Как получить баллы за итоговое сочинение при поступлении в вуз 2020

Обновлено: 05.07.2024

В 2013 году сочинение по литературе вернулось наконец обратно в школьную экзаменационную практику и стало определенным допуском, своеобразным рубежом, после которого каждый выпускник может выйти на финишную прямую и сдать ЕГЭ. Итоговое сочинение (изложение) в новом формате выпускники школ будут писать в декабре 2020 года уже седьмой раз.

Курсы ЕГЭ Lancman School расскажут вам всё, что надо знать об итоговом сочинении в 2020-2021 учебном году.

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021 году

Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году перенесено на 15 апреля.

Сам экзамен проводится обычно в школе. Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.

Даты проведения итогового сочинения в 2021 году

Срок написания заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) – до 1 марта 2021 года.

Дата проведения итогового сочинения (изложения) – 15 апреля 2021 года, начало экзамена – 10.00 по местному времени.

Продолжительность итогового сочинения (изложения) - 3 часа 55 минут (235 минут). В это время не включается заполнение полей регистрации и инструктаж. Для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья экзамен длится на 1,5 часа больше. Если экзамен для участников с ОВЗ длится более 4 часов, то для них организуется питание и перерывы на отдых.

Дата опубликования результатов – до 26 апреля 2021 года работы должны быть проверены, публикация результатов и материалов в личных кабинетах - не позднее 29 апреля 2021 года.

Дополнительные сроки проведения итогового сочинения – 5 и 19 мая 2021 года.

Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года. Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.

Важно: при подаче документов при поступлении на бакалавриат или специалитет вуз может начислить абитуриенту дополнительные баллы (от 1 до 10) за итоговое сочинение!

Для начисления индивидуальных баллов за итоговое сочинение абитуриент должен сообщить о своем желании получить бонусные баллы приёмной комиссии вуза. Каждый вуз будет иметь доступ к бланкам итогового сочинения и результатам проверки работы любого выпускника в информационной системе ФИС ГИА, поэтому распечатывать и относить в вуз материалы итогового сочинения абитуриенту не надо. За итоговое изложение бонусные баллы не начисляются.

Кто может писать вместо сочинения изложение

Выбрать изложение вместо итогового сочинения могут следующие выпускники:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Тематические направления итогового сочинения 2021

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Конкретные темы сочинений станут известны только в день экзамена, кроме того, они будут различаться в разных часовых поясах.

Комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021 учебного года

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Требования к итоговому сочинению (изложению)

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.

15 апреля почти 700 тысяч одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение. Зачет за него служит не просто допуском к ЕГЭ и ГВЭ, за эти 300–350 слов можно заработать до 10 дополнительных конкурсных баллов при поступлении в вуз.

Сейчас всего 6 университетов имеют право проводить собственные вступительные экзамены плюсом к ЕГЭ. Это МГУ, СПбГУ, МГЛУ, МГИМО, МГЮА и НГЛУ им. Добролюбова. Но многие вузы хотят увидеть способность абитуриента рассуждать, защищать свою позицию, логично излагать мысли – все это демонстрируется в итоговом сочинении. Сухие баллы ЕГЭ такой возможности не дают. Поэтому высшие учебные заведения стали чаще засчитывать итоговое сочинение как индивидуальное достижение и начисляют за него дополнительные баллы. Все по-разному: от одного до максимальных десяти. Тем не менее даже один балл может стать решающим в борьбе за бюджетное место в университете.

Какие топовые вузы засчитывают в этом году итоговое сочинение и дают за него баллы.

Рукописная страничка умных мыслей поможет заработать до 10 баллов при поступлении в вуз. Фото: Светлана Бердник, Pixabay

Рукописная страничка умных мыслей поможет заработать до 10 баллов при поступлении в вуз. Фото: Светлана Бердник, Pixabay

1. Институт русского языка им. Пушкина (Москва)

2. Санкт-Петербургский госуниверситет промтехнологий и дизайна.

3. Российская экономическая школа (Москва).

4. Институт экономики и культуры (Москва).

6. Челябинский госуниверситет.

8. Академия труда и социальных отношений (Москва).

1. Академический университет гуманитарных наук (ГАУН) при РАН до 5 баллов.

2. Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону).

3. Саратовский госуниверситет им. Чернышевского от 1 до 5 баллов при поступлении в Институт филологии.

4. Тольяттинский госуниверситет (от 1 до 5).

1. Московский госуниверситет технологий и управления им. Разумовского.

2. Университет им. Витте (Москва).

1. МГУ – от 1 до 2.

3. ВГИК им. Герасимова.

4. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и соцработы.

5. Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники.

1. ИТМО (Санкт-Петербург).

3. ЛЭТИ (Санкт-Петербург).

4. ЮФУ (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону).

СПбГУ, МФТИ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, Финуниверситет и многие другие вузы высшего дивизиона итоговое сочинение не учитывают.

Это всего лишь краткий обзор вузов, которые дают дополнительные баллы за итоговое сочинение. В России больше 1200 высших учебных заведений (вместе с филиалами), полный список был бы чересчур большим. Просто не забудьте проверить на сайте интересующего вас вуза, проверяет ли он сочинение. Большинство университетов, если учитывают сочинение как индивидуальное достижение, то дают за него 1-2 балла. Но даже один балл не бывает лишним в конкурсе.

Если вы дочитали до этого места, пост, надеемся, стоит лайка :). И, конечно, подписывайтесь на нас и делитесь статьей.

Вузы предоставляют абитуриентам множество возможностей повысить свои шансы на поступление. Помимо результатов ЕГЭ, учитываются еще и различные спортивные, интеллектуальные, социальные и творческие достижения. Каждый университет самостоятельно решает, за какие достижения добавлять баллы и сколько. Эту информацию можно найти на сайте вуза.

1. Аттестат с отличием (1–10 баллов)

2. Итоговое сочинение (1–10 баллов)

Одиннадцатиклассники сдают итоговое сочинение в декабре. Оно является допуском к ЕГЭ. Не все вузы учитывают сочинение, но ты можешь рассчитывать получить за него баллы, например, в МГУ, РГГУ и ВШЭ. В последнем можно получить до 5 баллов за сочинение. Каждый университет проверят сочинение по собственным критериям. Чтобы получить максимальный балл в ВШЭ, нужно показать многосторонность своих знаний: сочинение должно быть написано с опорой на более чем одно произведение литературы и на произведения других видов искусства (например, театр, кино, живопись), исторические документы, факты, высказывания известных людей, а также научные и научно-популярные источники иных отраслей знания.

3. Спортивные достижения (1–10 баллов)

Многие вузы добавляют до 10 баллов за спортивные успехи. Достижения в физкультурных и спортивных мероприятиях, наличие спортивного звания могут принести тебе дополнительные баллы. А если университет специализируется на физической культуре, то призеры Олимпийских, Паралимпийских игр или чемпионата мира могут вообще поступить без испытаний.

4. Значок ГТО (1–5 баллов)

5. Волонтерство (1–2 балла)

6. Олимпиады (зачисление без вступительных испытаний или 100 баллов по профильному предмету)

Олимпиады дают разные льготы при поступлении — многое зависит от их уровня. Например, победители олимпиады первого уровня могут поступить в вуз без вступительных испытаний либо получить 100 баллов по профильному предмету. Многие вузы требуют подтвердить достижения на олимпиадах результатами ЕГЭ: должно быть не менее 75 баллов по соответствующему предмету. В этом году заключительные этапы олимпиад были перенесены поздний срок или проведены в онлайн-формате.

Итоговое сочинение 2020

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Критерии оценивания в школе

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Отсутствие рассуждения

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Логические ошибки

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Накануне публикации результатов итогового сочинения напомним, что это один из немногих дополнительных способов накинуть себе парочку запасных баллов для поступления в вуз, но самый простой, ведь каждый выпускник обязан написать его для допуска к выпускным экзаменам.


Но не все вузы начисляют баллы именно за итоговое сочинение, в этой статье мы приведем некоторые из тех, что добавляют баллы, а если вуза, в который хочется вам среди них не окажется, то ознакомиться с полным списком можно здесь. Заодно там же можно посмотреть за что еще начисляют баллы различные вузы и в каком количестве.

МГУ им. Ломоносова

Московский государственный университет им. Ломоносова начисляет дополнительные баллы за итоговое сочинение в количестве 3 штук. Напомним, что средний проходной балл в МГУ им. Ломоносова приближается к 340, так что ставки довольно высокие, но и шансы попасть на бюджет велики – в вузе свыше 3,5 тысяч бюджетных мест.

МГАХИ

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова за итоговое сочинение начисляет всего 1 балл, а средний проходной балл в нем равен 370, а количество бюджетных мест едва перевалило за 80.

РАЖВИЗ

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова начисляет 2 дополнительных балла за сочинение. В среднем проходной балл в академию составляет 413, на большинство специальностей есть до 4-5 внутренних экзаменов сверх ЕГЭ, это оправдано – попасть на учебу должны лучшие из лучших ведь бюджетных мест всего 61.

Российский государственный гуманитарный университет добавляет своим абитуриентам 1 балл за итоговое сочинение. Средний проходной балл по университету составляет около 260, а количество бюджетных мест приближается 590.

МГППУ

Московский государственный психолого-педагогический университет обладает относительно невысоким средним проходным баллом – всего 209, но подробный просмотри специальностей покажет насколько иногда между ними большая разница. За итоговое сочинение в МГППУ можно получить всего 1 балл, но он может помочь выделиться среди других абитуриентов. Всего в вузе 830 бюджетных мест, будет обидно стать 831-м.

МГАВМиБ им. К.И. Скрябина

Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина предлагает своим абитуриентам около 320 бюджетных мест и средний проходной балл в 206. В дополнение к этим приятным условиям академия начисляет 2 балла за итоговое сочинение.

НИУ ВШЭ

Важно помнить, что баллы за сочинение вам начислят только если вы об этом попросите в приемной комиссии при подаче документов. Достаточно просто сообщить приемщику о своем желании и ваше сочинение рассмотрят в качестве возможного бонуса. Приносить оригинал или копию сочинения не нужно, оно будет в электронной базе вместе с вашими баллами ЕГЭ. Так что, если уверены, в том, что ваша работа написана достойно – обязательно попросите её учесть.

Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению

Читайте также: