Можно ли обойтись без духовных потребностей сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Человек — существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать.

С биологическими потребностями все просто — они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические

потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле.

Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют необходимые

навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме. Получается, чтобы стать человеком — индивидом, говоря научным языком, — нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения.

Итак, человек — существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека?

Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И — такова наша природа — что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других. Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив — ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу.

Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее. Вы скажете — ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь — я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос — в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, — от его семьи, школы, общества в целом.

Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.

Человек – существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать.
С биологическими потребностями все просто – они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические

потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле.
Сегодня, по-моему, уже не требует доказательств тот факт, что человек – существо социальное. Он способен развиваться только в условиях общества, постоянной коммуникации с другими людьми. Доказательство тому – дети-“маугли”, воспитанные животными, выросшие в условиях изоляции от других людей. Такие дети не умеют ходить, говорить и так далее.

Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют

необходимые навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме.
Получается, чтобы стать человеком – индивидом, говоря научным языком, – нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения.

Без этого просто невозможно жить – если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности.
А как же отшельники, спросите вы? Или аскетичные монахи, сознательно уходящие от мирской суеты? Мне кажется, что и эти люди имеют свой, “высший”, круг общения – они ежесекундно общаются с Богом, делая Его своим собеседником.

Но такой духовный подвиг – удел избранных, он требует физической, психологической предрасположенности и не под силу большинству.
Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека?
Американский психолог А. Маслоу еще в 20 веке описал “пирамиду потребностей человека” – то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде важное место занимают так называемые духовные потребности – ведь именно они характеризуют человека как Человека.
Одной из таких “насущных” потребностей человека как индивидуальности является потребность в самовыражении. Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И – такова наша природа – что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других.
Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив – ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу.
Именно такой труд, как мне кажется, приносящий настоящее моральное удовлетворение, и является потребностью каждого человека. Причем слово “труд” здесь употребляется в самом широком значении – это может быть и занятие различными видами искусства, и спорт, и просто ведение домашнего хозяйства.
Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед. Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее.
Вы скажете – ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь – я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос – в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, – от его семьи, школы, общества в целом.
Таким образом, только духовные потребности делают человека личностью, индивидуальностью, Человеком. Каждый из нас рождается с большим потенциалом – стать личностью. Это проявляется во взаимосвязанных потребностях – в самовыражении и саморазвитии.

А эти “базовые” потребности уже влекут за собой необходимость трудиться, учиться, любить, создавать семью, самосовершенствоваться.
Помните “крылатые слова” одного из героев М. Горького: “Человек – это звучит гордо!”? Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.

В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значимости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.

Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности – это то, что движет человеческим поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех человеческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, физиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопасности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делятся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу). Основные из этих подклассов – экзистенциальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), престижные (связаны с достижением статусов, общественным признанием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т. д.). Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребностям человека, тогда как потребность в самовыражении представляет собой идеальную, или духовную потребность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность – Адольф Гитлер. Многие психологи впоследствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объяснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странному удовлетворению потребностей во внимании, признании и самовыражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.

Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В древнем мире существовал класс людей, которые просто не имели ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удовлетворению этих потребностей, за что получали лишь побои и насмешки надсмотрщиков.

Также можно привести пример из личного опыта. Даже основываясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточно просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и признано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы получить заслуженную похвалу – признание.

Таким образом, проанализировав теоретический аспект проблемы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.

Пирамида потребностей по Маслоу

Пирамида потребностей

— общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

6 стр., 2936 слов

Реферат- Эссе. Концепции личности и их учет в деловом общении. Гуманистическое направление в теории личности по А. Маслоу

… прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к … перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается. Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. …

Потребности, Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.).

Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации).

Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством).

И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Маслоу осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное).

Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

19 стр., 9280 слов

Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

… ,… Маслоу писал, что люди, трансцендирующие самоактуализацию, чаще сознают… Трансцендирующие люди более склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, поскольку они менее… Иерархия потребностей Маслоу определяет …

Люди имеют множество потребностей. А. Маслоу признавал это и полагал, что эти потребности можно разделить на 5 основных критерий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.


Рис. 1. Пятиступенчатая пирамида Маслоу.

Также есть более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.


Рис. 2. Семиступенчетая пирамида Маслоу.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

6 стр., 2769 слов

Социолого-психологическое обоснование самоактуализации специалиста по социальной работе

Содержание Введение Самоактуализация Специфика социальной работы как профессиональной деятельности Результат самоактуализации Заключение Список литературы Введение Современная наука рассматривает человека как открытую систему, обладающую определенным внутренним содержанием и обменивающуюся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Жизнь человека рассматривается и описывается как …

Удовлетворение духовных потребностей

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей. Вместе с тем, сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано, с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего, в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях. Духовные потребности порождают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант–слушатель, писатель–читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой – деятельность духовных потребностей. Особенности духовного потребления следующие: · могут использоваться многократно; · духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека; · процесс духовного потребления является и процессом духовного производства. Духовное потребление — это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования cсоответствующих средств. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой — соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям — книга, радио и телевидение. Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурах художественной самодеятельности. А главное — каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Человек - существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать.

С биологическими потребностями все просто – они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле.

Получается, чтобы стать человеком - индивидом, говоря научным языком, - нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения. Без этого просто невозможно жить – если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности.

Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека?

Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив – ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу.

Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед. Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее.

Вы скажете – ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь – я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически. Другой вопрос – в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, – от его семьи, школы, общества в целом.

Изображение 184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну из тем:1) Что значит найти себя.Что значит найти себя? Наверное, этот вопрос задавал себе каждый человек.

Когда Чили заболела, я приходил к Саше после школы и помогал ему за ней ухаживать. Я видел, как Саша нежно гладит её за ушами.

В последнее время обращение господин воспринимается как норма на заседаниях Думы, по телевидению, в среде бизнесменов, предпринимателей.

Помимо воспитания детей, заботы о них, есть ещё работа, друзья, свои интересы, свои права и обязанности.

Полученные результаты помогут лучше разобраться в себе, в своих желаниях и способностях. И уже исходя из них смотреть, какая деятельность и образ жизни будут для тебя ближе, где ты можешь реализовать свои способности и таланты.

Невозможность успеть все, прочитать все книги, посмотреть все фильмы, прослушать все лекции. Поэтому нужно искать себя. Ведь только найдя себя можно стать по-настоящему счастливым.

В чем смысл жизни? Для чего жить и как именно? Ответы на эти вопросы ищут философы вот уже не одно столетие. Выбор между спокойной, но, вероятно, не особо богатой жизнью, и богатой, но не всегда спокойной, стоит перед каждым человеком.

Если посмотреть вглубь вопроса, то выяснится, что оба они тесно связаны между собой. Выбирая как жить, мы прежде всего руководствуемся тем, что мы хотим от своей жизни, какие цели ставим перед собой. А постановка жизненных целей напрямую связана с вопросом, для чего жить.

Если человек выбирает цель – стать актером или же заняться научной деятельностью, то априори он должен быть готов и к тому образу жизни, который необходим для выбранной деятельности. Или же можно выбрать предпочтительный для себя образ жизни и искать деятельность, которая была бы возможна при нем.

Мне кажется, что нельзя разделять понятие образа жизни и ее цели. Однако что ставить во главу угла, что предпочтительный – выбирать самому человеку.

Труд является основой всей деятельности человека. Благодаря труду человек может удовлетворить свои потребности и желания.

На протяжении столетий человеческой истории именно труд помогал человеку выживать и развивать свою цивилизацию. Однако с развитием технологий приоритеты начинаются меняться. И в современном мире мы можем наблюдать такую ситуацию, при которой значительная доля людей занимается абсолютно бесполезным трудом, который уже давно автоматизирован. Является ли такой труд потребностью? Да, поскольку за свою работу человек получает деньги, которые необходимы для комфортной жизни в обществе. Однако имеет ли она значение в современном мире? Вряд ли.

Работа современного человека, особенно если он трудится в офисе, состоит по большей части в зависаниях в соцсетях и перекладывании бумажек. А ведь вся эта работа уже давно может быть автоматизирована.

Потребностью труд может выступать лишь тогда, когда человеку нравится то, что он делает. Он горит своим делом. Если же труд вынужденный, то это уже не потребность, а рабство.

Человек – сложноорганизованное существо. Его жизнь состоит из синтеза биологических, социальных и духовных потребностей. Каждые из них требует своей реализации.

Биологические потребности – это такие потребности, без которых невозможно функционирование живого организма. Проще говоря, это потребность в сне, еде и безопасности. Только полноценно закрыв эти потребности человек может думать о каких-либо еще материях.

Социальные потребности в какой-то мере также являются жизненно необходимыми. Постоянно общаясь с другими людьми, находясь в обществе, человек способен развиваться как физически, так и умственно. Ведь дети, выросшие вдали от общества, практически не могут в полной мере встроиться в него. Т.е. социальной коммуникации невозможно обучиться, а значит, она стоит наравне с биологией человека.

Однако есть еще один пласт в жизни людей, который не менее важен, чем два предыдущих. Это т.н. духовные потребности. Удовлетворив свои биологические потребности личность необходима потребность в самовыражении. Удовлетворить ее можно только путем постоянно развития и учебы. Для комфортного существования человеку нужен постоянные рост. Именно поэтому люди, вся жизнь которых построена только на удовлетворении потребностей в отдыхе или еде, редко достигают каких-либо высот.

Именно благодаря полноценному удовлетворению своих духовных потребностей человек может стать личностью, индивидуальностью.

Человек – существо социальное. Всю свою жизнь, с самого рождения, мы проводим в социуме. Сначала в детском саду, потом школа, институт, работа. Однако даже за пределами общественных институтов общество вокруг нас никуда не пропадает. Мы постоянно находимся в социуме.

Человек – существо социальное. Будучи отрезанным от мира, ты уже никогда не сможешь встроиться в его систему. Особенно сейчас, в эпоху информации, любое выпадание из общественной жизни, может обернуться невозможностью вернуться в число полноценных членов современного мира.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: