Надо мной простиралось небо тихое небо над притихшей землей сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Что мы знаем о стране, в которой живем? О ее природе, истории, выдающихся людях. Чаще всего наши знания об этом, к сожалению, ограничиваются самыми общими представлениями. Может быть, как раз из-за этого многие люди и хотят покинуть свою родину?

В чем проявляется преемственность поколений? Внимательно ли относятся люди к окружающей их природе? Как учитель влияет на формирование у своих учеников любви к родине? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте российская писательница Наталья Соломко. Однако наиболее детально она рассматривают проблему стремления людей уехать в другие страны.

Автор рассказывает нам о походе класса в лес со своим учителем географии Александром Арсеньевичем. Сидя у костра, обсуждая родную природу, молодой учитель был очень огорчен, что ребята так небрежно относятся к ней.

Таким образом, позиция автора текста довольно ясна. Н.З.Соломко сожалеет, что некоторые люди невнимательно относятся к окружающему их миру, плохо знают природу родного края, мечтают уехать в другие страны. Она уверена, что главная причина этого стремления может быть вызвана не любознательностью, а ложным представлением о том, что в родных краях уже все известно и знакомо.

Я не могу не согласиться с автором. Мне кажется, что если человек начнет изучать свою родину, то он поймет, как много интересного и необычного скрывается за темными домами, серыми полями, деревьями, животными. И тогда человек сможет прийти к выводу, что он не хочет уезжать из своего родного края, не хочет покидать, бросать его.

В заключение я хочу сказать, что не стоит считать свою родину обыденной и унылой. Пора понять, что мы живем в стране с богатой и разнообразной природой, с многовековой историей. Нас манят чужие, далекие страны, полные неизведанных красот и древних тайн, о которых мы читаем в книгах и мечтаем увидеть их своими глазами. Но всё это - рядом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

1. Назовите гласные и согласные звуки в слове фюзеляж (корпус летательного аппарата).

Ответ: гласные – [ у], [иэ ], [а]; согласные –[ ф,], [ з,], [л,], [ ш].

2. Объясните значение и написание: прибывать вовремя – пребывать в отпуске.

  • прибывать вовремя – приходить, приезжать (приставка при-);
  • пребывать в отпуске – находиться (приставка пре-).

3. Определите способ образования слова возглавить.

Ответ: возглавить глава (приставка воз-, суффикс -и-), приставочно-суффиксальный.

4. Диагностика (назовите все орфограммы в словах). Стремительно съедем на салазках с горки.

5. Восстановите начальную форму и проверьте окончания глаголов: похитит – похищает.

Ответ: похитит – что сделает? - что сделать? – похитить – II спр. – похитит (окончание –ит); похищает – что делает? - что делать? – похищать – I спр. – похищает (окончание –ет).

6. Определите вид связи в словосочетании родительское собрание, замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

Ответ: родительское собрание – согласование, собрание родителей – управление.

Всё-таки лучше Максим Максимыч отвечал он, чтоб совесть была чиста (М.Ю. Лермонтов.)

8. Выпишите грамматическую основу предложения.

Половину следующего дня она была тиха, молчалива и послушна. (М.Ю. Лермонтов.)

Ответ: она была тиха, молчалива и послушна.

9. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Максим Максимыч имел глубокие сведения о поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении. (М.Ю. Лермонтов.)

10 Составьте схему предложения.

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены: они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе… (М.Ю. Лермонтов.)

Разминка №2

1. Назовите непроизносимые согласные в словах: ненастный, сердце, тростник, чувствовать.

2. Определите способ образования слова замес.

Ответ: замес замесить, бессуффиксный.

3. Восстановите начальную форму и проверьте окончания глаголов: насытит – насыщает.

  • насытит - что сделает? - что сделать? – насытить - II спр. – насытит (окончание –ит);
  • насыщает – что делает? - что делать? – насыщать – I спр. - насыщает (окончание –ет).

4. Поставьте числительное 583 в творительный падеж.

Ответ: пятьюстами восьмьюдесятью тремя.

5. Объясните значение и написание слов обессилеть - обессилить.

  • обессилеть – стать бессильным (без пищи можно обессилеть),
  • обессилить – сделать бессильным (обессилить врага было нелегко).

Ответ: безымянную речушку – согласование, речушку без имени – управление.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения.

Успев отведать ещё тёплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. (Д. Иванов.)

Ответ: он дремал, щурился.

9. Верните предложение со знаками.

Туннель это ночь но не вправду а в шутку (С. Маршак.)

Ответ. Туннель – это ночь, но не вправду, а в шутку.

10. Составьте схему предложения.

Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.

Разминка №3

1. Назовите звонкие и глухие согласные в слове наезд.

Ответ: звонкие –[н],[j,], глухие – [с],[т].

  • обезводить(СВ) – обезводивший(действительное), обезвоженный(страдательное);
  • обезвоживать(НСВ) – обезвоживающий(действительное), обезвоживаемый(страдательное).

3. Поставить числительное 197 в творительный падеж.

4. Определите способ образования слова приутихнуть.

Ответ: приутихнуть утихнуть, приставочный.

  • спросил с усмешкой – управление,
  • спросил усмехаясь – примыкание.

7. Определите части речи в предложении.

Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (К.Г. Паустовский.)

Река Гераклита - i_001.jpg

В нынешнем году я нарушил давний обычай никуда не ездить в летние месяцы. Путешествую я только весной и осенью. Летом мне слишком жадно работается и хорошо думается, чтобы бросать привычную подмосковную жизнь с твердо налаженным бытом, книгами и мчаться куда-то. Но с некоторых пор начались перебои в безотказно работавшем механизме, мне словно чего-то недостает, и это мешает жить и работать. С удивлением я открыл для себя, какую важную роль играли в летние месяцы те два-три часа, которые я проводил в лесу. Здесь, а не за письменным столом, происходила главная работа сочинительства. И вовсе не потому, что исхоженный вдоль и поперек лес помогал внутренней сосредоточенности, а потому что он меня все время будоражил, загадывал разные загадки и тем поощрял душевную работу. Но в последнее время мне перестало хватать того малого пространства в излучинах Десны-подмосковной, где проходит моя жизнь.

Четверть века каждая прогулка приносила какие-то открытия, теперь я тяну пустые сети. Прежние погружения в неведомое превратились в гигиенические моционы, по отсутствию впечатления это почти бег на месте. Моя душа молчит, не отзываясь более тому, что уже было, было, без счета было…

Предкам Грациуса не сиделось на месте, мой приятель унаследовал их географическое беспокойство. Он вечно в разъездах, часто без повода и цели. Узнав, что друзья пригласили меня в Мятлево, он тут же воспылал любовью к калужской земле, с которой связаны величайшие русские судьбы. Грациус так и сыпал именами: протопоп Аввакум, боярыни Морозова и Урусова, Баженов и Чебышев, Пушкин, Лев Толстой, маршал Жуков, Марина Цветаева… Мне сообщился его энтузиазм. Никогда еще не покидал я дом так беспечно…

Перехватил он меня на пути из деревянного домика, скромно упрятавшегося в ракитнике.

— Приехали, значит? — с улыбкой сказал он и всадил хорошо наточенный топор в колоду.

Возле, прислоненные к плетню, стояли новенькие грабли — штук пять-шесть.

— Погостить, — сразу уточнил я, чтобы он не заподозрил в нас с Грациусом скрытых земледельцев. — На несколько деньков. А вы, гляжу, грабли делаете?

— Откурился, — я показал на сердце. — Откуда такие?

— Из нашего сельпо. Лежат навалом. Их мало берут: дорогие и слабые. Дыма не боитесь?

— На воздухе. А что еще там есть?

— Ром ямайский. Наш портвейчок, конешно. Седло хорошее, со стременами. Детские коляски. А так пока больше ничего.

Он закурил, пустил ароматный дымок, и мы присели на скамейку возле его дома.

— Здесь у нас трудоспособных всего трое, — сообщил он доверительно. — Венька-задумчивый, Нюрка-блоха и Мой Василий. Остальные на пензии. Мы с дедом Пекой и Вакушкой — инвалиды войны, а женский мир — по годам.

Если мне недоставало информации, то Алексей Тимофеевич (имя соседа) томился невозможностью делиться ею. Мы должны сойтись.

— Где ранило? — спросил я.

— На Курской дуге.

— А немец тут был?

— Обязательно! Полдеревни спалил. Это же огромадная деревня была, в три улицы. А уж отстраивалась — в одну, вон в какую длинную.

Когда мы въехали в Мятлево, как раз напротив сельпо, значит, примерно посередине, улица не просматривалась до конца ни вправо, ни влево. Дома крепкие, под тесом или под железом, опрятные палисадники, справные дворы. При всем том деревня казалась заброшенной: трубы не дымились, редко возле какой избы увидишь кур или уток, еще реже — телка на привязи или поросенка в луже. И духом жилым не тянуло. Загадку эту разгадать просто: местных жителей — раз-два, и обчелся, а остальные — приезжие из города. Иные являются на конец недели, иные — на ягодный или грибной сезон. Я спросил Алексея. Тимофеевича, сколько тут коренного населения.

— Дворов пятнадцать наберется, — подумав, ответил он. — Остальные с Калуги, Медыни, Москвы.

— Нам? А когда скучать-то? Днем работаешь. Телевизор цветной. Река рядом. Которые рыбу удят.

— Рыба, кто же еще?

— Рыба тут вовсе не клюет. А рыбачок, бывает, так наклюется, что домой не доползет. А вы что — рыбалить приехали?

— Здесь — пустое… У моста надо ловить. Вы проезжали.

— Да. Стало быть, видели рыбачков…

Из дома вышла и, по-утиному раскачиваясь, прошла мимо нас с поганым ведром низенькая, коренастая, широкая в крестце старуха. В растянутых мочках качались круглые серебряные серьги. Я поклонился. Она угрюмо, не глянув, ответила.

— Моя… молодая, — усмехнувшись, сказал Алексей Тимофеевич.

— Не довольна, что я вас от работы отрываю?

— А куда она денется, эта работа? — сказал он пренебрежительно. — Думает, что мы насчет бутылки соображаем.

— А кто из женщин любит, чтобы мужик пил. Разве которая сама зашибает. Но в деревнях такие — редкость… Моя насчет этого сильно строгая. Мы с ней недавно, еще, можно сказать, приглядываемся… Жена, с которой я жизнь прожил, летошний год преставилась. Мы с ней четырех сыновей настрогали и дочку. Эту я для хозяйства пустил. Чижало, знаете, двум мужикам без бабы, особенно когда корова.

Запишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните определения, выраженные причастными оборотами. Объясните, при каких условиях они обособлены, а при каких нет.
• Подчеркните в тексте составные сказуемые. Какие они: именные или глагольные?
• Найдите в тексте однокоренные слова.
(С)того далёкого времени, когда я (в)первые обратил внимание на небо и (в)первые увидал падающую звезду, прошло (не)сколько десятилетий.
Но и (сей)час, как и в детстве, я люблю в летнюю ночь смотреть на звёздное небо. Лучше всего смотреть, лёжа на лугу в тёплой, ещё (не)остывшей от солнечного тепла траве. Тишина простирается над землёй, едва ощутимый ветерок ласково обвевает лицо, и такими прекрасными кажутся небо и звёзды. Мысли устремляются в таинственные глубины мироздания, вспоминаются стихи Тютчева:
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(А. Перегудов)

Решение

С того далёкого времени, когда я впервые обратил внимание на небо и впервые увидал падающую звезду, прошло несколько десятилетий.
Но и сейчас, как и в детстве, я люблю в летнюю ночь смотреть на звёздное небо. Лучше всего смотреть, лёжа на лугу в тёплой, ещё не остывшей от солнечного тепла траве. Тишина простирается над землёй, едва ощутимый ветерок ласково обвевает лицо, и такими прекрасными кажутся небо и звёзды. (Предложение повеств., невоскл., сложное с разными видами связи) Мысли устремляются в таинственные глубины мироздания, вспоминаются стихи Тютчева:
Небесный свод, горящий славой звездной ,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены .
(А. Перегудов)
• в тексте встречаются составное глагольное сказуемое: люблю смотреть и составные именные сказуемые: кажутся прекрасными, окружены, в котором глагол−связка нулевая, а именная часть выражена кратким причастием.
• однокоренные слова в тексте: звезду − звездное; небо − небесный.
Лёжа − 2 слога;
л − [ л ] − согл., непарн. звонк., мягк., сонорный.
ё − [ о ] − гласн., ударн.
ж − [ ж ] − согл., парн. зонк., тверд.
а − [ а ] − гласн., безударн.
Впервые
Десятилетий
Времени − существительное;
(чего?) времени.
Н. ф. − время;
пост. − нариц., неодуш., ср. р., разноскл.;
непост.: ед. ч., Р. п.
Впервые − наречие.
Обратил (когда?) впервые, признак действия;
Неизм.
Несколько − наречие.
Прошло (сколько?) несколько, признак действия;
Неизм.

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Читайте также: