Напишите сочинение по заданной композиционной схеме проблема комментарий авторская позиция

Обновлено: 02.07.2024

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое позиция автора?

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.


Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )


Средства выражения позиции автора

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4


Автор и рассказчик

Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

— Не знаю. Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )


Типовые конструкции

Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.


Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4


Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)


Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.


Практика

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


1. Внимательно прочитав текст, выделите ключевые слова и словосочетания. Сфор.

1. Внимательно прочитав текст, выделите ключевые слова и словосочетания. Сформулируйте проблему (проблемы), поставленную в тексте. Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования

2. Прокомментируйте проблему: - какие существенные аспекты (стороны проблемы).

2. Прокомментируйте проблему: - какие существенные аспекты (стороны проблемы) затронул автор; - о чем он рассуждал; - каков ход его мыслей; - на кого ссылался Не подменяйте комментарий пересказом, т. к. комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо

3. Сформулируйте позицию автора. Каково его мнение по поводу поставленной про.

3. Сформулируйте позицию автора. Каково его мнение по поводу поставленной проблемы? 4. Выразите собственное мнение по поводу заявленной проблемы (насколько она актуальна сегодня) и позиции автора (согласие/несогласие)

5. Отредактируйте написанный текст. Обратите внимание на речевое оформление с.

5. Отредактируйте написанный текст. Обратите внимание на речевое оформление сочинения, точность и выразительность речи, соблюдение этических норм. 6. Напишите чистовой вариант. Проверьте грамотность

Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформули.

Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.

Дата рождения: 10 (22) октября 1870 Место рождения: Воронеж, Российская импер.

«Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Ка.

Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном.

Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс, дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение.

Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом.

Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд, получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я 9 ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. (Из Нобелевской речи И. А. Бунина, произнесённой в Стокгольме 10 декабря 1933 г.)


Для этого: нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. - II ч. – II.

Для этого: нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. - II ч. – III ч. – IV ч. – V ч. - к каждой части ставим вопросы


Что является незыблемым, объединяющим человечество во все времена?

Что является незыблемым, объединяющим человечество во все времена?

Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на к.

Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

I. Повествует о телефонном звонке, известившем его о решении Шведской акад.

I. Повествует о телефонном звонке, известившем его о решении Шведской академии

II. Рассказывает о том, что после известия о присуждении ему премии, испытал.

II. Рассказывает о том, что после известия о присуждении ему премии, испытал самое сильное впечатление во всей его жизни и получил полное удовлетворение

III. Подчеркивает, что литературная премия, учрежденная Альфредом Нобелем, ес.

IV. Ищет ответы на вопросы, поставленные им же самим: Только ли о себе думал.

IV. Ищет ответы на вопросы, поставленные им же самим: Только ли о себе думал он в это время? Кем он был для России и для Франции?

V. Выражает признательность членам Шведской академии и высказывает мысль о то.

V. Выражает признательность членам Шведской академии и высказывает мысль о том, что свобода мысли и совести есть то, что должно объединять человечество

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

I. Повествует о телефонном звонке, известившем его о решении Шведской академии

I. Повествует о телефонном звонке, известившем его о решении Шведской академии

II. «Чувства радости… почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувс.

III. Причиной тому, что чувство гордости было таким сильным, является то, как.

III. Причиной тому, что чувство гордости было таким сильным, является то, какую высокую оценку своего писательского труда он получает от компетентных и беспристрастных судей

IV. Объясняет, что глубокое значение поступка Шведской академии состоит в том.

IV. Объясняет, что глубокое значение поступка Шведской академии состоит в том, что она присвоила Нобелевскую премию изгнаннику, пользующемуся гостеприимством Франции

V. Убеждает, что свобода мысли и совести есть то, что должно объединять челов.

Внимательно прочитайте текст, напишите сочинение по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное согласие или несогласие с позицией автора).

Если искусство чему - тои учит (и художники в первую голову), то именно частности человеческого существования.

. Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности — превращая его из общественного животного в личность.

Многое можно разделить : хлеб, ложе, убеждение — но не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке.

Произведение искусства, литература в особенности и стихотворение в частности, обращается к человекуte ^ te - 'a - te ^ te, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения.

нии этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования ; независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь.

. Было бы досадно израсходовать этот единственный­ шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтоло -

Перемещение это, в свою очередь, оборачивается бегством от общего знаменателя в сторону необщего выражения лица, в сторону личности,

. Я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше горя.

Хотя бы уже по одному тому, что насущным хлебом литературы является именно человеческое разнообразие и безобразие, она, литература, оказывается надёжным противоядием от каких бы то ни было — известных и будущих — попыток тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования.

Как система нравственного, по крайней мере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина.

. Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы.

И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.

П. , не предание книг костру.

Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их нечтение.

За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью ; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей.

Как написать своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста?

В сочинении ЕГЭ очень важно правильно написать своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Этим фрагментом завершается основная.

Позиция автора текста, как правильно её сформулировать?

В сочинении ЕГЭ в обязательном порядке должна быть сформулирована позиция автора, и сделать это необходимо правильно. Формулировка авторской позиции —.

Как писать комментарий проблемы текста в сочинении ЕГЭ?

Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.

Ошибки при формулировании проблемы текста в сочинениях ЕГЭ

Ошибки при формулировании проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда выпускник не может различить главные и второстепенные мысли.

Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?

Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за.

Как найти проблему в тексте? Для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из.

Проблема текста что это? Виды проблем текста для сочинения ЕГЭ

Один из важных моментов в написании сочинения ЕГЭ – знание того, что такое проблема текста. Это важно как для правильного.

Заключение в сочинении ЕГЭ. Виды заключений с примерами

Заключение в сочинении – финальная часть всей работы. Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной.

Введение в сочинении ЕГЭ. Виды введений с примерами

Введение в сочинении – небольшая по объёму, но важная часть структуры сочинения, влияющая на общую оценку всей работы. Из множества.

Читайте также: