Написавшие сочинение дети рассказали что тем была очень сложной союзное слово или союз

Обновлено: 02.07.2024

Содержит исходный текст Милославского И. Г. о союзах, план сочинения, примерные сочинения по исходному тексту.

ВложениеРазмер
gia_s_2.pptx 141.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГИА С 2 Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 62 г. Тулы Сочинение о функциях союзов

Напишите сочинение по высказыванию: Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". (И.Г.Милославский )

Шаг 1 Вспоминаем требования к сочинению: во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста; во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста ; в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в любой части сочинения.

Шаг 2 Определяем, о чём это высказывание. Для этого выделяем в высказывании ключевые слова : " союзы", "служебные слова", "имеют значение". Таким образом, в высказывании речь идёт о смысловой функции союзов.

Шаг 3 Вспоминаем, что такое "союз", классификацию союзов, их смысловые функции. Союз - служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, частей текста (абзацев). Союзы не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении. Союзы имеют 2 функции : синтаксическую и смысловую . Синтаксическая функция: союзы - средство связи синтаксических конструкций. Смысловая функция: союзы выражают различные отношения между явлениями действительности, вносят в предложения различные оттенки значения.

Шаг 4 Находим в исходном тексте предложения с союзами. Выбираем из найденных 2 с разными союзами. Определяем их смысловую функцию. Оформляем примеры в письменном виде.

План сочинения План №1 1. Цитируем высказывание. 2. Объясняем смысл высказывания. 3. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 4. Делаем вывод Внимание! При письменном оформлении сочинения не забудьте выделить абзацы ! План №2 1. Объясняем смысл высказывания. 2. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 3. Делаем вывод. План №3 1. Цитируем высказывание. 2. Приводим пример №1 из прочитанного текста. 3. Приводим пример №2 из прочитанного текста. 4. Объясняем смысл высказывания.

Образцы сочинений по данному высказыванию Образец 1 И.Г.Милославский утверждал: "Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем разобраться. Действительно, союзы, как и все служебные слова, не могут употребляться без самостоятельных частей речи, т.к. не имеют конкретного лексического значения. Они используются для связи однородных членов или предложений. Но при этом союзы способны выражать различные отношения между явлениями действительности и вносить в предложения разнообразные оттенки значения. Докажем это на примерах, взятых из текста известной детской писательницы Чаплиной В.В. В предложении №19 есть три союза. Сочинительный союз "но" подчёркивает противопоставленность действий собаки, подчинительный союз "хотя" придаёт предложению уступительное значение, а благодаря союзу "потому что" мы понимаем, по какой причине могло произойти то, о чём говорится в предыдущей части. Таким образом, союзы не только служат для связи различных синтаксических конструкций, но и придают предложению эмоционально-смысловое значение. Крюкова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска "Гимназия №62" Образец 2 Высказывание И.Г.Милославского заставило меня задуматься о том, что союз - это не просто средство связи однородных членов и предложений, это ещё и слово, которое выражает различные отношения между явлениями действительности и вносит в предложение разнообразные оттенки значения. Убедимся в этом, обратившись к тексту В.В.Чаплиной . В тексте известной детской писательницы немало союзов. Возьмём, к примеру, предложение №8. Союз "и" в нём соединяет однородные сказуемые "бросили" и "уехали" и при этом выражает одновременность действий, совершённых людьми, у которых жила собака. А союз "когда" даёт понять, в какое время были произведены эти действия. Итак, мы продемонстрировали на конкретных примерах, что союзы обладают не только синтаксическими функциями, но и смысловыми. Крюкова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска "Гимназия №62"

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Подробно разберем тему на примере заданий из УМК Бабайцевой.

Назначение союзов


Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:




Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:



2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике





Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Не во всём могу согласиться с предыдущим ответом. С чем согласна? С тем, что союз (естественно, речь идёт о союзе подчинительном) – служебная часть, которая является связующим звеном между придаточным предложением и главным и не является членом предложения. Согласна и с тем, что союзные слова – это местоименные слова, совмещающие свойства служебной и самостоятельной частей речи, но я предпочитаю уточнить: в данном случае местоименные слова – это относительные местоимения кто, что, какой, каков, чей, который (последние 4 слова написала в мужском роде, но они изменяются по родам, так как являются местоимениями-прилагательными, да ещё и склоняются – все, включая первые два, кроме слова каков) и сколько (это местоимение тоже склоняется) , а также относительные наречия где, куда, откуда, как, когда, отчего, почему. Запомнить все эти местоимения и наречия довольно просто, так как есть омонимичные вопросительные местоимения и наречия – вопросы, которые мы задаём к именам существительным, прилагательным, числительным, а также к наречиям.

✔ Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (Пушкин) Где – это союз или союзное слово? Вопросительное слово где? есть, следовательно, это союзное слово.
✔ Приходи, если есть время. Если – союз или союзное слово? Нет такого вопросительного слова, следовательно, если – это союз.

Так можно распознавать все союзные слова и союзы, кроме ЧТО, КАК и КОГДА: есть союзные слова – относительное местоимение ЧТО и относительные наречия КАК, КОГДА, – есть и омонимичные им союзы ЧТО, КАК, КОГДА. Некоторые приёмы разграничения таких союзов и союзных слов описаны в статье [ссылка заблокирована по решению администрации проекта], причём автор статьи рассматривает приемы разграничения не только перечисленных мной выше омонимичных союзов и союзных слов, но и союза ЧТОБЫ и союзного слова с частицей ЧТО БЫ, союза ЧЕМ и союзного слова ЧЕМ (местоимение ЧТО в творительном падеже) .

Далее: в предыдущем ответе верно написано, что союзные слова являются членами предложения, но явная ошибка в указании на второстепенные члены. СОЮЗНЫЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ВТОРОСТЕПЕННЫМИ, НО И ГЛАВНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Если относительные местоимения КТО, ЧТО употреблены в именительном падеже, то это подлежащее или сказуемое, в именительном падеже подлежащими могут быть союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, союзное слово СКОЛЬКО в именительном падеже тоже входит в состав подлежащего (в неделимом словосочетании, как и числительные) , а союзное слово КАКОВ во всех формах (КАКОВА, КАКОВО, КАКОВЫ) бывает только сказуемым, как и любое краткое прилагательное, на которое это местоимение похоже.

✔ Я вижу, кто пришёл. (КТО – подлежащее)
✔ Я знаю, кто это (КТО – сказуемое) .
✔ Скажите, кому адресовано это письмо. (КОМУ – местоимение КТО в дательном падеже – дополнение) .
✔ Дом, который стоит у дороги, построен в прошлом году. (КОТОРЫЙ – подлежащее) .
✔ Дом, в котором я живу, построен в прошлом году. (В КОТОРОМ – обстоятельство места) .
✔ Каков поп, таков и приход. (Пословица, КАКОВ – именная часть составного именного сказуемого с нулевой связкой) .

Конечно, я не ставила задачу писать за Вас сочинение, но думаю, что мой ответ поможет Вам его написать самостоятельно.

Союз - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится лишь к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения.
Союзные слова- местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи.

Различие между союзом и союзным словом заключается в том, что союз – это служебная часть речи, служащая, в данном случае, только для связи простых предложений в составе сложного, а союзное слово служит не только для этого, но также является одновременно второстепенным членом придаточного предложения.


На этом уроке мы узнаем об отличиях союзов от союзных слов. Мы рассмотрим несколько способов отличить союз от союзного слова. И определим самые надёжные из этих способов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов"

· Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях.

· Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово.

· Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов.

На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями.

Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок.

Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос. Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения.

И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях.

В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова.

У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение.

Он расстроился, когда опоздал на урок.

В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово.

Но как мы это определили?

Подробнее посмотрим на подчинительные союзы.

В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями.

А что можно сказать о союзных словах?

Куда, где, когда, откуда, как – это наречия. Такие слова, как какой, который, что, - местоимения.

И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения.

Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи.

Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет.

И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово.

Но иногда догадаться бывает сложно.

И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова?

На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами.

Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы.

Так как быстро отличить – что перед нами?

Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз.

А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях.

И после них так и хочется поставить вопросительный знак!

Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова.

И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами.

Мы не поняли, откуда взялись звуки.

Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки?

Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово.

Вот другой пример.

Лектор остановился, чтобы передохнуть.

Выделяем придаточную часть.

Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть?

Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно.

Значит, перед нами союз.

Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы.

Это слова что, как и когда.

Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами.


Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы.

Мы можем попробовать сыграть в вопросы.

Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово.

Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз.

Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно.

Перед нам действительно союзное слово.

Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения.

Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например:

Не представляю, как можно жить без телефона.

Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы?

Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать.

Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово.

Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд?

А вот на союз логическое ударение не падает. Например.

Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом.

Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город.

Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным.

Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом.

Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения.

Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз.

Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится.

Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение.

А вот союзное слово из предложения не удаляется.

Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения.

Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово.

Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово.

Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения.

Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство.

Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством.

Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение.

А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры:

Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл.

Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места.

Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше.

Здесь выделенные слова – не члены предложения.

Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения.

Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов.

Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно.

Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно.

Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться.

Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта.

А вот после союзов такие слова вставить нельзя.

Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет.

Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет.

Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно.

Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием.

День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились.

Этот способ можно использовать не всегда.

Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры.

Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что.

Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая.

Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово.

Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях?

Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя.

Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно.


Задания Д14 № 10404

Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

– (20)Они быстро шли?

– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь старика!

– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52)Так и не вернулись?

– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.

(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:

– (56)Где их могила?

(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:

– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.

(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.


Задания Д2 № 10392

1) Ребята не задают сложных вопросов, на которые старик не мог бы дать ответы.

2) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.

3) Сыновья Пешеходова – давние друзья мальчишек.

4) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.

Старик любил общаться с ребятами за их искренний интерес к его рассказам.


Задание 9 № 10405

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий.) Оно представляет собой сложную синтаксическую конструкцию: первая и вторая части предложения связаны подчинительной связью, вторая с третьей – бессоюзной. с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено приложениями (Семён и Василий). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, определяющее тему текста.

Предложения №53-54, напротив, простые, как бы однозначно подводящее итог рассказу старика: эти предложения передают и боль за навернувшихся сыновей, и уверенность, что не зря сыновья погибли. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.

3. Сила духа — одно из главных качеств, делающее человека сильным. Это незаменимое качество, помогающее выжить в трудных жизненных ситуациях. Человек, сильный духом, способен преодолевать, казалось бы, непреодолимые преграды. Величайшее напряжение душевных и физических сил потребовалось от нашего народа, чтобы выстоять в Великой Отечественной войне. О силе духа русских слагаются легенды.

О судьбе молодой женщины, оставшейся один на один с голодом, разрухой, страхом и смертью я узнала из фильма "Матерь человеческая". Казалось бы, как можно выжить в таких условиях? Но Мария смогла. И не только сама осталась жива: она спасла жизнь детям, потерявшим родителей. Вместе они сеяли хлеб, ухаживали за животными и жили надеждой на возвращение русских солдат, на помощь. И они дождались! Но не было бы у фильма оптимистичного конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм — гимн сильной русской женщине.

Счастье — встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.

Читайте также: