Написать сочинение используя суффиксы еньк оньк его повод

Обновлено: 19.05.2024


Одна из основных функций суффикса – словообразовательная. Морфема, несущая в себе какое-либо значение, привносит его в новое слово. Для образования имен прилагательных (ИП), обозначающих личное отношение говорящего к описываемому предмету или явлению, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы – деминутивы. Чаще других в прилагательных встречаются -оньк/-еньк.

Значение суффиксов -еньк, -оньк

Эмоционально-экспрессивная окраска этой пары морфем несет различную семантическую нагрузку.

  • Пренебрежительно оценочное, насмешливое, вплоть до презрительного, отношение:
    – простенькая задача,
    – хиленький подросток,
    – слабенькая защита.
  • Смягчающее негативную оценку определение:
    – плохонький пиджачок,
    – скромненькая обстановка,
    – старенький автобус.
  • Уменьшительно-ласкательное (с положительным значением, выражением симпатии, умиления) восприятие предмета:
    – махонький щенок,
    – мягонькая шерстка,
    – гладенькая кожа.

Словообразование прилагательных с -еньк и -оньк

Поскольку прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк, -оньк обозначают эмоциональное отношение к качественной характеристике предмета, присоединяются деминутивы только к качественным ИП. Например:

трудный – труднЕНЬКий, легкий – легОНЬКий, слабый – слабЕНЬКий, ветхий – ветхОНЬКий.

От ИП, получивших экспрессивную окраску, образуют наречия: трудненько, легонько, слабенько.

Правописание

Правило, регулирующее правописание суффиксов -еньк, -оньк содержит всего два пункта:

После К, Г, Х в суффиксе пишут О.
В остальных вариантах – Е.

Правописание прилагательных с суффиксами -еньк, -оньк

Для ИП другие гласные деминутивов запрещены, а для существительных иногда используются в фольклорных текстах, художественной литературе:

  • -ИНЬК – заинька, Юлинька;
  • -АНЬК – лисанька;
  • -ЫНЬК – смертынька, березынька.

Современные словари помечают подобную лексику как устаревшую, архаичную, вышедшую из литературного языка, признавая нормативными для всех частей речи только -оньк, -еньк.

Выполняя разбор слова по составу, мы часто встречаем различные суффиксы. Они стоят после корня, их может быть один или больше (а может вообще ни одного). Эти морфемы участвуют в образовании новых слов с различными дополнительными значениями, и видное место среди суффиксов занимают уменьшительно-ласкательные.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке – правило и примеры

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

В русском языке огромное разнообразие суффиксов. Запомнить их очень трудно, да и не надо тратить на это время. Запоминать стоит лишь те из них, в написании которых возможны ошибки.

Суффиксы придают новому слову значение лица (вр-ун), профессии (воспита-тель), увеличения (руч-ищ-а), уменьшения (дом-ик), пренебрежения (книж-онк-а) и т.д. Есть среди них и те, которые придают значение уменьшения, одновременно придавая экспрессивную окраску – положительную оценку, выражение симпатии. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке выполняют именно эту функцию.

Приведем примеры таких суффиксов:

  • -ик-/-ек-
  • -иц-/-ец
  • -очк-/-ечк-
  • -оньк-/-еньк-
  • -урк-
  • -ушк-(-юшк-)
  • -инк-
  • -ышк- (-ишк-)

Все эти аффиксы, прибавляясь к производящей основе, образуют слово той же части речи, но с дополнительной окраской: карандаш-ик, пальт-ец-о, сем-ечк-о, глаз-оньк-и, печ-урк-а и т.д.

прежде чем принимать решение о правописании суффикса, надо убедиться, что он правильно найден; сравним: горош-ин-к-а и снеж-инк-а (бывает горош-ин-а, но не бывает снеж-ин-ы).

Правописание суффиксов –ик-/-ек-

Уменьшительный суффикс –ик- пишется в том случае, если при изменении слова гласная сохраняется, -ек- – если выпадает (бывают беглые Е и О, не бывает беглых И и Ы).

  • Огурч-ик – огурч-ик-а (не выпала гласная).
  • Платоч-ек – платоч-к-а (выпала).

Правописание суффиксов –очк-/-ечк-

После твердых согласных основы пишется –очк-, в остальных случаях – -ечк-.

Нельзя путать существительные с суффиксами –очк-, -ечк- с теми словами, в которых суффикс –к- прибавляется к производящей основе с –иц- на конце.

Приведем примеры:

Это не суффикс –ичк-, а разные морфемы.

Правописание суффиксов –ец-/-иц-

Уменьшительно-ласкательные суффиксы пишутся по такому правилу:

  • если на конце слова О под ударением, то пишется –ец-: пиьм-ец-о, ружь-ец-о;
  • если на конце Е (безударное), то пишется –иц- : масл-иц-е, задань-иц-е.

Правописание суффиксов –еньк-/-оньк-

Это правило не представляет труда запомнить: после твердых согласных пишется –оньк-, а после мягких согласных, гласных и шипящих – -еньк-.

Приведем примеры:

Из правила есть исключения: заинька, паинька и баиньки.

Что мы узнали?

В русском языке есть немало уменьшительно-ласкательных суффиксов; их правописание подчиняется различным правилам, которые надо запоминать: но начинать в любом случае надо с того, что правильно найти суффикс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Находить в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Сделать вывод о правописании суффиксов.

Исследовать слова на правописание суффиксов.

Записывать слова с пропущенными суффиксами.

Проверять по словарям правильность написания слов.

Образовывать новые слова с суффиксами.

Подбирать однокоренные слова с суффиксами по образцу.

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать о правилах вежливости в общении с одноклассниками.

Составить и разыграть ситуации общения.

Составлять правила вежливости.

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, суффикс, приставка, корень, окончание, одноко-

ренные слова, родственные слова, пословица, вопрос, предложение,

упражнение, ответ, пословица.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

А как бы ты хотел, чтобы к тебе вежливо обращались в классе?

Какие правила вежливости ты знаешь?

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в

именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,

перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се-

редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-

щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделитель-

ный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные

и однокоренные слова.

Создание положительного эмоционального настроя

Встали тихо, замолчали,

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай все внимательно,

Поймешь все обязательно.

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей

урока.

(П) Учитель предлагает учащимся назвать свои имена ласково; просит назвать суффиксы, которые встретились в именах.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Постановка задач:

– Что такое суффикс?

– Где суффикс находится в слове?

– Какую роль играют суффиксы в слове?

– Когда в слове пишутся суффиксы -оньк-, -еньк-?

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Работа по учебнику.

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов .

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.

(К, И) Учащиеся рассматривают картинку и узнают, как

называют девочку в классе.

Отвечают на вопросы:

1) Какое имя девочке нравится больше (объясняют почему);

2) Как называть друг друга невежливо?

3) А как бы ты хотел, чтобы к тебе вежливо обращались в

Под руководством учителя дети выписывают формы имени девочки, в составе которых имеется суффикс;

обозначают суффиксы; выделяют суффикс, который придал слову уменьшительно-ласкательное значение.

(К, И) Исследовательская работа.

Ученики записывают слова с суффиксами -оньк-, -еньк;

обозначают суффиксы; исследуют слова, какие звуки стоят

перед суффиксами в этих словах; делают вывод: когда в

словах пишется суффикс -оньк-, когда -еньк-.

(К, И) Работа с правилом.

(Д, К) Физминутка для глаз.

Рисование носом

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал

длинным и рисуют предложенные учителем суффиксы, предметы, буквы и т.д.

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

Работа по учебнику.

Ученики распределяют данные в учебнике слова в домики,

используя свои знания о правописании суффиксов -оньк- и - еньк-;

записывают полученные слова и обозначают суффиксы.

Учитель проводит между группами соревнование.

В словах, данных в учебнике, учащиеся находят ошибки;

объясняют правописание суффиксов -оньк- и -еньк-;

записывают полученные слова правильно; обозначают суффиксы.

(И) Самостоятельная работа.

Учитель предлагает детям повернуться друг к другу и назвать своего соседа ласковым именем;

выделить устно в его имени суффикс и объяснить его

по образцу, данному в упражнении, ученики самостоятельно или под руководством учителя записывают пары слов (имен),

используя суффикс -еньк-; обозначают суффикс.

(К, И) Учащиеся рассматривают картинки в учебнике;

составляют и участвуют в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других; составляют диалоги и разыгрывают ситуации, используя правила вежливости.

(Д, К) Динамическая пауза

Мы немного отдохнем,

Дружно все мы в лес пойдем.

А теперь все тихо встали…

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повторяем все подряд.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Работа по развитию речи.

Цель: развитие связной речи.

Работа по учебнику.

(И) Самостоятельная работа.

суффиксами -оньк- и -еньк- к словам упражнения; записывают по образцу; обозначают суффиксы.

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го языка.

Суффикс — словообразующая морфема

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

  • короб к а
  • объ­явл ени е (раз­бор по соста­ву)
  • лес ник (раз­бор по соста­ву)

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Суффикс - это

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

  • биб­лио­те­ка — биб­лио­тек арь ;
  • белый — бел изн а;
  • тру­ба — труб ач .

Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Среди огром­но­го раз­но­об­ра­зия суф­фик­сов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют осо­бен­ные суф­фик­сы, кото­рые при­вно­сят в семан­ти­ку уже суще­ству­ю­ще­го сло­ва зна­че­ние лас­ки и умень­ши­тель­но­сти, например:

ключ — это метал­ли­че­ский пред­мет для запи­ра­ния зам­ка шка­фа, две­рей дома, авто­мо­би­ля и пр.

Уменьшительно-ласкательный суф­фикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, при­да­ю­щая осо­бый отте­нок его исход­но­му значению.

Суффиксы -ик-/-ек-

Поупражняемся и обра­зу­ем такие же сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем с помо­щью суф­фик­сов -ик/-ек:

  • дом — дом ик ;
  • бук­варь — бук­вар ик ;
  • сло­варь — сло­вар ик ;
  • каран­даш — каран­даш ик ;
  • веник — венич ек ;
  • лепе­сток — лепе­сточ ек ;
  • ящик — ящич ек .

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Перечислим суф­фик­сы с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Суффикс -к-

  • рыба — рыб к а;
  • пти­ца — птич к а;
  • баш­ня — башен к а;
  • виш­ня — вишен к а.

Суффикс -ок-/ёк

  • снег — снеж о́к ;
  • берег — береж о́к ;
  • друг — друж о́к ;
  • шаг — шаж о́к ;
  • день — ден ёк ;
  • пень — пен ёк .

Суффикс -ец-/иц-

  • белье — бель е ц о́ ;
  • паль­то — пальт е ц о́ ;
  • варе­нье — варе́нь и ц е ;
  • поме­стье — поме́сть и ц е .

Безударный суф­фикс -ец- пишет­ся, если у суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода удар­ное окон­ча­ние . Если же суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -е, то в его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся без­удар­ный суф­фикс -иц-.

Суффикс -очк-/ечк-

  • кисть — кист очк а;
  • трость — трост очк а;
  • весть — вест очк а;
  • семя — сем ечк о;
  • темя — тем ечк о;
  • утро — утр ечк о.
  • марк а — мароч к а;
  • шапк а — шапоч к а;
  • куртк а — кур­точ к а.

Суффикс -оньк-/-еньк-

Читайте также: