Сочинение литература как искусство слова егэ

Обновлено: 02.07.2024

Из глубин истории

  • Устное народное творчество возникло задолго до появления письменности. Фольклор возник как массовое творчество, выражая представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности. Литература зародилась, когда наука и искусство были тесно переплетены. Это единство прослеживается еще в мифологии древней Греции. Если у человека нет литературных знаний, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может знать неисчислимую информацию, которую человечество хранило на протяжении веков.

Литература как искусство

  • В широком смысле искусство доставляет потребителям эстетическое удовольствие. Искусство – это образное представление реальности, способ представления мира в художественном контексте. Как и наука, это один из способов познать мир во всех его аспектах. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что литература – это искусство. И она имеет безоговорочное право занимать одно из первых мест, наряду с музыкой и живописью.

Литература – дверь в другой мир

  • Слово в литературе – основной материал для создания произведений. С помощью сложных и удивительных словесных конструкций автор втягивает читателя в свой мир. Беспокойный, яростный, счастливый или грустный, текст произведения становится похожим на виртуальную реальность. Воображение рисует другой мир, созданный словесными образами. Человек попадает в другое измерение, из которого можно вырваться, только перевернув последнюю страницу книги.

Литература – родоначальник искусств

  • Помимо собственно эпического и лирического родов, художественная литература стала источником создания театра, благодаря ей была создана и опера. На основе текстовых сценариев (оригинальных и по мотивам художественных произведений) снимают кино.

Литература является важнейшей частью общества. Именно здесь сосредоточены социальный, исторический и личный опыт освоения мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, обладает способностью принимать их ценности. Она влияет не только на развитие отдельной личности, но и на человечество в целом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Художественная литература как искусство слова

Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.

2. Художественный образ – это основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания.

3. Фольклор – это (от англ. - народная мудрость) устное народное творчество. Особенности: вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Фольклор представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску фольклорных произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.

4. Литературные роды и жанры

Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы:эпос, лирика, драма.

Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.

Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои. Жанры: малые форы (рассказ, очерк, новелла), средние формы (повесть), большие формы (роман, роман-эпопея).

Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.

Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.

Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.

Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.

Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.

Драма - изобразительный род литературы. Предметом является объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях. Жанры: трагедия, драма, комедия.

Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.

Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.

Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.

5. Основные литературные направления

Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня. Представители:Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.

Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.

Наличие гражданских мотивов.

Антагонистические противоречия в основе конфликта.

Трагическая заостренность конфликта.

Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.

Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).

Приоритет естественного чувства над разумом.

Сочувствие к простому человеку.

Откровенность в обрисовке человека.

Романтизм (конец XVIII – 1-я пол. XIX в.) Воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма; историзм, стремление к экзотике; расцвет лирики; жанры: исторический роман, идиллия, баллада; романтическая поэма. Представители: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Система персонажей с одним главным героем.

Неизменяемость характеров действующих лиц.

Экзотика сюжета и места действия.

Тема рока (фатума) в судьбе героя.

Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность:роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Правдивое и достоверное изображение жизни.

Изображение исторически конкретного общества.

Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.

Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.

Изображение жизни и характеров в развитии.

Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).

6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.

Содержание: тема, проблема, идея, конфликт, пафос.

Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).

Проблематика – перечень проблем.

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).

Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Художественная форма: сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.

Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Стадии развития действия

Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).

Завязка — это событие, которое является началом действия.

Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.

Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.

Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Средства создания образа

1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.

2. Прямая авторская характеристика.

3. Речь героя. Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.

4. Поступки, действия героя.

6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.

7. Портрет героя. Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);

психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);

идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).

8. Социальная среда, общество.

9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

10. Художественная деталь: описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).

11. Предыстория жизни героя.

Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.

Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.

7. Язык художественного произведения:

художественная лексика: тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;

синтаксические фигуры: повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;

эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.

Тропы (изобразительно-выразительные средства)

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Гипербола – художественное преувеличение.

Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.

8. Проза и поэзия: сходство и различие

Основы стихосложения

Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.

Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ |

Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` |

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.

Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.

Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.

Источники и литература:

Художественная литература как искусство слова

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. Сила слова в художественной литературе в способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность. И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства.

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

Роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось.

Художественная литература — явление искусства слова

Литература как искусство слова

Художественное произведение — это не только основная форма бытия литературы. Это явление искусства. Но искусство не в нашем привычном понимании, а в его особом виде. Речь идёт об искусстве слова.

Действительно, писательство, как и изобразительное искусство, относится к творческой художественной деятельности. Чтобы удачно изобразить образ мира с помощью меткого слова, надо иметь большой талант. Это дар Божий, с которым люди рождаются. Творческий дар, богатая фантазия, острый ум… Всё это позволяет представить себя в ином мире — мире иллюзий, жизнеподобной реальности.

Можно ли научиться искусству сочинения художественного произведения?

Если художественное произведение — искусство, то можно ли ему научиться? На мой взгляд, ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, писатель — профессия, которую можно приобрести, так же как и профессию журналиста. С другой стороны, в отличие от культуры речи, красноречие — это врождённая способность. Иными словами, сочинять может научиться почти каждый, но делать это красиво, качественно, интересно — лишь единицы. Не очень трудно овладеть правилами грамматики, а вот умение блестяще воплощать свои мысли в слова — довольно редкостное свойство человека. Умение метко использовать в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения требует настоящего мастерства, художественного таланта. Если же оценивать уровень самых известных писателей с мировым именем — Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, — следует констатировать: эти люди не просто талантливы. Они гениальны.

Приведём другие доказательства того, что литература представляет собой явление искусства. Художественные произведения литературы развивают в нас чувство прекрасного, то есть соответствуют определённым эстетическим идеалам общества. Иначе говоря, они сулят признание своему автору, поскольку отражают его совершенное умение в определённой области литературного жанра.

Как и другие виды искусства, литература играет в обществе воспитательную роль. Автор произведения удовлетворяет моральные запросы читателя, демонстрирует пути решения этических конфликтов. При этом художественное произведение не поучает, а излучает вдохновенную мораль, незримо пронизывая поэтическое содержание.

Таким образом, литература как явление искусства слова дарит читателю удовольствие и воодушевление. В духовной жизни общества литературно-художественные произведения выполняют эстетическую, воспитательную и познавательную функции.

Читайте также: