Неменский дыхание весны сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: обучить учащихся передавать свои впечатления от того, что создано художником.

- познакомить учащихся с творчеством Б. М. Неменского, историей создания картины “Дыхание весны”;

- формировать умение определять главную мысль произведения;

- формировать умение использовать выразительные средства для передачи своих мыслей и впечатлений.

- развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность;

- развивать литературную речь учащихся.

- воспитывать интерес и любовь к искусству,

- воспитывать, любовь к Родине, природе, мужество;

- воспитывать чувство уважения защитникам Родины.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, презентация для урока, демонстрационная картина Б.М. Неменского “Дыхание весны”.

Тип урока: урок развития речи.

“Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят!
Немного пусть поспят…”. А.Фатьянов

1. Организация класса.

2. Целевая установка.

Рассматривая и оценивая художественную картину, зритель невольно соединяет в своем сознании изображение со словом.

- Какова наша задача на уроке? Наша задача состоит в том, чтобы мы могли передать свои впечатления от того, что создано художником на картине “Дыхание весны”. Будем беседовать по картине, собирать рабочие материалы к сочинению.

3. Знакомство со словами.

Эскиз - предварительный, неоконченный рисунок, набросок (бегло сделанное подобие будущей картины, пишется без натуры).

Этюд - рисунок, картина, выполненные с натуры, (то есть с живого цветка, с живого человека).

4. Знакомство с художником и его творчеством.

Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года. Его мать Вера Семеновна - врач, отец Михаил Ильич - финансист, долго работавший в Совнаркоме. Эти незаурядные люди принесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: неродная русская перешла через мать - дочь сельского священника, городская разночинная через отца. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. Первые шаги в мир искусства были сделаны в студии Дворца пионеров. Встречи и беседы с известными художниками, первая выставка в Третьяковской галереи оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После встречи с художником Константином Федоровичем Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище. Борис Неменский был принят на третий курс.

Все планы жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове в 1942 году. Юноша вернулся в Москву и был определен для несения службы в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Борис Неменский стремился ехать на передовую, туда, где гремели бои. Из этой поездки художник привез этюды и наброски. Этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.

Много лет спустя художник Борис Михайлович Неменский будет сожалеть, что за военной “экзотикой” атак и боев поначалу не мог разглядеть главного - солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет глубже наполнять мысли, сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества.

Борис Михайлович Неменский предложит: “Ни грамма чувств нельзя взять взаймы: ведь каждая картина- исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод”. Война и победный 1945 год будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского.

5. Выступление учащихся о творчестве Б.М. Неменского.

Картина “Мать” (1945) займет особое место в истории отечественной живописи. Автор решил написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. Желание написать о своей матери, окружавшей заботой художников до и после поездок на фронт.

Картина “Земля опаленная” (1957), изрытая взрывами, изрезанная гусеницами танка, испепеленная земля. Художник стремится передать зрителям чувство усталости солдат и показать их стойкость, несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет тяга к миру, к труду, к родной земле.

Картина “Безымянная высота”(1960-1995). Показана смерть человека, совсем еще молодого, который мог совершить много прекрасного в мирной жизни. Но этой жизни ему не довелось увидеть, потому что в его жизнь вторглась война, и он защитил родную землю, женщин, стариков и детей.

Картина “Машенька” (1956). Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей.

Многие солдаты, прошедшие войну, уверяли, что на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Картина “Солдаты - отцы”. Солдат - спаситель жизни, чувства солдат, как чувство отца - стремление защитить.

Ученик: Война…Она вырвала из мирной жизни, оторвала от любимой работы взрослых и совсем еще юных парней, почти мальчиков, со школьной скамьи. Они ушли на фронт.

Ученик: Вся страна брала в руки оружие. Все мысли людей были обращены к этой пылающей линии - к фронту. Каждый честный человек стремился быть там. Решалась судьба страны, судьба всех. Страшная опасность повисла над всеми. Рабство. Уничтожение. И врагу нельзя отдать на поругание своей Родины. А что такое Родина? Многие на войне поняли, что и дом твой, и улица твоя, и мать, и все родные, все друзья - это есть Родина, которую нужно защищать от врага, ради которой, если нужно, и жизнью можно пожертвовать.

Ученик: Картину “Дыхание весны” Борис Михайлович Неменский писал три года. Художник пишет: “Перепортил несколько холстов. Напишу картину, посмотрю, подумаю - и вижу: нет, не то. И - все заново: эскизы, этюды, холст. А это не день, не месяц - годы.

Ведь для того, чтобы написать так, как все это в жизни было, да еще так сделать, чтобы все это вы почувствовали так же, как и я,- мало просто вспомнить и захотеть.

Каждый весенний майский рассвет я встречал в березовом лесу около города Тарусы. Снова и снова смотрел, как распускаются первые подснежники, снова и снова писал и подснежники, и землю, и березки в утреннем тумане, и первые лучи солнца на их макушках. Этюдов накапливались сотнями. В это время много писал солдат. Я искал - и постепенно находил…”.

6. Работа по картине.

Рассмотрим картину Бориса Михайловича Неменского “Дыхание весны”.

Учитель: Какое время года изображено на картине?

Учитель: В чем чувствуется “дыхание весны” на картине?

Ученики: Туман. Холодновато.

Весенний предрассветный лес. Тишина.
На тонких хрупких березах появляются почки
На ветвях ольхи желтеющие сережки.
На вербе серебрятся пушистые барашки.

Сквозь прошлогоднюю листву пробился голубой подснежник, готовясь встретить первый солнечный луч.

Учитель: Красота… Но и война рядом.

- Какие детали говорят о том, что рядом фронт?

Ученики: На заднем плане картины за березками видны танки, грузовые машины. Солдаты отдыхают.

Учитель: Кого мы видим на переднем плане картины?

Ученики: Перед нами - три бойца. Они ночью спали под открытым небом, постелив душистые еловые ветки.

Учитель: Что можете сказать о пожилом солдате?

Ученики: Пожилой солдат укрыт шинелью. Он спит после боя, вытянув натруженные руки.

Учитель: Да, старый солдат спит богатырским сном. Как же не спать? Будет день, будет бой, и он, опытный солдат, не дрогнув, выполнит свой долг.

- Обратите внимание, рядом с солдатом голубой подснежник на маленьком пушистом стебельке.

- Как вы думаете, о чем хотел сказать художник, нарисовав голубой подснежник рядом с бойцом?

Ученики: Нежный голубой подснежник- это красота весны. Это символ хрупкой зарождающейся жизни.

Учитель: Ведь завтра по этому прекрасному может пройти враг и уничтожить, растоптать, сжечь, побить снарядами. Врагу нельзя отдать на поругание не то что пяди земли - даже малого подснежника.

Учитель: Что можете сказать о солдате в шинели?

Ученики: Другой солдат, кутаясь в шинель, смотрит туда, где красуются белоствольные молоденькие березки. Он курит.

Может, вспоминает дом, березки около дома, может, думает о том, как кончится война, вернется домой и снова будет пахать землю, выращивать урожай….

Учитель: Обратите внимание на молодого бойца в центре картины. Опишите его.

Ученики: Сдвинув шапку на затылок, боец приподнялся с земли.

Не спится молодому солдату с пухлыми, еще детскими губами.

Его голубые глаза широко раскрылись.

Опершись на локоть, он восторженно вслушивается в музыку предрассветного леса.

Учитель: Какая музыка нарушила его сон? Может, эта музыка нарушила тишину предрассветную, разбудила молодого солдата?

Звучит свист соловья.

Учитель: Среди оружия, боевых машин, среди людей, опаленных войной, эта предрассветная музыка зачаровывает молодого солдата.

Вот верхушки берез золотились в первых лучах солнца, пение птиц в вышине, а внизу, на земле, все спало. Солдаты спят. Набирают сил перед новым близким боем. Пусть они спят.

7. Прочитайте эпиграф урока.

Поэт Алексей Иванович Фатьянов, прошагавший трудные военные дороги, рассказал о рождении песни “Соловьи”. “Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей”.

Звучит песня “Соловьи”. (Слова А.Фатьянова, музыка Соловьева-Седого).

Прошло уже много лет. Но эти солдаты живут в нашем сердце, в нашей памяти. Они спасли Родину. Спасли и город твой, и дом, и эти березки, и птичий гомон в твоем лесу. Спасли и подснежники.

Мне кажется, что на картине изображено весеннее утро.

Краски, которыми написана картина, тусклые, холодные, бело-серые. Всё вокруг окутано тяжёлым туманом. На засохшей траве всё ещё можно видеть проталины снега. Деревья уже начинают пробуждаться от зимней спячки, на них набухли почки. На ветвях вербы появились белые, пушистые комочки. Всё это — первое дыхание весны.

Среди тонких и белоствольных берез-красавиц видна большая, тёмная палатка, возможно в ней спит часть солдат. Рядом с ней возвышается могущественный и легендарный советский танк Т-34.

На переднем плане картины мы видим военный грузовик того времени, рядом с ним, на сырой земле, расположились четверо солдат, наших бесстрашных и могущественных защитников Родины. Двое из них всё ещё спят крепким сном под тёмными шинелями. Остальные только проснулись и ещё не успели подняться на ноги. Рядом с солдатами тлеет потухший костёр, который согревал их своим теплом всю ночь.

Лицо одного из солдат достаточно зрелое, с морщинами, усами и щетиной. Его руки грубые, в мозолях и испачканы в земле. Рядом с ним, на сонной земле, распустились первые, беззащитные цветочки.

Лицо второго солдата — полная противоположность лицу спящего. Перед нами юное, похожее на девичье, лицо военного в светлой форме. Я думаю, что художник специально изобразил его в таких цветах, чтобы подчеркнуть молодость героя. Юноша только что проснулся, его завороженный и удивлённый взгляд направлен куда-то в глубь леса.

К сожалению, мы не можем разглядеть лица других солдат. Один из них крепко спит, другой, только что проснувшись, задумчиво курит сигарету и смотрит куда-то в даль, в сторону врага.

Картина Неменского вызывает чувства патриотизма, уважения страха и грусти. Она пробуждает желание жить и наслаждаться каждым моментом жизни. Художнику удалось передать ужасную атмосферу Войны, в которой воевать приходилось всем: и старым, и молодым.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за российский народ и его Вооруженные силы ;

Развитие навыков анализа произведений живописи и составление связного текста Слайд №2.

- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;

- цитаты, использованные в качестве эпиграфа: Слайд №3

1) Солдат становится бесстрашным и могучим,

когда его Отчизна позовет.

2) Врагу нельзя, невозможно отдать на поругание не то что пяди земли, даже малого подснежника.

3) Они здесь стояли насмерть!

И были средь них солдаты –

Мальчишки в серых шинелях

Со звёздами на ушанках.

Простые наши мальчишки-

Немного старше, чем ты.

Учитель: Самое большое зло на планете-это война с её насилием, кровью, запахом смерти.22 июня 1941 года. Тихое воскресное утро.Люди ещё спят:впереди-выходной,торопиться некуда. И вдруг… Внезапный гул самолётов.Они всё ближе,вот уже с грохотом рвутся бомбы.Крики,кровь,смерть.Слайд №4.

-Слова Левитана звучат о нападении фашистов на нашу страну.

Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны до сих пор не было.

Весь народ от мала до велика поднялся на защиту Родины.

Наши солдаты никого не завоёвывали, а защищали Родину. Великая

В годы войны,в дни тяжёлых испытаний ни поэты, ни писатели,ни художники не остались в стороне от боевого искусства.Более 900 художников отправились на фронт.Они создавали свои плакаты, рисунки, картины.

Работы художников звали на борьбу с врагом,вселяли веру в победу.

Продолжателем военной тематики стал и художник Б.М. Неменский.Он вошёл в искусство со своей темоц-война и судьбы людей.Война прошила юность художника и не даёт ему покоя доныне,потому что нет на земле зла сильнее

Ученик: Автор показывает радостное пробуждение жизни, наступление веасны.

3-Учитель:На какую тему написана картина Б.Неменс

Учитель:Кого мы видим на переднем плане картины?

Ученик :Картина рассказывает о войне.В ней запечатлен-короткий отдых наших солдат после тяжёлого сражения.Мы видим, как уставшие бойцы остановились на привал и тут же уснули.

Учитель:Война-это тяжёлый труд для фронтовиков.И в тоже время в короткие часы отдыха солдаты не забывают о радости жизни.

Учитель:Кого мы видим на переднем плане и в центре картины?

Ученик; Мы видим уставших солдат,которые прошли не один десяток километров за ночь.Может, эти мужественные солдаты только что приняли бой с врагом. Они заснули, укутавшись в шинели и не сняв сапог.Фронтовики спят под открытым небом,постелив на холоднуюсырую землю еловый лапник. Чувствуется, как дорог им этот короткий миг отдыха.

Учитель: Что окружает воинов? На каком фоне показаны солдаты?

Ученик:Мы видим весенний лес,голубоватый от тумана и дыма догарающего костра, силуэты танков,грузовиков.Как дым,струятся вверх стволы берёз.Тлеют угли.Утро,туман.Щебечут птицы.Земля покрыта подснежниками.Спят солдаты,набираются сил перед новым боем.

Учитель: Кого мы выделяем среди солдат?

Ученик : Мы смотрим на самого молодого солдата с пухлыми,ещё детскими губами, со сбившейся на затылок ушанкой. Широко раскрылись глаза юноши,яркие,синие,как первые подснежники,что пробиваются сквозь чёрную прошлогоднюю листву.

Учитель: Как вы думаете,ребята,почему не спится этому молодому пареньку?

Ученик: Я думаю,что ему не спится потому,что удивительна здесь,среди оружия,боевых машин эта мирная тишина.

Учитель: Посмотрите,ребята,как расположился солдат?

Ученик: Солдат приподнялся с земли на локте,замер,жадно вслушивается в музыку природы,Солдат вдруг понял,как хороша жизнь. Но счастье надо завоевать,надо уничтожить врага,пройти сотни,тысячи километров, чтобы отбросить фашистов.

Учитель: Глядя на юношу, мы верим,что такой солдат победит в бою, каким бы тяжёлым бой ни был.

Учитель : Что мы можем сказать о пожилом солдате?

Ученик: Это бывалый солдат спит богатырским сном. Он честно защищает свою Родину. Ему есть что защищать : до войны,скорее всего, он строил дома, заводы, пахал землю, растил детей- всё это ему дорого, родное. Пока он жив, враг не пройдёт по этим хрупким цветам, по этому весеннему лесу с нежными берёзами и пением птиц. Спящий солдат даже во сне остаётся хозяином,защитником родной земли.Об этом говорят его сильные, выразительные руки.

Учитель : Да,ребята, художник утверждает человечность,гуманность, лучшие качества людей.

Как мы увидели, что в картинах художника нет злых,грубых,холодных,безразличных людей.Все его герои глубоко человечны.Его герой размышляют о жизни,ищут решений. На картине изображены смелые, мужественные,сильные телом и духом герои. Такие люди приближали День Победы.

Учитель : Как вы думаете, что хотел художник,создавая эту картину ?

Ученик : Художник, изображая воинов, старых и молодых,хотел,чтобы мы,глядя на картину,вспомнили,восприняли,почувствовали,что пришлось пережить героям,защитникам Отечества.

5.Работа над словами и выражениями, необходимые для написания сочинения. Слайд №7.

Слова записаны на доске.Обратимся к словарю русского языка Ожегова.

1.Бесстрашие

2 Бесстрашный

3.Гуманизм.

Гуманный человек

5.Человечный.

6. Составление тезисов. Выяснение значения слова тезис-положение,кратко излагающее какую-нибудь идею,а также одну из мыслей сочинения,доклада.

Тезисы на презентации.

Учитель: Отходит всё дальше страшное время войны. Мы, родившиеся в мирное время, узнаём об этом великом и страшном времени из произведений литературы и искусства, из рассказов ветеранов ВО войны. Эти солдаты живут в наших сердцах, в нашей памяти. Они приближали День Победы, они спасли нашу Родину от фашизма, рабства, уничтожения.Они спасли всю страну, спасли для нас, чтобы мы могли спокойно учиться, работать.

В этом году мы отпраздновали 65-летие Победы в ВО войне. Это важная дата нашей общей истории. Всё меньше и меньше остаётся участников войны и тыла. На их глазах мы читаем боль, страдания и гордость за наш народ.Память об этой войне навсегда останется в наших сердцах. Сейчас вспомнились слова поэта С.Баруздина: Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем всё и всем

Подобному не должно повториться.

Это о них о всех солдатах говорилось в приказах Верховного Главнокомандующего : « Вечная слава героям,павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Минута молчания.

7. Разработка вступлений к сочинению.

9.Чтение составленных сочинений.

9.Итог урока. Д/з. написать сочинение в тетрадях для творческих работ, используя обособленные члены предложения.

Повторить сложные предложения.

10.Итог. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.

Ребята наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну, нашим потомкам.

Дыхание весны Неменского

А вы знаете, что такое эскизы? Вот, например, этюдами называются зарисовки с натуры — живого цветка, человека. Эскизы пишутся без натуры — по воображению. Эскиз — это ожившая на кусочке бумаги в красках мечта о картине — маленькое, еще вчерне, бегло сделанное ее подобие. Сперва эта мечта неясная. Но ты работаешь, пишешь с натуры детали: веточку дерева, тлеющий костер, спящих солдат — и начинаешь видеть свою мечту яснее. Эскизы становяnся ближе к еще не написанной, но уже живущей в тебе картине. Как это интересно и увлекательно!
Я впитывал прелесть нашего леса, многоликую нежность весны. И наслаждался.

Б. Неменский. Дыхание весны. Фрагмент.

Б. Неменский. Дыхание весны. Фрагмент.

Я много писал солдат — уже не тех, что были со мной на фронте. Те стали старше, если остались живы. Многие погибли, защищая Родину, защищая и эту весну. Писал пареньков такого же возраста — искал… Еще сам точно не знал: каким юный солдат должен быть, какое у него лицо.
Ко мне в мастерскую приходили школьники, студенты, рабочие, солдаты — младшие братья и сыновья тех, кто воевал. Это были разные ребята, совсем не похожие друг на друга. Но из месяца в месяц для меня, или, вернее, во мне, образ юного солдата зрел, становился ярче.
Искал и образ старого, бывалого солдата, спящего богатырским сном, — а рядом с ним распускаются подснежники. В одном из вариантов он был изображен сидящим вместе с молодым — грел ноги у костра и думал о чем-то своем… Но потом я представил его спящим, чтобы не отвлекать внимания от молодого. Ведь картину-то я хотел сделать о нем, юном, как подснежник, солдате, о том, что он чувствовал, что думал в это не по-фронтовому тихое утро.

Читайте также: