Сочинение по обществознанию егэ свобода

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диана Никандрова, 10 класс

"Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко" Н.Бердяев.

С одной стороны, свобода – это благо, при котором человек сам является причиной своих действий, то есть он не ограничен различными факторами. Свобода – это не список привилегий, а огромнейший список обязанностей, то есть это состояние, при котором человек имеет возможность поступать по своему усмотрению и обязан нести ответственность за каждый совершенный поступок. Что же так привлекает людей в свободе? На этот вечный вопрос никогда никто не даст ответа.

Во все времена люди готовы были умереть за свободу. Сколько было революций, обусловленных борьбой за свободу? Не счесть! Вспомним знаменитую картину Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ", посвященную июльской революции 1830 года во Франции. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу и самоотверженность, а фигуры вокруг – олицетворения французского народа. К теме свободы обратился также французский поэт Поль Элюар в своем знаменитом политическом стихотворении "Свобода", написанном во время оккупации Франции нацистами, и вдохновлявшим жителей Франции в тяжелое военное время на борьбу за свободу и независимость.

И силой единого слова

Я вновь возвращаюсь к жизни

Я рожден для того, чтобы знать тебя

Чтоб тебя называть

Обращаясь к политике, нужно отметить, что свобода является источником демократии, режима коллективного принятия решений. Вспомним демократию в Афинском полисе, длившуюся с 500 по 321 г. до н.э. Ее называли первой в мире демократической системой. В то время любой гражданин был обязан участвовать в работе Народного собрания, которое являлось высшим органом власти для решения важных проблем. Свободу выбора также имела жители Новгородской республики, в которой было Новгородское вече, форма государственного управления в виде народных собраний, существовавшее до 1478 года.

Борцы за свободу существовали, существуют и будут существовать. Вспомним систему Монтессори итальянского педагога Марии Монтессори, основными приципами которой являются самостоятельность и независимость, а также естественное психологическое, социальное и физическое развитие детей в детских садах. Данной системой Мария Монтессори доказывает, что свобода – биологический принцип человеческой жизни, который развивается в нас с ранних лет.

Таким образом, мы понимаем, что свобода – цель индивидуального развития и необходимо для всего человечества в целом.

Но не меньше аргументов можно привести в пользу противоположной точки зрения относительно свободы. Докажем антитезис, что свобода – бремя, тяжёлое и ненужное человеку. Несмотря на то, что сейчас демократия, поддерживающая свободу, считается идеальным политическим режимом, некоторые мыслители выступали её противниками.

Например, древнегреческий философ и учитель Аристотеля Платон. В своем диалоге "Государство" он выступил противником данного режима, аргументируя это тем, что люди при демократии становятся эгоистами и потребителями, а их крайняя свобода оборачивается рабством, следствием чего является переход от справедливой демократии к тирании, то есть несовершенной и несправедливой власти одного человека. "Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают".

Позицию Платона поддерживает известный русский писатель и драматург А.И. Солженицын в своем публицистическом эссе "Как нам обустроить Россию", в котором он размышляет о путях возрождения страны и основах жизни народа и государства после коммунизма. В эссе автор указывает, что демократия - это не единственное средство достижения свободы личности. "Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями".

Демократия – не есть путь к свободе. Обратимся в периоду германской истории 1919-1933 годах – Веймарской республике с демократической конституцией. Демократия не принесла жителям Германии свободы и спокойствия после Первой мировой войны, однако она стала причиной инфляции и восстаний, а также безработицы.

Еще одним аргументом, подтверждающим антитезис "Свобода не есть благо", является логический эксперимент "Буриданов осел", в котором животному был предложен выбор из двух одинаковых угощений, однако осел не смог сделать выбор и умер от голода из-за отсутствия способности рационально принимать решения в подобных ситуациях. Следовательно, мы понимаем, что свобода выбора в некоторых случаях просто губительна.

Проблема свободы и принуждения раскрывается в притче "Великий Инквизитор" знаменитого русского философа и писателя Ф.М. Достоевского. Притча представляет собой рассказ Ивана Карамазова из романа "Братья Карамазовы" Алеше Карамазову о христианской свободе воли и свободы совести в виде разговора Великого Инквизитора с Христом, которого он заключил в тюрьму. Инквизитор считает свободу проклятием из-за бунтовщиков. "Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее этот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается", "Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно познание добра и зла". Таким образом, Ф.М. Достоевский в своей притче раскрывает проблему выбора - отказаться от свободы ради собственного счастья и спокойствия или страдать во имя свободы.

Проблему отсутствия физической и духовной свободы раскрывает немецкий социолог и философ Эрих Фромм в своей книге "Бегство от свободы", написанной во время Второй Мировой войны. Автор выделил три способа бегства от свободы в современном обществе:

1. Авторитаризм. При авторитаризме личность добровольно отказывается от независимости.

2. Деструктивность. Целью деструктивности является уничтожение объекта, его свободы и прав.

3. Конформизм. При автоматизирующем конформизме, то есть приспособленчестве, человек теряет индивидуальность и бездумно принимает господствующий порядок.

По мнению Эриха Фромма множество людей на словах признают свободу, но на деле воспринимают ее как тяжкое бремя. Он приравнивает её к одиночеству, в котором человек ставится неуверенным и нерешительным.

В заключение хочется сказать, что к свободе нужно быть готовым и уметь ею распоряжаться в зависимости от ситуации, в который ты находишься. Многие люди к сожалению к ней не готовы, что подтверждают революция 1917 года и распад СССР в 1991 году, приведшие к беззаконию и анархии.

Понятие свободы многогранное, у него множество определений. Все зависит от сферы применения, к примеру, речь может идти о физической и духовной свободе, политической или свободе личности. Объединяет все эти понятия то, что свободный человек не испытывает давления от окружающих его людей, действует по своим убеждениям и желаниям.

Испокон веков свобода ценилась превыше всего. Народ всегда хотел быть свободным, и для того, чтобы этого достичь люди отдавали свои жизни. Практически каждая война начинались из-за того, что одни хотели жить в свободно мире, а другие стремились к власти.

Однако, несмотря на все это, абсолютной свободы все-таки не существует. Свободные люди, как бы им не хотелось, не полностью независимы. К примеру, человек всегда должен думать о том, чтобы накормить свою семью, следовательно, он должен заработать деньги. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Существуют моральные нормы и этика. А еще большинство людей чаще всего выбирает комфорт и обеспеченность. И ради этого готовы пойти на ущемление своих прав и свободы.

Получается, что свобода не имеет четких очертаний в своем определении. Всю жизнь человечество жаждет заполучить ее всевозможными способами. А когда получают – не понимают, что с ней делать. Свобода каждого в отдельности и всех одновременно ограничена рамками того общества, в котором мы живем. Я думаю, что это правильно. Все мы – свободные люди, но при этом у каждого есть и обязательства, и привязанности. Абсолютной свободы не бывает. Есть некоторая возможность раздвинуть все рамки, но получить это можно только преступным путем. Тогда пострадают другие люди и может быть даже самые близкие и родные

Для меня свобода – это возможность изменить своё будущее. В современном демократическом государстве все люди свободны и при этом все люди в большой степени зависимы от государства, от родителей, от школы. В этой зависимости и проявляется свобода.

В нашей стране каждого человека защищает закон, поэтому любой человек является защищенным. И, благодаря этой защите, выражающейся в четком следовании существующим социальным нормам, появляется возможность максимально реализовать свои способности; применить себя в разных сферах и направлениях деятельности.

Я считаю, что свобода – неотъемлемая часть нашей социальной и духовной жизни. Например, каждый ребенок может выбрать школу – место получения основного образования. Так может проявляться свобода выбора. Каждый человек может свободно мыслить – так проявляется свобода мысли. То есть, в реализации моей свободы заключено моё будущее. И в большей степени от меня зависит каким оно будет.

Мнения разных людей о том, что такое свобода, противоречат друг другу, потому что разные люди понимают ее по-разному. Некоторые ученые определяют понятие свободы как наличие возможности свободно реализовывать возможность выбора воплощать в жизнь свои идеи. Другие, в свою очередь, полагают, что свобода — синоним демократии. Гражданин, находящийся в тюрьме, верит, что свобода — это будущая жизнь вне тюрьмы. Я воспринимаю это понятие, как способность совершать поступки, в полной мере соответствующие моей воле, до тех пор, пока они не затрагивают свободы других людей.

На мой взгляд, невозможно быть абсолютно свободным, когда живешь в социуме: всегда существует что-то, что мешает нам действовать или говорить, что-то, что заставляет нас думать о обязанностях и правах других людей. Каждый человек в обществе имеет право делать то, что не возбраняется законами и социальными обычаями.

Я не могу сказать, что я полностью свободен, потому что я придерживаюсь правил общества; есть вещи и люди, которых я не могу оставить, и те, кто держит меня там, где я живу сейчас. Но бывают моменты, когда я чувствую себя совершенно свободным, например, когда я езжу на лошади в поле. И я доволен своей свободой в этом смысле, потому что я уверен, что когда человек получает больше свободы, он также получает больше ответственности за свои действия. Я думаю, что только 1% людей готовы иметь реальную свободу.

Многие, думаю, иногда задумывались над такими вселенскими вопросами, как например этот. Все люди разные, мышление и восприятие у всех тоже разное. Но искать ответ на этот вопрос нужно гораздо глубже. Никакой ум или мышление не может дать ответ на вопрос что же такое свобода. Ответ нужно искать в самой глубине своей Души.

Свобода… Это одновременно так много, но и так мало…

Но ничего не стоит на месте. Все обновляется, движется, люди растут, развиваются, узнают новое, познают неизведанное. Внутренний мир человека тоже дополняется. Но он сам решает как.

Мир такой большой, а мы строим себе в нем маленькие границы.Мир неизмерим, как и мы, как и каждое существо, которое есть в этом мире.

Мы родились в этом мире, чтобы научиться пользоваться своей свободой.

То, что мы люди — можем размышлять, чувствовать, Жить, это уже большое счастье. А мы говорим, что не свободны!Кто-то видет в луже грязь,а кто-то отражение неба.Люди сами себя ограничивают, создают рамки, в которых и живут, ссылаясь на то, что кто-то их ограничил, и они ищут свободу. Но они свободны, и они это знают, но им важно, чтобы другие их пожалели, утешили. Часто люди сами не знают, чего хотят, и это правда. А правда, как известно, колет глаза.

Получается человек свободен настолько, насколько он позволяет себе быть свободным.







Что такое свободное общество

общество свободное


Это понятие очень субъективно. Свободным обществом считается то, которое не ограничено запретами и законами государства. Вмешиваться в жизнь человека нельзя никому. Но все мы понимаем, что при таких условиях возникнет анархия. Люди не смогут жить без правил и законов. Если человек будет делать то, что ему вздумается, он может пойти и украсть корову у соседа. И тот, в свою очередь, имеет полное право убить человека на том основании, что ему так захотелось.
Какое общество можно считать свободным? Если рассматривать этот вопрос не в рамках утопичных теорий, то можно сказать, что снятие цензуры с литературы, телевидения и уход от религиозных теорий поможет человеку мыслить шире. Но вот законы, ограничивающие человеческие действия, должны остаться. В современном мире сводное общество – это то, которое существует в рамках демократии. Но во всех ли странах эта политическая система оправдывает себя?

Как стать свободным от стереотипов

жить в обществе и быть свободным нельзя


Кажется, что разорвать порочный круг сложно. И быть свободным от общества нельзя. И это действительно так. Но любому человеку хочется, чтобы он смог самореализоваться. А как найти свою стезю, если общество настаивает, что главное в жизни — это успех и благосостояние? Нужно иметь машину, большой дом, завести семью и лишь потом думать об искусстве и науке. Вот несколько советов, которые помогут человеку стать более свободным:

Может ли человек жить вне общества

Утопичные развития общества в книгах

Немного о демократии

свободное общество


Каждый человек думает, что он свободен. Демократия считается государственным режимом нашей страны. А что же это такое? Демократическое общество – это система, которая ориентирована на интересы каждого человека. Она зиждется на соблюдении традиций и законов, а взамен обещает свободу творчества и предпринимательской деятельности. Демократия есть проявление народной воли, она направлена на удовлетворение интересов большинства граждан страны. Проявляется она в отсутствии цензуры на печать, свободе слова и действий, если они не противоречат закону. Признаки демократии:

Аргументы на тему свобод

Фрагмент текста

Сочинение на тему свобода

По мнению Соловейчика, это состояние проявляется в двух формах. Внешняя выражается в отсутствии зависимости от кого-то или чего-то. С внутренней свободой все сложнее, но она может быть даже при трудной жизни.

Далее автор указывает на необходимость воспитывать людей с внутренней свободой, так как именно от них зависит развитие страны. Соловейчик дает подробное объяснение, что он понимает под этим словосочетанием.

Внутренняя свобода делает человека осознанным. Он не испытывает раболепства, не дерзит и верен своим убеждениям. Его интересует воссоздание чего-то нового, помощь другим людям. Такое состояние невозможно отнять.

Автор также замечает, что для свободы внутренней важна только одна вещь — совесть. Именно она контролирует поступки человек, и он должен ее слушаться. Это чувство сугубо личное, по мнению Соловейчика, но именно оно позволяет отделять правду от лжи.

Автор также указывает в отрывке текста, что главная цель учителя — это воспитание свободной личности. Для этого педагог обязан придерживаться чувства справедливости.

Что значит быть свободным

Во вступлении сочинения нужно сразу выделить тезис. По тексту Соловейчика выделяется главная мысль: что такое свобода и кто на это состояние может влиять. Можно затронуть проблему многозначности слова и множества вариантов толкования. Основную часть сочинения нужно начинать с нового абзаца.

Список аргументов

В мифах есть история гениального изобретателя Дедала. Вместе с сыном Икаром он хотел бежать от злого царя Миноса. Для этого он сделал крылья, перья скрепил воском и закрепил их на особой конструкции. Это дало возможность Дедалу улететь вместе с сыном. Но чувство абсолютной свободы так опьянили Икара, что он слишком близко подлетел к солнцу. Воск растопился, и Икар упал. Миф о Дедале подтверждает тезис о связи свободы и ответственности. У человека есть выбор, как поступать, но вместе с этим ему нужно принимать последствия своей деятельности.

Пушкин капитанская дочь

На самом деле в вопросе Катерины нет ничего мистического. Для нее символом свободы были птицы. Именно они ее восхищали. Она сама хотела стать птицей и избавиться от своего заточения. В конце произведения девушка бросается с обрыва в воду и таким образом обретает освобождение.

Примеры из жизни

В качестве примера можно использовать возможность распоряжаться деньгами, как это повлияло на жизнь. Либо автор может рассуждать о том, где заканчивается свобода одного человека и начинается свобода другого. Можно назвать факторы, которые наделяют личность таким состоянием.

Примеры свободы в литературе

Уж предложил соколу попробовать еще раз взлететь перед смертью и насладиться небом. Птица попыталась это сделать, но она без сил падает и скатывается по камням в воду. Сокол является воплощением стремления к свободе и смелости, именно поэтому произведение стало популярным среди революционеров.

Некоторые рекомендации

На экзамене по обществознанию ученику нужно написать не сочинение, а эссе. Важно не путать эти виды работ, так как они имеют свои особенности. В эссе нет четкой структуры, задача автора побудить читателя к действиям, текст должен содержать четкую авторскую позицию. Такая работа обычно небольшого объема.

Сочинение имеет четкую структуру:

Структура сочинения

  • вступление, которое содержит тезис;
  • основная часть с 2 аргументами;
  • заключение со сформулированным выводом.

Сочинение должно быть логичным и понятным. Можно использовать специальные клише, которые придадут работе четкость. Примерные конструкции для вступления:

  1. На мой взгляд, свобода — это…
  2. Мне кажется, что свобода — это…
  3. Я считаю, что свобода — это…

В сочинении можно приводить примеры из литературы, мнения разных поэтов и писателей. Можно сопроводить текст высказываниями философов и других известных личностей. Основная цель работы — это формирование навыка грамотно и последовательно излагать свои мысли. Такое творчество позволяет ребенку развивать мышление.

Стремление к свободе это

Иногда дети совершают ошибку при написании сочинения. Они пересказывают фрагмент текста и не сопровождают его своими комментариями. Такая работа будет оценена в 0 баллов.

Для успешной сдачи экзамена нужно прочитать большое количество не только классической, но и современной литературы. Это позволит набрать достаточно аргументов для сочинений разной тематики. Через произведения читатель примеряет на себя разные роли, учится действовать и понимать необходимость некоторых поступков.

Для успешного написания сочинения важно придерживаться плана и соблюдать структуру текста. В работе должно быть минимум 2 аргумента и вывод. Работу лучше сначала написать на черновике и только после тщательно вычитывания переносить на чистый лист.

Свобода внутренне противоречива: с одной стороны – это отсутствие внешнего принуждения; с другой – свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому свобода и ответственность всегда идут рука об руку.

Сочинения Свобода и ответственность

Что такое свобода и ответственность – сочинение

Свобода – это объективная независимость человека. Я думаю, свобода заключается во внутреннем состоянии человека, при котором человеку нечего скрывать. Свободный человек легко выходит за рамки стереотипов и предрассудков и способен сделать самостоятельный выбор.

Свободный, независимый человек всегда непринужденно руководствуется нравственными принципами и норами права. Свобода выбора всегда подразумевает ответственность за свои предпочтения. Даже если человек независим в своем выборе, он обязан предусмотреть последствия принятого решения.

Однако, не нужно бояться ответственности, ведь именно она является мотивацией, внутренним побуждением личности к действиям, отражая внутреннюю силу человека, его решимость и мужество.

Я думаю, в первую очередь, мы ответственны сами перед собой, потому что только мы знаем все тонкости нашего выбора, которые могут повлиять на дальнейшие обстоятельства. Помимо того, мы всегда ответственны перед обществом, в котором мы находимся.

Так, например, я как ученица гимназии ответственна за нарушения устава и правил гимназии, обязана соблюдать моральные нормы и все законы нашего государства. Я полагаю, на выбор человека влияет его воспитание, нравственные идеалы и морально-этические принципы (кодекс чести, например), нормы права, а также уровень стресса и уровень развития общества.

К сожалению, в моей жизни был неприятный опыт последствий нравственного выбора. На первый взгляд, это была обыденная ситуация из жизни, но впоследствии оказалось, что я очень обидела человека.

Но я переоценила ситуацию, и я крайне сожалею о случившемся, поэтому всегда нужно анализировать свой выбор и сложившиеся обстоятельства и сделать правильные выводы, чтобы впредь такого не совершать.

Сочинение на тему Свобода и ответственность

Декларация, в которой указаны права человека и гражданина общества, содержит пояснение свободы человека, как возможности делать все, что другому не способно нанести вреда.

Из этого следует, что ограничение осуществления естественных прав человека происходит теми рамками, что являются гарантом обеспечения других членов общества пользования аналогичными правами. Определение данных пределов входит в компетенцию исключительно закона.

Если выразиться проще, то понятие свобода подразумевает наличие шанса на беспрепятственное достижение результатов и беспрепятственное действие.

Ответственность выступает в качестве субъективной обязанности, предусматривающей несение ответственности за поступки и собственные действия, включая их последствии.

Подробно рассматривая два вышеописанных понятия, можно заявить, что “свобода” большинством людей будет разъясняться по-своему, ведь на это непосредственное влияние имеют ценности человека.

Например, в глазах поэтов свобода виделась всегда по-своему, а главам государств свойственна собственная точка зрения. Также с разными “мудрецами” можно как соглашаться, так и поспорить.

Ответственность, по мнению большинства людей, расценивается так же, как процитировано выше. Однако большинству людей, окрыленных свободой, свойственно забывать об ответственности, либо они просто не готовы пойти на определенные ограничения своей свободы, поэтому стремятся изолировать себя от общества.

Хотя не всегда это оправдано, так как человек считается существом биосоциальным, и общение является для него простой человеческой потребностью.

Мечтая о свободе, важно, конечно же, не забывать об ответственности. Люди разумные давно живут в цивилизованном обществе, и пусть даже в нем господствуют зачастую негуманные законы, и нас многие вещи не устраивают в том обществе, где нам приходиться жить, необходимо менять что-то, начав с себя.

Важно перестать бояться ответственности, так как она является аналогом решимости, мужества, чести и гордости, поэтому способна придавать силы.

Взаимосвязь свободы и ответственности

Что такое свобода? Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, желаниями и целями, основываясь на объективную необходимость в этих действиях. Индивид имеет право на свободную деятельность, но он должен нести за неё ответственность, т.е. отвечать за свои поступки и их последствия.

Проблема взаимосвязи свободы и ответственности очень актуальна в современном обществе. Люди часто совершают поступки, исходя из своих интересов в какой-то определённый период времени, и не задумываются об их последствиях. Таких людей называют безответственными, т.е. не осознающими своей ответственности.

Действительно, когда ребёнок просит родителей купить ему щенка, он не понимает, что за ним надо будет ухаживать. Когда малыш наиграется с щенком, который был для него лишь новой игрушкой, собаку, которая уже привязалась к людям в этой семье, выкидывают на улицу. Так поступают безответственные люди.

Возвращаясь к сказке Антуана де Сент-Экзюпери, стоит заметить, что маленький принц был очень ответственным. Он ухаживал за своей розой и понимал, что он за неё в ответе. Примером к этой проблеме может быть простая бытовая ситуация, которая, наверное, была с каждым.

Например, когда мама поздно возвращается с работы и просит свою дочь помочь ей с приготовлением ужина. Если ребёнок пообещал приготовить еду, то на него возлагается ответственность, и, не сделав это, он подводит свою маму.

Или, когда родители отпускают своего ребёнка гулять, то говорят ему, как стоит себя вести, что можно и нельзя делать. Ребёнок, пообещав следовать указаниям родителей, становится ответственным перед родителями за свои следующие действия.

Таким образом, свобода и ответственность тесно связаны между собой. Человек свободен в своих действиях, но в любом случае он несёт за них ответственность перед самим собой или перед тем, кому он пообещал что-либо.

К сожалению, люди не всегда понимают всю серьёзность этих двух понятий. Из-за этого случаются различные не самые приятные в своём исходе ситуации.

Эссе Свобода означает ответственность

Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода – это не только преимущество выбора, но и ответственность.

Человек не боится самой свободы, стремится к ней, а вот ответственность за свои поступки перед обществом, перед близкими людьми, перед своей совестью вызывает опасения. Вдруг сделаешь неправильный выбор, примешь неверное решение. Где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого.

Последствия почти любого поступка, действия или бездействия можно предугадать. При жизни человека в обществе они непременно коснуться, кого то, приведут к определенным событиям, вызовут ответную реакцию. Об этом нужно думать, чтобы вместо положительного результата на свои поступки не получить негатив.

Может показаться, что это трудная работа обдумывать каждый свой шаг, но у каждого уже есть свой определенный жизненный опыт и в теории опыт других людей. Применяя эти знания, можно просчитать результат того или иного действия.

Любой человек, пользуясь своей свободой, совершив необдуманный поступок, может навредить себе или другим. С сознанием о последствиях у человека и наступает ответственность.

Если человек действует по принуждению, в силу обстоятельств ограничен в своей свободе и совершает поступки во вред обществу, то он не несет ответственности за свои действия. Даже если он считает себя виновным или невиновным, но это уже моральный аспект.

Люди признанные недееспособными по медицинским показаниям, несовершеннолетние дети тоже не отвечают за свои действия. Они имеют свободу выбора в своих поступках и словах, но ответственность за них несут другие люди.

Быть свободным и ответственным трудно. Как человек распорядится своей свободой в выборе. Как распланирует свою жизнь. Всегда проще поступиться личной свободой и жить спокойно за спиной сильного и надежного человека.

Но иногда жизненные ситуации вынуждают к принятию самостоятельных, сознательных решений, человек будет свободен в их выборе, и должен сознавать, что вся ответственность за полученный результат лежит на нем.

Рассуждение, почему свобода — значит ответственность

Свобода и ответственность – очень важные категории человеческой жизни. Проблема взаимодействия свободы и ответственности стоит неразрешенной очень давно, примерно всю историю общественной мысли.

У многих философов и мыслителей были разные идеи на этот счет, но к чему-то одному прийти так и не удалось. А главный вопрос в этой связи такой: является ли человек свободным, особенно когда он ответственнен?

Большинство мыслителей сходятся к тому, что ответственность и есть свобода человека. Имеется в виду, что человек берет на себя ответственность за свое поведение, за свои поступки и в этом он свободен перед самим собой, так и перед всем обществом. Он готов быть вольным и поступать так, как ему охота, и готов ответить за свою волю, за выбор, который он сделал.

Ответственность и свобода не одно и тоже, но обе категории наполняют друг друга смыслом. Ответственность не является волей, как свобода, а является сознательным осуществлением определенных требований.

Ответственность основывает личную позицию человека, которая может быть отлична от того, что общество считает нормальным. И да, в этом и есть некоторая свобода, плыть против реки или идти против ветра, но чувствовать свободу, а не обременность.

В любом случае, перед судом ли, другими людьми или своей совестью держит человек ответ, сама эта связь ответственности и свободы наполняет последнюю глубоким смыслом. Возможно, именно поэтому цена свободы всегда была так высока.

Люди отдавали за нее жизни и жертвовали здоровьем, мечтали о ней и закладывали ее в фундамент целых идеологий. В рассуждениях о ней возникло право, был создан закон и придуман порядок, на котором теперь основывается любое государство.

Связь свободы и ответственности нашла свое отражение в религиях и нормах морали. Она – залог прочности общества людей и гарантия его будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе по социологии на тему: "Свобода" Для подготовке к ЕГЭ.

В данном высказывании известный русский философ ставит проблему понимания одной из высших ценностей человеческого общества - свободы. Смысл данного высказывания заключается в том, что если у человека есть свобода, у него есть больше прав, больше возможностей действовать не зависомо от какой –то силы, по своему усмотрению – это приведет к неравенству.

Я согласна с мнением автора, потому что если у человека есть свобода, он может многое добиться. Хотя, стремление может быть у всех равное, результат же может различаться. Это и есть неравенство.
Для подтверждения своей мысли обращусь к теории из курса обществознания. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; наличие возможности выбора варианта исхода событий.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Свобода является основой современной демократии.
Свобода связана с возможностью улучшать свою жизнь. Равенство направлено против всякого права на возвышение.
В качестве аргумента приведу пример из истории нашего государства. В 30-е годы, в период тоталитарного сталинского режима у людей не было свободы. Люди не могли свободно говорить то что думали, не могли самостоятельно делать выбор, в основном на них огромную власть оказывало государство, т.е не было свободы. Но при этом, главным принципом государства было равенство.

Второй аргумент я приведу из Конституции РФ. В современной конституции принятой в 1993 году закреплены разные права и свободы гражданина РФ. Благодаря которым у человека больше прав, больше возможностей, больше выбора поступать так или иначе, выбирать для себя свой путь, свободно стремиться к своей цели. Это ведет к неравенству.

Третий аргумент я приведу из собственной жизни. Я свободный человек. Я свободно могу вырожать свои мысли, у меня есть право выбора той профессии, которая мне нравится, также как и у моих одноклассников. Все мы хотим хорошо сдать экзамены, все стремимся. Но результаты наших усилий будут разными.

Таким образом свобода, о которой говорил Н. Бердяев приведет к неравенству, ведь у нас у всех свои возможности, мы все по разному мыслим, по разному трудимся. И поэтому по разному живем.

Имея эту свободу выбора, нам нужно выбрать такой жизненный путь, который приведет к счастливой жизни.

Читайте также: