Напишите сочинение на тему роль вступления в раскрытии идеи поэмы а с пушкина медный всадник

Обновлено: 08.07.2024

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока:
комбинированный урок; урок-анализ поэтического текста с элементами интеграции.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

У ч и т е л ь. С Петербургом тесно связан жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Сюда, на берега Невы, впервые привезли его ребёнком в 1800 г.

IV. Работа над темой урока

• Что привлекает А. С. Пушкина в образе Петра I?
• Почему поэт неоднократно обращается к эпохе Петра I?
• Чем объяснить его интерес к этой личности?

2. Объяснение учителя

— Поэма состоит из вступления и двух частей. Творческая свобода поэта проявилась в смелом совмещении эпики и лиризма, реализма и фантастики, конкретности деталей и символической обобщённости и многозначности их смысла.

4. Выразительное чтение вступления к поэме
учителем или заранее подготовленными учащимися

Беседа

• Насколько, по-вашему, созвучны произведения А. С. Пушкина и Р. М. Глиэра?
• В чём близость поэтики литературного и музыкального произведений?
• Какова тональность музыкального произведения?
• Каким строчкам вступления она соответствует?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

2. Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)



И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему
В его лице изображалось
Смятенье.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1903



Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1916.
Бенуа начал работать над "Медным всадником" в 1903 году. В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков.

Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, при грозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла.

Чем же было продиктовано решение Петpa об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть при годным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления. Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

На какие части можно разделить это вступление к поэме? О чём рассказывается в каждой из них?

Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам … Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы …

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?

Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями. Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил.

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Пётр. Пред ним катилась
Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий муж. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются. Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.

В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.

Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод …

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург … Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво …

Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.

Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо. Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия …

Пушкинские слова стали своеобразным поэтическим заветом Петербургу: они невольно вспоминались в годы Великой Отечественной войны. Символом стойкости и непоколебимости стал этот город, переживший 900 дней и ночей страшной блокады. Все беды вынес на своих плечах вместе с городом и Медный всадник. Он оставался во время блокады на своём посту, бережно укрытый мешками с землёй, обшитый досками. И само его присутствие рядом с теми, кто защищал город от фашистов, внушало мысль о победе.

Выполните письменное задание Напишите сочинение на тему: "Роль "Вступления" в раскрытии идеи поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"". Объём сочинения – не менее 150 слов.

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Составить диалог по темам

Контрольная, Морской английский

Срок сдачи к 2 мар.

Практическая работа 1

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 27 февр.

Практическая работа 2

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 27 февр.

Тест дистанционно, Макроэкономика

Срок сдачи к 28 февр.

Курсовая по методичке

Курсовая, Основы управления и безопасности коммерческого предприятия

Срок сдачи к 10 мар.

Строение и эволюция Вселенной

Срок сдачи к 4 мар.

Другое, Психология общения

Срок сдачи к 27 февр.

Коровник на 400 коров беспривязного содержания.

Курсовая, Гигиена животных

Срок сдачи к 2 мар.

Солнце и звёзды

Срок сдачи к 4 мар.

Курсовая, Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности

Срок сдачи к 28 февр.

Срок сдачи к 10 мар.

Контрольная, Электрическая часть станций и подстанций

Срок сдачи к 5 мар.

Природа тел солнечной системы

Срок сдачи к 4 мар.

Составить бизнес план

Курсовая, экономика организации

Срок сдачи к 28 февр.

Конспект для проведения урока по математике для 2 класса

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 28 февр.

Сделать методическое пособие

Срок сдачи к 26 мар.

Срок сдачи к 11 мар.

Помочь в написание курсовой На тему Особенности Английского научно.

Срок сдачи к 11 мар.

Обращаюсь к Ирине уже не в первый раз. Все работы выполняет превосходно и изумительно! Огромное спасибо за помощь!

Уже обращалась к Валентине и буду обращаться ещё. Работа как всегда на высоте, советую! Спасибо большое

Все отлично, спасибо. После вашей работы, ребенок понял принцип написания сочинения на ОГЭ и пробник ОГЭ написал сам на 4. До этого он не понимал, то как объяснял учитель, как писать работы данного формата

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам


Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы



Поможем вам со сложной задачкой


С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, как важно доводить
работу до конца

ava
executor

С нами с 2017
года

Помог студентам: 12 078 Сдано работ: 12 078
Рейтинг: 93 852
Среднее 4,94 из 5

ava
executor

С нами с 2018
года

Помог студентам: 8 750 Сдано работ: 8 750
Рейтинг: 88 291
Среднее 4,87 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2019
года

Помог студентам: 2 743 Сдано работ: 2 743
Рейтинг: 31 675
Среднее 4,84 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2018
года

Помог студентам: 2 356 Сдано работ: 2 356
Рейтинг: 15 867
Среднее 4,87 из 5


1. Сколько стоит помощь?

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

Поэма “Медный всадник” была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. Ее не сразу допустили к печати из-за присутствия темы взаимоотношений личности с властью. Однако в 1837 году с некоторыми цензурными изменениями поэма была напечатана в “Современнике”.

Это последнее произведение Пушкина на тему грозного царя Петра I и его преобразований. В нем монументальной фигуре царя противопоставляется суровая природа. Несмотря на то, что Петр I смог покорить стихию и возвести на берегах Невы царственный город, природа осталась

Она все также время от времени бунтовала, а с каждой новой бурей погибали сотни мирных жителей.

В основу своей поэмы А. С. Пушкин положил взаимоотношения личности с властью и взаимоотношения человека с природой. Обычный человек рискует своей жизнью и благосостоянием, выполняя волю власти. Такая же ситуация просматривается в поэме “Медный всадник”.

Пока бедный молодой чиновник по имени Евгений строит планы на будущее, в городе, построенном на берегах взбалмошной реки по воле Петра I, разыгрывается разрушительная буря. Во время этой стихии погибает девушка главного героя – его

единственная надежда на мирное существование. Только с ней он связывал все свои мечты и надежды на будущее.

С ней хотел построить семью, завести детишек и дальше жить.

Однако судьба неумолима. Она лишает Евгения смысла жизни, а вместе с этим он лишается и рассудка. На время происходящих событий Петр I уже стал достоянием истории.

Он изображен исполинским истуканом на бронзовом коне. Несмотря на это он остается объектом поклонения и символом самодержавия. Обычные люди кланяются, проходя мимо, и боятся поднять на него глаза. Только умалишенный Евгений решился во время очередной бури пойти и посмотреть гневно всаднику в глаза, о чем впоследствии очень пожалел.

Всю ночь после этого ему казалось, что всадник его преследует на своем бронзовом коне.

Таким образом, бедный петербуржский чиновник стал жертвой “исторической необходимости”. С одной стороны, он жертва власти, по приказу которой когда-то возвели город на берегах взбалмошной реки. С другой стороны, он – жертва стихийной природы, на фоне которой даже фигура царя меркнет и становится безотрадной. Примечательно то, что через всю поэму автор пронес двойственность персонажей и образов.

Так, в ней встречаются два Петра (живой и горделивый истукан), два Евгения (бедный чиновник и умалишенный), две Невы (украшение города и его угроза) и два Петербурга (величественный город Петра творенье и город-убийца). В этом композиционном раздвоении и заключается основная философская мысль поэмы – мысль о человеке и его ценности.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

Композиция – Произведение состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идёт речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года и о встрече героя с Медным всадником.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Главные герои

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Читайте также: