На этого человека нельзя было смотреть без смеха сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Опыт участия в ЕГЭ показал, что наибольшие затруднения у старшеклассников вызывает выполнение части С, которая представляет собой сочинение. Такой вид работы даёт возможность проверить не только разные стороны речевого развития выпускников, но и их общий уровень культуры. Как правило, итоговая оценка по экзамену в большей мере зависит от того, как выполнена эта часть теста. Выпускники должны уметь не только чётко знать требования к каждой части сочинения, но и уметь оценивать написанное в соответствии с критериями.

После прослушивания текста С.Качалкова анализируются основные моменты:

После анализа основных моментов текста и авторской позиции по поднятой им проблеме каждая группа учащихся пишет соответствующую часть сочинения. Группы эти подвижные: каждый такой урок – другая часть сочинения.

Таким образом, за шесть занятий каждый из учащихся поработает над всеми частями сочинения, закрепит умение оценивать написанное.

  • закрепить навыки работы над пониманием художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
  • отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;
  • совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

– Как можно соотнести эту притчу с темой сегодняшнего урока?

– Ребята, сегодня вы работаете в подвижных группах, названия которых соответствуют абзацам сочинения.

II. Актуализация знаний о составных частях сочинения

Предлагаю повторить, что необходимо помнить при написании каждой части сочинения, оценить абзацы сочинения по известному вам тексту Л.Серовой (Приложение 2) в соответствии с критериями по содержанию сочинения (Приложение 3) (Отвечают представители групп, у всех распечатанные критерии по каждой части сочинения)

2-3 предложения, в которых необходимо сформулировать проблему, поднятую автором данного текста. Проблема – это вопрос, которым задается автор.

Оценить 1 абзац сочинения

В 2-3 предложениях необходимо прокомментировать поставленную проблему: насколько важна, интересна и актуальна проблема; кому и когда приходилось сталкиваться с ней; чем она заинтересовала автора? (Не пересказывать текст!)

Оценить 2 абзац сочинения

В 2-3 предложениях объяснить, как сам автор относится к поднятой им проблеме? Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их разными способами (2 цитаты в виде прямой и косвенной речи).

Оценить 3 абзац сочинения

Своя позиция с двумя аргументами (3-5 предложений):

Оценить 4-5 абзацы сочинения

1-3 предложения (возвращение к началу сочинения, другими словами – пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод). Удачно ли это заключение, на ваш взгляд?
Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

III. Работа над новым материалом

1) В одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко сказал:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

– Ребята, попробуйте сформулировать тему текста, по которому мы будем работать, соотнеся только что прочитанные строки. (Людей неинтересных в мире нет. Каждый человек – это целый мир, непознанная планета. Каждый по-своему ценен.)

– Скажите, а вы интересные люди? Всё ли знают про вас окружающие? Довольны ли вы мнением о вас? Глубокое это мнение или поверхностное?

2) Готовясь к сочинению, вы встречались с текстами, в которых окружающие судили о героях или по внешнему виду, или по неординарным поступкам, осуждая или не принимая их. Только после смерти героев все со стыдом и запоздалым раскаяньем осознавали, что не сумели разглядеть в их заурядных и, как казалось, глупых поступках широту человеческой души. Вспомните героя, автора и название произведения:

III. Работа с художественным текстом

В одном интервью Анатолий Карпов, экс-чемпион мира по шахматам, высказал очень интересную мысль о том, что только тогда можно выиграть шахматную партию, когда сумеешь понять, что задумал противник и как это задуманное он пытается реализовать в игре. А чтобы написать сочинение по данному тексту, необходимо понять текст, понять, что задумал автор, какую проблему он поднимает?

1) Чтение текста по С. Качалкову (Про Сашку Бозина). (Приложение 4)

2) Беседа на выявление восприятия:

– Ваши впечатления от прочитанного? Одинаковые ли чувства вы испытывали на протяжении всего текста?
– Главный герой текста. Какой он?

Словарь синонимов русского языка: Беспутный – см. безнравственный
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: Беспутный (разг.) – легкомысленный, неосновательный, беспорядочный.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой:
Беспутный –
1) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни.
2) Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный.

– Какова роль характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст? (Негативное отношение к герою в начале текста. Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке).

– Известно, что важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа (если он есть), первого и последнего предложений. Обратите внимание на первое и последнее предложения:

(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (29) Женщины не выдержали и в голос заплакали…

– Какой прием используется в данном случае? (Зеркальная композиция, основанная на повторе-перекличке между началом и финалом – и на противопоставлении).

– Автор создает ситуацию, после которой жители деревни переоценивают свое отношение к Сашке Бозину. С помощью какого композиционного приема автору это удается? (Основной прием композиции данного текста – противопоставление)

– Какие смысловые части текста противопоставлены?

– Только ли это? Как вы считаете, какое противопоставление является стержнем рассказа? (Два мира – жестокий мир людей, окружающий Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован автором).

– Сашка Бозин не выставляет напоказ свои внутренние качества. Он показывает всем свое радостное лицо. Умение радоваться, быть радостным – это особый ДАР, которым наделяется человек. Это и то, что внутри тебя, и то, что ты можешь отдать в ДАР другим людям. Этим светлым, радостным состоянием Сашка Бозин пытается поделиться с людьми. Но они этот ДАР не принимают. Почему?

– Как вы думаете, случайно ли в каморке Сашки Бозина висит такая картина? Зачем она ему? (Картина – отражение внутреннего мира героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность Бозина)

– Как вы считаете, какими внутренними качествами обладает герой? (Доброта души, внутренняя красота и чистота, незлобивость, всепрощение, высота души, отрешенность от всего земного.)

– Отчего умер Сашка Бозин? (От бездушия односельчан).

– Ребята, стихотворение Евгения Евтушенко заканчивается словами, которые созвучны нашим чувствам:

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
т этой невозвратности кричать…

– Как выражена позиция автора в тексте? Есть ли слова, подтверждающие её? Анализ текста поможет вам определить авторскую позицию. Сформулируйте ее. (С.Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный).

IV. Самостоятельная групповая работа над абзацами сочинений (каждая группа – 1 абзац).

V. Проверка получившихся абзацев сочинения. (Приложение 5)

VI. Итоги уроки. Оценки

VII. Домашнее задание: написать полностью сочинение по этому тексту, на следующем уроке – взаимооценка сочинений по критериям.

Очень часто люди судят о других поверхностно. Мы оцениваем то, как выглядит человек, какая у него походка, одежда, совершенно не вдаваясь в подробности его жизни, его интересов, его души. Люди порой абсолютно ничего не знают о человеке, с которым видятся каждый день на работе или на лестничной клетке. Вот и получается, что, проведя всю жизнь бок о бок, люди остаются друг от друга бесконечно далеки. Именно проблему равнодушия ставит перед читателем С. Качалков.

С самых первых предложений текста автор описывает отношение к герою людей, с которыми тот живёт в одной деревне, видится каждый день на работе или пересекается во дворе. Все они видят в Сашке нелепого чудака. Для того, чтобы подчеркнуть это, автор использует слово "беспутный" в качестве клички для Бозина.

Качалков замечает: ". любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму". Общество относилось к Сашке, как к глупому ребёнку с пустой головой и бессмысленной жизнью. Автор заостряет внимание на том, что люди абсолютно не предавали значения жалобам героя на боль, все были настолько равнодушны к Сашке, что даже не знали его отчества, хотя всю жизнь прожили рядом с ним. Но их представления о герое резко меняются после их прихода в избушку уже покойного Бозина. Увидев в каморке над столом большую светлую картину с изображённым на ней лежащим в мягком пушистом облаке ангелом, который "чистыми и добрыми глазами смотрел, . словно сыночек. ", женщины, осознавая своё неоправданно предвзятое отношение к Сашке, начинают плакать, а директор опускает голову.

Автор считает, что такое тотальное невнимание и равнодушие к людям, их внутреннему миру недопустимы, иначе можно открыть глубину человеческой души слишком поздно, или, к сожалению, вовсе никогда не сделать этого.

Я абсолютно согласна с Качалковым. Каждый человек имеет собственные переживания и чувства, которые порой бывают скрыты от общества слишком глубоко. Поэтому стоит внимательнее и милосерднее относиться к окружающим.

Для доказательства моей точки зрения приведу в качестве примера рассказ Н. В. Гоголя "Шинель". После утраты вещи, которая была неимоверно важна Акакию Акакиевичу, которая стала смыслом, целью и гордостью всей его жизни, герой решил попросить о помощи значительное лицо. Но чиновник выразил жёсткий и жестокий для Башмачкина отказ. Ему были абсолютно безразличны проблемы обыкновенного нищего переписчика бумаг. Не поняв переживания человека, не желая встать на его место и помочь, чиновник прогнал Акакия Акакиевича, тем самым лишив надежды на возвращение шинели. После данной ситуации главный герой скончался. Вот насколько серьезными могут быть последствия человеческого равнодушия.

Но не только не знакомые ранее люди могут не разглядеть переживаний и проблем человека. Возможно, что даже друзья оказываются невнимательными и совершенно не замечают того, что не касается их интересов. Вспомним произведение братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". У ученого Маляного был сосед по фамилии Снеговой. Они были приятелями, собирались иногда у Малянова попить чай, поговорить на отвлеченные темы. Но однажды, совсем внезапно для Малянова, сосед Снеговой застрелился. Когда следователь стал опрашивать Дмитрия, ему было трудно отвечать на, казалось бы, элементарные вопросы. Малянов не знал, по какому профилю работал его сосед, куда и зачем он ездил в командировки, были ли у него близкие родственники. Дмитрий даже не помнил, как и когда познакомился со Снеговым. Этот пример демонстрирует, что необходимо искоренять безразличие в отношениях с приятелями и друзьями, пока не стало слишком поздно.

Подводя итоги, стоит отметить, что равнодушие доводит до плачевных результатов. Нам следует быть отзывчивее и внимательнее. Никто не хочет оказаться не месте Бозина, Башмачкина или Снегового. Для этого необходимо, чтобы общество замечало душу человека, его внутренний мир.

Что значит быть милосердным человеком? Важно ли уметь проявлять сострадание к людям? Именно над этими вопросами нас заставляет задуматься С. Качалков.

Автор поставил перед нами проблему милосердия. Качалков повествует о некрасивом и неопрятно одетом, но жизнерадостном человеке, к которому с равнодушием и жестокостью относятся односельчане. Они оценивают его по внешнему виду, поэтому часто высказывают замечания, но не видят его чистой души. Но лишь после его смерти односельчанам открылась истинная душа этого человека. В доме они увидели картину, а на ней был изображен ангел, закутавшийся в перину-облако. Такой же ангельской открылась им Сашкина душа.

Автор считает, что какой бы не был человек, надо проявить сострадание, быть милосердным к нему в любой ситуации.

Я полностью согласен с мнением автора.

У каждого из нас немало примеров из жизни, подтверждающих мысль о том, что нужно в любой ситуации оставаться милосердным человеком. Однажды идя по улице, я увидел лежачего на полу неопрятно одетого мужчину. Ни один человек не остановился и не спросил лежачего на земле мужчину нужна ли ему помощь. Все торопились по своим делам, не задумываясь, что человек может умереть. Я попытался помочь человеку, но он не отзывался. Тогда я вызвал скорую помощь. Вскоре я узнал, что у мужчины случился сердечный приступ и ему удалось выжить, благодаря моей помощи. Оба примера показали нам, что в любой ситуации нужно оставаться сострадательным и милосердным человеком, нужно быть милосердным ко всем людям, не обращая на их внешний вид и социальный достаток.

В заключение хочется сказать, что С. Качалков затронул действительно важную проблему. Нужно всегда оставаться милосердными людьми!

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

деревне, демонстрируя всем своё удовлетворенное лицо, испачканное сажей.

  • (7)Сашка, ты бы помылся, что ли! (8)Чего ты чумазым

по улице ходишь, деток пугаешь! — кричали женщины и сердито качали головой.

(9)Не только семейные дамы, взыскательные хранительницы морали, — хоть какой

обитатель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке

какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его … жизнью,

снисходительно поучить уму-уму. (10)Родители, браня собственных деток за недобросовестную

учёбу, обязательно поминали школьного кочегара:

  • (11)Вот не будешь обучаться — станешь таким, как этот

(12)Погиб Бозин, как и жил, как-то вздорно. (13)Когда

были 1-ые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком.

(14)Несколько дней ходил, чувствуя неприятное головокружение, но все, кому он

жаловался, только смеялись:

  • (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у

тебя пустопорожняя. (16)На работе растерял сознание, пока бежали за фельдшером, он

помер. (17)Местный плотник на иной денек сколотил крест, начал вырезать имя

погибшего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в

школу, отыскали трудовую книжку покойного, выяснили, что по священнике его именовали

(19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина,

чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В малюсенькой каморке были печь,

пружинная постель, накрытая пикейным одеялом, у окна древесный стол. (21)А над

столом великая картина. (22)На ней изображено небо, голубое и светлое, как взгляд

ребёнка. (23)Посреди неба — пушистое, мягкое скопление, в котором, словно в перине,

лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а

иной кому-то машет, словно зовёт к для себя либо, напротив, прощается. (25)И вся

картина: и ровная синева, и белое облако, и пухлое лицо ангела —

освещена невидимым золотистым светом,

закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда

у Бозина эта картина — покупал он её, нашёл где-то либо, может быть, сам нарисовал

  • никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как прибывал

Бозин домой, как садился за стол, ел суп либо пил чай и на него, закутавшись в

мягенький пух облака, своими незапятнанными и добросердечными очами глядел ангел, будто

сыночек, дождавшийся собственного отца. (28)А сейчас эти голубые очи глядят в

комнату и не могут отыскать родного лица. (29)Женщины не выдержали и в глас

зарыдали, а пришедший с ними директор школы опустил голову. (По С. Качалкову)

1. Посреди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

2. Посреди предложений 1-6

найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер

3. Посреди предложений

найдите предложение с

обособленным прибавленьем. Напишите номер этого предложения.

4. Посреди предложений 9-12 укажите предложение с обособленным

Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 13- 19 укажите предложение с

Напишите номер этого предложения.

6. Посреди предложений 19-23 найдите предложение с

Напишите номер этого предложения.

7. Посреди предложений 19-23 найдите предложение с

обособленными одиночными определениями. Напишите

номер этого предложения.

8. Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным, Напишите номер

9. Посреди предложений 26-29 найдите предложение с

необособленным распространённым определением. Напишите номер

Задать свой вопрос

Примеры похожих учебных работ

Тестовые задания для подготовки к единому муниципальному экзамену по русскому языку .

. текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Главное для писателя – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, (1) даже в маленьком рассказе, .

Сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или

Практические задания по русскому языку

. водой. 2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко . выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15. или 15.3. Перед написанием сочинения запишите .

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, не замечая подъема. .

. Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое . должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в .

Типы односоставных предложений (Тесты)

. замечаешь, какая она. (2) Лет двадцать пять я читал наизусть этот стих для себя, для друзей – и не замечал, есть ли в нём . об экзотике и странствиях, но проповедует нам бегство от самих себя. (5) Разумеется, пускаясь в эти странствия, мы бежим именно .


№ слайда 1

Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Художестве

№ слайда 2

Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, и

№ слайда 3

Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….) Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….)

Какую конкретную ситуацию он воссоздаёт? На каком материале исследует волнующую

№ слайда 4

Какую конкретную ситуацию он воссоздаёт? На каком материале исследует волнующую его проблему? Какую конкретную ситуацию он воссоздаёт? На каком материале исследует волнующую его проблему? Как оценивает поступки героев? (Если поступки или действия героев вызывают ваше осуждение, сочувствие, одобрение, то автор так же оценивает их. Обратите внимание на художественные приемы, позволяющие увидеть авторское отношение к изображаемому). Что автор хотел сказать читателям данным текстом? Над чем заставил задуматься? Какие выводы помог сделать?

Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! Нельзя отождествлять об

№ слайда 5

(1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький,

№ слайда 6

(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шел по

№ слайда 7

(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись: (12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись: — (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич. (19) Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди неба — пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела — освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина — купил он ее, нашел где-то или, может быть, сам нарисовал — никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову. (По С. Качалкову)

Впечатления и чувства читателя Впечатления и чувства читателя

№ слайда 8

Читайте также: