развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать монологическую связную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведения искусства, любовь к природе, чувство красоты, прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке.

II Мотивация к учебной деятельности (чтение стихотворения о сирени на фоне музыки) (Слайд №1)

Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

Почему живописцы сирени верны?

Потому, что оттенков на каждого хватит.

Если молоды вы, если вы влюблены -

Вам сирень теплотой розоватою платит.

Цветет сирень, благоухает

Поселок дачный весь в цвету,

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сверкают в росинках

И в комнату льется сиреневый воздух.

III. Актуализация знаний.

- О чем эти стихотворения? Что воспевают поэты в них? (красоту, аромат сирени)

- Не правда ли, на нас сразу пахнуло весной. И почувствовать это помогла нам музыка П.И. Чайковского.

Мир музыки, мир поэзии тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства.

- Ребята, а что вы знаете об этих удивительных цветах сирени?

Ученик: Невозможно представить себе наши сады без цветущей сирени. Белые, фиолетовые, голубоватые кисти наполняют воздух тонким ароматом. Ее родина горные леса Греции и Албании, где они и сейчас растут в диком виде. В другие европейские страны сирень попала только в XVI веке, где долгое время ее выращивали только в садах богачей.

- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Открыли тетради, записали число и тему урока.

IV. Творческая и практическая деятельность.

1. Словарная работа

- Кто знает, что такое живопись?

Живопись – создание художественных образов с помощью красок.

- Тема нашего урока связана с картиной, что такое картина?

Картина – произведение живописи.

- А мы будем работать не с картиной, а с репродукцией.

Репродукция – картина, воспроизведенная в книге, учебнике путем фотографии.

- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров живописи - натюрмортом.

Натюрморт – картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари. (Слайд №3)

Ученик 1: Кончаловский Петр Петрович народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, родился в 1876 году в городе Славянске (ныне Донецкая область, Украина). Учился в Париже в Академии Жюльена и петербургской Академии художеств.

Картины художника (Слайд №5, 6)

Ученик 2: Петр Петрович Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.

Учитель: откройте в учебнике репродукцию картины художника.

2. Беседа по вопросам.

К какому жанру изобразительного искусства относится это произведение? (Натюрморт)

Что вы почувствовали, рассматривая картину? (Дыхание весны. Особенно приятно видеть такие цветы зимой, когда за окном снег, морозно. Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых майских солнечных днях, о первых весенних цветах.)

На каком фоне изображена сирень? (Сирень изображена на желто-зеленом фоне, она стоит у окна, потому что с правой стороны на нее падает солнечный свет.)

Почему художник выбрал такой фон? (На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)

Рассмотрите картину повнимательнее, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? (На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)

Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, белую, розоватую, темно-красную, нежно-розовую.)

Опишите корзину, в которой стоит сирень. (Плетеная, ее почти не видно из-за пышного букета.)

Как вы думаете, почему художник поместил свою сирень в корзину, а не в красивую вазу? (Наверное, ее только что срезали, принесли и поставили на стол.)

Ребята, какие мысли и чувства хотел передать автор картины своим зрителям?(Хотел передать свое восхищение от этого букета, поделиться увиденной красотой с другими людьми, показать как прекрасен мир вокруг нас, красоту которого мы должны любить и беречь.)

3.Орфографическая работа

- Запишем слова и словосочетания, которые употребляются при описании картины (у доски)

Сирень, белоснежная, красноватая, пышные гроздья, тяжелые, крупные, ароматная, влажная, чудесная, очаровательная, оттенок, наслаждаться, любоваться, восхищаться, листочки.

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, чудная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная)

4. Работа с текстом

5. Лексическая работа

Подберите синонимы к словам:

ароматный – душистый, пахучий, благоухающий;

щедрая (природа) – богатая, обильная.

Назовите чувства, которые вызывает у вас этот букет сирени.

Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, щемящая нежность, легкая грусть.

Продолжите ряд подходящими по смыслу словами, которые описывают предмет:

букет стоит (дышит, благоухает, красуется);

лепестки нежные (жемчужные, влажные, ароматные, распустившиеся);

цвета мягкие (лиловые, голубоватые, бледно-розовые);

грозди пышные (крупные, тяжелые).

Слово: лиловые см. в Толковом словаре в конце учебника.

6. Моделирование текста

- Теперь ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию сочинения.

- Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный)

- Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинении? (Описание)

- Что из услышанного на уроке мы можем и должны внести в наши работы? (Сведения о художнике, название картины, название музея, в котором хранится сейчас картина)

- Но прежде, чем приступить к описанию, что должны мы составить? (План) (Слайд №8)

Сирень (ее цвет, грозди, листья).

Настроение, которое создает картина.

- Ребята, я считаю, что все необходимые материалы для сочинения описания по картине у вас есть. Давайте сейчас устно опишем картину. (1-2 ученика)

- Мы понимаем, что такую картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой.

V.Рефлексия.

Чтение стихотворения учителем:

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поемном лугу вечерком….

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души.

(Рыленков Н.И.)

- Какое настроение осталось после урока?

- Чему научились на уроке?

- Что вызвало трудность во время урока?

IV. Выставление оценок. Домашнее задание.

Д/з. Пожелание творческих успехов в написании сочинения-описания (Слайд №9)

Читайте также: