О реквиеме трудно говорить и писать каждое слово каждая строка поэмы кровоточит сочинение

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовай "Реквием. Тема: "Предназначение поэмы А.Ахматовой "Реквием ".

ВложениеРазмер
урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе

ОУ: МБОУ: Романовская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Костюк Л.Г., учитель русского языка и литературы 1 категории

1. Организационный момент (4 мин)

Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.

- Работу будем проводить индивидуально и в группах.

Формулировка цели урока на основе объявленной темы.

Возможные ответы учащихся

2. Проверка домашнего задания (4 мин)

- Какое задание выполняли дома?

- Я предлагаю вам письменный блиц-опрос ДЗ, листы перед вами, запишите свою фамилию, на работу 2-3 минуты.

Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой

К каким фольклорным жанровым традициям обращается А.Ахматова в своих стихотворениях?

Молитва, плач, причитание, песня

Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции?

Трагическое время потерь и разрушений

В чём Ахматова видит своё предназначение?

Разделить судьбу Родины, отказ от эмиграции

В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?

Да, аресты сына Льва, расстрел мужа Н. Гумилёва

Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени. Давайте послушаем историческую справку, которую подготовила ________________

Историческая справка (уч-ся).

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

  • Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой ?

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

б) Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

( Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение – Р. Моцарта).

- Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете?

Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них.

4. Изучение нового учебного материала (10-12 мин)

Развитие навыков анализа поэтического текста.

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.

- Поэма многоголоса: мы слышим голос поэта, матери, историка. Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?

Анализ произведения по группам.

Каждой группе предлагаются опорные вопросы.

В каких главах слышится голос поэта?

Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?

Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?

Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?

Возможный вариант ответа группы

- А это вы можете описать?

В каких главах мы слышим голос матери?

Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?

Какую лексическую особенность глав можете отметить?

Какие литературные ассоциации можете назвать?

Возможный вариант ответа группы:

Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?

Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?

Возможный вариант ответа группы

В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.

В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.

Результат наблюдения всех групп может быть следующим:

В поэме заметно противоречие : мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.

- Зачем автору понадобилось такое многоголосие?

5. Итоговый вопрос, вывод (5 мин)

Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…

7. Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин)

Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.

2) Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

- Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение.


Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка.

Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"

Разработка урока по литературе.


разработка урока по литературе 5 класс

Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·.

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих.


Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Жизнь А.А.Ахматовой (Горенко) - удивительной поэтессы "серебряного" века - насыщенна трагическими событиями. Революции, войны, блокадный Ленинград, болезнь, реабилитация, незаслуженная "травля" со стороны власти, исключение из Союза писателей. Что еще могла преподнести судьба? Она уготовила для Ахматовой не менее тяжкие испытания: потерю близких людей в годы сталинской тирании.

Сама Анна Андреевна не подвергалась репрессиям. Но были арестованы друзья, по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору расстрелян муж, поэт Н.С. Гумилев. Четырнадцать лет в лагерях и ссылках провел сын поэтессы- Лев. Ахматовой приходилось простаивать длинные тюремные очереди, чтобы передать ему продукты и теплую одежду. Семнадцать месяцев женщина провела в ожидании приговора для сына.

Страдания жен, матерей, находившихся рядом и в холод, и в зной, подтолкнули поэтессу к созданию будущего произведения-поэмы "Реквием". Четверостишия и главы произведения создавались постепенно с 1935 по 1940 год. Стихотворения не записывались, Ахматова и ее друзья хранили их в голове.

Нужно было обладать бесстрашием, чтобы написать строки, полные скорби и отчаяния. Ведь за каждое слово автору грозила не меньшая кара, чем выпала на долю тех, о ком писала. Но поэтесса не думала об этом. Она рассказывала лишь о том, что видела, пережила и выстрадала.

Особенности произведения.

Слово" Реквием" переводится как "заупокойная месса", католическое богослужение по умершему.

Жанр произведения- поэма. Композиция состоит из отдельных законченных фрагментов (стихотворений), которые отличаются друг от друга по стилю и ритму. Одни- напоминают народные песни, в другие включены библейские мотивы. Но все они объединены общей темой: народного страдания.

Предисловие написано прозой. В нем говорится об истории создания стихотворного произведения.

Посвящение раскрывает картины жизни "осатанелых лет"- народного несчастья.

Вступление- самая трагическая часть поэмы. Горестный вопль женщины, потерявшей сына, перерастает в общенародный плач, крик души. Горе матери беспредельно. Страдание безмерно. Это уже не женщина-тень. Все перепуталось в ее сознании. Лирическая героиня находится между жизнью и смертью. И все-таки пытается найти выход: научиться заново жить, потеряв любимого человека.

В эпилоге звучит мотив памяти сердца. Невозможно забыть " громыхание черных марусь", как постылая хлопала дверь", "и выла старуха, как раненый зверь". И молится Ахматова уже не о себе одной, а о всех женщинах, ожидающих приговора для невинно осужденных сыновей, мужей, братьев у теремных обшарпанных стен.

Монумент памяти.

Сила женщины-поэта в ее достоинстве, силе воле, несгибаемости. За это она достойна памяти. И, если когда-нибудь воздвигнут памятник автору бессмертного творения , то поэтесса хотела бы видеть его там " где стояла триста часов". Это обелиск у стен тюрьмы не только поэту, но всем тем, кто пережил чудовищное время, не сломался. Это памятник людскому страданию, жертвам сталинской тирании. Это монумент Мужеству и Стойкости!

2 вариант

Размер стиха в произведении динамичен, один ритм переливается в другой, разнится и количество стоп в строках. Это произошло вследствие того, что произведение создавалось фрагментарно в течение долгого времени, изменился стиль поэтессы, как и ее восприятие произошедшего.

В произведении поднимается множество нравственных тем. Прежде всего, это тема памяти. Анна призывает нас, читателей, не забывать о том, какую боль испытали люди в то время. В предисловии повествуется о вечной скорби: она должна послужить уроком и уроком для народа, что на нашей земле произошла такая трагедия. Сохраняя память об этих кровавых днях, мы должны не допустить такой жестокой травли более.

Материнское сострадание. Любая мать любит свое дитя, ее не оставляют мысли об ее собственной беспомощности и неволи. От страха, надежды на лучшее будущее и бесконечного ожидания в очередях у женщин происходит помутнение рассудка.

Как мне кажется, Анна Ахматова, казалось бы, в таком небольшом произведении, подняла довольно серьезные и актуальные темы для народа.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Реквием Ахматовой

Популярные сегодня темы

Писатели в своих произведениях очень часто обращаются к явлениям природы и пейзажам для того чтобы картина стала насыщенней и понятнее. Используя образы в рассказах

Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

Надо беречь и приумножать природные богатства нашей Родины. Все ресурсы ограничены, воды становится всё меньше. Мы должны понимать, что нам нужно пить очищенную, прозрачную, без вредных примесей воду.

1.Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные

времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала

Цель: запечатлеть одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.

Какова основная мысль эпиграфа?

Какова композиция поэмы? Запишите.

- Отметьте строки, передающие меру материнского горя.

- Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?

- Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?

Кому посвящает Ахматова свою поэму?

- Какая Родина изображена у Ахматовой?

- Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

4.Первая часть.

- Какое событие здесь описано?

- Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть

Вторая и третья части.

- Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

Четвертая часть.

- К кому обращены слова четвертой части? Что происходит с героиней?

Пятая часть.

- Укажите глаголы пятой части. Много ли их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?

Шестая – девятая части.

- Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 части поэмы?

Десятая часть.

- С чем связано название 10 главы?

- Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

- Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.

- Это конкретный портрет или обобщенный?

Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется

Какие звуки мы слышим?

В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин.

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

- расширить знания о творчестве А.Ахматовой, показать богатый духовный мир поэтессы, показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве;

- развивать навыки анализа стихотворений, речи;

- воспитывать чувства эстетического наслаждения от чтения и осмысления лирики, интерес к искусству слова.

Материалы урока:

Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.

В 1921 году Блок написал об акмеистах статью “Без божества, без вдохновенья”. Настоящим исключением” среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было “и божество, и вдохновенье”.

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Голос поэта.

Голос матери.

Голос историка.

В последней главе голоса поэта и историка подавляет мощный хор женского не крика, не плача — воя. С ним слит и голос матери. Но они (поэт и историк) не должны перестать слышать этот крик. К сожалению, нельзя свершить возмездие: как наказать историю, судьбу, жизнь? Как наказать палача? Став палачом? И поэтому нужно призвать Память на помощь. Память, голос поэта, не позволяющий забыть ни крупицы.

Домашнее задание:

(сочинение-эссе – это короткое сочинение на половину странички!)

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.

Анализ стихотворения — Реквием. Русский язык и литература

Первые несколько частей поэмы описывают ситуацию, которую пережили многие. Хоть поэтесса и пишет эти строки от первого лица, но относятся они ко всем, кого это коснулось. И дальше, на протяжении всего произведения, личные переживания неразрывно и тесно переплетены с общей судьбой русского народа. Ахматова подчеркивает это словами о том, что это не она, а кто-то страдает.

Смятение, граничащее с умопомрачением, томительное ожидание того, что будет дальше, неизмеримое горе, – все это звучит еще с самого вступления и продолжается на протяжении всей поэмы. Произведение можно подразделить на две смысловые части – ожидание приговора и его вынесение, то, что стало после.

Приговор характеризует поэтесса как каменное слово, упавшее на грудь, которая была еще жива, жива надеждой. А после этого удара – потеря смысла жизни.

После звучит призыв смерти. И, как пишет Ахматова, ей все равно, какой она будет, лишь бы пришла она быстрее. Такая участь была свойственна тогда многим матерям, чьи дети пострадали от репрессий. Лично им всем посвящает Ахматова строки эпилога.

Все произведение пропитано страданием. А образ матери, убитой этим страданием, является ключевым в поэме.

Вариант 2

Поэма написана отдельными стихотворениями, которые различаются по своей тематике, структуре написания и звучанием. Его структура позволяет прочувствовать эффект взволнованности, напряжения в эмоциональном плане, которое прослеживается у главной героини поэмы, ведь она переживает не только драму в своей жизни, но и драму в жизни общественной.

Ахматова очень переживает за будущее родины, она переживает события той эпохи, как свою личную трагедию, мучаясь в противоречиях. Однако, она не изменила своей позиции, являясь преданной всем сердцем родной стране. Ахматова проживала жизнь вместе с народом, разделяя все горести и заботы.

Сочинение по поэме Реквием Ахматовой анализ

Странный факт, но люди являются основным источником страдания друг друга. Наверное, так кем-то заведено, чтобы одни притесняли других. Поэтому существуют тюрьмы и, самое главное, невинно осужденные, существует несправедливость.

Анна Ахматова испытала на себе суровость власти ее поэма Реквием во многом основана на собственных страданиях поэтессы, которые она пережила из-за сына Льва Гумилева, проведшего в заключении около десяти лет. Возможно он был неудобен власти, но востоковед, переводчик и философ навряд ли был вредным обществу и таким элементом, который заслуживал этого заключения. Тем не менее, он имел судьбу жить в СССР в период, в том числе и 1937 года и последующие года, когда сажали многих и порой без разбору.

Ахматова через собственные страдания стала частью всего страдающего народа:

Вариант 4

Трагическая судьба Анны Ахматовой подтолкнула ее на написание этой поэмы. Во времена репрессий ее мужа Николая Гумилева, который был очень талантливым русским поэтом, арестовали и расстреляли в 1921 году. Сказали, что Николай Гумилев был в сговоре против новой власти большевиков. Сталинские палачи, как правило, преследовали всю семью и в итоге сына Гумилева и Ахматовой тоже арестовывают в тридцатые годы. Арестовать могли любого человека, все боялись быть арестованными и расстрелянными.

Ахматова умела в небольшое количество строк вложить столько смысла и описать человеческую душу. Анна Ахматова в поэме старается посмотреть на себя со стороны, ведь ее душевная боль настолько велика, что поэтесса боится лишиться разума.

Читайте также: