Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания российского лингвиста кирилла сергеевича

Обновлено: 02.07.2024

Предлагаю материал, который учителя-словесники и репетиторы могут использовать при подготовке учеников к ОГЭ.

Суть задания

Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке одного из выдающихся лингвистов или писателей.

Формулировка задания

Лингвистические понятия из открытого банка заданий ФИПИ

Речь, язык, грамматика, синтаксис, пунктуация, знаки препинания, части речи, стили речи, монологическая речь, диалог, композиция, грамматическая связь, БСП, СПП, неполные предложения, восклицательные предложения, окончание, приставка, суффикс, существительное, прилагательное, деепричастие, частицы, союзы, местоимение, двоеточие, тире, абзац, выразительность, образ. художественные средства (средства выразительности), эпитеты, метафора, фразеологизм, повтор, слово, разговорная лексика, синонимы, лексическая сочетаемость слов, лексическое значение слова и др.

Словарик лингвистических терминов

Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у читателя, воздействовать на его разум и чувства.

Грамматика — это раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, эмоциональную окраску, законченность предложений и др.

Лексическое значение слова — это соотношение слова с предметом, его смысл.

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Образ — это обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

Пунктуация — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.

Речь — это универсальное средство выражения мысли, форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.

Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает правила построения словосочетаний, предложений и текстов.

Слово — основная единица языка, выполняющая номинативную функцию, то есть дающая название определённому понятию.

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, фразеологизмы и др.).

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.

Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками.

Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

Язык — это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.

Другие определения можно найти в любом словаре лингвистических терминов, например, здесь .

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.

Структура сочинения-рассуждения

  1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
  2. Доказательства (аргументы) + примеры.
  3. Вывод.

Чек-лист

  1. Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нём ключевые слова.
  2. Определите, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях

или явлениях идет речь. Дайте определение понятию.

3. Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста).

4. Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют.

5. Продумайте вывод (для чего вы приводили все эти аргументы).

6. Составьте план сочинения (Памятка 1).

7. Подберите речевые клише и логические переходы, связки для своего сочинения (Памятка 2).

8. Напишите черновик.

9. Проверьте черновик. Обратите внимание на количество абзацев (3 – 4 абзаца), логику рассуждения, речевые повторы, строение предложений, орфографию и пунктуацию. Пользуйтесь орфографическим словарём — его вам должны дать на экзамене!

10. Перепишите на чистовик и ещё раз проверьте.

План сочинения

  1. Цитата. Пояснение смысла цитаты.
  2. Первый аргумент + пример из текста.
  3. Второй аргумент + пример из текста.
  4. Вывод.

Клише

Клише для 1 части (тезиса)

Клише для 2 части (аргументов)

Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста (ФИО автора текста в родительном падеже). Во-первых, в предложениях (указать номера предложений) автор использует (назвать лингвистическое понятие). Это помогает ему… (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).

Во-вторых, в предложениях (указать номера предложений) писатель употребляет (назвать лингвистическое понятие). Этот пример показывает, что (как) (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).

Клише для 3 части (вывода)

Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (писатель, публицист, философ) ФИО, говоривший о (важности, пользе, необходимости, уникальности, неповторимости, важной роли, большом значении, своеобразии и др.) .

Работа с цитатой

В самой цитате находится подсказка о том, что искать в тексте и в каком направлении развивать мысль в комментарии к приведённому примеру. Внимательно прочитайте цитату и найдите ключевые слова:

Примеры

Что искать? Местоимения.

Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов и 2) связывают части предложений или предложения в тексте.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова…

Что искать? Фразеологизмы.

Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) помогают дать оценку герою или его поступку и 2) делают речь более образной, эмоциональной.

– (21)Привык на уроках ворон считать ! – завелась она с пол-оборота.


Задания Д C2 № 3730

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке

1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:

(16)Греми, слава, трубой

За Дунаем за рекой.

(17)Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть.

(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более — среди солдат.

(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.

(24)Было ли это следствием гадания? (25)Не знаю.

* Деникин Антон Иванович (1872—1947 гг.) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.


Задания Д A4 № 3271

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БАЛЛЫ че­ты­ре звука.
2) В слове КНИЖ­КУ буква Ж обо­зна­ча­ет звук [ш].
3) В слове ТОТ­ЧАС все со­глас­ные звуки твёрдые.
4) В слове КА­РЬЕ­РУ три слога.

Согласный Ч всегда мягкий.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задание 9 № 3287

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Реформатского о роли местоимений и их важности в нашей речи.

Герой Деникина рассказывает, что думать о выборе жизненного пути своего чада родители начали едва ли не с самого рождения, использовав в шутку даже старинное гадание, якобы предначертавшее дальнейшую военную карьеру рассказчика. Об этом говорится в предложениях номер 1—6. Неужели всё так просто может определить выбор жизненного пути? Конечно, нет. В предложениях номер 11—14 раскрываются истинные причины этого выбора. На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.

А гадание? Гадание, конечно, здесь совершенно ни при чём, вот почему и звучат иронично финальные строки текста. Человек делает себя и свою жизнь своими собственными руками. Понимая это, можно добиться желаемых результатов.

Главный герой текста А. И. Деникина становится военным вовсе не потому, что когда-то ему выпало это предначертание по старинному поверью. Для осуществления своей детской мечты ему понадобилось упорство и огромное желание. На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.

Свой первый серьёзный выбор предстоит сделать и нам после окончания девятого класса. И выбор этот у меня, например, возник не сегодня, не сию минуту. Я давно мечтала связать свою жизнь с медициной, чтобы приносить пользу людям, чтобы помогать им, когда, кажется, нет спасения от боли и страдания. Вот почему я иду в медицинский колледж. Надеюсь, что у меня всё получится — я смогу осуществить свою мечту и быть счастливым человеком, утром идя на работу, а вечером — домой.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Ф. Бунакова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сочинения:

(1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.

– (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.

(4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек
в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом
с марками, финский нож и пистолет.

(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

– (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?

– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты …

(27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.

– (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.

(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.

– (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!

(44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

– (46)Брось. (47)Забудем. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

(49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.

– (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…

* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Пример сочинения 9.1:

Таким образом, мы доказали правоту слов Н. Ф. Бунакова: грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, раскрыть все богатства своего внутреннего мира.

Вариант 1

Мысль, высказанную лингвистом И.Г. Милославским, я понимаю следующим образом: использование слов, имею­щих экспрессивную окраску, помогает автору текста пере­дать читателю свое видение происходящего.

Эти примеры помогают убедиться в том, что автор с по­мощью эмоционально-оценочной лексики дает свою оценку описываемым событиям.

Вариант 2

Некоторые слова в русском языке выполняют не только назывную функцию, они также способны передать эмоции автора, его оценку описываемых событий.

Вариант 3

Я так понимаю эту мысль: писатель, используя оценоч­ные слова, воздействует на читателя, заставляет его интер­претировать текст так, как было задумано.

Действительно, многие слова не только определяют по­нятия, но и выражают отношение говорящего к ним.

Текст для работы

(I) Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину горело, как магний.

(З)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные ки­пящим воздухом, дрожали над пропастью. (4)Крутая до­рожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.

(6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из- под каблуков сыпалась глина. (Ю)Мальчик был окружен об­лаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

(II) Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.

(13) Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(14) Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной ле­стницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого перво­го сорта.

(19)Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20)И крайняя его полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой, лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.

(21) Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под об­рывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюд­ным в этот ранний час.

(22) Чувство одиночества с новой силой охватило мальчи­ка. (23)Но теперь это было совсем особое, гордое и мужест­венное одиночество Робинзона на необитаемом острове.

(24)Между тем солнце еще немножко поднялось над го­ризонтом. (25)Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десят­ком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок.

(26) На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить:

(27) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

(28) Петя залюбовался морем.

(29) Оно меняется на глазах каждый час.

(30) То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое поч­ти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пла­менное, сверкающее.

(32)То оно играет барашками. (ЗЗ)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.

(Зб)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По гри­фельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламучен- ные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Мала- хитовые волны прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (40)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потря­сенных обрывов.

(42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

(43) Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чер­ную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45)Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(46)Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. (47)Оно всегда разное, новое, невиданное.

Читайте также: