Не сладок плод бездельного досуга софокл сочинение

Обновлено: 19.05.2024

Оценить 1207 0

Ход собрания:

Семья для ребёнка — это мир, в котором закладывается основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности.

Так как именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. И то, что ребёнок в младшие школьные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

- Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его больше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что современные дети настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Свободное время ребенка - важная социально-педагогическая проблема. Бессмысленное времяпрепровождение, пустые, а порой и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Здесь можно отметить следующие причины: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, увлечений у ребят и др.

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального.

- Можете ли вы, навскидку, посчитать, сколько свободного времени в течение дня есть у вас?

- А сколько времени можете уделить ребенку?

Если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.

Способны ли наши дети смотреть на день, как на маленькую жизнь?

Чем ученик может заполнить свое свободное время, во многом зависит от нас с вами – взрослых: проведет ли его с пользой для себя и или будет искать весьма сомнительные развлечения. Только 25 ч в неделю учащиеся бывают в школе, а чем они заняты во внеурочное время, как организован их досуг? Как научить детей разумно и интересно отдыхать? Все эти проблемы возникают в повседневной жизни.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка.

В первую очередь, конечно же, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители считают свою роль в воспитании организации досуга ребенка исчерпанной, в связи с появлением в последнее время компьютеров, большого количества разнообразных развивающих современных игр, различных новомодных школьных предметов. Но они глубоко заблуждаются - это совсем не так. Именно родители несут ответственность за интересный, а главное правильный досуг ребенка на протяжении его детства и юности.

Чтобы правильно организовать отдых ребенка и в дальнейшем избежать проблем отцов и детей, нужно знать основные простые правила.

Чтобы ребенок не испытывал нехватки чувства любви и привязанности к своим родителям, им нужно хотя бы два часа в день посвящать время непосредственно ребенку. По утверждениям психологов, дети и их родители, вместе проводящие досуг (прослушивание музыки, совместные игры, просмотр телевизора), поддаются чувству всепоглощающей любви и семейственности. В итоге внутрисемейные отношения укрепляются, а взаимопонимание младшего и старшего поколения увеличивается. Так вот, организация правильного досуга для ребенка начинается именно тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени. Если ваш ребенок будет проводить все свое свободное время за компьютером, это совсем неправильно. И это не есть показатель домашности ребенка, а скорее всего, показатель того, что у родителей совсем нет времени заниматься своим собственным ребенком.

Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием. Это не значит, что нужно предлагать ребенку заниматься коллекционированием каких-то фантиков или марок. Современным детям такие устаревшие занятия могут быть неинтересны, а вот занятия каким-то видом спорта может быть и полезно и интересно.

Можно сделать досуг ребенка более красивым и предложить заняться ему, например, танцами. Это яркое и необычайно красивое занятие научит вашего малыша чувствовать музыку, хорошо двигаться и держать правильную осанку. Это всего лишь немногие примеры тех полезных и правильных занятий, которые можно предложить своему ребенку, но учтите, что, выбирая тот или иной вид занятия, вы должны все согласовать со своим ребенком. Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом спорта сможет создать именно правильный досуг. А если ваш ребенок, например, любит музыку, а вы заставляете его плавать, это ни к чему хорошему не приведет.

В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения. Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем.

Что касается досуга ребенка в интеллектуальном плане, то стоит заметить, что умственный досуг служит базисом для всестороннего развития и получения дальнейших знаний. Такими занятиями могут быть шашки, шахматы (развивают стратегическое мышление и математические наклонности), собирание мозаики (развивает логическое мышление, внимание и моторику пальцев).

Для организации окончательно правильного досуга нужно распределять все занятия по определенным промежуткам времени. Так, для досуга в интеллектуальном плане лучше выделить время с 15 до 17 часов. Именно в это время по наблюдениям специалистов у детей наблюдается самая высокая концентрация внимания и способность к умственному развитию. А вечер – самое подходящее время для занятий спортом. Вот главные аспекты организации правильного активного и пассивного отдыха ребенка, следование которым помогут вашему ребенку всесторонне развиться в умственном и физическом плане.

Немаловажным является мотивация ребёнка, так ребёнок будет стремиться развиваться всесторонне. Наличие интересов, личного опыта - необходимые условия, обеспечивающие младшим школьникам возможность самостоятельно заниматься, играть.

Интерес служит основным мотивом, побуждающим ребенка к деятельности. Чем шире, устойчивее интересы детей, тем больше шансов, что свободное время их пройдет продуктивно и увлекательно.

Очень важно научить его проводить свободное время целенаправленно, разумно пользоваться предоставленной ему самостоятельностью. Помимо выполнения домашних заданий и совместных с Вами занятий, ребенок должен уметь сам организовывать свой досуг.

Для организации досуга, прежде всего, необходимо создать следующие условия:

Проследите, чтобы у ребенка был четкий режим дня.

Отведите место для занятий за столом, для игр.

Создайте соответствующую этому возрасту предметно-игровую среду.

В наличии желательно иметь:

- различные атрибуты для игр, в которые любит играть ребенок ;

- для двигательной деятельности

Если у ребенка есть увлечение, поместите на полке предметы, необходимые для этой деятельности.

Ребенок начальной школы должен проводить на воздухе:

- в теплый период 5-6 часов,

- в холодный период 3-3,5 часа.

Следите, чтобы он был занят содержательной деятельностью, целесообразно организовывал время в течение дня.

Чаще напоминайте, что нельзя тратить время зря, проводить бесцельно.

Поощряйте целесообразный, разумный выбор ребенком занятия, игры.

Следите за тем, чтобы ребенок достигал намеченного.

А сейчас я проанализирую результаты, проведенной анкеты.

Как ты любишь проводить свободное время?

Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких-либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т.д.)

Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал:

по совету родителей;

по настоянию родителей.

Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?

Любишь ли ты ничего не делать?

Сделаем вывод: часть родителей стремится максимально загрузить ребёнка. Они записывают его в самые разные кружки, секции. Дети таких родителей устают, им некогда поиграть с ребятами во дворе и заняться своим любимым делом (хотя, может и не таким полезным).

В данном случае, родители стремятся оградить ребёнка от негативного влияния улицы, а некоторые, через собственных детей стремятся реализовывать свои несбывшиеся мечты и возможности.

Есть и другая родительская позиция: пусть ребёнок делает всё, что ему хочется. Детям с такой позицией всегда скучно и неинтересно. Эти дети не умеют организовать свой день с пользой и удовольствием. Таким детям быстро надоест и учёба. Их ничего не будет интересовать.

Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка – золотая середина, предполагающая организованные занятия в каких-либо учреждениях, но с обязательным условием: это должно быть интересно самому ребёнку и не должно вызывать психологических и физических перегрузок.

Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с пользой!

Литературные источники:

Родительские собрания в 3 классе. Взрослеем вместе.

Спутник классного руководителя. 1-4 классы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НЕ СЛАДОК ПЛОД БЕЗДЕЛЬНОГО ДОСУГА…

Ход собрания

I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете себе не проконтролировать, не проверить, не спросить. Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о том, что интересоваться жизнью ребенка по-прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!

Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).

Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили 68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции (18 %), а также читали книги и журналы (17 %).

Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:

– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;

– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.

Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка – золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких-либо учреждениях, но с обязательным условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических перегрузок.

Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю, опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?

Мнение 1.

Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот, кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после чего свое мнение высказывает психолог).

Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый человек рожден для побед и высоких результатов.

Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с ровесниками и взрослыми.

Мнение 2

(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)

Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!

– это любознательность во всех ее проявлениях;

– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;

– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;

– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Мнение 3

Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?

Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все-таки часто остается делом самого ребенка. Что интересует современных детей?

У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.

Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?

1. Интересуйтесь жизнью своих детей.

Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.

2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.

3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.

4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.

5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время, если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днем.

Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.

– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке. С той поры ее и след простыл.

Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг.

Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.

– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей ра-ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!

Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

НЕ СЛАДОК ПЛОД БЕЗДЕЛЬНОГО ДОСУГА…

Ход собрания

I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете себе не проконтролировать, не проверить, не спросить. Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о том, что интересоваться жизнью ребенка по-прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!

Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).

Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили 68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции (18 %), а также читали книги и журналы (17 %).

Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:

– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;

– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.

Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка – золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких-либо учреждениях, но с обязательным условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических перегрузок.

Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю, опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?

Мнение 1.

Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот, кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после чего свое мнение высказывает психолог).

Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый человек рожден для побед и высоких результатов.

Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с ровесниками и взрослыми.

Мнение 2

Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!

– это любознательность во всех ее проявлениях;

– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;

– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;

– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Мнение 3

Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?

Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все-таки часто остается делом самого ребенка. Что интересует современных детей?

У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.

Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?

1. Интересуйтесь жизнью своих детей.

Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.

2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.

3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.

4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.

5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время, если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днем.

Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.

– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке. С той поры ее и след простыл.

Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг.

Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.

– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей ра-ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!

Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.

Читайте также: