На холмах грузии пушкин сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Краткий анализ

Тема стихотворения – нетленная любовь.

Композиция – Произведение являет собой лаконичный монолог лирического героя, который делится на смысловые части: пейзажная зарисовка и рассказ героя о своих чувствах. Формально текст не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, рифмовка перекрестная АВАВ.

Анализ стихотворения На холмах Грузии лежит ночная мгла Пушкина

В стихотворении описывается картина, где главный герой сидит у реки, и смотря на её бурные волны, пытается успокоить бушующие вихри внутри своей души. Здесь идёт сопоставление природы и внутреннего мира человека. Его разум занят мыслями о одном человеке. Его не тревожит больше ничего, он думает. Даже глубокая ночь во всей своей красе, не привлекает и никак не трогает его души. Он думает о том, что было, и о том что могло бы быть. Возможно, это воспоминания о былой любви, или раздумия во времена разлуки. Но это в данном случае не имеет никакого значения. В этом стихотворении имеет место грусть, большая и необъятная. Грусть от несчастной любви. Литературный герой признаётся в том, что он пронес любовь свою сквозь года, и до сих пор, его душа хранит образ любимого человека.

И сердце горит от любви, может даже и неразделенной. Но в жизни без любви, Александр Сергеевич не находит никакого смысла. Ведь любовь, это источник всего в нашем мире. Злость, радость, ненависть, доброта — это все побочные продукты любви.

Любовь — это потребность одного человека в другом. Человек должен жить в социуме, должно присутствовать в жизни общение, живые эмоции и чувства. Но полностью понять и принять сможет лишь один единственный человек. И этот человек и станет предметом любви. Любви и обожания, ведь когда человека любишь, когда между вами гармония, это лучшее чувство в мире.

И поэтому множество поэтов и писателей посвящают любви свои великие произведения. Весь смысл жизни — любить.

Кратко по плану

История создания

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Посвящение

Согласно второй версии, стихотворение было написано в память о юношеской любви Александра Сергеевича к Марии Николаевне Раевской. Она вышла замуж за декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1829 году супруги были в ссылке в Сибири. Княгиня Вяземская даже прислала Марии это стихотворение после публикации, считая, что оно адресовано именно юношеской любви.

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Сочинение по стиху Пушкина На холмах Грузии

1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии:

Одни придерживаются мнения, что бывшей возлюбленной поэта, Наталье Гончаровой. Основывается данный факт на том, что именно в этом году Пушкин просил её руки, но отцы Гончаровой не согласились, не одобрив брак.

Мария Раневская, пьянящая великого поэта в юношеские годы и вышедшая замуж за участника восстания декабристов Сергея Волконского, именно ей могли адресоваться эти строчки. Когда стихотворение увидело мир, а это 29 год 19 века, семья Волконских была сослана в Сибирь на каторгу. Получив строки произведения от Веры Федоровны Вяземской и прочтя его, Мария была совершенно убеждена, что стихотворение сложено именно для нее. Произведение выражает противоречивые чувства, получаемые от любви к человеку. От любви, внезапно загоревшейся в его сердце.

Данное стихотворение не может не задеть читателя своей глубиной чувств и мысли. Милое, но в то же время и печальное чувство поэта, заставляет наслаждаться мелодичностью творения. Жанр стиха – элегия. Дыбы соблюсти ри имеет ударение, падающее на первый слог. Мир теплоты и гармонии поглощает нас от аллитерации произведения. А колорит стихотворение приобретает от необычных поэтических звучаний строчек.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Цель: помочь учащимся понять художественное совершенство стихотворения А.С. Пушкина,

осознать красоту и силу русского художественного слова,

глубже проникнуть в смысл образного содержания.

— С каким периодом жизни поэта связано это стихотворение?

(Написано оно в 1829 году, во время второй поездки на Кавказ, которая возродила воспоминания о первой, почти десятилетней давности, возродила и романтическое восприятие природы, обогащенное теперь тонкой наблюдательностью поэта-реалиста (Мейлах Б. Жизнь Александра Пушкина. Л. 1974 г. с.285)

— Чтение стихотворения

Назовите главный образ этого стихотворения

— Какие два контрастирующих образа в элегии?

(Любовь и грусть. Соответственно группируются и остальные образы стихотворения. Группа слов мгла, грустно, печаль, уныние противопоставлена единству, объединённому вокруг образа любящего сердца: легко, светло, ничто не мучит, не тревожит, сердце вновь горит и любит, не любить не может. Так создаётся гармония содержания и формы.

— Что можно сказать о лексике стихотворения?

(Слова стихотворения употребляются поэтом в прямом (их обычном) значении. Отдельные случаи метафор: мгла лежит, сердце горит

– употребляются в поэтической речи в переносном значении уже до Пушкина.

— Язык произведения прост и одновременно с этим образен и выразителен. Поэт использует поэтическую лексику в соответствии с жанром стихотворения: мгла, печаль, грусть, уныние, мучить, тревожить

— Чем интересно произведение в морфологическом плане?

(В стихотворении употреблено 44 слова; из них 35 составляют основное содержание: 7 существительных, 6 глаголов, 3 прилагательных, одно числительное,3 наречия, 4 местоимения и 5 служебных слов.

Из 7 существительных только 2 отвлечённых (печаль и уныние) обозначают состояние, они являются синонимами слова грусть, представленному в тексте однокоренным наречием грустно.

Конкретные существительные (их 5) мы видим в первых двух строках, в которых даётся пейзажная зарисовка, служащая средством описания внешней обстановки, создающая определённый настрой у читателя: картины ночной природы созвучны душевной печали.

А какова роль глаголов?

(Только 2 глагола: лежит и шумит

– обозначают конкретные действия, настраивают на восприятие душевного волнения.

Остальные (мучит, тревожит, горит, любит) тоже, как и существительные, абстрактные, обозначают психологическое состояние человека.

Все глаголы употребляются в настоящем времени, это сближает читателя с автором.)

— А что можно сказать о прилагательных, какова их функция?

(Они наиболее заметны с 3-ей строки, когда автор от конкретного мира переходит к зарисовке психологических состояний человека. Сочетание существительного печаль с прилагательным светла (алогизм), полна составляет и идейный, и эмоциональный центр стихотворения. Это подчёркнуто и интонационно (глубокой паузой), и стилистически оправданным повтором одного и того же существительного.

— А чем объяснить частоту употребления местоимений?

(Стихотворение представляет собой монолог (причём страстный), в котором влюблённый обращается к той, которая одна владеет его думами. Об этом говорит и рифма: мною – тобою. А повторение тобой, одной тобой усиливает лирическое волнение, служит средством создания драматической напряжённости. Этому способствует и числительное одной-единственной.

— А какую же смысловую нагрузку несут наречия?

(Два первых – грустно, легко

– говорят о противоборстве чувств, находящих разрешение в предпоследней строке, в которой мы встречаем и наречие вновь.


Какая служебная часть речи (из всех служебных слов) несёт большую лексическую нагрузку
?

(Многочисленный повтор отрицательной частицы не

— Что можно сказать о синтаксическом уровне и связанных с ним ритме и интонации

(Синтаксис стихотворения также способствует выражению взволнованности, переживания лирического героя. Это находит отражение на всём строе речи: на её темпе, интонации, структуре предложений и строении словосочетаний. В основу стихотворения, состоящего из двух частей, положен приём антитезы, 2-я часть прямо противоположна 1-й. В таких конструкциях часто используется союз и (И сердце вновь горит и любит — …Порядок слов в предложениях обычный (инверсия лишь в 1-м и во 2-м стихах: в 1-м она призвана подчеркнуть конкретное место действия, во 2-м – лишь шум, но не рокот Арагвы). А это определило естественность эмоционально сдержанной интонации.

Особенно глубоки и эмоциональны паузы, обозначенные многоточием и тире. Многоточие следует после повторения тобой, одной тобой

и вызывает экспрессивный накал речи, выделяет слово тобой и делает интонацию более выразительной. Тире перед местоименным наречием оттого – знак эмоциональной паузы. Присоединительная конструкция (И сердце вновь горит…) несёт дополнительный оттенок живой разговорной речи.

— Как же следует читать стихотворение, учитывая все указанные особенности синтаксиса?

(Чтение должно быть замедленным, с паузами, что соответствует глубокому содержанию, пронизанному сложными эмоциями.)

— Каким размером написано стихотворение и в чём его особенности?

(Поэт чередует шестистопный ямб, создающий впечатление раздумья, с более быстрым, динамичным четырёхстопным.

На дом: дать лингвистический анализ любого понравившегося стихотворения поэта по плану:

  1. Прочитать выразительно.
  2. Определить тему и основную мысль стихотворения.
  3. Охарактеризовать языковой уровень:

4. Определить размер стиха. Отметить особенности ритма и интонации.

Анализ стихотворения 2

После того, как поэт вернулся с Кавказа, он отказался от азартных игр и похождений в питейные заведения. Такое обусловлено тем, что он желал улучшить свое положение в материальном плане. Но это не волнует его так, как чувства к молодой красавице — Наталье.

После второго предложения девушка соглашается на брак, однако поэт уже не воспринимал брак, как что-то прекрасное. Может быть, из-за таинственных событий во время бракосочетания, когда кольцо упало, а свеча погасла. Может быть, потому что Наталья Гончарова так и не ответила взаимностью на пылкость Пушкина. В заключение стоит лишь сказать о том, что позже Александр Пушкин признался, что во время того, как он находился на Кавказе, у него появилось желание оставить все и не возвращаться больше обратно домой. Однако именно любовь к юной Наталье заставила его побороть это желание и попытать счастья снова.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Вариант 1

Произведение Александра Сергеевича Пушкина “На холмах Грузии лежит ночная мгла” пропитано грустью и любовью. Это прекрасные стихи Пушкина о природе, любви и кавказских видах. Поэт описывает ночной пейзаж Грузии. Её великую и богатую природу. Особое внимание Пушкин акцентирует на реке Арагва.

В стихотворении описывается картина, где главный герой сидит у реки, и смотря на её бурные волны, пытается успокоить бушующие вихри внутри своей души. Здесь идёт сопоставление природы и внутреннего мира человека. Его разум занят мыслями о одном человеке. Его не тревожит больше ничего, он думает. Даже глубокая ночь во всей своей красе, не привлекает и никак не трогает его души. Он думает о том, что было, и о том, что могло бы быть.

Возможно, это воспоминания о былой любви, или раздумия во времена разлуки. Но это в данном случае не имеет никакого значения. В этом стихотворении имеет место грусть, большая и необъятная. Грусть от несчастной любви. Литературный герой признаётся в том, что он пронес любовь свою сквозь года, и до сих пор, его душа хранит образ любимого человека.

И сердце горит от любви, может даже и неразделенной. Но в жизни без любви, Александр Сергеевич не находит никакого смысла. Ведь любовь, это источник всего в нашем мире. Злость, радость, ненависть, доброта — это все побочные продукты любви.

Любовь — это потребность одного человека в другом. Человек должен жить в социуме, должно присутствовать в жизни общение, живые эмоции и чувства. Но полностью понять и принять сможет лишь один единственный человек. И этот человек и станет предметом любви. Любви и обожания, ведь когда человека любишь, когда между вами гармония, это лучшее чувство в мире.

И поэтому множество поэтов и писателей посвящают любви свои великие произведения. Весь смысл жизни — любить.

Вариант 2

В 1829 г. Пушкин предпринимает свое второе путешествие на Кавказ. Современники отмечали, что в это время поэт постоянно находился в задумчивом и печальном состоянии. Вероятно, он сочувствовал участи декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Освобождение поэта из ссылки только усилило тайный надзор. Поэт все время чувствовал на себе пристальное неослабевающее внимание со стороны царской власти.

Небольшое произведение относится одновременно к пейзажной и любовной лирике. Исследователи творчества поэта так и не пришли к единому выводу, чей женский образ описан в стихотворении. По одной версии Пушкин имеет в виду свое первое неудачное сватовство к Н. Гончаровой.

Родители девушки дали неопределенный ответ. Они утверждали, что дочь еще очень молода. Но действительной причиной, мешающей браку, была, вероятно, скандальная слава поэта. По другой версии Пушкин обращается к М. Н. Волконской, к которой испытывал большое влечение. Сама Волконская была уверена, что стихотворение посвящено ей.

Пушкин боготворил женщин. Он всегда считал их воздушными неземными существами, к которым не относится грубость и жестокость физического мира. Даже в случае любовной неудачи поэта никогда не охватывало чувство злости или мести. Он признавал свое несовершенство и покорно удалялся, по-прежнему испытывая благоговение и восторг перед любимой.

Многие считают Пушкина бессердечным ловеласом, который не дорожил ничем ради обладания предметом своей страсти. Это далеко не так. Широкая творческая натура поэта была направлена на постоянный поиск женского идеала. Этот идеал он на время находил в разных женщинах, и каждый раз отдавался всей душой вспыхнувшему чувству.

Вариант 3

Это стихотворение вызывает возвышенные, нежные и чистые чувства. Ощущается, пусть и печаль, но, всё же, светлая. Испытывать такие сильные и вдохновляющие чувства – смысл жизни лирического героя. Лучше испытывать безответную любовь, чем не испытывать любовь вовсе. Это великое чувство дарит множество возможностей прочувствовать все грани душевности мира, ощутить яркую палитру чувств и эмоций.

Вариант 1

История создания

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Вариант 2

История создания

Посвящение

Согласно второй версии, стихотворение было написано в память о юношеской любви Александра Сергеевича к Марии Николаевне Раевской. Она вышла замуж за декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1829 году супруги были в ссылке в Сибири. Княгиня Вяземская даже прислала Марии — это стихотворение после публикации, считая, что оно адресовано именно юношеской любви.

Анализ содержания

Анализируя стихотворение, мы условно можем его поделить на три части. Первая показывает место, где находится лирический герой. Это любование прекрасным пейзажем. Вторая – описание всех чувств, которые охватывают поэта. Последняя часть рассказывает уже о любви, которая нахлынула во время рассмотрения пейзажа. В принципе, данный стих можно отнести как пейзажной, так и к любовной лирике Пушкина.

Вариант 3

Жанр стихотворения – элегия.

Во время написания работы, Пушкин был окрылен любовными чувствами к Наталье Гончаровой. Но, надежды на их союз у поэта не было.

Стихотворение открывает перед нами – читателями любовные чувства. Тема любви очень даже свойственна большинству элегий. Красоты и великолепные пейзажи окружающего края помогают автору создать романтическое, нежное настроение стихотворения.

Картины окружающей природы меняются в каждом четверостишие. В первом из них говориться про высокие холмы и горы. Второе четверостишие описывает равнинную реку. Третье четверостишие высказывает самые сокровенные чувства героя. Они такие же противоположные – и грусть и легкость. На душе у автора одновременно и грустно и легко. Печаль, которая окутала его сердце, светлая. Печаль – это ясный образ возлюбленной.

Следующие четверостишия наполняются взволнованной интонацией, и мы понимаем, что спокойствие автора заменяется возбужденными эмоциями.

Пушкин пишет о том, что от такой любви горит и пылает его сердце. И это прекрасно. Ведь потребность любви делает наши сердца счастливее и светлее.

Вариант 1

Примечательно, что предчувствия Пушкина не обманули, так как в 1830 году он сделал повторное предложение Наталье Гончаровой и получил согласие. Однако после бракосочетания он не посвятил своей жене ни одного лирического стихотворения. Возможно, все дело в том, что юная красавица, бесконечно уважая своего супруга, так и не смогла его по-настоящему понять и полюбить.

Стоит также отметить, что после того, как чета Пушкиных поселилась в Петербурге, Наталья Николаевна была представлена ко двору и благодаря своей красоте стала одной из любимиц императрицы. Подобная благосклонность обязывала супругу Пушкина вести активную светскую жизнь и появляться на всех без исключения балах. Вполне понятно, что это вызывало у поэта приступы неконтролируемой ревности, однако в своих письмах многочисленным друзьям он писал, что бесконечно счастлив, и вспоминал свою короткую поездку на Кавказ, во время которой, по сути, была решена его судьба.

Вариант 2

Еще два переноса в пятой и седьмой строчках выделяют слова, первое из которых акцентирует субъективность переживания (моего), а второе — необходимость ответить на главный вопрос (оттого), почему в душе нет мглы, обиды, трагизма.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Но одинокая ночь в горах вызывает совсем другие ощущения, так как дает возможность сосредоточиться на внутренних переживаниях, а они светлы и безмятежны:

Мне грустно и легко; печаль моя светла…

Ничто не мучит, не тревожит…

Между внутренним и внешним мирами возникает противоречие, они контрастны по основному признаку (мгла — свет). Окружающая действительность подавляет, должна была бы мучить, тревожить, однако ничто в ней не занимает лирического героя, поглощенного любовью. Чувство вызывает грусть, печаль, но в признаниях нет трагической ноты, напротив, в душе царят свет и покой, уравновешивающие дисгармонию вне сердца. Духовное содержание, являясь воплощением равновесия негативного и легкого, светлого, вносит в мир недостающую гармоничность. Его умиротворенность побеждает буйство природы, ночь озарена внутренним светом.

…печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Вариант 3

Жанр Пушкин выбрал классический для романтизма – элегия, ведь никакой другой не способен так глубоко и полно выразить чувства и буквально вывернуть душу героя наизнанку. Стихотворение условно поделено на 2 части: в первой прекрасные грузинские пейзажи вводят читателя в романтический настрой, а вторая – чувственная и проникновенная – можно видеть сбивчивые мысли лирического героя или даже слышать стук его трепетного сердца.

Нежность и светлая печаль – ключевые фигуры данной элегии, хочется верить и любить так же, как и такой несчастный, но одновременно такой счастливый лирический герой.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На холмах Грузии лежит ночная мгла.

Тема стихотворения – любовь и грусть.

Композиция – Произведение являет собой лаконичный монолог лирического героя, который делится на смысловые части: пейзажная зарисовка и рассказ героя о своих чувствах. Формально текст не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёх- и шестистопный ямб с пиррихием, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

Большинство исследователей уверены, что оно навеяно чувствами к Н. Гончаровой. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остаётся спорным. Дочь генерала Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности, путешествуя с семьёй Раевских по Кавказу и Крыму, поэт был влюблён в неё.

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX в. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему чистой и светлой, но безответной любви.

В первых строках описана картина, которая открывается его взору. Ночная мгла и шум Арагвы пробуждают в сердце лирического героя высокие чувства. Он предаётся размышлениям о любви. Их можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию состояния лирического героя. Такая организация подчёркивает единение человеческой души с природой.

Средства выразительности

В стихотворении мало средств выразительности. Тем не менее они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Кто же эта муза-незнакомка, о которой писал Пушкин? Предположительно, что ею была дочь Николая Николаевича Раевского, Мария. В нее Александр Сергеевич был влюблен в юные годы. Позднее Раевская вышла замуж за декабриста, генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Когда стихотворение было опубликовано (в 1829 году), супруги Волконские находились на каторге, в сибирской ссылке. Мария Николаевна, которой работу Пушкина прислала княгиня Вера Федоровна Вяземская, была уверена, что стихотворение было обращено именно к ней.

Краткий анализ

Тема стихотворения – нетленная любовь.

Композиция – Произведение являет собой лаконичный монолог лирического героя, который делится на смысловые части: пейзажная зарисовка и рассказ героя о своих чувствах. Формально текст не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, рифмовка перекрестная АВАВ.


Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре элегии. Автор описывает глубокие чувства печали и любви, переживаемые человеком.

Холмы Кавказа

Произведение относится к любовной лирике совместно с описанием природы и философским выводом в последних двух строчках.

Композиционно стих поделён на три части:

  • первая – описание окружающей героя природы;
  • вторая – передача пробудившихся воспоминаний о любимой женщине;
  • третья – чувства вновь разгораются с новой силой.

История создания

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Вариант 1

История создания

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Тема

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.

Жанр

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Вариант 2

История создания

Посвящение

Согласно второй версии, стихотворение было написано в память о юношеской любви Александра Сергеевича к Марии Николаевне Раевской. Она вышла замуж за декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1829 году супруги были в ссылке в Сибири. Княгиня Вяземская даже прислала Марии — это стихотворение после публикации, считая, что оно адресовано именно юношеской любви.

Анализ содержания

Анализируя стихотворение, мы условно можем его поделить на три части. Первая показывает место, где находится лирический герой. Это любование прекрасным пейзажем. Вторая – описание всех чувств, которые охватывают поэта. Последняя часть рассказывает уже о любви, которая нахлынула во время рассмотрения пейзажа. В принципе, данный стих можно отнести как пейзажной, так и к любовной лирике Пушкина.

Вариант 3

Жанр стихотворения – элегия.

Во время написания работы, Пушкин был окрылен любовными чувствами к Наталье Гончаровой. Но, надежды на их союз у поэта не было.

Стихотворение открывает перед нами – читателями любовные чувства. Тема любви очень даже свойственна большинству элегий. Красоты и великолепные пейзажи окружающего края помогают автору создать романтическое, нежное настроение стихотворения.

Картины окружающей природы меняются в каждом четверостишие. В первом из них говориться про высокие холмы и горы. Второе четверостишие описывает равнинную реку. Третье четверостишие высказывает самые сокровенные чувства героя. Они такие же противоположные – и грусть и легкость. На душе у автора одновременно и грустно и легко. Печаль, которая окутала его сердце, светлая. Печаль – это ясный образ возлюбленной.

Следующие четверостишия наполняются взволнованной интонацией, и мы понимаем, что спокойствие автора заменяется возбужденными эмоциями.

Пушкин пишет о том, что от такой любви горит и пылает его сердце. И это прекрасно. Ведь потребность любви делает наши сердца счастливее и светлее.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Читайте также: