Монолог и диалог сочинение в форме диалога мама презентация

Обновлено: 05.07.2024

4 Вообразите на миг, что… Вообразите на миг, что… человечество утратило дар речи. Или в своё время не сумело бы овладеть им. Что было бы? Не было бы самого главного - самого человечества. человечество утратило дар речи. Или в своё время не сумело бы овладеть им. Что было бы? Не было бы самого главного - самого человечества.Л.Успенский

5 Речевой этикет Речевой этикет Речевой этикет – это правила речевого поведения. Речевое поведение Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры.

6 Заглянем в словарь Речевой этикет Диалог Монолог Реплика

7 Заглянем в словарь Диалог - разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге. Каждая реплика пишется с новой строки. - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе. Монолог - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе.

8 монолог диалог МД ДМ..

9 монолог диалог 4

10 монолог диалог 4

11 РР Упражнение 14

13 Как вести себя во время разговора 1) Говорите спокойно; 2) не размахивайте излишне руками; 3) следите, какие слова вы подбираете, не обидят ли они вашего друга; 4) умейте слушать другого; 5) говорите отчётливо, не спешите. Меняйте интонацию с тем, чтобы ваша речь не была монотонной; 6) не разговаривайте слишком долго; 7) никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми.

14 Улыбайтесь друг другу! Особенно высоко ценится в общении улыбка. Улыбайтесь друг другу!

15 Диалог в общественном месте Пожалуйста, потише

16 Родственники - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница.

17 Оформление диалога в письменной речи На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Реплики диалога тесно связаны между собой. – Реплика 1 лица. – Реплика 2 лица. – Реплика 3 лица и т.д.

18 Схема диалога Слова автора: - Реплика? -Реплика, - слова автора. Запомни!

19 РР Упражнение 11

21 Весёлый … - Сколько будет: семь плюс восемь? - Смотря чего! - Какая разница? Допустим, книг. - Тогда пятнадцать. - А если конфет? - Тогда нисколько, я их все сразу съем!

22 Весёлый … - Знайте, дети, что всегда радостнее давать, чем получать. - Мой папа это утверждает! - Я думаю, твой папа – прекрасный человек! - Он известный боксёр!

23 Весёлый … - Мама, в бидоне с молоком оказалась мышь! - Ты её вытащила? - Нет, но я догадалась бросить туда соседского полосатого кота!

24 Орфоэпическая минутка звонит позвонит перезвонит Телефон Аппарат для передачи любых звуков на некоторое расстояние при помощи электричества

25 Будьте добры, позовите к телефону… Пожалуйста, позовите… Пригласите, если не трудно, … Будьте любезны, пригласите … Извините, пригласите, пожалуйста, … Скажите, пожалуйста, можно … Как позвать к телефону?

27 1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят? Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые. 2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ. Творческое задание

28 1)-. Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2)-. С радостью помогу вам. 3)-. У меня нет оснований не верить вам. 4)-. А что же в этом странного? 5)-. Мне жаль, но я не знаю. 6)-. Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.

29 Весёлый диалог - Папа, а ты смог бы писать в темноте? - Конечно, а почему тебя это интересует? - Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!

30 Схемы предложений диалога 1.– [О, … ]? 2.– [Вв., … ]! 3.– [ ], а [ ].

31 Рефлексия - Мне понравилось … - Я понял(а), что … - Я научился(ась) … Оценка за урок

32 Домашнее задание РР § 3 Составить весёлый диалог Подарки в виде хороших отметок тому, кто заслужил Подарки в виде хороших отметок тому, кто заслужил.


№ слайда 1


№ слайда 2

Собственно диалог может существовать как: Самостоятельный публицистический текст

№ слайда 3

Собственно диалог может существовать как: Самостоятельный публицистический текст Философский жанр Основная форма речи в драматических произведениях Диалогические вкрапления в виде речи персонажей в текстах художественной прозы

Классический пример включения диалога в монологическое повествование: За дверью

№ слайда 4

Формы диалога

№ слайда 5


№ слайда 6


№ слайда 7


№ слайда 8


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 12


№ слайда 13


№ слайда 14


№ слайда 15


№ слайда 16


№ слайда 17


№ слайда 18


№ слайда 19


№ слайда 20


№ слайда 21


№ слайда 22


№ слайда 23

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь в зависимости от смены говорящего и слушающего делится на диалогическую и монологическую . В диалогической речи говорящий и слушающий меняются местами. В монологической речи – не меняются.


Давайте сначала поговорим о диалогической речи . Диалогическая речь возникла раньше. Наша речь возникла как средство общения между людьми. И потому в древности именно диалог был совершенно необходим.

Давайте сначала поговорим о диалогической речи .

Диалогическая речь возникла раньше. Наша речь возникла как средство общения между людьми. И потому в древности именно диалог был совершенно необходим.


Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики диалога адресованы собеседнику . Поэтому диалог немного напоминает теннис с мячиком, который передается от одного игрока к другому.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики диалога адресованы собеседнику . Поэтому диалог немного напоминает теннис с мячиком, который передается от одного игрока к другому.

Рассмотрим пример типичного диалога. − Привет! − Рад тебя видеть. − У меня как раз возникли вопросы по поводу распределения ролей в нашей постановке. − Отлично. Мы могли бы встретиться и всё обсудить. − Это было бы очень хорошо. − Тогда до встречи? − До встречи! Каждая реплика в нашем диалоге зависит от предыдущей . Все реплики связаны.

Рассмотрим пример типичного диалога.

Размеры диалога теоретически безграничны.

Однако на практике любой диалог все же имеет концовку.

Диалог получил наибольшее распространение в разговорной речи. Однако он востребован также в официально-деловой, научной и публицистической речи.

В зависимости от целей, задач, роли собеседников, ситуации общения можно выделить следующие типы диалогов : Ø бытовой Ø деловая беседа Ø интервью

В зависимости от целей, задач, роли собеседников, ситуации общения можно выделить следующие типы диалогов :

Диалог – это неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной или официально-деловой речи мы не можем предугадать реплику собеседника полностью. Так часто бывает на экзаменах, когда экзаменатор задает неожиданный вопрос. Допустим, вы рассказываете об образе Ильи Муромца в былинах, а вас неожиданно спрашивают о Святогоре. Как скоро вы сформулируете ответ? Именно поэтому нужно всегда хорошо ориентироваться в теме и тщательно готовиться к любому выступлению.

А теперь поговорим о монологе .

Монолог – это развернутое высказывание одного лица. Монолог может быть направлен как на собеседника , так и на самого говорящего .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря материалу, представленному в презентации, учащиеся учатся высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему урока, самостоятельно ставить цель деятельности. Называют ключевые слова урока. Извлекают информацию, представленную в разных формах, преобразовывают информацию из одной формы в другую (схема, таблица). Учатся различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Восьмое декабря. Классная работа.

Восьмое декабря.

Классная работа.

Работаем в парах! Прочитайте слова каждого столбика доктор маршрутный инженер очевидный атлет независимый легенда огуречный образ лагерный галерея образный горизонтальный Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает? Подчеркните орфограммы ­ непроверяемые буквы гласных.

Работаем в парах!

Прочитайте слова каждого столбика

доктор маршрутный

инженер очевидный

атлет независимый

легенда огуречный

образ лагерный

галерея образный

горизонтальный

Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает? Подчеркните орфограммы ­ непроверяемые буквы гласных.

Работаем в парах! доктор маршрутный инженер очевидный атлет независимый легенда огуречный образ лагерный галерея образный горизонтальный Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились?

Работаем в парах!

доктор маршрутный

инженер очевидный

атлет независимый

легенда огуречный

образ лагерный

галерея образный

горизонтальный

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились?

Ключевые слова + речь, знаки препинания ДИАЛОГ МОНОЛОГ СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ И ЦЕЛИ УРОКА. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ УПР.325.

Ключевые слова + речь, знаки препинания

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ И ЦЕЛИ УРОКА. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ УПР.325.

Памятка. Изучающее чтение учебно­ научного текста . Упр. 325 Чтобы понять учебно-научный текст, его нужно читать про себя и по ходу чтения выполнять такие действия: - задавать вопросы автору и искать ответы в самом тексте; - обращать внимание на те слова, которые выделены шрифтом, так как они являются ключевыми; - подумать, на какой вопрос отвечает каждый абзац; - решить, какая информация главная, какая – второстепенная. Если последовательно записать вопросы, на которые отвечает каждый абзац, получится план текста. План поможет запомнить и пересказать содержание. После чтения. 1.Сформулировать основную мысль. 2.Выделить основную информацию.

Памятка. Изучающее чтение учебно­ научного текста .

Упр. 325 Чтобы понять учебно-научный текст, его нужно читать про себя и по ходу чтения выполнять такие действия:

- задавать вопросы автору и искать ответы в самом тексте;

- обращать внимание на те слова, которые выделены шрифтом, так как они являются ключевыми;

- подумать, на какой вопрос отвечает каждый абзац;

- решить, какая информация главная, какая – второстепенная.

Если последовательно записать вопросы, на которые отвечает каждый абзац, получится план текста. План поможет запомнить и пересказать содержание.

1.Сформулировать основную мысль.

2.Выделить основную информацию.

Заполните таблицу ДИАЛОГ МОНОЛОГ 1. 1. 2. 2. 3. 3.

2. Диалог состоит из реплик.

Монолог – речь одного человека, обращённая к слушателям или к самому себе.

2. Не предполагает непосредственного отклика.

3. На письме реплики разных лиц даются с новой строки.

Перед каждой репликой ставится тире.

Работа в группах

- Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.

- Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.

- Почему же ты сейчас живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… -

(Н. Носов «Фантазёры.)

- Какой из текстов монолог, а какой диалог?

- Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?

- Составьте памятку, как записать диалог.

Правила ведения диалога. Составьте диалоги

Правила ведения диалога.

РЕФЛЕКСИЯ Каким выражением можно оценить работу на уроке: • корень учения горек, да плод его сладок. • глаза боятся, а руки делают .

Каким выражением можно оценить работу на уроке:

• корень учения горек, да плод его сладок.

• глаза боятся, а руки делают .

Домашнее задание. Какие секреты диалога вы для себя открыли? Как вы теперь будете общаться с близкими, сверстниками и людьми старше вас по возрасту? Расскажите об этом, составив МОНОЛОГ.

Какие секреты диалога вы для себя открыли? Как вы теперь будете общаться с близкими, сверстниками и людьми старше вас по возрасту? Расскажите об этом, составив МОНОЛОГ.

Читайте также: