Сочинение на тему человек и природа васюткино озеро
Обновлено: 07.07.2024
В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой, но и над нами — людьми. И это понятно, ведь мы — часть природы, одно из звеньев цепи, которая когда-то была прочной и надежной. Как же так случилось, что мы сами порвали эту цепь? Откуда возникло это нелепое, чудовищное противостояние между природой и человеком? Когда-то кто-то решил объявить человека "царем природы". Но "царь" этот оказался злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в подчиненного, а в раба. Точнее, попытался превратить. Потому что природа не сдается просто так. Человек объявил ей войну,— она готова дать достойный ответ. И тут вспоминаются слова Егора Полушкина из романа Е. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей": "Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!"
Экологические вопросы не раз затрагивались в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено немало стихов, рассказов, повестей и романов. Потому что писатели и поэты, обладая чутким сердцем, отзывчивой душой и наблюдательным взглядом, не могут не заметить, а заметив, не могут остаться равнодушными к тому злу, которое все чаще причиняет человек окружающей его природе. Особенно остро конфликт между природой и человеком-потребителем раскрывается в произведениях современных писателей. И все чаще они рассматривают этот конфликт с философской точки зрения — как противостояние беззащитной красоты и наступательного, вселенского зла. Говоря об отношении человека к природе, большинство авторов идут дальше, глубже, перенося эти отношения в социальную сферу, делая их мерилом человеческих чувств, личности и общества в целом.
Именно такой философский подход использует в своем творчестве известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения. Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью ее Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей, где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой. Впоследствии же эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая. Защита природы, защита человеческого в человеке — вот основная мысль, которая проходит через все творчество писателя. Она связана с высокими гуманистическими традициями всей русской классической литературы.
В большинстве произведений Астафьева главными действующими лицами являются природа, человек и сам автор. При этом природа выступает то в виде конкретных пейзажей, то как абстрактная философская категория. Разнообразными красками рисует писатель человека, чей образ в основном зависит от отношения к окружающему миру — как к миру природы, так и к миру людей. Каждый персонаж у Астафьева сложен и многогранен. И задача автора заключается в том, чтобы увидеть и оценить многообразные взаимосвязи человека и природы.
В рассказах писателя мы сталкиваемся с двумя противоположными видами этих взаимоотношений: с одной стороны, те, кто бездумно и жестоко уничтожает природу, с другой — те, кто стремится всеми способами сохранить, спасти окружающий мир. В этом отношении к природе проявляется в целом нравственная сущность человека. С теплотой и сочувствием рисует В. Астафьев образы душевных, чистых сердцем людей, например главная героиня рассказа "Людочка", сохранившая жестоких жизненных условиях доброту, порядочность, милосердие и уважение к людям. В этом произведении затронуты важнейшие вопросы: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.
В городском парке люди выкопали канаву и проложили по ней трубу, а вот закопать забыли. "С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дуркотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородник, не рожавший ягод, и всюду развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. Кое-где дурнину эту непролазную пробивало кривоствольными черемухами, две-три вербы, одна почерневшая от плесени упрямая береза росла и, отпрянув сажень на десять, вежливо пошумливая листьями, цвели в середине лета кособокие липы". Что же сделал с когда-то буйной и красивой природой человек? Как мог допустить все это? Вырублены леса, уничтожены цветы, плодородная в прошлом земля изрыта канавами, залитыми грязной зловонной водой. Уничтожив красоту, человек порвал все связи с окружающим миром. Он поработил природу, заставил работать на себя. Но чего он этим добился? Только постепенного самоуничтожения! Вместо того чтобы жить в согласии с природой, наслаждаться ее красотой и обогащать свой внутренний мир общением с ней, человек вынужден теперь бороться за собственное выживание.
Что же, как говорит Астафьев в повести "Царь-рыба", "пришла пора отчитаться за грехи, пробил крестный час". Люди ужасно эгоистичны и лицемерны, они не способны чувствовать чужую боль. Даже то, что еще осталось от природы, они испоганили, так как считали это ничьим. И в этом изуродованном мире все чаще появляются такие "изуродованные" люди, как Стрекач из "Людочки" — жалкое, нравственно одичавшее существо, которое собрало в себе все гадкое и подлое, что только может быть в человеке.
В. Астафьев в своих произведениях ставит вопрос не только об экологии природы, но и об экологии души. "Забылся в человеке человек!" —говорит писатель, и от этого все беды человеческие, все катастрофы. Разорваны связи человека с природой — отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души. Автор убежден, что спасать природу необходимо не только вокруг человека, но и в нем самом.
Неразумность борьбы человека с окружающим миром, призрачность его победы, нравственные потери, которые несет человек от такой борьбы, показывает Астафьев в "Царь-рыбе". Рисуя противостояние человеческого и бесчеловечного, добра и зла, раздумывая о роли человека на земле, он стремится найти смысл жизни, отыскать вечные истины — то, на что мог бы стереться человек, чтобы выжить. В схватке с рыбой, перед лицом смерти, Игнатьич, герой повести, пересматривает всю свою жизнь, исповедуется перед самим собой и раскаивается. Он понимает, в чем его грех: всякое насилие над природой неизбежно приведет к гибели самого человека.
Красота природы, слияние с ней дают его героям силы для существования. Природа выступает единственным источником энергии и успокоения. Она очищает мысли и душу.
Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Губя природу, мы губим самих себя, разрушая связи не только с окружающим миром, но и с себе подобными. Поэтому, чтобы выжить и не потерять себя, мы обязаны соблюдать разумное равновесие между человеком, его внутренним миром и окружающей его природой.
Астафьев в своих произведениях выражает надежду на то, что еще не поздно осознать все это и наладить гармоничные отношения с миром.
"Красота спасет мир", — говорил Ф. М. Достоевский. Так давайте же научимся видеть эту красоту! Давайте впустим ее в свои сердца и будем беречь, как самое дорогое в жизни!
Тема природы и таежных пейзажей занимает важное место в произведениях В. П. Астафьева. Не исключением стал и рассказ “Васюткино озеро”, в котором тринадцатилетний мальчик провел пять дней наедине с бескрайним лесом. Дедушка мальчика с детства учил его уважать законы тайги.
Также он часто отмечал, что прогресс и цивилизация плохо отражаются на природных ресурсах. Если раньше рыба в реке “тучами ходила”, то теперь, когда водные просторы стали рассекать моторные судна, рыба стала постепенно исчезать.
же относится ко всем остальным природным ресурсам. Алчность и ненасытность человека уводили его все дальше от матушки-природы. Еще дед говорил, что “тайга хлипких не любит” и это Васютка запомнил навсегда. В лесах Заполярья пропадало столько людей, что не сосчитать.
Поэтому по местным законам, каждый раз отправляясь в лес, нужно было брать с собой еду и спички. Предусмотрительный Васютка помимо этого запасался ножом и ружьем. Ножом он делал зарубки на деревьях, а ружье нужно было для охоты на дичь. В свои тринадцать лет он уже отлично стрелял и мог сам разделать добычу, приготовить ее на костре.
Читая рассказ Астафьева, понимаешь, что человеку не знакомому с таежными условиями, трудно будет выжить в таких условиях. Мне кажется, для того чтобы попасть в тайгу и не затеряться, нужно вырасти в этих краях. Васютка с малых лет шагал по лесным тропам, собирал кедровые орешки, интересовался рыбацким делом, а самое главное, общался с природой как с живым субъектом.
Он мог обратиться к деревьям или к звездам, как если бы они его слышали и понимали. Такая близость с природой свидетельствует о том, что ребенок рос в гармонии с ней. Возможно, именно за это она ему и отплатила добром.
Астафьев – признанный мастер, знающий и чувствующий природу. Он сам вырос в окружении таежных лесов, озер и ландшафтов, поэтому с удовольствием описывал родные пейзажи в своих рассказах. На мой взгляд, с помощью природы он искал пути совершенствования личности, пытался решить глобальные проблемы, связанные с экологией.
Читая рассказ “Васюткино озеро”, живо представляешь всю красоту того края, в котором рос и воспитывался писатель.
В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.
В самом начале показано, как Васютка любит природу. Он любит, действительно, тайгу, в которой они живут. Но отправляется он туда не на прогулку, а собрать орехов для рыбаков – своих друзей старших. Кстати, они тоже очень сильно зависят от природы. Вот нет улова – нет рыбы почему-то (может, течение холодное пошло, воду завод загрязнил), так у них и работы нет. И рыбацкий поселок их в окружении лесов на берегу реки. Вдруг буря какая (деревья повалит) или наводнение или выйдут дикие звери из леса все: медведи, волки… В общем, люди зависят от природы. Они её, конечно, уважают, любят и немного опасаются. Нужно соблюдать правила.
Например, Васютке мама говорит ,чтобы он не уходил далеко ,чтобы обязательно взял с собой хлеб. Василий смеётся, но хлеб, захваченный с собой ,так его после выручает!
Как ночью Васютке страшно в лесу! Теперь ему уже мерещатся звери. Хорошо, что мальчик знает кое-какие хитрости. Как спать на дереве, как развести огонь, экономить хлеб… Без этих знаний он бы просто погиб! И ещё важные знания, как не впасть в панику, в отчаяние. А ведь Васютка был близок к срыву…
И вот его понимание леса приводит его к озеру, к ручью из него, а уж дальше – к судоходной реке. Там его и находят, и спасают!
Думаю, рассказ учит осторожно относиться к природе, ценить людей и привычное нам общество. При этом, конечно, любить природу нужно!
2 вариант
Жанровая направленность произведения определяется в качестве небольшой новеллы, основная тематика которой заключается в изображении взаимоотношений человека и природы, к которой люди должны относится бережно, внимательно и заботливо.
Природа представляется в рассказе автором в качестве ранимого существа, живущего собственной жизнью, которая неразрывно связана с человеческим существованием.
Писатель очень ярко демонстрирует постепенную потерю человеком по причине социально-экономического развития взаимосвязи с окружающей природой, которая является для людей жизненным источником. Автор акцентирует читательское внимание на проявление алчности и ненасытности человеком, которые обуславливают неумолимый разрыв с природой.
Сюжетное повествование в рассказе иллюстрирует неблагодарное отношение человека к природе, нещадную эксплуатацию земельных ресурсов, которая приводит к истощению земельных наделов.
Несмотря на полученное в детстве воспитание, главный герой рассказа Васютка, также, как и другие представители человечества, не всегда задумывается о последствиях, совершенных им по отношению к природе поступков. При этом мальчик очень трогательно и нежно относится к природе, к тайге, в которой он проживает со своей семьей.
Полученные от отца и деда знания таинств природы помогают мальчику выжить в глухой тайге, где он оказывается по воле случая, неожиданно заблудившись. Поскольку мальчик с детства приучается особому поведению в тайге, у него имеется специальное снаряжение в виде ножика и спичек, благодаря которым ему удается развести огонь в лесу, а также приготовиться себе незамысловатый ужин. Кроме того, Васютка обнаруживает в таежных дебрях великолепное озеро, к которому еще не ступает нога человека, полное речной рыбы. Озеро оказывается проточным, что помогает мальчику выйти из тайги к людям.
Все сюжетное повествование демонстрирует читателю необходимость бережного и заботливого отношения к окружающей природе, по отношению к которой человек должен выступать в качестве мудрого и благодарного существа, поскольку люди и природа является неразделимым целым, а человеческое существование в гармонии с природой способствует полноценной и счастливой жизни для людей. Кроме того, человек должен уважительно и трепетно относится к окружающим природным красотам и их обитателям, которые впоследствии будут испытывать к людям благодарность, запоминая добрые поступки, заботу, любовь, проявленные к ним.
Также читают:
Картинка к сочинению Как человек должен относиться к природе по рассказу Васюткино озеро
Популярные сегодня темы
Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи
Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно
Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.
У каждого человека есть друг. Друзья могут быть близкими и настоящими. У меня тоже есть близкий друг, которого зовут Витя. Моему другу скоро будет 13 лет. Мы с ним дружим уже давно, и он меня еще ни разу не подводил.
В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены
По этому произведению понятно, что человек должен относиться к природе с осторожностью! То есть со вниманием, конечно, и с восхищением, но не забывать о том, что природа не прощает слабости.
Вот сам Васютка забылся – расслабился ведь в лесу, который прекрасно знал. Казалось бы – погнался за легкой добычей – тетеревом. Минут пять прошло, а Вася уже не понимает, где он – как выбраться. И ни одного человека вокруг, не до кого не докричаться! Вот на немного отвлекся, сбился с маршрута – уже ни одной засечки на дереве, которую оставил человек.
И это ещё не показано, только сам герой знает, что в лесу дикие звери, которые могут ведь напасть. Тогда цена ошибки – этого отвлечения станет ещё выше!
Главное, что Васютка проявил себя хорошо, показал сильным и смелым, а то бы его эта прекрасная природа сжевала бы. Не нашел бы реки большой, по которой корабли ходят – стал бы частью природы, остался бы в лесу.
Природу и знать нужно. Вот опять же Ваютка знал, как от зверей спрятаться, какие приметы, чтобы найти дорогу из леса. Мальчик залезал и на дерево, чтобы осмотреть окрестности… Но даже все эти знания не мгновенно помогли несчастному.
Конечно, и в рассказе заметно бережное отношение Васютки к природе, его любовь к ней, гордость за свой край. Он говорит о силе тайги, но понимает, что там может выжить только тоже сильный. Если нет, ехать в город надо, где все условия. А тут и опасности подстерегают со всех сторон, и жизнь, вообще, непростая. У рыбаков она тоже зависит от природы и погоды – будет ли улов, какой… И жить на реке рядом с лесом тоже ведь не просто. А если зверь из леса выйдет, а речка выйдет из берегов, а ураган унесет домик, как в сказке.
А ещё не все дары эти найдены. То самое озеро, которое нашел Васютка, ведь настоящий приятный сюрприз. До сих пор находят месторождения, острова. И всё это может изменить жизнь целого государства! Как природу не уважать, если она полна сюрпризов?
В общем, от отношения к природе идёт и отношение к себе – постоянное саморазвитие, преодоление своих страхов и слабостей. Но тут обязательно идёт и уважение к себе!
Как человек должен относиться к природе по рассказу Васюткино озеро
Популярные сочинения
Ежедневно мы совершаем множество разных поступков, не задумываясь о их благородности. Не каждый анализирует все величие или позор совершенного. Зачастую, люди
Аня Раневская представляется читателям не главным действующим лицом литературной работы, но ее фигура в представлении идейно-смысловой нагрузки сочинения как бы то ни было является весьма значительной.
В настоящее время более пятидесяти процентов людей планеты живут в городах. А в нашей стране этот процент ещё больше - около 80%. Города бывают разные - мегаполисы или небольшие городки
Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания. ) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в природе и бережном к ней отношении
Вложение | Размер |
---|---|
urok_astafev_vasyutkino_ozero.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА
Цели деятельности учителя: раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; подумать над значимостью лесного озера для спасения мальчика; обсудить смысл названия рассказа; прививать любовь и бережное отношение к природе, частью которой является человек.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь определить значение картин природы в рассказе; дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Что, по-вашему, сегодня мы будем обсуждать на занятии?
Тема нашего урока:
Возможно ли какую-либо цитату взять эпиграфом к уроку?
( Эпиграф - изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения). Позже вы сделаете выбор и объясните его. А теперь определим задачи , стоящие перед нами:
- Познакомиться с писателем.
- Охарактеризовать главного героя Васютку.
- Присмотреться к природе в рассказе и ее обитателям.
- Понять, как смог мальчик выжить в опасной ситуации.
- Научиться переносить трудности подобно герою рассказа.
Биографию писателя рассказывает заранее подготовленный ученик : (Сухих С.)
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и семилетнего мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в г.Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был ранен и контужен. После войны он много раз менял место жительства: жил и на Урале, и в средней полосе России. Но в 1980 году вернулся на Родину, в Сибирь, в Красноярский край. Умер писатель в Красноярске в 2001 году и был похоронен в родном селе Овсянка.
Историю создания произведения р ассказывает заранее подготовленный ученик: Виктор Астафьев о судьбе рассказа (Глушко Д.):
Это автобиографичное произведение? Объясните смысл термина автобиографичный ?
Автобиографичность - свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.
Сегодня уже звучали географические названия: Красноярск, Игарка, Красноярский край, Енисей. Где же в России находится этот край?
Красноярский край занимает почти 14% процентов территории России, расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.
В Красноярском крае 323 тысячи озёр . Тайга з анимает очень большую площадь на территории края, больше 70%. Климат суровый: очень холодная зима и теплое короткое лето. В тайге много рек, болот. Для тайги характерны хвойные леса.
Ребята, а вы можете представить себе тайгу? Конечно, ведь мы тоже живем в таежном краю в Западной Сибири, и наш поселок окружен лесом. Можно ли детям ходить в такой лес самостоятельно? Нет. Почему? Это опасно.
II. Анализ текста по вопросам:
Не с кем общаться и нечего делать.
- Что заставило его собирать орехи для рыбаков?
Брать с собой спички и хлеб.
4. Оказавшись в тайге, Васютка разговаривает вслух. Кто его собеседники?
Кедровка – нахальная, ее мальчик не любит, но понимает, какую роль в тайге играет эта шумная птиц, она разносит орехи по лесу..
Глухарь – любопытная птица, в погоне за которой Васютка заблудился.
5. Говорит Васютка и сам с собой. Почему?
Заблудился и напугался, чтобы себя подбодрить.
6. О чем забыл мальчик, пока догонял раненую птицу? Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем?
Забыл о затесях. Нет, это была пища для семьи, у мальчика взрослые заботы.
Ш. Работа по группам
Настроение Васютки во время нахождения в тайге. Как оно меняется день ото дня?
Сначала спокойствие и рассудительность , потом досада на кедровку и радость от охоты на глухаря.
Оцепенение , когда осознал, что заблудился, страх и отчаяние , мечется по лесу, затем сосредотачивается на том, как выжить, согреться, поесть, поспать. Остро чувствовал одиночество ночью, когда не занимался делом, пугается вывернутого корня. Волнение , когда увидел озеро, расплакался навзрыд . Берет силу воли в кулак и готовится к ночлегу.
Тревога из-за холода, жалость к себе, попытка успокоиться и отвлечься мыслями о школе.
Отупение от страданий, голода, холода, отчаяние , позволил себе доесть хлеб.
Не теряет надежду и выходит к Енисею, там очумел от радости, снова страх, что уйдет рыбацкий бот.
Какие трудности и испытания довелось пережить мальчику в лесу? Как он с этим справился и благодаря чему?
Какие качества помогли выжить мальчику?
Докажите эпизодами из текста, что Васютка — любящий сын, совестливый человек, уважительный работник.
- Рассудительный, внимательный, постоянно думает и размышляет о том, что увидел, что слышал, что говорят взрослые, дед, мать, отец. Использует их опыт в своей жизни.
- Вспоминает школу, ребят, учительницу, ценит человеческое общение.
- Трудолюбивый, чувствует свою обязанность по мере сил помогать взрослым: ходит за орехами для рыбаков по своей воле, охотится на глухаря, чтобы домой унести добычу.
- Многое умеет, знает приметы и благодаря этому спасается в тайге.
Какая она, тайга, в которой заблудился Васютка? Найдите описания природы, ее обитателей. Отметьте ее переменчивость.
- Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.
- Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперед. От волнения голос у него прерывался. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину.
- Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим…
- Проводив ее (белку) взглядом, Васютка выстрелил еще раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась.
- Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем . Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.
- Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все- таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.
- Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками.
- Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным.
- Опять кругом был клейкий, неподвижный туман.
- Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
- У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.
Ребята, вернемся к цитатам о природе. Какая, на ваш взгляд, лучше всего может сыграть роль эпиграфа к нашему уроку? Обоснуйте ответ.
- Мы отмечаем величие природы, она серьезна и строга. Сила ее велика. Какое место в природе занимает человек, по мысли автора?
Человек – часть природы. Он должен помнить об этом всегда. Мудрая и могущественная природа испытывает и проверяет человека, экзаменует на силу воли, стойкость, на человечность. Слабый не выдержит, а сильный укрепится.
Не природа ли подсказала мальчику путь к Енисею? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.). Мальчик достойно вынес все испытания в тайге, и то, что он сам вышел к реке, можно ли считать только удачей? Нет, он боролся за жизнь, применил все свои знания.
Как обращается Васютка к реке, когда вышел на берег? Енисеюшка.
2. Ребята, проверим, насколько хорошо вы знаете текст, и по репликам определим героев.
Какие они, герои?
- Мать ворчит не со зла, по привычке, заботливая, переживает за сына.
- Отец молчалив, немногословный, мужественный и суровый, переживает не меньше матери.
- Дед Афанасий – с ним никто не спорит, он старший, значит, мудрый.
- Все они таежные жители и носители мудрости, передают знания Васютке, воспитывают из него настоящего мужчину-сибиряка.
- Васютка – ребенок, в чем-то хвастается, в чем-то по-детски наивный.
- Дядька Коляда – в его образе видим, как беспокоятся о пропавшем парнишке все вокруг.
Найти средства художественной выразительности:
Лесные тропинки узенькие, извилистые , что морщинки на лбу дедушки Афанасия .
Понесся, как леший , теперь вот думай, куда идти.
В лес бесшумно, как сова , прилетела ночь.
Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Какие они, сравнения в рассказе?
- Они соответствуют внутреннему миру героя, мальчика 13 лет из простой работящей семьи рыбака.
- И только последнее сравнение необычно: во-первых, здесь слышится голос писателя, во-вторых само сравнение введено в предложение не с помощью сравнительного союза, а формой существительного в творительном падеже.
- А теперь вспомните, когда к Васютке пришло осознание, что он заблудился? Когда увидел истлевшую тушку птицы, над которой паук растянул паутину, а в ней бьется муха. Вот вам и развернутое сравнение с положением Васютки, который тоже бьется, мечется в лесу.
Васютка нашел озеро с большими рыбными запасами, сообщил о нем людям. О каком качестве характера можно говорить после такого поступка? Он ребенок, но заботы его взрослые, будет достойным своей семьи: работящий, немногословный, готовый к испытаниям, которые готовит суровая сибирская природа. Вот и снова мы возвращаемся к географии. Найдите в тексте первый абзац, последнее предложение.
Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.
Природа нашей страны – это и есть наша родина. И относиться к природе уважительно, бережно и трепетно – значит так же относиться к своей Отчизне.
IY. Подведение итогов
Читайте также: