На пологом песчаном левобережье над доном лежит станица вешенская сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец- — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. — Из Евангелия.

Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелихов человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Но, на мой взгляд, слабости, сомнения героя едва ли не самое важное. Именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти, велик человек. А еще – несоверщенность, одна из главных черт настоящего человека. Нужно отдать должное Михаилу Шолохову –он создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.

Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу.

Не нашел своего места Мелихов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А назавтра пленных казаков ставят к стене… Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть.

И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.

Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелиховым переворот. Его насильно мобилизуют в красную армию…

На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Григорий — молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелехов — человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине — Аксинье, которую он не в силах побороть. Но, на мой взгляд, слабости, сомнения героя не самое главное. Именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти, велик человек. А еще — несовершенность, одна из главных черт настоящего человека. Нужно отдать должное Михаилу Шолохову — он создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.

Не нашел своего места Мелехов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым. Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А назавтра пленных казаков ставят к стене… Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть.

И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.

Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот. Его насильно мобилизуют в Красную армию…

На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.


МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

Это святая обязанность — любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Презентация результатов работы

Слово учителя

IV. Работа над темой урока
1. Рассказ учителя
(с элементами беседы, зачитыванием и комментированием эпизодов романа)

Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова, составляя характеристику образа Григория Мелехова.

• Каким же предстаёт перед читателями с первых страниц романа Григорий Мелехов? (Ответы учащихся с опорой на цитаты из текста.)

• Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?
• Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо?
• Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?
• Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?

Анализ эпизодов

У ч и т е л ь.
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этих эпизодах, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.

Анализ эпизода с убитым австрийцем
(ч. третья, гл. X)

У ч и т е л ь.
Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанные эпизоды с одним из событий военного времени, когда Григорий Мелехов убивает австрийского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях главного героя.

Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым, Григорий проявляет себя как человек, способный на рискованный поступок.

Анализ эпизодов

У ч и т е л ь.
Мечта главного героя романа Григория Мелехова — пожить мирным тружеником, семьянином — постоянно разрушается Гражданской войной. И так от эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие окружающей жизни и внутренних устремлений Григория Мелехова.

• Что поражает в трагической любви Григория и Аксиньи?
• Через какие испытания проходят оба героя?
• Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет.
• Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

2. Составление схемы
к образу Григория Мелехова

Итог данного вида работы — схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы и анализа эпизодов.
(Запись на доске и в тетрадях.)



V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

2. Подготовить рабочие материалы (цитаты, эпизоды из текста романа) к характеристике образа Григория Мелехова.

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" на уроках литературы в 11-м классе по праву занимает одно из ключевых мест. Учащиеся постигают глубину творческого мира писателя, знакомятся с отдаленной для них эпохой гражданской войны на Дону, изучают быт и нравы донских казаков, колоритные характеры главных героев произведения.

Проектный метод

Проектный метод в современном школьном образовании определяется как дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.

Основные учебные задачи, которые преследует проектный метод, можно сформулировать следующим образом:

научить школьников самостоятельному достижению цели, а также конструированию полученных знаний;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации;

приобрести навыки проведения исследований;

сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Роль учителя крайне важна для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта учащихся, а также для презентации результатов проекта. Если у учащихся навыки проектной деятельности еще недостаточно сформированы, на первом уроке (занятии) целесообразно обсудить этапы работы над любым проектом в принципе.

Основных этапов несколько.

Целеполагание, выделение основной проблемы (круга проблем).

Работа с информацией, выделение важных элементов.

Работа над композицией будущего продукта.

Обработка и оформление.

Презентация готового продукта.

Следует отметить разнообразие жанров, в которых может быть представлен проект, от реферата до мультимедийной презентации, видеофильма или слайд-шоу. Несомненно, без применения ИКТ трудно представить себе работу над проектом.

Организация проекта

"Трагедия Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".

Изучение романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" на уроках литературы в 11-м классе по праву занимает одно из ключевых мест. Учащиеся постигают глубину творческого мира писателя, знакомятся с отдаленной для них эпохой гражданской войны на Дону, изучают быт и нравы донских казаков, колоритные характеры главных героев произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

Лексика урока”: этнос, сословная группа, субэтническая общность.

1. Объявление темы урока. Постановка цели и задач урока.

Тема нашего урока "Трагедия Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".

- Найдите ключевое слово в теме урока.

- Подумайте, какой может быть цель нашего урока?

Цель: сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя Григория Мелехова; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

- Что предстоит сделать, чтобы цель была достигнута?

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил а

3. Актуализация полученных знаний.

(Работу над проектом можно начать со знакомства с эпохой, изображенной Шолоховым, показать закономерность эпохи в фактах частной жизни).

Безусловно, роман “Тихий Дон” – это книга о донском казачестве. Обратившись к толковому словарю, мы найдем следующее определение:

Казачество – сословная группа с чертами субэтнической общности, т. е. своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка.” (Работа со стендом “Лексика урока”: дается толкование слов при помощи толкового словаря, определяется их стилистическая принадлежность).

Это сухое академическое определение не может в полной мере отразить прекрасную и трагическую историю казачества, какой мы видим ее в романе “Тихий Дон”. В произведении Шолохов сумел показать казачество как целый мир, со своим, только ему свойственным, укладом, даже со своей философией. Помимо этого, автору в полной мере удалось через судьбу простого человека изобразить судьбу целого народа, всей России.

4. Текстовая работа по теме урока

В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:

Казалось бы, сочетание двух упомянутых концепций трагедии Григория Мелехова, прочно утвердившихся в критике, способно преодолеть односторонность трактовки, ибо действительно его судьба была связана с Верхне-Донским контрреволюционным мятежом, являющимся фактом исторического заблуждения казачества в годы гражданской войны, а в конце романа он порвал всякие связи с народом, стал отщепенцем.

Однако характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ его в целостности.

Предлагается обучающимся попробовать разобраться в перепитиях жизни Григория.

(Учащиеся записывают в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова).

- Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответы обучающихся с использованием цитат из текста.)

Заботы еще не бросили тени на его лицо. Он смотрит на мир доверчиво, его сердце открыто впечатлениям бытия. Писатель ищет все новые поводы, чтобы передать красоту юношеской непосредственности, прелесть естественно прекрасного человека. Рано утром пробуждается мелеховский курень, и Григорий вновь попадает в поле зрения автора:

Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье):

Самая яркая черта Григория — искренность, он никогда не врал самому себе.

- Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка? Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо? Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде? Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?

Беседа по эпизоду с одним из событий военного времени, когда Григорий убивает австрийского солдата. Но надо остановить не на самом убийстве, а на чувствах, переживаниях героя.

-Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (ч. 6).

- В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова? (Ключевые слова записываются на доске.)

Итог — класстер, который учащиеся составили по ходу беседы в тетрадях.

Аналитическая беседа. (На доске — цитаты из текста романа для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова).

- Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?

- Взгляните на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора.

- чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?

- Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?

- Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление?

- Как ведёт себя Григорий в сложной обстановке гражданской войны?

- Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?

- Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?

- Можно было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?

- Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?

- Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?

3. Сопоставительная работа (в тройках) Сделайте сравнительную характеристику Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвящённого событиям преимущественно гражданской войны, ставит историю Григория Мелехова?

4. Постановка и решение проблемного вопроса (в группах)

Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?

5.Подведение итогов урока (обобщение учителя).

— Образ Григория Мелехова — своеобразное художественное открытие Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.

6. Рефлексия.

- Оцените работу всего класса на уроке.

- Решили ли мы поставленные цели.

- Поставьте отметки сами себе. (Выставление отметок ребятами и учителем).

7. Домашнее задание:

Читайте также: