Написать сочинение используя суффиксы еньк оньк его повод
Обновлено: 19.05.2024
Одна из основных функций суффикса – словообразовательная. Морфема, несущая в себе какое-либо значение, привносит его в новое слово. Для образования имен прилагательных (ИП), обозначающих личное отношение говорящего к описываемому предмету или явлению, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы – деминутивы. Чаще других в прилагательных встречаются -оньк/-еньк.
Значение суффиксов -еньк, -оньк
Эмоционально-экспрессивная окраска этой пары морфем несет различную семантическую нагрузку.
- Пренебрежительно оценочное, насмешливое, вплоть до презрительного, отношение:
– простенькая задача,
– хиленький подросток,
– слабенькая защита. - Смягчающее негативную оценку определение:
– плохонький пиджачок,
– скромненькая обстановка,
– старенький автобус. - Уменьшительно-ласкательное (с положительным значением, выражением симпатии, умиления) восприятие предмета:
– махонький щенок,
– мягонькая шерстка,
– гладенькая кожа.
Словообразование прилагательных с -еньк и -оньк
Поскольку прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк, -оньк обозначают эмоциональное отношение к качественной характеристике предмета, присоединяются деминутивы только к качественным ИП. Например:
трудный – труднЕНЬКий, легкий – легОНЬКий, слабый – слабЕНЬКий, ветхий – ветхОНЬКий.
От ИП, получивших экспрессивную окраску, образуют наречия: трудненько, легонько, слабенько.
Правописание
Правило, регулирующее правописание суффиксов -еньк, -оньк содержит всего два пункта:
После К, Г, Х в суффиксе пишут О.
В остальных вариантах – Е.
Для ИП другие гласные деминутивов запрещены, а для существительных иногда используются в фольклорных текстах, художественной литературе:
- -ИНЬК – заинька, Юлинька;
- -АНЬК – лисанька;
- -ЫНЬК – смертынька, березынька.
Современные словари помечают подобную лексику как устаревшую, архаичную, вышедшую из литературного языка, признавая нормативными для всех частей речи только -оньк, -еньк.
Выполняя разбор слова по составу, мы часто встречаем различные суффиксы. Они стоят после корня, их может быть один или больше (а может вообще ни одного). Эти морфемы участвуют в образовании новых слов с различными дополнительными значениями, и видное место среди суффиксов занимают уменьшительно-ласкательные.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением
В русском языке огромное разнообразие суффиксов. Запомнить их очень трудно, да и не надо тратить на это время. Запоминать стоит лишь те из них, в написании которых возможны ошибки.
Суффиксы придают новому слову значение лица (вр-ун), профессии (воспита-тель), увеличения (руч-ищ-а), уменьшения (дом-ик), пренебрежения (книж-онк-а) и т.д. Есть среди них и те, которые придают значение уменьшения, одновременно придавая экспрессивную окраску – положительную оценку, выражение симпатии. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке выполняют именно эту функцию.
Приведем примеры таких суффиксов:
- -ик-/-ек-
- -иц-/-ец
- -очк-/-ечк-
- -оньк-/-еньк-
- -урк-
- -ушк-(-юшк-)
- -инк-
- -ышк- (-ишк-)
Все эти аффиксы, прибавляясь к производящей основе, образуют слово той же части речи, но с дополнительной окраской: карандаш-ик, пальт-ец-о, сем-ечк-о, глаз-оньк-и, печ-урк-а и т.д.
прежде чем принимать решение о правописании суффикса, надо убедиться, что он правильно найден; сравним: горош-ин-к-а и снеж-инк-а (бывает горош-ин-а, но не бывает снеж-ин-ы).
Правописание суффиксов –ик-/-ек-
Уменьшительный суффикс –ик- пишется в том случае, если при изменении слова гласная сохраняется, -ек- – если выпадает (бывают беглые Е и О, не бывает беглых И и Ы).
- Огурч-ик – огурч-ик-а (не выпала гласная).
- Платоч-ек – платоч-к-а (выпала).
Правописание суффиксов –очк-/-ечк-
После твердых согласных основы пишется –очк-, в остальных случаях – -ечк-.
Нельзя путать существительные с суффиксами –очк-, -ечк- с теми словами, в которых суффикс –к- прибавляется к производящей основе с –иц- на конце.
Приведем примеры:
Это не суффикс –ичк-, а разные морфемы.
Правописание суффиксов –ец-/-иц-
Уменьшительно-ласкательные суффиксы пишутся по такому правилу:
- если на конце слова О под ударением, то пишется –ец-: пиьм-ец-о, ружь-ец-о;
- если на конце Е (безударное), то пишется –иц- : масл-иц-е, задань-иц-е.
Правописание суффиксов –еньк-/-оньк-
Это правило не представляет труда запомнить: после твердых согласных пишется –оньк-, а после мягких согласных, гласных и шипящих – -еньк-.
Приведем примеры:
Из правила есть исключения: заинька, паинька и баиньки.
Что мы узнали?
В русском языке есть немало уменьшительно-ласкательных суффиксов; их правописание подчиняется различным правилам, которые надо запоминать: но начинать в любом случае надо с того, что правильно найти суффикс.
Находить в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Сделать вывод о правописании суффиксов.
Исследовать слова на правописание суффиксов.
Записывать слова с пропущенными суффиксами.
Проверять по словарям правильность написания слов.
Образовывать новые слова с суффиксами.
Подбирать однокоренные слова с суффиксами по образцу.
Некоторые учащиеся смогут:
Рассказать о правилах вежливости в общении с одноклассниками.
Составить и разыграть ситуации общения.
Составлять правила вежливости.
Основные термины и словосочетания:
Состав слова, части слова, суффикс, приставка, корень, окончание, одноко-
ренные слова, родственные слова, пословица, вопрос, предложение,
упражнение, ответ, пословица.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
А как бы ты хотел, чтобы к тебе вежливо обращались в классе?
Какие правила вежливости ты знаешь?
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,
алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,
высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и
письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в
именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,
перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се-
редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-
щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделитель-
ный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные
и однокоренные слова.
Создание положительного эмоционального настроя
Встали тихо, замолчали,
Все, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нем иначе нету проку.
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай все внимательно,
Поймешь все обязательно.
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей
урока.
(П) Учитель предлагает учащимся назвать свои имена ласково; просит назвать суффиксы, которые встретились в именах.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Постановка задач:
– Что такое суффикс?
– Где суффикс находится в слове?
– Какую роль играют суффиксы в слове?
– Когда в слове пишутся суффиксы -оньк-, -еньк-?
Работа над темой урока.
Цель: усвоение содержания темы.
Работа по учебнику.
(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов .
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.
(К, И) Учащиеся рассматривают картинку и узнают, как
называют девочку в классе.
Отвечают на вопросы:
1) Какое имя девочке нравится больше (объясняют почему);
2) Как называть друг друга невежливо?
3) А как бы ты хотел, чтобы к тебе вежливо обращались в
Под руководством учителя дети выписывают формы имени девочки, в составе которых имеется суффикс;
обозначают суффиксы; выделяют суффикс, который придал слову уменьшительно-ласкательное значение.
(К, И) Исследовательская работа.
Ученики записывают слова с суффиксами -оньк-, -еньк;
обозначают суффиксы; исследуют слова, какие звуки стоят
перед суффиксами в этих словах; делают вывод: когда в
словах пишется суффикс -оньк-, когда -еньк-.
(К, И) Работа с правилом.
(Д, К) Физминутка для глаз.
Рисование носом
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал
длинным и рисуют предложенные учителем суффиксы, предметы, буквы и т.д.
Работа по теме урока
Цель: выполнение практических заданий.
Работа по учебнику.
Ученики распределяют данные в учебнике слова в домики,
используя свои знания о правописании суффиксов -оньк- и - еньк-;
записывают полученные слова и обозначают суффиксы.
Учитель проводит между группами соревнование.
В словах, данных в учебнике, учащиеся находят ошибки;
объясняют правописание суффиксов -оньк- и -еньк-;
записывают полученные слова правильно; обозначают суффиксы.
(И) Самостоятельная работа.
Учитель предлагает детям повернуться друг к другу и назвать своего соседа ласковым именем;
выделить устно в его имени суффикс и объяснить его
по образцу, данному в упражнении, ученики самостоятельно или под руководством учителя записывают пары слов (имен),
используя суффикс -еньк-; обозначают суффикс.
(К, И) Учащиеся рассматривают картинки в учебнике;
составляют и участвуют в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других; составляют диалоги и разыгрывают ситуации, используя правила вежливости.
(Д, К) Динамическая пауза
Мы немного отдохнем,
Дружно все мы в лес пойдем.
А теперь все тихо встали…
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повторяем все подряд.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Работа по развитию речи.
Цель: развитие связной речи.
Работа по учебнику.
(И) Самостоятельная работа.
суффиксами -оньк- и -еньк- к словам упражнения; записывают по образцу; обозначают суффиксы.
Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в составе слов русского языка.
Суффикс — словообразующая морфема
В морфемном составе многих слов имеется минимальная значимая часть слова — суффикс, например:
- короб к а
- объявл ени е (разбор по составу)
- лес ник (разбор по составу)
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Понаблюдаем, как суффиксы образуют новые слова:
- библиотека — библиотек арь ;
- белый — бел изн а;
- труба — труб ач .
Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?
Среди огромного разнообразия суффиксов русского языка существуют особенные суффиксы, которые привносят в семантику уже существующего слова значение ласки и уменьшительности, например:
ключ — это металлический предмет для запирания замка шкафа, дверей дома, автомобиля и пр.
Уменьшительно-ласкательный суффикс — это значимая часть слова, придающая особый оттенок его исходному значению.
Суффиксы -ик-/-ек-
Поупражняемся и образуем такие же слова с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов -ик/-ек:
- дом — дом ик ;
- букварь — буквар ик ;
- словарь — словар ик ;
- карандаш — карандаш ик ;
- веник — венич ек ;
- лепесток — лепесточ ек ;
- ящик — ящич ек .
Перечислим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением и приведем примеры слов.
Суффикс -к-
- рыба — рыб к а;
- птица — птич к а;
- башня — башен к а;
- вишня — вишен к а.
Суффикс -ок-/ёк
- снег — снеж о́к ;
- берег — береж о́к ;
- друг — друж о́к ;
- шаг — шаж о́к ;
- день — ден ёк ;
- пень — пен ёк .
Суффикс -ец-/иц-
- белье — бель е ц о́ ;
- пальто — пальт е ц о́ ;
- варенье — варе́нь и ц е ;
- поместье — поме́сть и ц е .
Безударный суффикс -ец- пишется, если у существительного среднего рода ударное окончание -о. Если же существительное имеет окончание -е, то в его морфемном составе имеется безударный суффикс -иц-.
Суффикс -очк-/ечк-
- кисть — кист очк а;
- трость — трост очк а;
- весть — вест очк а;
- семя — сем ечк о;
- темя — тем ечк о;
- утро — утр ечк о.
- марк а — мароч к а;
- шапк а — шапоч к а;
- куртк а — курточ к а.
Суффикс -оньк-/-еньк-
Читайте также: