Какова роль ленского в романе кто виноват в его трагедии сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Так вот. Книга Джозефа Гамильтона попалась мне на одном мероприятии, посвященном церемониалу проведения дуэлей. Очень занятно было поучаствовать в этом процессе, почувствовать себя на месте дуэлянтов и секундантов. Организатор же сего знаменательного вечера, прознав про мою любовь к литературе, извлек эту книгу из своей коллекции и любезно предложил мне ее почитать. Честно скажу, открывая ее, я не ждала ничего особенного, но то, что я обнаружила внутри резко перевернуло мое мировоззрение.

Книга эта была написана в середине 19 века. Она содержит в себе не только исчерпывающее описание правил проведения дуэлей того времени, но и высокоморальные рассуждения умудренного опытом человека о том, что дуэль – это ничто иное, как бич времени. Автор писал эту книгу для молодежи своего времени с призывом одуматься. Он признавал, что и сам участвовал во многих дуэлях, но позже сожалел об этом. В глазах мудрых людей того времени дуэль не была ни романтическим явлением, ни сколько-нибудь объективным способом доказать свою правоту. В середине 19 века люди отчетливо понимали, что дуэльное кровопролитие не демонстрирует ничего, кроме психологической и духовной слабости обоих дуэлянтов.

Это высокодуховная книга, написанная языком, сочетающим в себе гармонию и тончайший сарказм английской аристократии 19 века. Я считаю, что ее стоит прочитать всем, кто интересуется историей. Если бы это зависело от меня, то я бы включила эту книгу в курс школьной литературы, ибо современной молодежи, воспитанной преимущественно на супергеройско-бойцовском контенте, зачастую сильно не хватает понимания морально-этической составляющей поединка.

Но вернемся к Онегину. Для тех, кто подзабыл детали, напомню. На именинах Татьяны Лариной Онегин, все еще раздосадованный ее письмом и обиженный на всех присутствующих, а в особенности на Владимира Ленского, коий и притащил его на мероприятие, решил пофлиртовать с Ольгой. Он прекрасно знал о трепетности чувств Ленского к Ольге и специально решил над ним поиздеваться, так сказать наказать его за собственные мучения. Сам Онегин, как не раз упоминалось в романе, умел вполне легко влиться в доверие к дамам, тем более таким ветреным кокеткам, как Ольга Ларина. За время бала он умудрился ТРИЖДЫ потанцевать с ней (что само собой не особо прилично), не дав Ленскому ни разу пригласить ее на танец. Это (а в особенности то, что Ольга как будто отвечала Евгению взаимностью), конечно же, оскорбило Владимира, он отправился домой, чтобы написать Евгению письмо с вызовом на дуэль.

До этого момента все вроде бы очевидно. Мы видим двух излишне подверженных эмоциям молодых людей, что вполне соответствует нашим представлениям о той эпохе.

Иллюстрация к роману "Евгений Онегин" из редкого издания 1911 года. Художник Е. Самокиш-Судковская Фото: ТАСС

Иллюстрация к роману "Евгений Онегин" из редкого издания 1911 года. Художник Е. Самокиш-Судковская Фото: ТАСС

Затем же начинается то, на что лично я в первые несколько прочтений романа не обращала особого внимания. Пушкин, казалось бы, вкратце описывает подготовку к дуэли. Но Боже мой, сколько же глубокой драмы заложено в этих кажущихся скучноватыми строках!

После написания вызова на дуэль, Ленский определил себе секунданта. Владимир – поэт. Он возвышенный, чистый и очень правильный человек. Именно поэтому он хотел, чтобы эта дуэль прошла по всем правилам. Сам он никогда не участвовал в подобных вещах, и не знал, как и что должно быть, но в соседях у него был человек, который точно мог помочь – господин Зарецкий.

Знаете, до прочтения книги Джозефа Гамильтона я не обращала внимания на то, что Зарецкий – единственный полностью отрицательный персонаж в этом романе. Этот персонаж настолько второстепенный, что, вообще-то, не сильно бросается в глаза современному читателю.

Зарецкий был старым дуэлятном, крайне педантичным (что особенно подчеркивается автором!) по части правил проведения дуэли. Он много раз сам был дулянтом и еще большее число раз был секундантом. Автор также подчеркивает нам важную черту характера Зарецкого – он был тонким психологом, способным рассорить лучших друзей и привести их к барьеру, равно как и примирить злейших врагов, решивших стреляться.

Обладая таким опытом и такими талантами, Зарецкий без труда мог примирить двух друзей. Тем более, что к моменту начала дуэли оба они были готовы сделать шаг к перемирию. Не хватало только нужного толчка. Ленский к этому времени уже успел встретиться с Ольгой, понять, что она любит его, и простить обиду.

Онегин же, в принципе, не рассматривал эту дуэль, как что-то серьезное. Отомстив Ленскому за свою обиду на балу, он давно остыл и принял сей вызов только из соображений гордости, а не потому что действительно хотел стреляться. До последнего он думал, что все как-то уладиться само. На это указывает и то, что он не потрудился выбрать себе секунданта, хотя это было первейшим и самым главным правилом дуэли. В утро дуэли Евгений едва не проспал, он соскочил с кровати, велел подавать себе лошадей, а своему слуге приказал ехать с собой. Слуга Гильо – вот кто стал секундантом Онегина!

Теперь вернемся к правилам дуэли. Они были вполне строгими и закрепляли почти что каждое действие как дуэлянтов, так и секундантов. Так, например, все четверо (два дуэлянта и их секунданты) должны были быть приблизительно равны по своему статусу. Если один из дуэлянтов не успевал найти себе секунданта нужного статуса, дуэль переносилась. Это было очевидным и важным правилом того времени. Зарецкий, будучи знатоком традиций, прекрасно знал это, он подчеркнуто безрадостно воспринял появление слуги Гильо, но тем не менее не стал требовать переноса дуэли. Хотя должен был!

К тому же очень важно было назначить секундантов заранее, так как они оба (чтобы все было честно) должны были участвовать в подготовке места и оружия. Также важной миссией секундантов (закрепленной в правилах!) было стремление примерить противников. Хорошие секунданты должны были употребить на это все свои способности не только перед началом поединка, а с момента своего назначения секундантом. Гильо был всего лишь слугой и не только не знал тонкостей дуэльных традиций, но и не имел права влиять на решения своего хозяина и (уж тем более!) его оппонента.

Другое дело Зарецкий. Он не просто знал о том, что должен сделать, но и имел все необходимые на это способности. Он легко мог остановить дуэль, если бы захотел.

Но он не захотел. Почему же? Он недолюбливал Ленского или Онегина? Вовсе нет! Все дело в том, что Зарецкий уже много лет жил в деревне в покое, а все его кутежи и дуэли остались в далеком прошлом. Он не был женат, но сожительствовал с деревенской женщиной, от которой воспитывал внебрачных детей. Ему было просто-напросто скучно. Внезапно случившаяся дуэль между Ленским и Онегиным внесла разнообразие в его жизнь. Зарецкий вдруг снова почувствовал себя важным. Отменить или хотя бы перенести дуэль (так как она потом могла отмениться сама собой) значило для него вновь погрузиться в скуку. Он не хотел этого, поэтому и не стал даже заикаться о перемирии, и поэтому закрыл глаза на секунданта-слугу.

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Драматизм любви в русской литературе (на примере одного-двух произведений).

Внимательно прочитайте вопрос. Вспомните, что герой произведения раскрывается через взаимодействие с другими персонажами, а также через поступки, увлечения и т. п.

В романе Ленский прежде всего взаимодействует с Онегиным и Ольгой. Его натура раскрывается через любовь и дружбу. Отношение к юному герою автора-повествователя тоже помогает понять суть персонажа. Именно эти моменты помогут Вам определить место и роль Ленского в романе А. С. Пушкина.

В отношениях с Ольгой раскрывается жажда любви героя, стремление быть любимым. Именно это не позволяет Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен.

Повествователь критически относится к Ленскому как к романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

Так он писал темно и вяло,
(Что романтизмом мы зовём,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я…)

Юный поэт-романтик близок Пушкину и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нём свою собственную юность, любит то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, — состояние возвышенной мечтательности.

В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Автор уводит Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Приведите примеры из текста, доказывающие данное суждение.

Повествователь размышляет над двумя вариантами жизни Ленского. Один — путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другой — удел помещика. Оба варианта ведут к гибели: один — к физической, второй — к духовной.

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Автор поставил Ленского рядом с Онегиным неслучайно. Юный герой воплощает противоположную сторону главного героя. А. С. Пушкин создал образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

Вспомните помещиков, описанных в поэме Н. А. Некрасова. Обратите внимание, что сатирическое изображение господ проявляется прежде всего в фамилиях (Оболт-Оболдуев, Утятин) и в портретах этих героев.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помещики в поэме показаны как жестокие крепостники. Н. А. Некрасов высмеивает их, сатирически обличая паразитический образ жизни, неспособность к труду, презрение к людям труда, жестокость по отношению к крестьянам, барскую спесь и надменность, неспособность понять историческую необходимость отмены крепостного права. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Начните своё сочинение с формулировки главной темы в поэме: поэт изображает трагический период в судьбе России, период безвременья, когда в результате революции старый порядок жизни был разрушен, а новый ещё не построен.

Христос у Блока возглавляет шествие революционеров. Он ведёт мир к воскресению.

В выводе скажите о том, что с помощью образов‑символов в поэме дана картина начального этапа революции, показаны её основные конфликты и противоречия. Отсюда и сложное отношение автора к этому историческому событию.

Драматизм любви в русской литературе (на примере одного-двух произведений).

Покажите на примере анализа сюжета произведения, как в решении этой темы А. И. Куприн отталкивается от социальных противоречий и приходит к общечеловеческому осмыслению чувства любви.

Ситуацию драматичной любви Вы можете раскрыть на примере и другого произведения А. И. Куприна.

Образ Ленского в романе

В романе "Евгений Онегин" Владимир Ленский является доверчивым молодым человеком и единственным другом Евгения. После смерти родителей Ленский был отправлен обучаться в Германию, поэтому по возвращению в Россию Владимир имел отличные от общепринятых внешний вид и взгляд на мир. Подтверждение этому можно найти в тексте: "Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч".

Владимир верил в совершенность мира, в то что друзья готовы сразиться за его честь, что где-то его ждет изнывая родная душа. Будучи хорошо образованным , богатым и красивым он является завидным женихом.

Не смотря на это его сердце с подросткового возраста принадлежало Ольге: "Чуть отрок, Ольгою плененный, сердечных мук ещё не знав". Евгений, хорошо знавший об этом, в качестве злой шутки флиртовал с Ольгой на дне рождения Татьяны. Взбешенный Ленский, дабы защитить честь возлюбленной, вызвал Онегина на дуэль, в результате чего погиб.

Я считаю, смерть Владимира Ленского запускает новый виток истории. Благодаря его смерти привычный уклад переворачивается: Евгений погружается в депрессию, сдвигается с мёртвой точки сюжетная линия с Татьяной, вскоре Онегин отвергает её и уезжает, спустя несколько лет Татьяна выходит замуж. По сути если бы не смерть Ленского, то Евгений не стал бы читать много книг, продолжал бы "скучать" от жизни и бесцельно проводить дни.

Замужества Татьяны тоже не было бы, потому что Онегин не уехал бы и Татьяна имела бы надежду на жизнь с ним. Но и при жизни Ленский как бы сдерживает Онегина, делает его жизнь чуточку лучше. Он действительно является другом для Онегина и, как Евгений понял после смерти Владимира дорог ему.

Возможно он даже вышел бы за Ольгу и прожил с ней более менее счастливую жизнь.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что не смотря на свою второстепенность, Ленский играет большую роль как при жизни, так и после смерти.

Пример сочинения 2

Читая роман "Евгений Онегин", восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи того времени — это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и Онегин.

А вот другой романа герой: Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы.

Давайте узнаем этого героя поближе. Это был

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, "под небом Шиллера и Гете", где "их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Ленский — поэт-романтик, "от хладного разврата света еще увянуть не успев", "он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет". Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковьих, буяновых, петушковых и харликовых:

. Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.

Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несмотря на то, что "меж ними все рождало споры и к размышлению влекло", эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, доброй зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:

Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.

Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. "Сердцем милый невежда", герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь "глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан. " По словам Белинского, Владимир "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". Да, так оно и есть. Но он любил:

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…

Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. "Не в силах снесть обмана", Ленский вызывает Онегина на дуэль, "решась кокетку ненавидеть".

Онегин выстрелил. Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет".

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.

А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

Пример сочинения 3

По своей сути он является полной противоположностью Онегина. Евгений, уже испробовавший все наслаждения, смертельно устал, впал в хандру и не знает, зачем и как ему жить, тогда как Ленский предстаёт перед нами романтиком, полным светлых надежд и идеалов. Взращённый за границей в стенах университета он ещё не познал горя и разочарований жизни. Увлёкшись философией Канта, молодой человек смотрит на окружающий мир с высоты своего юношеского максимализма. Вероятнее всего, именно это и породило крепкую их дружбу с Онегиным, который видел в поэте отражение себя самого из недалёкого прошлого.

Однако в итоге Пушкин показывает, что непрактичный мечтатель Ленский, обделённый житейским опытом и не умеющий глубже анализировать окружающих людей, не способен выжить в современном мире. Влюбляясь в Ольгу Ларину, он не видит её посредственности и ограниченности. По сути, наш герой отдал своё сердце бесплодной фантазии, а не реальному человеку. Когда Евгений Онегин, желая лишь немного просветить своего друга, начал ухаживать за его возлюбленной, ещё недавно страстно влюблённая во Владимира Ольга мгновенно отвечает взаимностью столичному светскому льву. Образ идеальной любви поэта был растоптан. Ленский в гневе вызывает Онегина на дуэль. В конце концов, он погибает от руки своего лучшего друга.

Финальный удар по светлому образу Ленского наносит столь боготворимая им Ольга. Из уст её сестры Татьяны мы узнаём, что, поплакав над Ленским некоторое время, девушка счастливо вышла замуж за проезжего улана. Таким образом, Пушкин показывает, что поэт погиб напрасно, отстаивая ложный идеал.

Образ Ленского в романе “Евгений Онегин” имеет очень важное значение как для сюжета, смысловой стороны произведения, так и для самого автора. Молодой поэт-романтик отражение А. С. Пушкина, его раннего творческого этапа. В произведении можно заметить много параллелей и перекличек с началом творческого пути Александра Сергеевича, но на момент написания романа Пушкин не был приверженцем романтизма.

Значение образа Владимира Ленского

Образ Ленского с его недосягаемыми романтическими идеалами призван был подчеркнуть несоответствие этого литературного течения нуждам пушкинской современности. Смерть Ленского – символ того, что романтизм “отжил”, ему нет места ни в реальной жизни, ни в литературе. Само наличие в романе такого “неземного”, чистого героя, как Ленский не могло разрешиться без трагедии. Но, то, что он погибает, не значит, что его возвышенные идеалы: верность, порядочность, настоящая дружба, любовь – теряют свою значимость. В контексте произведения философия и моральные принципы Ленского передаются повзрослевшей замужней Татьяне Лариной. Она является “эхом”, отголоском убитого Онегиным друга: отвергает его опоздавшее признание, сохраняет свой моральный уровень, честь и достоинство. Напоминает Онегину, что долг и справедливость – главное в жизни. Именно в такой интерпретации “призрак Ленского” возвращается в конце произведения, это его невидимый, но очень важный “выход”.

В романе “Евгений Онегин” Ленский, пожалуй, единственный настолько светлый, чистый, по-детски непосредственный персонаж.

Тонкая натура и возвышенный ум

Молодой восемнадцатилетний поэт появляется в жизни главного героя, чтобы осуществить не только роль жертвы, хотя и она ярко характеризует Онегина. Гораздо важнее то, что на фоне умного, эмоционального, доверчивого, открытого персонажа, Онегин кажется ещё более низким, циничным и эгоистичным. Их дружба в какой-то мере “стабилизирует” хандру главного героя, Ленский очень положительно влияет на Евгения, сам того не осознавая. Наивные размышления юноши, его мечты и стремления настолько чисты и трогательны, что даже прожжённый лицемер не спешит возвращать его “на землю”. Тонкая душа и полнейшая неискушённость в светской жизни не позволяет Владимиру научиться разбираться в людях. Он абсолютно беспомощен в сфере человеческих отношений, своё западное образование и мировоззрение он перенёс в русскую реальность. По этой причине его “мир” оказывается таким хрупким, что не выдерживает малейших отклонений от “нормы”. То, что Ленский упивается трудами Канта, Шиллера говорит о его духовности, романтичности именно в личностном плане. Склонность к стихотворчеству также ярко характеризует Владимира, как эмоционального, творческого, чувствительного человека.

Восторженная речь и кудри чёрные до плеч

Красавец, умный, образованный романтик-поэт внёс в произведение искру жизни, далеко не лишний пафос, романтизировал то, что глазами Онегина читатель увидел бы пошло и непривлекательно. Оптимист и неутомимый философ “по жизни”, Ленский придумал большую часть своей жизни: любовь, дружбу, мировосприятие. Уверенность в том, что Ольга его идеал кажется читателю смешным, она не стоит того отношения, которым одаривает её Владимир. После его смерти он быстро забывает о несостоявшемся женихе и выходит замуж за другого. Ни в любви, ни в дружбе Ленский не получает отдачи, оказанного доверия – Онегин, как и Ольга, – не тот человек, за честь которого стоит “приять оковы”.

Читайте также: